9. Социальный контроль

Социальный контроль.

Социальный контроль – это механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов (людей, нарушающих нормы) или их исправление.

Элементы социального контроля:

  • социальные нормы,
  • социальные санкции.

Социальные нормы.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Типы социальных норм:

  • Правовые – формальные, закреплены в законодательных актах, их нарушение ведёт к различного рода ответственности и наказаниям.
  • Нормы морали – неформальные, контролируемые общественным мнением- одобрением или порицанием.

Виды социальных норм:

  • социальные привычки,
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты).

Социальные санкции.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Типы социальных санкций.

Формальные – официальные:

  • позитивные (награждение почётной грамотой, присвоение звания и т.д.),
  • негативные (арест, штраф, запрещение заниматься каким-либо видом деятельности и др.)

Неформальные (неофициальные):

  • позитивные (похвала, одобрение, аплодисменты и др.),
  • негативные (игнорирование, бойкот, устное выражение недовольства и др.)

Типы социального контроля по внешним проявлениям:

  • внешний (контроль со стороны общества и государства);
  • внутренний (самоконтроль за собственным социальным поведением).

Элементы самоконтроля:

  • сознание (создание картины мира, действительности в форме словесных понятий и чувственных образов);
  • воля (сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.).
  • совесть (способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

Сознание человека — это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.


УДК 342.9:342.57

Страницы в журнале: 14-18

Т.М. Лопатина,

доктор юридических наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Смоленского гуманитарного университета Россия, Смоленск lopatina1501@mail.ru

Представлена авторская точка зрения на государственный и общественный контроль, проводится анализ теоретических подходов к пониманию сущности социального контроля.

Ключевые слова: государственный контроль, общественный контроль, сущность социального контроля, структура социального контроля.

Социальное государство предполагает взаимную ответственность государства, общества, бизнеса, граждан. «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны», — сказано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ . Это положение может быть реализовано в рамках института социального контроля, который направлен на регулирование отношений индивида и общества с целью укрепления правопорядка и стабильности, а также предотвращения и исправления девиантного поведения.

В научной литературе, помимо термина «социальный контроль», употребляются понятия «общественный контроль», «гражданский контроль». Зачастую эти понятия отождествляются, поскольку в современном общественном развитии приоритет отдается концепции гражданского общества. Формирование российского гражданского общества осуществляется по двум направлениям: как движение навстречу со стороны государства и со стороны общества. Государство стремится к изменению характера государственного управления и обращается к соблюдению не только правовых, но социальных и нравственных норм. В этих целях государство передает функции контроля общественным институтам, неформальным образованиям, что способствует развитию гражданского общества и повышению его самоуправленческих возможностей. Со стороны общества наблюдается возрастание роли интеллектуальных и нравственных начал в системе управления. В основу взаимоотношений государство—гражданин положен тип договорных отношений, основанных на мотивационных и социальных, а не на политических и административно-командных методах управления.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила приоритет гражданских прав и свобод. Однако в реальной действительности в России гражданское общество находится на начальном этапе становления и развития. Поэтому в перспективе предполагается, что институты гражданского общества и отдельные граждане должны будут оказывать эффективное содействие государству в обеспечении прав и свобод граждан, в поддержании законности в деятельности государственных органов и правопорядка в целом. Именно институты гражданского общества призваны уравновесить власть государства с общественными интересами, а экономически и политически свободные граждане в рамках общественных объединений способны обеспечить реальный контроль в сфере государственного управления. Поэтому общественный (гражданский) контроль рассматривается через призму социально полезной деятельности гражданского общества.

В советское время сформировалось понятие социального контроля, под которым понималась соответствующая деятельность системы государственных и общественных институтов. Но идея социального контроля была гипертрофирована. Интересы отдельных граждан в Советском государстве были подчинены воле партийно-государственной номенклатуры. Система социального контроля носила абсолютный характер, и простой человек становился объектом контроля, но никак не субъектом прав.

В современных условиях, на наш взгляд, содержание социального контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся в российском обществе между государством и гражданином. Это значит, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях посредством реально существующего государственно-общественного контроля. Контроль государства (государственный контроль) занимает важное место в обеспечении стабильности общества, являясь одним из основных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Вместе с тем общество, его гражданские институты и граждане посредством общественного контроля проверяют действие отдельных субъектов управления, прежде всего государства, на соответствие социальным нормативам, ценностным стандартам, правовым установлениям. С указанных позиций общественный контроль в рамках семантического подхода рассматривается как контроль за деятельностью государственных органов, в рамках функционального подхода — как вид деятельности негосударственных институтов и граждан.

Отличие общественного контроля от государственного сводится к тому, что общественный контроль не обладает властным характером, не является обязательным, осуществляется от имени общественности и граждан, его субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы общественного контроля действуют через соответствующие государственные органы либо апеллируют к общественному мнению.

Таким образом, социальный контроль включает в себя и государственный, и общественный контроль как равнозначные части единого целого. В широком смысле социальный контроль определяется как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (государственного, общественного). В узком — это контроль общественного мнения, оценок деятельности и поведения людей. Нами социальный контроль рассматривается как способ, при помощи которого институты гражданского общества улучшают качество жизни простых граждан, а государству предоставляется возможность учитывать интересы общества в процессе государственного строительства и формирования социально-экономического базиса.

Согласно концепции П. Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый последующий круг — это новая система контроля .

Самый большой круг — внешний, он представляет собой политико-юридическую систему государства. Помимо воли индивида, государство взимает налоги, устанавливает обязательные для исполнения законы, правила и предписания. Система контроля основывается на принудительной силе государственной воли.

В следующий круг социального контроля входят общественная мораль, обычаи и нравы. Эта система также основывается на мерах принуждения, но только посредством применения неформальных санкций: от морального осуждения до отторжения из сферы социально-психологического взаимодействия. Одиночество в системе координат данного круга социального взаимодействия выступает не меньшим наказанием, чем уголовно-правовое принуждение со стороны государства.

Следующий круг социального контроля — это контроль со стороны профессионального сообщества. В профессиональной системе отношений поведение человека ограничено должностными инструкциями, профессиональными обязанностями, деловыми обязательствами, нормы которых выполняют функцию социального контроля. Любая профессиональная деятельность предполагает соблюдение специального кодекса поведения, который представляет собой свод морально-этических профессиональных норм. Соблюдение неписаных правил профессионального поведения является обязательным требованием для карьеры, как и наличие специального образования, технических навыков или компетенции.

Сфера деловых отношений дополняется различными формами неформального контроля со стороны коллег, партнеров, сотрудников и иных участников производственно-хозяйственных отношений. В данном случае контроль со стороны профессиональной системы может проявляться и в санкциях общественного бойкота или даже осмеяния.

В следующий круг контроля входят механизмы регулирования иных социальных отношений, которые обладают собственными системами социального контроля. Это социальное окружение индивида, которое предъявляет свои индивидуальные неформальные требования и устанавливает неписаные правила поведения. Именно в данном круге существуют наиболее важные для индивида социальные связи. В отличие от других систем контроля, давление со стороны семьи, родственников и близких носит наибольший психологический груз ответственности и имеет наибольшую силу принудительного воздействия.

Таким образом, индивид, пребывая в центре вышеперечисленных кругов социального контроля, находится под влиянием различных мер социального контроля со стороны государства, гражданского общества, социального окружения и собственной семьи. Методы социального контроля над поведением индивида отличаются огромным разнообразием: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического или физического насилия, экономического или юридического принуждения человека со стороны общества и государства.

Внешний социальный контроль направлен на соблюдение индивидом общепринятых норм и правил поведения, в том числе и законов. Внутренний социальный контроль в форме самоконтроля преследует цель формирования личного поведения, соответствующего правовым и нравственным требованиям современного общества. Внешний контроль может реализовываться через формальный контроль, основанный на одобрении (осуждении) со стороны официальных органов государства, и неформальный контроль.

Неформальный социальный контроль исторически возник раньше формального и основан на одобрении (осуждении) со стороны семьи, друзей, знакомых. Это так называемое общественное мнение, которое находит выражение в традициях, обычаях и поддерживается через средства массовой информации. Общественное мнение исторически опиралось на мнение старших (старейшин), подкреплялось религиозными требованиями, поскольку писаных норм не предусматривало.

Важнейшим институтом неформального социального контроля являлись семья и ближайшее окружение как микросоциум, где в качестве механизмов контроля действовали убеждение, насмешка, презрение и осуждение. Неформальные методы контроля могли использоваться всяким, имеющим доступ к каналам их передачи. Вместе с тем неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому в сложном обществе, к которому относится государство, он неэффективен. Тогда на смену неформальному пришел формальный социальный контроль.

Формальный социальный контроль исторически возник в период зарождения государств, в частности древневосточных империй. Он имеет глобальный характер, действует на всей территории страны, осуществляется специально обученными профессионалами, которые получают плату за выполнение контрольных функций. Формальный социальный контроль в государстве осуществляется через такие институты, как суд, армия, средства массовой информации, правительство. Он опирается на писаные нормы: законы, указы, постановления, инструкции и т.п.

Методы формального социального контроля подразделяются на жесткие и мягкие; прямые и косвенные, общие и детальные. В реальной действительности названные методы в чистом виде встречаются редко, они, как правило, пересекаются. Например, организованная преступность — это инструмент прямого жесткого контроля, экономические санкции — инструмент косвенного жесткого контроля, уголовный кодекс — инструмент прямого мягкого контроля, средства массовой информации — инструмент косвенного мягкого контроля.

При общем социальном контроле индивиду предоставляется полная свобода, отслеживается только конечный результат. При детальном — индивид ограничен в свободе действий, поскольку контролируется весь процесс деятельности.

Таким образом, социальный контроль представляет особый механизм поддержания общественного порядка и социальной стабильности в обществе, выполняя охранительную и стабилизирующую функции. В современном обществе формальный социальный контроль реализуется посредством установленных социальных норм как типовых стандартов общественно одобряемого поведения или социальных предписаний в виде установленных запретов. Указанные нормы защищены санкцией

в виде своеобразного социального поощрения за их выполнение (конформизм) или наказания за отклонение от них (девиантность). В основе неформального социального контроля лежат социальные ценности как эталонная система представлений о добре, справедливости, патриотизме, дружбе и т.п.

Роль социального контроля в противодействии криминальному девиантному поведению пока недооценена. В криминологии к числу наиболее распространенных подходов к противодействию криминалу относятся: предупреждение преступности; профилактика преступности; борьба с преступностью; контроль преступности. Идеологической основой всех этих подходов является деятельность государственных органов, общественных формирований и граждан, направленная на:

— удержание граждан от совершения преступлений (предупреждение преступности);

— защиту общества и отдельных граждан от пораженности преступностью (профилактика преступности);

— отрицание преступности в жесткой форме (борьба с преступностью);

— сдерживание преступности на социально терпимом уровне (контроль преступности).

Преступность как негативное явление присутствует в обществе и существует параллельно с другими социальными процессами. Общество интересует не преступность сама по себе, а ее уровень, который не должен быть чрезмерным. Социально нейтральный уровень превращает преступность в рядовое общественное явление, не требующее концентрации усилий, а предполагающее только целенаправленную предупредительную деятельность в рамках исторически сложившихся методов воздействия на нее.

Универсальными методами воздействия на преступность являются: воспитание; обеспечение удовлетворенности людей; социальный контроль; изоляция лиц, представляющих общественную опасность; защита и самозащита объекта от преступного посягательства. Суть стратегии противодействия преступности состоит в умении оптимально сочетать все указанные методы и использовать различные способы их реализации. Для преемственности методов противодействия преступности необходимо использовать воспитание как управляемый процесс передачи социального опыта. Социальными инструментами воспитания выступают семья, школа, религия, идеология, культура, право, средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии .

Социальный контроль, с одной стороны, является формой воспитания, с другой — методом пресечения антисоциального поведения и отправным пунктом привлечения правонарушителей к ответственности. Мерами воздействия являются те, которые ориентированы на избавление общества от преступности, и те, что направлены на ограничение криминальной составляющей в социуме, а также нерациональные меры, не предполагающие рационального использования антикриминального потенциала социума.

В ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в 2013 году подчеркивается намерение Правительства возродить народный контроль посредством создания единого интернет-портала, куда будут поступать обращения граждан о проблемах государственной важности. Такая форма контроля, по идее разработчиков, должна реализовать демократичный способ участия граждан в управлении делами государства, наблюдения за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению законности, прав и свобод населения. А значит, обеспечить участие граждан, пусть и опосредованно, в противодействии преступности.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что развитие контрольной деятельности в условиях административного реформирования требует единства социальных и правовых начал. В качестве субъекта ее организации выступают государство и общество. При этом становление института социального контроля в России невозможно без доминирующего участия государства. Так, по инициативе Президента РФ принят Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об Общественной палате Российской Федерации», который предусматривает осуществление общественного контроля над деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» повышена эффективность контроля граждан за деятельностью государственного аппарата.

Таким образом, социальный контроль в совокупности государственного и общественного представляет собой системную деятельность по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам посредством обращения в уполномоченные государственные органы или к общественному мнению. Сочетание государственного и общественного контроля позволяет получать объективную информацию о существующих противоречиях в сфере государственного управления и корректировать развитие системы государственных органов в целях соответствия потребностям как демократического государства, так и гражданского общества.

Этот процесс позволяет предполагать, что социальный контроль обеспечивает действие комплекса социальных норм и институтов, а также социальных ценностей — общечеловеческих, исторических, национальных, этических — и выполняет обеспечительную, стабилизирующую функцию в определенных обществом пределах. Положительная социальная доминанта стимулирует индивида к соответствующему эталонному стандарту поведения, что выступает мощным фактором снижения криминальных проявлений в обществе и положительной динамики снижения преступности.

Сущность и понятие социального контроля

Слово «контроль» имеет французские корни. Сontrôle, от contrerôle – список из двух экземпляров. Что означает вторичная запись, созданная для проверки первой. Первоначально появилось в бухгалтерском учете для сверки записей в различных бухгалтерских документах. Английский вариант привнес свои коррективы, тем самым придав ему дополнительные смыслы: «проверять».

Впервые термин социальный контроль был введен в научную литературу – французским социологом Г.Тард. В это понятие он вкладывал способ общественной реабилитации преступника для возвращения его в общественную жизнь. В современном понимании социальный контроль служит поддержанию устойчивости всей социальной структуры. Социальный контроль – деятельность, направленная на поддержание общественного порядка, основанная на слежении и сопоставлении поведения индивидуума требованиям общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальный контроль 410 руб.
  • Реферат Социальный контроль 250 руб.
  • Контрольная работа Социальный контроль 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В России существуют специальные органы, осуществляющие социальный контроль. К ним относятся: Счетная палата, Прокуратура, ФСБ, органы финансового контроля и др. Функции контроля имеют также депутаты различных уровней. Всё больший вес набирают разнообразные общественные организации, функционирующие почти во всех сферах общественной жизни.

Механизм осуществления социального контроля

Замечание 2

Чем больше у отдельных членов общества развит самоконтроль, тем меньше этот социум прибегает к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше уровень самоконтроля у людей, тем чаще вмешиваются институты общественного контроля.

Контроль осуществляется различными методами и способами:

  • Изоляция – установление барьеров между человеком, который нарушил общие социальные нормы и всем остальным социумом, не предпринимая попыток его исправления;
  • Обособление – ограничение контактов нарушившего с социумом, но не полная изоляция. Подобный подход допускает их возвращение в общественную жизнь;
  • Реабилитация – процесс подготовки девианта к возвращению к нормальной жизни и полному исполнению положенных ему социальных ролей.

Основной задачей общественного контроля является критический анализ самих причин отклонения и выработке мер для их устранения.

Социальным контролем, по сути, является процесс, в котором общество либо его отдельные части определяют, верны ли их действия или решения и нуждаются ли они в каких-либо корректировках. Социальный контроль может проводиться, как институциональной, так и в неинституциональной форме.

Институциональная форма осуществляется посредством особого аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций. Неинституциональная форма – это отдельный вид саморегулирования различных общественных систем, контроль поведения людей со стороны массового мнения. Его работа основана на действии общепринятых нравственных и психологических механизмов, состоящих из постоянного мониторинга поведения отдельных людей и выставления оценок его соответствия общественным нормам. Человек также постоянно проводит самооценку своих действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *