2.6. Виды стандартов в рф

Понятие «вид стандарта» определяет содержание в зависимости от его назначения. Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

1. Основополагающие

2. Стандарты на продукцию и услуги

3. Стандарты на работы (процессы)

4 Стандарт на методы контроля (на методы испытаний, методы измерений)

Разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки и производства. Эти стандарты устанавливают нормы, требования, правила которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих для науки и производства задач.

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке и производстве.

Стандарты на продукцию устанавливают требования либо к конкретному виду продукции, либо к группе однородной продукции в зависимости от этого делятся на 2 вида:

Стандарт технических условий. Содержащие требования к конкретной продукции. Эти стандарты касаются производства, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Эти стандарты не должны противоречить стандартам общих технических условий и содержать дополнительные (по сравнению со стандартами общих технических условий) требования к продукции.

Стандарты общетехнических условий.

Стандарты, которые содержат общие требования к группам однородной продукции. Они содержат такие границы как:

1 Классификация

2 Основные параметры (размеры)

3 Общие требования к качеству

4 Требования к маркировке

5 Требования к безопасности для жизни и имущества человека, и для окружающей среды.

Также эти стандарты содержат требования к приемке продукции, методы контроля, транспортирования и хранения. Они устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных стадиях существования (проектировка, производство, поставка, эксплуатация, ремонт, утилизация). Стандарты на работу должны содержать требования по ТБ и ПБ, на всех стадиях жизненного цикла продукции. Предназначены для обеспечения всестороннего контроля всех обязательных требований к качеству продукции.

§7 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

В соответствии с Законом «О стандартизации» осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. К таким требованиям относится — требование по обеспечению безопасности для жизни людей их имущества, для окружающей среды, а также другие требования указанные в законах. По содержанию контроль и надзор идентичны, различие заключается в полномочиях субъектов, которые осуществляют надзор или контроль. В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки, который является основанием для выдачи предписаний и внесения постановления о наложении штрафа. В случае не выполнения субъектами хозяйственной деятельности полученных предписаний государственные инспекторы направляют необходимые материалы в суд в установленном порядке.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3706 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Категории стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в Российской Федерации приняты различные категории и виды стандартов. К объектам стандартизации относятся: продукция (производственно-технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методические и общетехнические объекты, организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), программные и технические средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материалов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др. Объектами стандартизации на предприятиях и в организациях могут быть вопросы организационно-методического характера, документы, регламентирующие правила и порядок управления производством и качеством продукции, типовые технологические правила и нормы и т.д.

Категории и виды стандартов разрабатываются на основе и но результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ с учетом лучших отечественных и зарубежных достижений в соответствующих областях науки и техники, требований международных, региональных и прогрессивных национальных стандартов других стран и предусматривают оптимальные решения для экономического и социального развития страны.

Классификация категорий и видов стандартов представлена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Классификация категорий и видов стандартов

Технический регламент (ТР) — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соружением, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • • предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В Закон о техническом регулировании вошли следующие статьи о технических регламентах:

  • • содержание и применение технических регламентов; виды технических регламентов;
  • • порядок разработки, применения, изменения и отмены технического регламента;
  • • особый порядок разработки и применения технических регламентов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В нем могут содержаться с учетом степени риска причинения вреда специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты не должны препятствовать торговле в большей степени, чем это необходимо для выполнения легитимных задач. Они применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое или физическое лицо, т.е. любая организация или гражданин. Структура технического регламента включает слеждующие положения.

  • 1. Общие положения: а) сфера применения регламента; б) объекты технического регулирования; в) основные понятия, термины и определения; г) общие положения для размещения продукции на рынке.
  • 2. Обязательные требования: а) к информации для потребителей; б) на стадиях жизненного цикла (при проектировании и конструировании, производстве, транспортировании и хранении, реализации, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации); в) к характеристикам продукции (существенные требования, перечень показателей); г) применение стандартов.
  • 3. Подтверждение соответствия: а) классификация продукции на основе оценки риска; б) формы и схемы подтверждения соответствия.
  • 4. Ответственность за внедрение технического регламента.
  • 5. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламентов: а) органы и объекты государственного контроля (надзора); б) порядок проведения государственного контроля (надзора); в) ответственность за нарушение требований технического регламента.
  • 6. Переходный период.

Порядок разработки технического регламента следующий:

  • • публикуется уведомление о разработке проекта технического регламента с обоснованием необходимости его разработки и указанием технических требований;
  • • проводится обсуждение проекта технического регламента всеми заинтересованными лицами;
  • • публикуется уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
  • • проводится экспертиза проекта технического регламента экспертной комиссией по техническому регулированию;
  • • проект рассматривается Государственной Думой и Правительством РФ в установленном порядке.

Поскольку разработка технических регламентов — процесс длительный, то в исключительных случаях (угроза жизни и здоровья людей, экологии и др.) могут быть приняты обязательные к исполнению технические регламенты в виде указов Президента России или постановлений Правительства РФ без их публичного обсуждения.

Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Ростехрегулированием Программой.

К приоритетам Программы разработки национальных стандартов относятся:

  • • гармонизация национальных стандартов с международными и межгосударственными стандартами, обеспечивающими конкурентноспособность продукции и услуг, рациональное использование природных ресурсов, техническую и информационную совместимость, единство измерений;
  • • нормативное обеспечение выполнения целевых программ развития оборонных и народнохозяйственных отраслей;
  • • поддержка методами стандартизации национальных проектов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
  • • разработка национальных стандартов, направленных на выполнение требований технических регламентов и обеспечение государственных закупок;
  • • разработка межгосударственных стандартов формируемых единое экономическое пространство со странами СНГ и др.

Национальные стандарты разрабатываются и утверждаются в порядке установленном Законом о техническом регулировании. Они применяются как признанные обществом, но добровольные для использования независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Добровольное применение стандартов означает, что изготовитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблюдать его требования. В то же время национальный стандарт становится обязательным к применению в случае, если:

  • • техническое законодательство страны предусматривает наличие обязательных стандартов в той или иной сфере деятельности (например, в США или других странах);
  • • органами власти в нормативных и правовых документах делаются ссылки на определенные стандарты добровольного применения. В результате прямой ссылки эти стандарты становятся составной частью технических регламентов;
  • • изготовитель на добровольных началах применяет стандарт и маркирует продукцию знаком соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации;
  • • поставщик и потребитель по договоренности сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции;
  • • продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством, включающем ссылку на стандарт);
  • • изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национальных стандартов.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов включают следующее:

  • • национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов;
  • • уведомление о разработке стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта для ознакомления всеми заинтересованными лицами;
  • • разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных сторон;
  • • уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования;
  • • проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы;
  • • технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;
  • • национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом, принимает решение об утверждении или отклонении национальных стандартов;
  • • уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности. ГОСТы Р устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшис государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др. Например, объектами государственной стандартизации могут быть:

  • • организационно-методические и общетехнические объекты, в том числе организация проведения работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, работы по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах материалов и веществ, классификация и кодирование технико-экономической информации;
  • • составляющие элементы крупных народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, обороны, охраны окружающей среды и др.);
  • • объекты государственных научно-технических и социально-экономических целевых программ и проектов;
  • • продукция широкого, в том числе межотраслевого, применения;
  • • достижения науки и техники, позволяющие Российской Федерации (или конкретным предприятиям) обеспечить конкурентоспособность своей продукции или технологии;
  • • продукция, производимая в Российской Федерации для удовлетворения внутренних потребностей населения и производства, а также поставляемая в другие государства по двусторонним обязательствам;
  • • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Разработку государственных стандартов РФ осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданными планами государственной стандартизации РФ, программами (планами) работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством РФ, государственными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

В государственные стандарты РФ включают:

  • • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества человека, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • • обязательные методы контроля (измерения, испытания, анализа) требований к качеству продукции, работ и услуг;
  • • параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
  • • основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
  • • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) продукции и оказании услуг;
  • • правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использо-вания всех ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Государственные стандарты содержат следующие структурные элементы: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; определения; обозначения и сокращения; требования; приложения; библиографические данные. Структурные элементы, за исключением элементов «Титульный лист», «Предисловие», «Наименование», «Требования», приводят в зависимости от особенностей стандартизуемого объекта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТ Р 1.5—2004.

ГОСТы Р утверждаются Ростехрегулированием. Перед утверждением стандарта Ростехрегулирование проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующим ТР и национальным стандартам РФ, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. После утверждения ему присваивается индекс ГОСТ Р, номер стандарта, год утверждения или пересмотра (например, ГОСТ Р 248—2006). Государственную регистрацию стандарта осуществляет Ростехрегулированием в установленном порядке.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов РФ (требования отраслевых стандартов не должны противоречить техническим регламентам, обязательным требованиям государственных стандартов и рекомендациям международных стандартов). ОСТы используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной, автотракторной и т.д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые имеют однородное потребление или функциональное назначение. ОСТы устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции.

ОСТы обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Отраслевые стандарты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, принявшего стандарт. После утверждения им присваивается индекс ОСТ, цифровой код отрасли, номер стандарта и полностью год утверждения или пересмотра (например, ОСТ 3.348—2005).

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах. Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

В состав разделов ТУ входит вводная часть и следующие разделы:

  • • основные параметры и (или) размеры;
  • • технические требования;
  • • требования по безопасности;
  • • комплектность, правила приемки;
  • • методы контроля (испытаний, анализа, измерений);
  • • правила маркировки, транспортирования и хранения;
  • • указания по эксплуатации;
  • • гарантии изготовителя.

В ТУ содержатся технические требования, определяющие показатели качества в соответствии с условиями и режимом эксплуатации продукции, в том числе требования, предусматривающие различные удобства для обслуживания и ремонта изделий, повышение их безопасности.

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потребителями или заказчиками продукции (чтобы отразить в ТУ пожелания и замечания потребителей) и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ.

ТУ утверждает предприятие-изготовитель (разработчик технических условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем).

Обозначения техническим условиям присваивает предприятие — разработчик продукции в соответствии с принятым порядком обозначения технических условий. Для вновь организуемых предприятий и объединений рекомендуются обозначения технических условий со следующей структурой, состоящей из индекса ТУ, четырехразрядного кода класса продукции ио ОКП (Общероссийский классификатор продукции) и разделенного тире трехразрядного регистрационного номера, как правило, восьмиразрядного кода предприятия по ОКНО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций), являющегося держателем подлинника технических условий, и двух последних цифр года утверждения документа (например: ТУ 4521—164—34267369—99, где 4521 — группа продукции по ОКП, 34267369 — код предприятия по ОКПО).

После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Если ТУ утверждены предприятием, то они регистрируются в областных органах по техническому регулированию и метрологии. Учетной регистрации не подлежат технические условия на следующую продукцию:

  • • опытные образцы (опытные партии);
  • • сувениры и изделия народных художественных промыслов (кроме изделий из драгоценных металлов и камней);
  • • технологические промышленные отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;
  • • составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке или изготовляемые по прямому заказу одного предприятия;
  • • средства технологического оснащения, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий, эпизодически, по мере возникновения потребности в них, за исключением средств измерений и средств испытаний;
  • • продукцию единичного производства.

Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Росгехрегулиро- вания.

Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения, в том числе союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения, на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д. СТП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТами или ОСТами.

В качестве стандарта предприятия допускается применение международных, региональных и национальных стандартов других стран на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства и отсутствуют разработанные на их основе государственные и отраслевые стандарты. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов предприятий приводятся в ГОСТ Р 1.5—2004. СТП утверждает руководство предприятия (главный инженер предприятия, объединения). После утверждения им присваивается индекс СТП, цифровой код предприятия, цеха, отдела, объекта стандартизации и две последние цифры года утверждения или пересмотра (например, СТП 0005—48—553—44—92). СТП утверждают, как правило, без ограничения срока действия, и они не распространяются на поставляемую продукцию и государственной регистрации в органах Ростехрегулирования не подлежат.

В зависимости от специфики предприятия (организации) специалисты по стандартизации могут работать в конструкторском, технологическом, научно-исследовательском, метрологическом, инновационном подразделении, отделе технического контроля или контроля качества или в специализированном отделе (службе) стандартизации.

Любое из перечисленных подразделений призвано осуществлять организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии (в организации), а также непосредственно проводить эти работы. При этом задачами специалистов по стандартизации являются:

  • • определение тематики и объемов работ по стандартизации, формирование программ (планов) их проведения;
  • • разработка документов (возможно в статусе стандартов организации), устанавливающих порядок разработки стандартов организации на предприятии;
  • • порядок внедрения на предприятии российских национальных стандартов, порядок соблюдения требований технических регламентов, порядок обеспечения учета интересов предприятия при разработке российских национальных, межгосударственных и международных стандартов;
  • • выполнение и (или) участие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ, связанных со стандартизацией и унификацией;
  • • изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации, в частности, поиск и рассмотрение международных, европейских региональных, межгосударственных, российских и зарубежных национальных, фирменных стандартов по тематике, затрагивающей интересы предприятия, а также учет этого опыта в своих работах по стандартизации и доведение информации о нем до заинтересованных подразделений предприятия;
  • • разработка или участие в разработке стандартов организации, технических условий и других технических документов предприятия;
  • • участие в разработке российских национальных стандартов (если предприятие разрабатывает эти стандарты) или рассмотрение проектов российских национальных, межгосударственных, международных стандартов (если их разработка осуществляется другими организациями);
  • • участие во внедрении на предприятии российских национальных стандартов и иных стандартов, а применении которых заинтересовано предприятие.

Специалисты но стандартизации должны участвовать в контроле за соблюдением требований технических регламентов и стандартов, в том числе при постановке продукции на производство, а также при подготовке к сертификации.

Важной функцией специалистов по стандартизации является участие в информационном обеспечении различных видов деятельности предприятия. С этой целью организуется учет действующих (внедренных) на предприятии стандартов, технических условий и других технических и нормативных документов. Эти документы составят фонд нормативной документации предприятия, который должен постоянно обновляться (своевременно вноситься принятые и утвержденные изменения в стандарты, изыматься отмененные стандарты, проводиться регулярные проверки нормативных и технических документов с целью оценки необходимости их актуальности).

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространять через свои стандарты перспективные результаты и мировые научно- технические, фундаментальные и прикладные исследования. Эти категории стандартов учитываются и применяются субъектами хозяйственной деятельности для динамического использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок, а также служат важным источником информации о передовых достижениях. По решению самого предприятия или организации они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке ОСТов и стандартов предприятия.

СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора.

Необходимость применения СТО субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно и несут за это ответственность. Информацию о принятых стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляют в органы Ростехрегули- рования.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации.

Согласно ГОСТ Р 1.4—2004 в состав обозначения утвержденного стандарта организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, на работы, выполняемые на стороне , или оказываемые ею на стороне услуги следует включить аббревиатуру СТО, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию — разработчика стандарта; регистрационный номер, присваиваемый организацией, разрабатывающей и утвердившей стандарт, и год утверждения стандарта.

Классификационный код стандарта организации (ОКС) устанавливают по Общероссийскому классификатору стандартов ОК (МК(ИСО/

ИНФКО МКС) 001—96)001, классификационный код продукции (ОКИ) или услуги (ОКУН), на которую распространяется стандарт организации, — по общероссийским классификаторам О К 005 или О К 002 соответственно и приводят на последней странице стандарта организации.

Международный стандарт (ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО — содействовать благоприятному развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (например, ИСО/Р 1/1043:1989).

Ростехрегулирование допускает следующие правила применения международных стандартов:

  • • принятие без дополнений изменения текста международного стандарта в качестве государственного российского ГОСТ Р. Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественных стандартов;
  • • принятие текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого стандарта к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Множество действующих в России стандартов в основном подразделяются на четыре вида:

) основополагающие — устанавливают общие методико-организационные положения для определения области деятельности, общетехнические правила и нормы, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных видов производств;

) на продукцию и услуги — в этих стандартах устанавливаются требования к однородной продукции или услуге либо к конкретной услуге или продукции;

) на производственные и технологические процессы — в данных стандартах устанавливаются основные требования к методам выполнения различного вида работ на любых производствах, а также технологических процессов;

) на методы контроля — эти стандарты определяют методы проведения контрольных и проверочных измерений, испытаний и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании в различных производственных процессах.

Первый вид стандартов (основополагающих) подразделяется в свою очередь на два главных подвида:

) общетехнические, регламентирующие обозначения, термины, определения, а также номенклатуру показателей качества. Кроме того, указанные стандарты устанавливают общие методы проектирования подготовки какого-либо производства, хранения, испытаний, транспортировки, эксплуатации и ремонта техники любого вида;

) организационно-методические, регламентирующие общие положения и построение технической документации, включая информационную совместимость ее, а также устанавливают общие требования с обеспечением организационно-технического единства объектов и предметов стандартизации.

Стандарты на продукцию в свою очередь делятся на три подвида:

) стандарты общих технических требований;

) стандарты общих технических условий. Эти два подвида стандартов устанавливают разносторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и безопасной эксплуатации;


) стандарты технических условий выполняют функцию регламентирования правил приемки, методов контроля, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта каждой конкретной продукции всех видов — техники, аппаратуры, приборов, оборудования и т. д.

Важной является система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП), ей присвоен общий номер 17. Эта система включает следующие подсистемы или группы: 17.0 — Основные положения; 17.1 — Гидросфера; 17.2 — Атмосфера; 17.3 — Почвы; 17.4 — Земли всех видов; 17.5 — Флора; 17.6 — Фауна; 17.7 — Недра. В частности, группа 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 — «Охрана природы. Атмосфера» и т. д., и т. п. Эти группы экологических стандартов регулируют различные стороны деятельности российских предприятий по защите водных и воздушных природных ресурсов.

. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

сертификация стандарт контроль

ГОСТ 12.3.017-79

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности

УДК 629.114.004.67;658.58: 658.382:006.354

Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие требовании безопасности

ГОСТ 12.3.017-79

ОКП 45 7000

Постановлением Государственного комитата СССР по стандартам от 17 июля 1979 г. № 3583 срок действия установлен с 01.07.80

Постановлением Госстандарта от 13.09.85 № 2907 срок действия продлен до 01.07.90

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности работ при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов (далее — автомобилей), предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети СССР, которые проводятся на эксплуатационных предприятиях, станциях ТО и в специализированных центрах.

Стандарт не устанавливает требований безопасности при ТО и ТР автомобилей, работающих на газообразном и твердом топливе, а также специального оборудования, смонтированного на автомобилях.

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

. В процессах ТО и ТР могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся автомобили, машины и механизмы; незащищенные подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

загроможденность рабочих мест готовой продукцией, инструментами, приспособлениями, материалами;

неправильная расстановка автомобилей в местах их хранения или в помещениях для ТО и ТР;

отсутствие специальных приспособлений, инструмента и оборудования для веления работ в соответствии с принятой технологией;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны:

повышенная температура поверхностен оборудования, материалов:

повышенные или пониженные температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны:

повышенные уровни шума, вибрации на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях;

незащищенные токоведущие части электрооборудования (электроустановок):

недостаточная освещенность рабочей зоны;

вредные компоненты в составе применяемых материалов, воздействующие на работающих через кожный покров, дыхательные пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки органов зрения и обоняния.

. При проведении ТО и ТР необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004-85 и ГОСТ 12.1.010-76.

. Оборудование, приборы, инструменты и приспособления — по ГОСТ 12.2.003-74.

. Процессы ТО и ТР должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75, а также других стандартов и ТУ, распространяющихся на эти процессы.

. При проведении ТО и ТР следует соблюдать «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию», утвержденные Минздравом СССР.

. Процессы ТО и ТР должны быть безопасными на стадиях:

подготовки автомобилей к ТО и ТР;

непосредственного выполнения работ;

испытаний и проверок систем автомобилей;

заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и спецжидкостями;

хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов;

удаления и обезвреживания отходов производства.

. Загрязнение производственных помещений (производственных площадок) и окружающей среды в процессах ТО и ТР не должно превышать предельно допустимых концентраций согласно требованиям СН 245-71, утвержденных Госстроем СССР.

. При проведении ТО и ТР запрещается использовать неисправные оборудование, приспособления, инструмент.

. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

. Требования безопасности труда необходимо соблюдать при:

подготовке рабочего места;

подготовке объекта для ТО и ТР;

проведении работ;

уборке рабочего места.

. ТО и ТР необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и инструмента, предусмотренных определенным видом работ.

. Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть.

. Автомобиль, установленный на напольный пост ТО или ТР, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля необходимо навесить табличку с надписью «Двигатель не запускать: работают люди!».

. При обслуживании автомобиля с помощью подъемника на механизме управления подъемником следует вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

. Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы сигнализацией с обратной связью и возможностью с любого поста произвести экстренную остановку процесса передвижения. Передвижение автомобилей с поста на пост допускается выполнять только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения. При использовании в качестве предупреждающего звукового сигнала последний должен превышать уровень шума на рабочих местах на 6-8 дБ А.

. Автомобили, устанавливаемые на поворотные стенды, необходимо надежно закрепить при помощи устройств, предусмотренных конструкцией стенда; топливо и рабочие жидкости слить, аккумуляторные батареи демонтировать; все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона удалить.

. При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или лестницы-стремянки, соответствующие требованиям ГОСТ 12.2.012-75.

. Агрегаты и узлы массой более 20 кг допускается поднимать и перемещать только с помощью подъемно-транспортных механизмов.

. Подъем и транспортирование узлов и агрегатов подъемно-транспортными механизмами необходимо осуществлять с помощью специальных приспособлений по схеме захвата объекта транспортирования, предусмотренной для данного вида работ.

. Запрещается выполнить какие-либо работы на автомобиле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.

. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей.

. Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей необходимо производить в моечных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого веществами.

. Мойку агрегатов и деталей топливной аппаратуры и двигателей, работавших на этилированном бензине, следует осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца.

. ТО и ТР систем питания двигателей, работающих на бензине с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания.

. Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки перемены передач установить в нейтральное положение.

. При пуске двигателя пусковой рукояткой запрещается применить дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

. Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует производить при условии обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем, а также лиц, находящихся вблизи него.

. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

. ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом ТО и ТР.

. Прежде чем проворачивать коленчатый вал двигателя пли карданный вал необходимо дополнительно убедиться в том, что зажигание выключено (для дизелей — подача топлива прекращена) и установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение.

. Продувку системы питания следует проводить с помощью воздушного насоса, присоединенного к системе раздачи сжатого воздуха, снабженной влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 МП а.

. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке, при этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

. Перед началом ТО и ТР автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов цистерна должна быть заземлена.

. Аккумуляторные батареи следует демонтировать и устанавливать с помощью специальных устройств, исключающих падение аккумуляторных батарей.

. Все работы, связанные с ремонтом и обслуживанием аккумуляторных батарей, необходимо проводить в специально оборудованных для этих целей помещениях.

. Приготовлять электролит следует в специально предназначенных для этого сосудах путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой.

. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на зарядку, необходимо соединять зажимами, исключающими возможность искрообразования.

. При зарядке аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вывернуты.

. Ремонт рамы следует проводить на подставках или на автомобиле с установленными колесами. При ремонте на подставках необходимо обеспечивать устойчивое положение рамы.

. Демонтированные кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть установлены на специальные подставки или стенды и находиться в устойчивом и удобном для проведения работ положении.

. Рихтовку крыльев и других деталей из листового материала необходимо осуществлять на автомобиле или на специальных стендах.

. В целях исключения возможности загорания горючих материалов (обивка кузова, топливо и т. п.) электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-86.

. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки.

. Снятие деталей (например, пружин), требующее приложении значительных усилий, следует производить с помощью съемников.

. Демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять после полного снятия давления в камере шины.

. Монтаж и демонтаж шины следует проводин, только при помощи предназначенных для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета замочного кольца.

. Шину на диск колеса, имеющего замочное кольцо, допускается монтировать при условии отсутствия повреждений обода диска колеса и повреждений замочного кольца.

Необходимо следить за тем. чтобы замочное кольцо полностью вошло в выемку обола.

. Не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40 % от нормативного значения

. Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих при вылете замочного кольца.

. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И ОТКРЫТЫМ ПЛОЩАДКАМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

. Производственные помещения и открытые площадки для хранения автомобилей должны отвечать требованиям СН и П II — 93-74 и СН 245-71. утвержденных Госстроем СССР.

. Полы производственных помещений должны быть ровными, стойкими к воздействию агрессивных веществ, используемых в процессах ТО и ТР, а также иметь уклоны для стока воды.

. Вдоль всех стен помещений для хранения автомобилей должны быть сооружены колесоотбойные тротуары.

. Эстакады и осмотровые канавы, не оборудованные несущим конвейером, должны иметь на всей длине направляющие и предохранительные реборды.

. Производственные участки, на которых могут выделяться вредные вещества, пары, пыль и т. д., должны быть изолированы от других помещений.

. Помещения и открытые площадки для ремонта и хранения автомобилей должны иметь разметку расстановки автомобилей, выполненную стойкими красителями контрастных цветов.

. Канавы, траншеи и тоннели должны быть оборудованы приточной вентиляцией и не должны загромождаться посторонними предметами.

. Воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

. Помещения для ТО, ТР и хранения автомобилей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

З.10. Помещения и посты, на которых проводят технологические операции с работающим двигателем автомобиля, должны быть оборудованы устройствами для удаления отработавших газов из зоны ведения работ.

. Помещение для мойки автомобилей и деталей должно быть изолировано от других производственных помещений.

. Помещения, где производят регенерацию масла, зарядку аккумуляторных батарей, малярные и другие работы, связанные с выделением взрывоопасных веществ, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем во взрывобезопасном исполнении, не объединенной с вентиляционными системами других помещений.

. Отводимый в атмосферу воздух должен быть очищен в соответствии с требованиями СН 245-71.

. Уровень шума на рабочих местах — но ГОСТ 12.1.003 -83, вибрации — по ГОСТ 12.1.012-78.

. Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно сообщаться с другими производственными, в том числе складскими помещениями.

. Внутренняя отделка стен осмотровых канав, а также помещений, где может иметь место загрязнение стен, должна быть выполнена с учетом возможности их очистки наиболее эффективным способом.

. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

. Производственное оборудование и рабочие места следует размещать с учетом безопасности работающих, а также удобства при выполнении технологических операций.

. Каждое рабочее место должно быть полностью оборудовано необходимыми средствами в зависимости от вида выполняемых работ, в том числе средствами наглядной агитации по технике безопасности.

. Рабочие места не должны загромождаться. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для Проведения работ, следует размещать в удобных и легкодоступных местах таким образом, чтобы исключить возможность случайного перемещения или падения этих предметов.

. Рабочие места в помещениях с холодным полом (цементный, асфальтовый, клинкерный и т. д.) должны быть укомплектованы деревянными подножными решетками.

. Ширина переходных съемных мостков, устанавливаемых поперек осмотровой канавы, должна быть не менее 0,8 м. Количество мостков должно быть равно числу автомобилей, размещаемых на канаве, минус I.

. При ТО и ТР автомобилей вне осмотровых канав, эстакад или подъемников рабочее место должно быть оборудовано подкатными тележками (лежаками).

. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

. На постах ТО и ТР, в помещениях для храпения и на открытых площадках автомобили необходимо размещать так, чтобы расстояния между ними, а также между автомобилем и конструкцией здания и оборудованием, исключали возможность травмирования работающих.

. Хранение и транспортирование материалов и веществ с опасными и вредными свойствами следует осуществлять способами, исключающими возможность травмирования, интоксикации, загрязнения, загорания, взрыва или других неблагоприятных последствий.

. Хранение и транспортирование длинномерных деталей и сборочных единиц (валы, оси, рессоры и др.) необходимо производить с помощью устройств и приспособлений, исключающих возможность самопроизвольного перемещения и падения этих предметов.

. Емкости, предназначенные для хранения жидкостей, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами, следует размешать в соответствии с требованиями, утвержденными Госстроем СССР, ГУПО МВД СССР и Госгортехнадзором СССР.

. Хранение отходов производства необходимо осуществлять в специальной таре и только в местах, предназначенных для этой цели.

. Автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива следует хранить на открытых площадках или в изолированных помещениях отдельно от других автомобилей.

. В местах хранения автомобилей запрещается проводить заправку топливом, а также сливать топливо из баков.

. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К УЧАСТИЮ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

. Рабочих и инженерно-технических работников следует допускать к работе после их обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности.

. Обучение и аттестацию инженерно-технических работников по охране труда необходимо осуществлять один раз в два года.

Обучение и инструктаж следует проводить по программам, утвержденным министерствами (ведомствами) и согласованными с ЦК профсоюзов.

. С рабочими необходимо проводить инструктажи:

вводный — при поступлении на работу;

первичный — на рабочем месте;

повторные — не реже одного раза в три месяца;

внеплановые — при изменении правил по охране труда, изменении технологии, использовании новых типов оборудования и др.

. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

. Для предохранения работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов следует применять средства защиты.

. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлении.

. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

. Контроль состояния воздуха рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005-76.

. При изменении технологического процесса, изменении режима работы ИЛИ замене оборудования и других мероприятиях, влекущих за собой ухудшение состава воздуха рабочей зоны, необходимо производить внеочередной контроль допустимых параметров.

. Контроль шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1 050-86, вибрации по ГОСТ 12.4.012-83.

. Контроль электробезопасности следует проводить согласно требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госгортехнадзора СССР.

. Периодичность контроля, устанавливаемая администрацией совместно с профсоюзной организацией предприятия, должна быть не реже одного раза в год.

⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Стандарт

Определение

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Стандарт — (от англ. норма, образец), в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.

Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера.

Применение Стандарта способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости, развитию автоматизации производственных процессов, росту эффективности эксплуатации и ремонта изделий. Существующие в России Стандарты различают по сфере действия (Большой советский энциклопедический словарь):

Виды стандартов

  • Основополагающий стандарт — нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р 1.0-2004, ГОСТ Р 1.4-2004, ГОСТ Р 1.5-2004 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в России);
  • Терминологический стандарт — нормативный документ, содержащий определения терминов, примеры их применения и т.д.;
  • Стандарт на методы испытаний — нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки);
  • Стандарт на продукцию — нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.);
  • Стандарт на процесс (услугу) — нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства) или услуге (например, оказание услуг в области автотранспорта, банковского обслуживания и т.д.);
  • Стандарт на совместимость — нормативный документ, устанавливающий требования к совместимости как продукта в целом, так и его отдельных частей. Данный вид стандарта может быть разработан на целую систему (например, на системы очистки воздуха, системы сигнализации и др.);
  • Стандарт с открытыми значениями — нормативный документ, содержащий перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях (т.к. в некоторых ситуациях требования определяются поставщиками, а в других — потребителями);
  • Методическое положение — нормативный документ, содержащий методику, способ осуществления процесса, операции, с помощью которой можно достичь соответствия требованиям нормативного документа;
  • Описательное положение — нормативный документ, содержащий описание конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия.

Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов — Госстрой России. В государственных стандартах содержатся обязательные и рекомендательные требования.

К обязательным требованиям относятся:

  • безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы;
  • техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • единство методов контроля и единство маркировки.

К рекомендательным требованиям относятся:

  • основные потребительские характеристики продукции и методы их контроля;
  • требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукта;
  • правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации;
  • правила оформления технической документации.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Данные стандарты принимаются государственными органами управления, которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов требованиям государственных. Отраслевые стандарты регламентируют:

  • продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли;
  • правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации;
  • типовые конструкции изделий отраслевого применения;
  • правила метрологического обеспечения в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и применяются самим предприятием. Стандарты предприятий регламентируют:

  • деятельность составляющих частей организации;
  • управление производством;
  • качество производимой продукции;
  • общие технологические нормы процесса производства продукции.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и т.д.) разрабатываются на принципиально новую продукцию, процессы или услуги, передовые методы испытаний, нетрадиционные технологии и способы управления производством.

Системы стандартов

Кроме системы ИСО 9000 в настоящий момент разработаны и применяются еще три системы стандартов в области менеджмента качества: TL 9000 (требования в сфере телекоммуникаций), AS 9000 (требования в аэрокосмической области) и QS 9000 (требования в сфере автомобилестроения).

TL 9000 — самая новая из производных от ИСО 9000, разработана ассоциацией QuEST Forum. Причиной создания данной системы стандартов была необходимость расширения ИСО 9000 для индустрии телекоммуникаций. В TL 9000 включены дополнительные требования надежности; требования управления жизненным циклом программного обеспечения; требования в области управления услугами (такие вопросы, как инсталляция и настройки программного обеспечения, не охвачены ИСО 9000); требования поддержания продолжительных связей потребителя с поставщиком.

AS 9000 — это система стандартов, разработанная Американской аэрокосмической группой качества. Сейчас компании General Electric, Honeywell, Rolls-Royce требуют от своих аэрокосмических поставщиков соответствия стандартам AS 9000. После объединения AS 9000 с проектом европейского стандарта EN 9000-1 был создан стандарт нового поколения AS 9100, который в настоящее время используется вместо AS 9000.

QS 9000 — это система стандартов, созданных автомобильными компаниями. На данный момент около 13 тыс. компаний в мире имеют сертификат соответствия требованиям QS 9000 (из них около 6 тыс. — в США).

ISO 14000 — это система стандартов по защите окружающей среды. Число выданных сертификатов на соответствие данным стандартам составляет около 8 тыс. Недавно компании General Motors и Ford объявили, что они будут требовать от своих постащиков, чтобы их продукция соответствовала требованиям ISO 14000.

Стандарты ИСО серии 9000

Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. и периодически обновляемых. Также в данную систему входит словарь терминов и определений (ИСО 8402).

В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает в себя почти 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000).

Такое большое количество стандартов объясняется тем, что стандарты ИСО серии 9000 создавались как независимые от специфики промышленности, но при практическом применении потребовалась разработка рекомендаций, уточняющих применение базовых стандартов в таких областях, как сервис, программные продукты, а также в специфической деятельности, связанной с перспективным управлением, непрерывным улучшением, проверками, подготовкой и обучением персонала и т.д.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.

Стандарты ИСО 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления на данном предприятии, соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается как убедительное доказательство способности предприятия обеспечить выпуск продукции или оказание услуг требуемого качества.

Отличительной особенностью международных стандартов ИСО 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции и следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководство организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям. Выпуск новых товаров и оказание новых видов услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *