5. Источники банковского права: понятие, виды

Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

Что такое банковское право

Банковское право — это самостоятельная комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы Российской Федерации.

Банковское право можно определить как определенный комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и ЦБ РФ. В состав банковского права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и нормы финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Общеизвестно, что банковское право (как и любая другая отрасль права) может рассматриваться с трех точек зрения: как отрасль российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Значение данной отрасли юриспруденции определяется экономическим и политическим значение банковского дела и хозяйства в экономике соответствующей страны в определенный временной период. Банковское право нельзя однозначно отнести к самостоятельной отрасли российского права. Оно является комплексной отраслью права со специфическим кругом регулируемых правоотношений и специфическим методом регулирования. Банковское право охватывает не только общие принципы организации и деятельности банков, но и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг (Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 228).

Основные понятия банковского права

  • Субъекты отечественной банковской системы — Банк России (первый уровень), кредитные организации, а также представительства иностранных банков (второй уровень).
  • Банк России — особый субъект, который обладает публично-правовыми полномочиями: монопольное осуществление эмиссии наличных денег, государственное регулирование и надзор в отношении остальных субъектов банковской системы.
  • Например, Банк России устанавливает правила регистрации, лицензирования и функционирования кредитных организаций, проводит проверки их деятельности, привлекает их к ответственности за нарушение банковского законодательства.
  • Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом (ч. 1 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
  • Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

  • Кредитные организации по видам и объему банковских операций делятся на банки и небанковские кредитные организации.

  • Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

  • Первые две операции (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет) раскрывают положение банка как финансового посредника в функционировании банковского кредитования. Представим в упрощенном виде экономический смысл выполнения банком данных операций. Банк, привлекая денежные средства во вклад под определенный процент, например 100 тыс. руб. под 10%, а затем размещая эти средства под более высокий процент (например, 15%), получает прибыль, так называемую маржу, то есть средства, полученные от разницы в процентах (в нашем случае это 5%, или 5 тыс. руб.).

  • Третья операция (ведение банковских счетов) указывает на не менее важный, сущностный аспект деятельности банков: открывая счета юридических и физических лиц, банки выполняют и иные операции по данным счетам, к примеру, переводы денежных средств. Иными словами, банки являются важнейшими участниками денежного обращения.

  • Небанковские кредитные организации, в отличие от банков, не вправе осуществлять указанные три банковские операции в совокупности, то есть круг операций, которые вправе выполнять небанковские кредитные организации, гораздо уже, нежели у банков.

  • Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (ч. 4 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

  • Банковская система России включает представительства иностранных банков. Представительства — это внешне обособленные структурные подразделения банков. Представительства не вправе осуществлять банковские операции, их деятельность сводится к информационному и консультационному обслуживанию. На сегодняшний день иностранные банки присутствуют на отечественном рынке в случае открытия дочерних компаний либо участия в уставном капитале отечественных кредитных организаций (например, Райффайзенбанк, Ситибанк).

  • Отношения между элементами банковский системы внутри каждого уровня строятся на основе координации, а между элементами первого и второго уровня — на основе субординации.

Особенности банковского права

Необходимость выделения банковского права в специфическую отрасль объясняется целым рядом причин, среди которых можно назвать:

  1. наличие общественной потребности и интереса государства в определенном правовом регулировании банковской деятельности, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормального функционирования государства;
  2. наличие особого специфического предмета правового регулирования, которое обусловлено четким выделением специфики регулирования общественных отношений;
  3. необходимость существования особого метода правового регулирования.

Банковское право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний, выработанную наукой и преподаваемую в учебном заведении по определенной методике и в соответствии с учебным планом.

К сожалению, в юридической литературе очень часто происходит смешение понятий банковского права как науки и банковского права как учебной дисциплины, что, в свою очередь, приводит к смешению понятий банковского права как отрасли права и банковского права как учебной дисциплины.

Справочно: Что такое право.

Банковское право в России

В условиях рыночных отношений банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики — она обеспечивает:

  • аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц;
  • их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
  • внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами.

Образно говоря, если деньги — это «кровь» рыночной экономики, то банковская система — ее «кровеносная» система.

В нашей стране отношения, складывающиеся, в процессе функционирования финансовой системы государства, — финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью российского права — финансовым правом.

В советское время банковское право, как правило, рассматривалось в качестве института или раздела финансового права.
При переходе к рыночной экономике произошло закономерное повышение значения банков и банковской деятельности, устойчивости банковской системы страны. В настоящее время банковское право выступает в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права.

Предмет права

Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).

Поскольку банковское право — комплексная отрасль права, то и составляющие ее предмет общественные отношения также являются сложными (смешанными или комплексными) по своему характеру.

Во многих случаях, такие отношения могут быть отнесены к:

  • конституционно-правовым;
  • административно-правовым;
  • гражданско-правовым;
  • финансово-правовым;
  • уголовно-правовым и др.

Таким образом, предмет банковского права — это совокупность следующих общественных отношений, складывающихся в сфере банковской деятельности:

  • властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь, Центральным Банком Российской Федерации — ЦБ РФ);
  • правовых отношений, возникающих в процессе построения, развития и функционирования банковской системы Российской Федерации;
  • правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
  • правовых отношений, возникающих в процессе банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;
  • правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
  • правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.

Указанные выше общественные отношения в совокупности составляют банковские правоотношения.

Основными способами правового регулирования выступают:

  1. дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
  2. запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
  3. позитивное обязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению.

Специфика правового режима и метода банковского права обусловлена как особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений, так и ее положением на стыке публичного и частного права. Поэтому, например, сторонники комплексного характера банковского права отмечают наличие у банковского права трех методов:

  1. публично—правового (в юридической литературе этот метод именуется по—разному: императивный метод, административно—правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);
  2. частноправового (или гражданско-правового метода);
  3. комплексного метода, который представляет собой сочетание двух вышеуказанных.

Если говорить о том, что банковское право является самостоятельной отраслью российского права, то банковское право обладает самостоятельным методом правового регулирования. Это сочетание первичных частноправовых и публично—правовых элементов, которые и определяют его юридический режим. При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода банковского права влияют вариации конкретных способов регулирования – дозволений, запретов, позитивного обязывания.

Методы правового регулирования банковской деятельности

В юридической литературе в настоящее время достаточно часто допускается смешение понятий «метод правового регулирования» и таких как «правовой режим» (понятие, объединяющее принципы, приемы и средства правового регулирования) и «принципы правового регулирования».

Методом правового регулирования является совокупность способов (приемов) воздействия на общественные отношения (деятельность их участников), которая предопределяет правовое положение (статус) участников этих отношений по отношению друг к другу.

Выделяют два метода правового регулирования:

  1. централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации, т.е. подчинения;
  2. децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны.

Однако применительно к отдельным отраслям права могут выделяться также такие методы, как метод автономии и процессуального равенства сторон, метод поощрения, метод рекомендаций и некоторые другие1, что, по сути, является некорректной попыткой выразить своеобразие рассматриваемых отношений. На самом деле речь в этих случаях идет либо о принципах правового регулирования (автономия и процессуальное равенство сторон), либо о социальнополитических, а не юридических явлениях (поощрение и рекомендация), поскольку во втором случае отсутствует общеобязательность и возможность применения мер государственного принуждения.

Наличие таких попыток является следствием подхода, что у каждой отрасли должен быть свой метод. В связи с этим данное понятие в большинстве случаев превратилось в конструкцию, объединяющую в себя все элементы юридического режима правового регулирования.

На самом деле, когда речь идет о юридическом равенстве или неравенстве субъектов правоотношений (именно определение этого и составляет смысл выделения понятия «метод правового регулирования»), имеется в виду, что эти субъекты либо вступают в отношение и участвуют в нем своей волей и в своем интересе (метод координации), либо вступают в него и участвуют в нем вне зависимости от своей воли (метод субординации). В первом случае первоначально правовое положение субъекта определяется через установление общего дозволения, а для возникновения конкретного правоотношения необходимо его волевое действие. При
этом субъект вправе определять по своему усмотрению, например, контрагентов, объект правоотношения и т.д. Кроме того, правоотношение может быть прекращено волевыми действиями (соглашением с кредитором, односторонним волеизъявлением, если это допускается законом или договором). Во втором случае правоотношение возникает сразу при наступлении определенного юридического факта вне зависимости от воли подчиненного (обязанного) субъекта в силу закона. В этом случае для управомоченного лица уже заранее устанавливается круг обязанных перед ним лиц и объем их обязанностей.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Банковские споры Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, сост… 1690 1-1-2012Банк угрожает должнику Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, сост… 441 3-3-2018Эффективное противостояние коллекторской ф… Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, сост… 439 3-3-2018Может ли банк забрать квартиру, если не пл… Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, сост… 1587 3-3-2018

Сущность банковского права

Сущность банковского права заключается в том, что оно регулирует банковские отношения. Эти отношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с осуществлением банковской деятельности.

Сущность права проявляется в его регулятивной и охранительной функциях.

Их можно рассматривать в качестве основных направлений воздействия права на общественные отношения. В сфере частных отношений регулирование имеет самый общий характер. Здесь нет никакой вертикали, иерархии, построенной на основе публичной власти. Классический пример таких отношений – гражданско-правовые отношения. Другое дело, когда речь идет о публично-правовых отношениях. Это отношения, которые как бы конструируются государством.

Частные отношения – это сфера отношений, где субъекты (в данном случае субъекты денежно-кредитных отношений) сами определяют свои права и обязанности в рамках закона. Взять, например, договор банковского счета. Здесь есть две стороны – банк и клиент. Все решается по согласованию интересов и воли сторон. Центральный банк не должен вмешиваться в эти отношения, что-то предписывать сторонам по их договорным отношениям. Это сфера, как уже отмечалось выше, гражданского, а не банковского права. Гражданское право диспозитивно – стороны сами определяют свои права и обязанности в рамках гражданского права.

В этих отношениях стороны равны между собой. Такое равенство означает отсутствие административной или иной управленческой власти одной стороны по отношению к другой. Здесь может присутствовать только экономическая, денежная власть, регулируемая сторонами. Государственная власть не вмешивается в эти конкретные денежно-кредитные отношения. Это как бы горизонтальные отношения.

Вместе с тем на банк возлагаются определенные обязанности по проведению банковских операций в соответствии с правилами, установленными законом и нормативными актами Банка России. Этим обязанностям корреспондируют права Банка России требовать исполнения этих обязанностей. В этих отношениях присутствует властное начало. Поэтому такие отношения схематически могут быть представлены как вертикальные.

Система банковского права

Вопрос о системе банковского права имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение этого вопроса состоит в том, что изучение системы банковского права позволяет лучше понять смысл регулирования тех или иных банковских операций и сделок, истолковать значение норм, а также разграничить банковское право и другие отрасли права, которые регулируют банковскую деятельность.

Общие понятия системы права, подотрасли, правового института, нормы права, разработанные в теории права и государства, вполне применимы в банковском праве.

Система банковского права включает три уровня:

а) подотрасли банковского права;
б) правовые институты (отраслевые и межотраслевые);
в) нормы банковского права.

Пример подотрасли – валютное право в той части, в которой оно регулируется соответствующими банковскими законами и нормативными актами Банка России.

Институт банковского права – это совокупность правовых норм, которые регулируют взаимосвязанные банковские отношения определенного вида. Банковское право состоит из таких институтов, как например, банковская система, правовой статус кредитной организации, правовой статус Банка России, пруденциальное регулирование, пруденциальный надзор, правовое регулирование бухгалтерского учета в кредитной организации, открытие и ведение банковского счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банковским вкладам, операции по кредитам, операции с драгоценными металлами и некоторые другие.

Особенности норм банковского права

Нормы банковского права являются разновидностью правовых норм. Им присущи все те признаки, которые характерны для любой юридической нормы. Право состоит из юридических норм, поэтому все признаки права одновременно являются и признаками правовой нормы.

Признаки, которые присущи норме права как единичному правовому явлению:

а) норма права – абстрактное правило поведения;
б) требования правовой нормы обращены к персонально не определенным лицам (к любому банкиру, к любому кредитору, к любому вкладчику и т. п.);
в) норма права рассчитана на многократное применение;
г) норма права имеет предоставительно-обязывающий характер (предусматривает права и обязанности субъектов правоотношения).

Если с учетом сказанного проанализировать специфику норм банковского права, то можно отметить следующее.

Банковские отношения регулируются нормами не только собственно банковского права, но и нормами, которые системно связаны с банковским правом, – конституционного, гражданского, административного, финансового и налогового права.

Например, нормы конституционного права, которые регулируют порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, являются одновременно нормами и конституционного, и банковского права. Другой пример ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней закрепляется основа денежной системы – денежная единица как законное средство платежа. Эта норма, будучи нормой гражданского права, одновременно является и нормой банковского права.

Итак, можно сделать вывод о том, что норма банковского права имеет следующие основные признаки:

  • формально-определенный характер банковского правила (содержится в нормативном акте);
  • предусматривает права и обязанности субъектов банковских отношений;
  • обеспечена возможностью применения санкций;
  • закрепляет правовое положение субъектов банковских отношений и предусматривает определенные варианты их поведения;
  • правило поведения;
  • закрепляет типичные банковские отношения;
  • адресована персонально-неопределенному кругу субъектов банковских правоотношений;
  • рассчитана на возможность неоднократного применения.

Нормы банковского права могут быть классифицированы по различным основаниям.

По тому, как сформулировано правило поведения, все нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, ограничивающие и запрещающие.

По функциям права нормы права можно разделить на две группы: регулятивные и охранительные. Оба вида норм в различных пропорциях применяются в банковском праве в зависимости от характера и вида банковской деятельности.

По назначению нормы банковского права делятся на общие и пруденциальные.

Общие нормы банковского права закрепляют правовое положение банковской системы, правовой статус, организационно-правовые формы и порядок создания кредитных организаций, их банковскую деятельность. Эти же нормы регламентируют банковскую систему, правовой статус кредитной организации, цели, правовой статус, структуру и функции Банка России, порядок организации и осуществления банковского надзора, порядок осуществления банковских операций.

Пруденциальные нормы банковского права предусматривают различные финансовые и организационные меры, реализация которых приводит к снижению банковских рисков.

Пруденциальные нормы – это все те нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков.

В Инструкции Банка России от 31 марта 1997 года № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруден-циальных норм деятельности» сказано: «Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций».

В Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 года № 851 «Об утверждении заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации» прогнозировалось, что «будут ужесточены пруденциальные нормы».

Пруденциальные нормы делятся на две группы:

а) регулятивные пруденциальные нормы;
б) охранительные пруденциальные нормы.

К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.

К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России.

Охранительные нормы, в свою очередь, следует разделить на две группы:

а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).

Материальные нормы относятся к так называемому материальному праву, а процедурные – к процессуальному (в юридической литературе по теории права существует мнение, что все право делится на материальное и процессуальное).

Примером материальных норм могут быть нормы банковского законодательства, предусматривающие цели, задачи и функции банковского надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям. Эти нормы затрагивают существенные гражданско-правовые интересы кредитных организаций и их учредителей (участников), а косвенно – кредиторов и вкладчиков. Поэтому нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами. Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.

В отличие от этого процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.

Требования, предъявляемые к отчетности кредитной организации, как и сам порядок отчетности, – это процедурные нормы, которые регулируют взаимоотношения кредитной организации и надзорных структур Банка России. Они, как и нормы, которые регулируют инспектирование кредитных организаций, относятся к нормам пруденциального надзора. Это регламентация процедур наблюдения со стороны Банка России за тем, как кредитные организации соблюдают требования регулятивных пруденциальных норм. Процедуры этого наблюдения могут быть различными: документарный надзор, инспектирование и т. п., особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков.

Примером пруденциальных охранительных норм процессуального свойства может служить Инструкция Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах. Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования. В российской печати начиная с 1996 года неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков. Учитывая это обстоятельство, следовало бы закрепить в федеральном законе основные принципы проведения таких проверок.

В связи с кризисом в банковской системе появилась относительно новая группа охранительных пруденциальных норм. Это нормы, направленные на предупреждение банкротства.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусматриваются не только гражданско-правовые нормы, но и нормы банковского права, закрепляющие полномочия Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций и предотвращению нарушения ими банковского законодательства, в том числе нарушения прав вкладчиков. В частности, в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона сказано, что «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию». Указанные меры применяются к кредитной организации, если она не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала); нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов (в соответствии с законом нормативы устанавливаются Банком России). Далее, в ст. 4 упомянутого Федерального закона закрепляется перечень оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

Все эти и другие нормы, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», применяются к так называемым проблемным кредитным организациям.

Указанный Федеральный закон принят в феврале 1999 года. До этого применялись только нормы ГК РФ.

Понятие и виды источников банковского права

Понятие источника банковского права

Основным источником российского права является нормативный акт. В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной правовой системы. В романо-германской правовой системе, как известно, основным и практически единственным источником права является нормативный акт. Соответственно и в банковском праве нормативный акт – основной источник банковского права.

В ст. 2 Закона о банках предусматривается, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, этим Законом, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Таким образом, закрепляется исчерпывающий перечень нормативных актов, которые могут считаться источниками банковского права.

Банковское законодательство

Понятие банковского законодательства

Основой для толкования понятия «законодательство» должна быть ст. 1 Конституции РФ, в которой закрепляется принцип правового государства, а также ст. 10, в которой закрепляется принцип разделения властей. В итоге можно сделать вывод, что законодательство – это система законов. Другие нормативные акты не подпадают под понятие «законодательство». Значит и банковское законодательство – это система законов, которая регулирует банковскую деятельность.

Банковское законодательство – это только часть более широкого понятия нормативного регулирования банковской деятельности. Напомним, что в ч. 2 ст. 2 Закона о банках закреплено следующее: «Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».

Получается, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется, во-первых, банковским законодательством, и, во-вторых – системой нормативных актов Банка России. И первое, и второе образуют единую систему нормативного регулирования банковской деятельности. В этой системе можно выделить две подсистемы: а) подсистему законодательства; б) подсистему нормативных актов Банка России. Вторая подсистема производна от первой. Она не должна ей противоречить. В соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 76) в случае, если такое противоречие возникает, то действует федеральный закон.

Состав банковского законодательства

Перечень нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность (ст. 2 Закона о банках), включает три вида нормативных актов (Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты Банка России). Нормативные акты Банка России не входят в понятие «банковское законодательство». Они являются частью системы нормативного регулирования банковской деятельности.

Федеральные законы в ст. 2 делятся на федеральные законы, которые прямо названы в статье (Закон о банках и Закон о Банке России), и федеральные законы, относящиеся к другим федеральным законам.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ст. 15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». При этом следует иметь в виду, что составной частью российской правовой системы являются не любые принципы и нормы международного права, а только те, которые являются общепризнанными. Кроме того, только договоры обладают приоритетом по отношению к закону. При этом они нс могут обладать приоритетом по отношению к самой Конституции РФ, поскольку в ней закрепляется принцип народного суверенитета.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» регулирует конкретные вопросы заключения международных договоров. Банк России играет значительную роль в их подготовке и реализации в соответствии со своей компетенцией (ст. 8 указанного Федерального закона), но у него нет права заключать международные договоры.

В Законе о Банке России имеется специальная гл. IX, которая называется «Международная и внешнеэкономическая деятельность», в ст. 51 которой говорится, что Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. О праве заключать межведомственные соглашения здесь ничего не определено. Между тем и в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» тоже не определено, что Центральный банк РФ имеет право заключать от своего имени межведомственные договоры. И это логично, поскольку Банк России по своему статусу является именно центральным банком, а не органом исполнительной власти.

Такие международные связи создают прочную основу для борьбы с банковскими правонарушениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *