Административная комиссия — это что такое?

Административные комиссии — что это? Так именуются органы, предусмотренные законодательством об административной ответственности. Рассмотрим, какими актами регулируется их деятельность, кто входит в их состав и как организована их деятельность.

Нормативное регламентирование

Административные комиссии только упоминаются в КоАП РФ. Определение их статуса, полномочий, численности отнесено к компетенции региональных органов власти.

Надо сказать, что организация комиссий выстроена по единому шаблону. Существенных отличий нет. Вначале принимается закон, затем постановление местного правительства, уточняющее и конкретизирующее положения закона. Чаще всего принимается и типовое положение об административной комиссии. На его основе создаются комиссии на самом низком уровне.

Цель создания

Орган создается для рассмотрения дел о нарушениях местного или регионального законодательства. Его полномочия очерчены ст. 22.1 КоАП. Если административная комиссия перестает действовать или реорганизуется, то полномочия передаются новым органам или суду. Под судом чаще подразумеваются мировые судьи.

В задачу комиссии не входит составление протокола и формирование дела. Этим занимаются иные лица, в частности, сотрудники полиции, уполномоченные представители иных органов. В задачи комиссии входит вынесение решений по представленным материалам. Ее деятельность правомерно сравнивать в определенной степени с деятельностью суда.

Границы компетенции

В законодательных актах регионов прописывается правило о создании не более чем одной комиссии в пределах района или города, в зависимости от того, о какой территориально-административной единице идет речь. То есть нельзя создавать одновременно два органа, обслуживающих одну территорию и с одинаковой компетенцией.

Относительно обслуживаемой территории: есть административные комиссии города, района (подразумевается и городской район). Если в пределах города или района действует несколько комиссий, пересечение сфер их компетенции не допускается.

Состав коллегиального органа

Каким образом формируется административная комиссия района? Чтобы принимать участие в деятельности обсуждаемого органа, необходимо достичь 18-летнего возраста. Включение в состав допускается при наличии письменного согласия человека. Такой юный возраст разрешен по причине того, что в состав входят не только должностные лица органов местной власти и депутаты. Принято приглашать для работы и представителей общественности.

Ее представителям нельзя иметь иностранного гражданства, вида на жительства или аналогичного документа, дающего право постоянного проживания на территории иностранного государства.

Состав коллегиальных структур не ограничивается только муниципальными или региональными государственными служащими. По согласованию с федеральными органами в комиссии могут включаться и их представители. Чиновники в комиссии по административным делам не могут составлять более половины от числа участников.

Дополнительные ограничения

В состав комиссии не могут приглашаться люди, имеющие судимость, которая не погашена. Введены ограничения в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными.

Возникновение данных обстоятельств в жизни членов административной комиссии препятствует их дальнейшему в ней нахождению.

Если государственный и муниципальный служащий отстраняется от исполнения должностных обязанностей или теряет свой статус, то же происходит с его участием в комиссии.

Состав комиссии

Согласно сложившейся практике, численность комиссии по административным правонарушениям составляет от 7 до 11 человек.

Руководит ею председатель, у него есть заместитель. На постоянной основе в состав вводится ответственный секретарь. Последнее должностное лицо присутствует не во всех регионах страны. Рассмотрим их роль в работе комиссии.

Чем занимается председатель:

  • возглавляет коллегиальный орган;
  • отвечает за деятельность перед вышестоящими органами и должностными лицами, представляет отчет;
  • планирует и организует работу структуры;
  • распределяет обязанности между подчиненными;
  • назначает заседания и руководит их проведением;
  • руководит работой аппарата комиссии.

В чем особенности статуса заместителя председателя:

  • выполняет поручения председателя;
  • замещает его в период отсутствия;
  • выполняет иные переданные ему функции.

В чем заключаются задачи ответственного секретаря:

  • готовит материалы для рассмотрения;
  • сообщает членам комиссии и участникам дела о заседании;
  • ведет протокол и оформляет решения комиссии;
  • готовит отчеты о деятельности комиссии, выполняет иные поручения председателя.

На платной основе в деятельности органа участвуют председатель, его заместитель и служащий, выполняющий технические функции.

Права членов комиссии

Сейчас рассмотрим перечень прав членов комиссий:

  • знакомиться с материалами дел, поступающих на рассмотрение;
  • поднимать вопрос о необходимости отложить заседание и истребовать документы, назначить экспертизу и принять иные меры для более полного исследования обстоятельств дела;
  • участвовать в заседании;
  • задавать вопросы лицам, вызванным на заседание;
  • исследовать письменные и вещественные доказательства;
  • участвовать в обсуждении принимаемых решений;
  • голосовать в процессе принятия решений;
  • вести протокол, если отсутствует должностное лицо, отвечающее за его ведение.

В нормативных актах отдельных регионов прописывается пункт о процессуальной независимости членов комиссии. Председатель, его заместитель или служащие аппарата не вправе ее ограничивать каким-либо образом.

Права комиссии

Ниже рассмотрим права комиссии как коллегиального органа, единого целого:

  • направление запросов органам власти, должностным лицам и организациям, независимо от организационной формы и права собственности с целью получения документов;
  • приглашение граждан и чиновников для получения нужной информации;
  • взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти, общественными организациями и отдельными гражданами в процессе своей деятельности.

Отметим, что комиссия обладает статусом юридического лица, имеет свою печать. Правительство региона или администрация (городская и муниципальная) обеспечивают материально-техническую базу и утверждают образцы бланков.

Регулирование процессуальной деятельности

В соответствующих нормативных актах в части описания процессуальной деятельности комиссии может делаться ссылка на КоАП.

В некоторых регионах практикуется установление запрета внесения норм процессуального характера в акты, регулирующие деятельность комиссии.

Особенности регионов

Описанная выше структура является примерной. Формулировки могут отличаться пространностью или краткостью, но их содержание значительно не отличается. Различаются полномочия заместителей комиссии, численность, организация технического аппарата.

Процесс рассмотрения

Процедура рассмотрения дел в комиссии организована так же, как и в других органах или судах:

  • изучаются представленные материалы на предмет подведомственности иному органу, готовности дела для рассмотрения по существу;
  • вызываются участники дела (лицо, привлеченное к ответственности, должностное лицо органа, передавшего материалы, потерпевший, свидетели);
  • изучаются доводы сторон, представленные доказательства;
  • выносится решение административной комиссии путем голосования.

Оно оформляется в виде постановления. Правомерность принятого решения зависит не только от правильности оценки собранных материалов, оценки законодательных норм, но и от того, имел ли место кворум комиссии – достаточно ли число членов для принятия решения.

Составление итогового документа

Постановление административной комиссии является завершающим документом по делу. Оно имеет примерно следующую структуру:

  • название комиссии, указание фамилий и инициалов ее членов;
  • дата и населенный пункт, в котором рассмотрено дело;
  • сведения о лице, признанном виновным в нарушении;
  • выявленные обстоятельства;
  • мотивировка решения (почему привлеченное лицо признано виновным или невиновным);
  • назначенное наказание;
  • сроки и порядок обжалования постановления.

Комиссиям разрешено назначать наказания в виде штрафа или предупреждения. Применение иных мер считается нарушением. Если принято решение о штрафе, указываются реквизиты счета, на который должны зачисляться средства.

Виды комиссий.

Основными видами комиссий взимаемыми отечественными банками являются:

1. Ежемесячная комиссия:

  • от суммы кредита;
  • на остаток задолженности по кредиту;
  • с фиксированной суммой.

2. Одноразовая комиссия

  • от суммы кредита;
  • фиксированный платеж.

Также банками взимается комиссионное вознаграждение за перевод денежных средств из одного финучреждения в другое, а также иные виды комиссионных сборов.

Кроме указанных, не так давно банками взималась комиссия за открытие и ведение ссудных счетов, а также разные пени и штрафы за нарушение сроков оплаты по кредиту.

Данный перечень комиссионных вознаграждений достаточно условен, поскольку вид комиссии, которая устанавливается банком самостоятельно, в основном зависит от размера процентной ставки и размера кредита, необходимого заемщику.

В заключение

Административные комиссии — специальные органы, рассматривающие нарушения законодательных актов регионального уровня. Если они отсутствуют или не ведут деятельность, полномочия по рассмотрению передаются судам.

Комиссию могут организовать в районе, в том числе и городском. Ее полномочия могут распространяться на весь город. Они ограничены в части назначения наказаний: вправе назначить предупреждение или штраф.

В состав включаются и чиновники, и представители общественности. Ко второй группе предъявляется ряд требований. Если впоследствии возникают препятствия для дальнейшего нахождения в комиссии, человека из ее состава исключают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *