22. Принцип верховенства закона в правовом государстве.

Закон в правовом государстве является ключевым в создании юридического равноправия между государством и личностью. Государство становится субъектом права, когда существует его подчинение юридическим законом. Говоря о юридическом равенстве между государством и личностью можно подчеркнуть, что без него правовое государство не смогло бы существовать и право в том числе. Являясь высшей юридической силой, никто не может посягать на закон. Если, например, должностное лицо нарушило закон, то его привлекут к юридической ответственности за деяние.

Под верховенством закона мы понимаем, тот факт, что все подзаконные акты, должны в своем содержании не противоречить закону, а соответствовать ему, в свою очередь государственные служащие обязаны следовать закону и не нарушать его. Изменение закона, искажение его содержание другими документами, правовыми актами влекут за собой тоже последствие и за их нарушение предусмотрена также юридическая ответственность. Обычные граждане в своей повседневной жизни, так или иначе, обращаются с законом, взаимодействуют с ним и чтобы не нарушать его, они должны знать о нем, быть проинформированы, знать его сущность, чтобы не было плачевных последствий. В ст.15 ч.3 Конституции РФ прописано: «Законы должны подлежать официальной публикации» Если законы не были опубликованы, у них отсутствует прямое воздействие на граждан и государство в целом.

Когда речь идет о правовом государстве, и мы затрагиваем верховенство закона, то не стоит забывать и о том, чтобы закон выражал волю людей. Формой выражения мнения большинства людей в правовом государстве является такой механизм как референдумы, выборы. Воля народ находит свое отражение в правовых источниках, и именно это является свидетельством того, что закон считается правовым.

Верховенство закона под собой подразумевает иерархичность нормативных актов, чтобы не возникало различных противоречий, которые могут нарушать содержание законов. Главенствующим в такой иерархии является Конституция РФ, тем самым другие нормативно-правовые акты не должны идти в рознь с данным высшим юридическим документом. Конституция РФ – документ, список главных правил, которые сформировал сам народ. Постоянное изменение и добавление поправок вредит его сущности, ведь данный документ подразумевал свою актуальность в долгосрочной перспективе. Но как можно заметить именно воля народа является основой в формировании Конституции, тогда если необходимы срочные поправки, обновление содержания Конституции, данные действия могут быть совершенны. Если начать относиться к закону поверхностно и не следить за его соблюдением, то это создаст определенную почву для преступной деятельности, что повлечет за собой последствия.


Конституция РФ – этакий свод законов всего российского законодательства, данный документ представляет собой совокупность экономических, социальных, политических основ общества. Надо стремиться к тому, чтобы Конституция РФ имела реальное действие и представляла ценность в виде законов для всего общества.

Работа законотворца сложна и многогранна, которая с одной стороны означает, что претворять тот или иной проект в жизнь для общества сложно, не изучив все аспекты материала, нужен тщательный подход. А с другой стороны, законотворец должен понимать, что иногда приходиться вносить в закон поправки и дополнения, которые находят свое отражение на практике в реальной жизни.

Нормативность и гарантированность – именно такие требования устанавливаются к любому законодательному акту. Часто данные требования на практике не выполняются, в результате они не становятся регуляторами общественных отношений, но если повысить уровень качества законодательства, то тогда мы сможем поспособствовать становлению правового государства.

Под верховенством закона не только понимается его исключительность, признание его высшей юридической силой для всех нормативных правовых актов, а также большой выбор прав и свобод человека в обществе, которые имеют свое отражение в законодательстве. Реализация таких прав должна выполняться неукоснительно, в этом и есть принцип правового государства, то есть все основывается на праве. Сложно поддерживать уровень правового равенства в различных сферах общественной жизни людей, но если гарантии будут соблюдены, а законы не нарушаться, то это и будет решение проблемы.

Чтобы соблюдались права и свободы людей, а нападки государственных властей и граждан в целом наказывались по заслугам, в государстве должен быть создан правовой механизм для защиты прав и свобод граждан. Впрочем, права и свободы человека в обществе – тема отдельного разговора, которую нельзя обойти стороной.

1. В белорусской конституционно-правовой доктрине верховенство права рассматривается как базовый принцип современной цивилизации и международного правопорядка; универсальная гуманистическая ценность, аккумулирующая правовые идеалы и достижения человечества.

В Республике Беларусь принцип верховенства права закреплен на конституционном уровне и всеми субъектами конституционных правоотношений воспринимается как связанность государства правом, основными правами и свободами человека и гражданина.

Верховенство права, являясь принципом конституционного строя Республики Беларусь, обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Таким образом проявляется системная взаимосвязь конституционных положений и субъектов конституционных отношений на основе верховенства права и верховенства Конституции.

2. В правотворческой и правоприменительной деятельности концепция верховенства права обогащается с учетом международных подходов к пониманию сущности верховенства права и его практического проявления, в том числе с использованием документов и практических рекомендаций, разработанных под эгидой Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

Конституционный Суд Республики Беларусь своей деятельностью утверждает верховенство права, обогащая современные доктринальные подходы к его пониманию и применению. Обосновывая свои решения, раскрывает формальные и содержательные аспекты верховенства права: равенство и ответственность перед законом, процессуальную и правовую транспарентность, недопущение произвола и другие элементы, указывая при этом на необходимость неукоснительного соблюдения принципа верховенства права в нормотворчестве и правоприменении в целях реализации и защиты конституционных ценностей.

Мы воспринимаем верховенство права в европейском измерении, учитывая, что в континентальной правовой системе верховенство права означает в первую очередь верховенство закона. И в Контрольном списке вопросов для оценки соблюдения верховенства права, разработанном Венецианской комиссией, законность указана как главный критерий при оценивании уровня верховенства права в странах Европы.

В правовом государстве законы выступают эффективной конституционно-правовой формой выражения, организации и защиты прав и свобод человека. Реализуя полномочия по обязательному предварительному контролю законов, Конституционный Суд, исходя из верховенства Конституции и конституционного принципа верховенства права, указывает в своих решениях на необходимость обеспечивать в национальной правовой системе принятие и действие законов, которые являются по сути правовыми, то есть определяющими баланс свободы, власти, конституционных ценностей на началах равенства и справедливости.

3. Неотъемлемой частью верховенства права выступает правовая обеспеченность. Поэтому при вынесении решений, оценивая конституционность законов, Конституционный Суд исходит из принципа правовой обеспеченности, который предполагает, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов; в полном объеме, с правовой определенностью регулировать важнейшие общественные отношения; содержать надлежащие механизмы реализации конституционных прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка.

В современных условиях разновекторного правового регулирования, нарастания его многослойности, сложного взаимодействия международного, наднационального и национального права, правил региональных организаций и транснациональных корпораций усилия национального законодателя должны быть направлены на своевременное опосредование правом процессов социального развития. Важно выработать механизмы и процедуры, обеспечивающее ясное соотношение различных правовых порядков и национального законодательства, а также находить баланс между односторонним и частичным саморегулированием и чрезмерной заурегулированностью отношений, и не допускать, чтобы отношения развивались вне необходимого и качественного правового регулирования – во избежание хаоса, социальных конфликтов и потрясений.

4. В настоящее время при нестабильности международных отношений, угрозах национальной безопасности, усилении проявлений терроризма, экстремизма, эскалации военных конфликтов, в условиях снижения защищенности человека государства вынуждены обращаться и к силовым методам преодоления проблем, применению чрезвычайных мер. Но при этом необходимо учитывать, что только соблюдение верховенства права позволяет достигать надлежащего конституционного баланса интересов национальной безопасности и прав человека, устанавливать конституционно допустимую соразмерность при ограничении прав.

Конституционный Суд в решениях при проверке конституционности принятых в последние годы законов в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности обосновывал свои правовые позиции, учитывая, что принцип верховенства права включает и правовую безопасность личности, которая выражается в состоянии правовой защищенности гражданина при наличии правовых гарантий реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод.

Безусловно, что только посредством последовательного претворения в жизнь всех элементов верховенства права в государстве гарантируются развитие демократии, обеспечение прав и свобод человека, становление реального конституционализма.

Республика Беларусь, по оценке независимых международных организаций, устойчиво занимает достойное место в глобальном рейтинге стран мира по индексу верховенства права, включающего такие контрольные показатели, как ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское и уголовное правосудие, опережая по данному индексу все страны, входящие в Содружество Независимых Государств. Это свидетельствует, что верховенство права является той правовой конструкцией, которая позволяет задействовать все правовые механизмы для объединения усилий государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по развитию Республики Беларусь как демократического правового государства.

Принцип верховенства права — это все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Суверенитет

Полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.

Признаки суверенитета

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписа-ний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Виды избирательных систем

Мажоритарная избирательная система — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем

Кто не может участвовать в выборах

В выборах Президента Республики Беларусь не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Понятие референдума и его виды

Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

Депутат

Депута́т — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть)

Избирательный участок

Избира́тельный уча́сток — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов, для проведения голосования и подсчёта голосов.

Избирательный округ

Избира́тельный о́круг — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

15. Какие вопросы не могут выносится на референдум

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами Республики Беларусь, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Полномочие

Полномочия — ограниченные права и обязанности кого либо регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности

Президент

Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

Декреты президента РБ

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера

Декреты Президента могут быть двух видов — декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Указы

Ука́з — вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков.

Распоряжения

Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.

Директивы

Директива — общее руководящее указание, даваемое высшим органом подчинённому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *