Адвалорная пошлина: применение, расчёт, преимущества и недостатки

При пересечении товаром таможенной территории государства обязательной является оплата ряда налогов и сборов. Одним из таких обязательных платежей выступают таможенные пошлины.

Виды пошлин

Таможенные пошлины – это обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами в момент, когда продукция пересекает границу страны. В зависимости от того, каким способом начисляется тариф, их делят на три типа: адвалорная пошлина, специфическая и комбинированная.

Способ начисления платежа – не единственный признак, по которому осуществляется классификация. К примеру, по целевому признаку пошлины делятся на фискальные и протекционистские. В первом случае главной задачей взыскания платежа является пополнение бюджета государства, во втором – достижение торгово-политических целей. В качестве примера цели применения протекционистских пошлин можно привести стимулирование и защиту производителей внутри государства.

Также пошлины могут быть ввозными и вывозными (импортными и экспортными) в зависимости от объекта обложения. Первые используются намного чаще как в Российской Федерации, так и на территориях других государств по всему миру. Они могут применяться для стимулирования экспортной деятельности. Пошлины на вывозимый из страны товар встречаются намного реже. В Российской Федерации они применяются к экспортируемому сырью. Всемирная организация торговли рекомендует полностью отменить этот тип платежей. Адвалорная ставка таможенной пошлины может применяться как к экспорту, так и при импорте.

Суть адвалорных тарифов

Адвалорные таможенные пошлины – это платежи, размер которых определяется как процент от таможенной стоимости экспортируемой/импортируемой продукции. Такие тарифы практически не применяются для обложения массовых поставок.

Бывают случаи, когда для обложения товара могут использоваться и адвалорные, и специфические пошлины. Такой тариф называется комбинированным. Его суть заключается в том, что для расчета размера применяются оба принципа, то есть и фиксированная ставка, и процент от стоимости продукции. К оплате подлежит большая из рассчитанных денежных сумм.

Формула расчета адвалорной пошлины имеет следующий вид:

Та = ТС х р = (Ц х К) х р, где:

  • Та – размер адвалорного тарифа;
  • ТС – таможенная стоимость;
  • Ц – цена товара;
  • К – количество продукции;
  • р – адвалорная ставка.

Пример расчета пошлин: комбинированной и адвалорной

Более детально принцип расчета тарифа следует разобрать на примере.

Расчет адвалорной пошлины

Цена за единицу товара равна 11 долларов. Размер партии составляет 17 тысяч штук. Адвалорная ставка равна 7 процентам.

Первый шаг заключается в расчете таможенной стоимости, которая будет базой для начисления пошлины:

17 000 х 11 = 187 000 долларов.

Второй шаг – расчет размера пошлины:

187 000 х 7% = 13 090 долларов.

Таким образом, размер адвалорной пошлины составляет 13 тысяч 90 долларов.

Расчет комбинированной пошлины

Цена за одну единицу товара составляет 10 евро. Всего ввозится на таможенную территорию государства 5 тысяч единиц продукции. Ставка адвалорного тарифа составляет 5 процентов от таможенной стоимости; размер специфического тарифа – 50 евроцентов за одну единицу товара.

Для начала необходимо рассчитать размер таможенной стоимости:

10 х 5000 = 50 000 евро.

Следующим шагом будет расчет размера адвалорной пошлины:

50 000 х 0,05 = 2500 евро.

Затем надо сделать расчет специфического тарифа:

5000 х 0,5 = 2500 евро.

Как видим, в обоих случаях размер пошлины составляет 2 тысячи 500 евро. Если бы адвалорная ставка составляла не 5, а 4 процента, то размер пошлины составил бы:

50 000 х 0,04 = 2000 евро.

В таком случае на таможне пришлось бы все равно платить 2 тысячи 500 евро, рассчитанные по ставке специфической пошлины.

Преимущества и недостатки адвалорной пошлины

Этот вид тарифов часто применяется при обложении дорогостоящей продукции. В качестве примера можно привести продажу компьютеров. Намного выгодней в качестве базы для обложения использовать таможенную стоимость ПК, а не их вес или количество штук.

Адвалорная ставка отличается простотой расчета. Она соответствует всем нормам внешней торговли и является рекомендованной к использованию Всемирной торговой организацией. Ставка пошлины отображает то, насколько защищен рынок в момент проведениях деловых переговоров, а также она способна обеспечить стабильность на внутреннем рынке при изменении стоимости товаров.

Адвалорный тариф способен обеспечить увеличение государственного бюджета при росте стоимости продукции (есть и другая сторона медали – снижение поступлений в бюджет при уменьшении стоимости товаров).

Адвалорные пошлины позволяют минимизировать убытки при условии неоплаты платежа, а также препятствуют ввозу низкокачественных товаров.

Недостаток у данного вида тарифов тоже присутствует. Он заключается в том, что таможенную стоимость заявляет декларант, и если он занизит цену, соответственно, размер налога будет тоже занижен. Также ставка способна оказывать влияние на размер сборов, что является минусом для покупателя товара и конечного потребителя.

Кем устанавливаются адвалорные тарифы?

Размер ставок установлен на законодательном уровне. Ставки адвалорной пошлины могут колебаться в диапазоне от 0 до 30 процентов. Твердая ставка применяется к алкогольным напиткам, сахару, икре, а также автомобилям, время использования которых превышает пять лет.

В целях защиты интересов внутреннего потребителя или же для стимулирования экспортной деятельности размер ставок адвалорных пошлин может изменяться. Зачастую повышение или снижение ставки имеет краткосрочный характер.

Кто ее устанавливает

Порядок определения налоговой базы для всех категорий товаров, являющихся подакцизными, определяется ст. 191 НК РФ. При этом адвалорные ставки могут применяться как самостоятельный способ расчета или в комбинации с твердыми налоговыми ставками. Для каждой категории товаров устанавливается конкретная величина. По решению уполномоченных органов ставки могут корректироваться в сторону снижения или увеличения. Однако их применение устанавливается на конкретный период.

Нормативные акты по ставкам

Все таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Основным нормативным документом, где определены ставки, является федеральный закон «О таможенном тарифе». В документе также определены категории товаров, не облагаемые пошлинами или попадающие под действие сезонных пошлин.

Применение ставки

Такой способ расчета может использоваться как при импорте, так и при экспорте. Применение адвалорных платежей не распространяется на товары, выпущенные до момента подачи декларации, и на продукцию, произведенную не в соответствии с принятыми стандартами качества. Также процентные пошлины не используются для товаров, транспортируемых по трубопроводу.

Отличия от других видов

Разновидности ставок таможенных пошлин определены ст. 71 Таможенного кодекса РФ. Помимо адвалорных выделяют:

  • Специфические – устанавливаются в зависимости от определенных характеристик товаров в натуральном либо физическом выражении, например, объем, масса, количество. Примером специфической ставки является акциз на дизельное топливо, который устанавливается ежегодно. В 2019 году он составляет 8 541 рубль за 1 тонну.
  • Комбинированные – определяются исходя из фиксированной суммы и величины, рассчитываемой как процент от базы. Примером комбинированных ставок являются акцизы на сигареты. При расчете в 2019 году используется фиксированная величина за 1 тыс. штук – 1 890 рублей. К ней добавляют 14,5% от расчетной стоимости, определяемой по максимальной цене розничных продаж. При этом минимальной розничной ценой, используемой в расчетах, является величина 2 568 за 1 тыс. штук.

Основным отличием адвалорных от других видов ставок является способ ее расчета как процент от таможенной стоимости объекта.

Использование формулы

Для определения процентной ставки используется расчетная формула:

ТН = Ст * АдС, где

  • ТН – расчетная величина таможенного налога
  • Ст – таможенная стоимость объекта
  • АдС – установленная для конкретного вида объекта адвалорная ставка

Правила расчета

Важным является валюта расчета пошлины. Законодательно определен расчет пошлины в национальной валюте того государства, где происходит последующая ее уплата. Применение процентных таможенных пошлин выгодно при ввозе товаров с высокой стоимостью, тогда как для однородных товаров, например, строительных материалов, выгоднее применять фиксированные либо комбинированные.

Если ввозимый товар имеет стоимость 30 тыс. рублей и на него установлен размер адвалора 10%, то за ввоз такого товара потребуется заплатить 3 тыс. рублей пошлины. Чтобы получить величину пошлины за партию товара, потребуется умножить рассчитанную пошлину на количество товаров в партии.

Преимущества ставки

К основному преимуществу относят возможность установить более справедливый уровень тарифной защиты при применении таких ставок, что особенно проявляется в периоды высоких колебаний цен. Другими достоинствами являются:

  • Методика расчета соответствует международным нормам внешней торговли
  • При исчислении применяется простая расчетная формула
  • Способствует стабилизации цен внутреннего рынка в периоды нестабильности внешнего рынка
  • Уменьшение объемов ввоза некачественных товаров
  • При неоплате платежа убытки будут минимальными
  • Используется странами, входящими в состав ВТО
  • Методика применения адвалорных платежей соответствует принципам справедливой конкуренции
  • Может использоваться для товаров с различной стоимостью

Недостатки адвалорной ставки

Самым большим недостатком применения процентных ставок для государства является возможность умышленного занижения стоимости ввозимых товаров в декларациях.

Тогда пошлина, рассчитываемая в процентах от стоимости, также будет существенно уменьшена. Поэтому при проверке деклараций сотрудниками таможенной службы должна сравниваться установленная стоимость товара со среднерыночной. Если таможенная меньше рыночной в несколько раз, то выявляется факт занижения стоимости.

Кроме того недостатком считают изменчивость ставки. При падении цен на конкретную группу товаров она становится менее востребованной. После стабилизации уровня цены адвалорный способ исчисления применяется активнее. Такая нестабильность негативно сказывается на способности показателя защищать национальный рынок.

Аналитический прогноз

По прогнозам аналитических компаний наблюдается тенденция к снижению ставок при расчетах таможенных пошлин. При этом минимальное снижение составит 1-3%.

Также для некоторых групп товаров, которые в настоящий момент облагаются комбинированными ставками, будут установлены адвалорные. Все эти усовершенствования направлены на защиту внутреннего рынка и свободной конкуренции.

Видео о ставке в Украине:

Примеры адвалорных ставок

Диапазон ставок широкий. На некоторые группы товаров применяются минимальные ставки от 0%. Максимальная величина ставки составляет 30%. Максимальной ставкой облагается реализуемый природный газ. Показатель по газу рассчитывается исходя из стоимости, уменьшенной на расходы транспортировки за пределами РФ и таможенных платежей.

К отдельной категории товаров не применяются упомянутые ставки, например, спиртные напитки, сахар, икра, автобусы и автомобили, которые были в эксплуатации более 5 лет. При определении величины ставок учитывается государственная политика в сфере государственной защиты интересов отечественных производителей.

Адвалорная ставка налога — ставка налога, устанавливаемая в процентах к налоговой базе.

Термин «Адвалорная ставка налога» на английском языке — ad valorem tax rate.

Адвалорная ставка налога — это ставка налога, устанавливаемая в процентах к налоговой базе.

В России это наиболее часто применяемая ставка. Например, основная ставка налога на прибыль составляет 20%, НДФЛ — 13%, НДС — 20%.

Пример

Определяем НДС с реализации товара стоимостью 100 000 рублей. Ставка НДС 20%.

НДС составит 20 000 рублей (100 000 * 20%).

Помимо адвалорных ставок налога применяются:

Твердые (специфические) — начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

Комбинированные, сочетающие оба вида налогообложения.

Термин «Адвалорная ставка налога» пришел в русский язык из английского языка, где «valorem» означает «соответственно стоимости».

26.12.2019

Дополнительно

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Шкала налогообложения — система ставок налога, устанавливаемых для налога. Выделяют плоскую, прогрессивную и регрессивную шкалу налогообложения.

Внешние ссылки

Как бороться с адвалорными налогами

Поскольку адвалорные налоги связаны со стоимостью товаров, которыми вы пользуетесь, или собственностью, которой вы владеете, вы, как правило, имеете больший контроль над ними, чем над налогами на прибыль. После того, как вы потратили столько, сколько вам нужно потратить для удовлетворения основных потребностей, любые дополнительные расходы являются дискреционными, и поэтому любой дополнительный налог, который вы должны заплатить, зависит от того, какое решение вы примете с вашим располагаемым доходом. Другими словами, многие адвалорные налоги экономят на вознаграждении, что отличается от подоходных налогов, которые облагают налогом независимо от того, что вы на самом деле делаете с деньгами.

Даже с налогами на недвижимость сумма, которую вы платите в виде налога, зависит от стоимости приобретаемой вами недвижимости. Это может служить ценным стимулом для экономии в большинстве юрисдикций, хотя некоторые схемы освобождения от налогов могут фактически препятствовать действиям по упрощению в той степени, в которой их налоговые льготы применяются только до тех пор, пока человек живет в одном конкретном доме.

Что влияет на адвалорный тариф?

Заметное влияние на размер тарифа может оказывать таможенная оценка товаров из-за того, что она является субъективной и может не соответствовать реальным положениям. Также на ставку адвалорной пошлины может влиять ситуация, сложившаяся в стране на политическом и экономическом уровнях.

Востребованность тарифа значительно падает, если уменьшаются цены. Нестабильность доходов при использовании адвалорных пошлин снижает уровень защиты национальных рынков. Исчисление тарифа на территории Российской Федерации производится в рублях.

Объемы перемещения грузов через границы во всем мире с каждым годом возрастают, а вместе с этим возникает много проблем. Одной из ключевых является проблема определения страны происхождения товара, перемещаемого через границу. В настоящей статье изложены теоретические основы определения страны происхождения товара в контексте преференциальных правил, в частности, понятие страны происхождения товара и методы определения достаточной переработки товара.
Определение страны происхождения или «гражданства» импортируемых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, и охранных мер, а также требований в отношении маркировки товаров, подтверждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок, равно как и для статистического учёта.
Для этих целей страна происхождения определяется в соответствии с основными, или «непреференциальными» правилами. Государства, в которых действуют «нулевые» или сниженные ставки пошлин на товары, ввозимые из отдельных стран, применяют иные, и часто отличающиеся от основных преференциальные правила определения страны происхождения для установления возможности ввоза товаров по льготным ставкам. Применение преференциальных правил позволяет ответить на вопрос о том, могут ли быть предоставлены тарифные преференции в отношении данного товара (то есть, «да» или «нет»), тогда как непреференциальные правила используются для установления собственно страны происхождения товара.
Преференциальные правила определения страны происхождения позволяют предотвратить отклонение товарных потоков, а также ситуации, при которых в результате простой перегрузки товар, происходящий из страны, в отношении которой преференций по тарифу не предусмотрены, ввозится под видом товара, заявляемого, например, в качестве происходящего из страны-участницы зоны свободной торговли, с уклонением от уплаты таможенных платежей. Таким образом, роль преференциальных правил определения страны происхождения состоит в том, чтобы открывать доступ на рынок страны-импортёра товарам, действительно происходящим из государств-бенефициаров данной схемы преференциальной торговли. Это делает преференциальные правила определения страны происхождения неотъемлемой частью соглашений о взаимном предоставлении преференций, таких как двусторонние и региональные соглашения о создании зон свободной торговли, а также систем преференций, предоставляемых в одностороннем порядке промышленно развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
Природа правил определения страны происхождения и особенности их применения могут иметь серьёзные последствия с точки зрения формирования товарных потоков, а также работы таможенных органов. Эти правила могут быть устроены таким образом, чтобы служить ограничением для развития торговли. Поэтому они могут быть использованы, и нередко используются, как инструмент торговой политики. Развитие соглашений о свободной торговле и связанных с ними правил определения страны происхождения увеличивает объём работы таможенных органов во многих странах, с неизбежными последствиями для хода торговли. Учитывая их большое потенциальное влияние, может показаться удивительным тот факт, что в течение почти пятидесяти лет с момента основания многостороннего, следующего определённым правилам механизма Генерального соглашения по тарифам и торговле /Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО) не предпринималось серьёзных попыток унифицировать нормы в этой области и они не стали предметом реального и действенного многостороннего регулирования. Необходимо отметить, что в течение этого периода определение страны происхождения товаров стало представлять большие сложности в связи с тем, что изменения технологий производства, на фоне сокращающихся транспортных издержек, а также процесса глобализации, привели к разрыву производственных цепочек и перемещению различных составных элементов таких цепочек в другие страны и регионы мира. В результате, непросто подчас бывает установить, какой из элементов производственного процесса определяет страну происхождения товара, произведённого и подвергнутого дальнейшей переработке в нескольких странах.
Методы определения страны происхождения товара
Когда процесс изготовления товара состоит лишь из одной фазы, или если он полностью получен/произведен в одной стране, страну происхождения товара бывает установить относительно несложно.
В основном это касается продукции растительного или животного происхождения, выращенной или собранной в данной стране, а также товаров, произведённых из такой продукции, то есть товаров, не содержащих импортных компонентов или материалов. Обычно бывает достаточно подтвердить тот факт, что такой товар произведён в стране-бенефициаре соглашения о предоставлении преференциального режима.
Для всех остальных случаев, когда в производстве товара участвуют две и более страны, правила определения страны происхождения устанавливают методы, в соответствии с которыми принимается решение о том, в какой из данных стран товар был подвергнут достаточной переработке (sufficient working or processing) или существенной переработке (substantial transformation) (оба термина обычно используются как синонимы, имеющие одинаковое содержание). Под достаточной переработкой при этом понимается процесс, в результате которого товар приобретает своё основное (характерное) свойство.
К сожалению, едва ли возможно найти простое и универсальное правило определения страны происхождения. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур устанавливает три основных подхода к определению страны происхождения товара: изменение классификационного кода товаров, правило адвалорной доли и выполнение определённых производственных операций.
Изменение классификационного кода товаров
Товар считается происходящим из данной страны, если он классифицируется в товарной позиции, отличной от позиций, в которых классифицируются все импортированные материалы, использованные для его производства. Этот метод является основным для работы по гармонизации непреференциальных правил определения страны происхождения, которая ведётся ГАТТ/ВТО и Всемирной таможенной организацией. Использование данного подхода стало возможным благодаря широкому распространению Конвенции о Гармонизированной Системе описания и кодирования товаров (ГС): примерно 200 стран мира классифицируют товары в соответствии с унифицированной системой товарных категорий.
Однако существуют различные подходы к вопросу о том, на каком уровне необходимо изменение классификационного кода для признания товара происходящим из страны, в которой товар был произведён или подвергнут переработке. Чаще всего правила устанавливают требование изменения кода на уровне любого из первых четырёх знаков, то есть изменение товарной позиции ГС.
Таким образом, хотя, в принципе, изменение классификационного кода товара могло бы служить простым и универсальным методом определения страны происхождения, на практике вместо общего правила нередко действуют индивидуальные специфические правила. Тем не менее, критерий изменения классификационного кода товара, однажды установленный, обеспечивает ясность, недвусмысленность правил, понятных для участников ВЭД. Такие правила относительно просты в применении. С точки зрения представления документального подтверждения в данном случае необходимо, чтобы субъекты хозяйственной деятельности/участники цепочки торговых операций, связанных с производством товара, надлежащим образом фиксировали информацию о том, какой код имели импортные материалы и компоненты, и какой код имела произведённая продукция. Выполнение таких требований может не вызывать затруднений в ситуациях, когда поставщик готовой продукции напрямую закупает и ввозит материалы и компоненты, используемые затем для производства товара, но может оказаться непростой задачей, если импортные материалы закупаются у посредников в стране производства конечной продукции.
Правило адвалорной доли
Когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость в конкретной стране достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции, товар считается происходящим из этой страны. Этот критерий может быть сформулирован как минимальная доля в стоимости товара, которая должна быть добавлена в стране происхождения, или как предельно допустимая доля импортных материалов в стоимости всех материалов, из которых произведён товар или в стоимости товара.
Подобно правилу изменения классификационного кода товара, критерий добавленной стоимости имеет ряд преимуществ, связанных с ясностью и относительной простотой его применения. Однако на практике данный критерий может вызывать затруднения. Во-первых, возникает вопрос определения стоимости материалов, которая, в зависимости от условий поставки, будет иметь неодинаковую величину. Во-вторых, использование метода добавленной стоимости может повлечь за собой значительные дополнительные затраты для предприятий, которым потребуется сложная система учёта, которая бы позволяла адекватно фиксировать необходимую информацию. Наконец, определение страны происхождения по данному методу зависит от изменения факторов, из которых складывается себестоимость продукции в различных странах, таких как курсы валют, уровень оплаты труда и стоимость сырья. Например, производственные операции, дающие основание считать товар происходящим из одной страны, могут оказаться недостаточными, если они выполняются в другой стране из-за разницы в уровне оплаты труда. Кроме того, одни и те же операции, обеспечивающие происхождение товара из данной страны в настоящий момент, с течением времени могут оказаться недостаточными в случае изменения курса валют.
Выполнение определённых производственных операций
Данный критерий определяет для каждого товара или группы товаров операции по их производству или переработке, при выполнении которых в данной стране товар считается происходящим из этой страны (позитивный критерий), или операции, не дающие оснований считать товар происходящим из данной страны (негативный критерий). При формулировании правил определения страны происхождения, основанных на таком критерии, может устанавливаться требование использования определённых материалов, происходящих из данной страны, или не допускаться использование определённых материалов, не происходящих из этой страны. Например, правила определения страны происхождения изделий одежды, ввозимых в страны Европейского союза (ЕС), устанавливают, что в качестве исходного сырья, для производства товаров должна использоваться пряжа. Таким образом, одежда, произведенная из ткани, не будет считаться происходящей из стран ЕС.
Основное преимущество правил, основанных на критерии выполнения определённых технологических операций, состоит в том, что, будучи однажды установлены, они дают чёткое, не допускающее различных толкований, представление о том, каким критериям должен удовлетворять товар, что обеспечивает предсказуемость правил для производителей товаров. Вместе с тем, данная система имеет ряд недостатков, например, необходимость пересмотра критериев в связи с постоянным совершенствованием технологических процессов, а также требования к документационному обеспечению, в частности, актуализация описания производственных операций, выполнение которых может представлять сложности для предприятий.
Представляют интерес следующие примеры из мировой практики, хотя они и связаны с применением непреференциальных правил. С 1996 года в США стали применяться критерии происхождения текстильных изделий и одежды, в соответствии с которыми товары, ранее считавшиеся происходящими из ЕС, стали рассматриваться в качестве происходящих из стран Азии. Это повлекло за собой применение к ввозимым товарам количественных ограничений в соответствии с Соглашением о текстильной продукции и изделиях одежды. Кроме того, новые правила устанавливали требования маркировать товары, ранее имевшие маркировку «Сделано в Италии» (например, шёлковые платки), как товары, произведённые в Пакистане, с соответствующими последствиями с точки зрения спроса на данную продукцию, так как сведения о стране происхождения товара воспринимаются потребителем как указание на качество изделий.
В конце 80-х годов, в ЕС были пересмотрены правила определения страны происхождения фотокопировальной техники с тем, чтобы производственные операции, выполняемые филиалами японских компаний в США, не давали оснований для того, чтобы товар считался происходящим из США. Такие товары считались происходящими из Японии и подлежали применению антидемпинговых мер регулирования.
Таким образом, один и тот же товар может считаться происходящим из данной страны в соответствии с одной системой определения страны происхождения, однако не удовлетворять требованиям, предъявляемым к стране происхождения, при использовании другой системы. Например, производитель товара в развивающейся стране может обнаружить, что товар может поставляться в ЕС с предоставлением преференций по тарифу в соответствии с Общей системой преференций ЕС, но что этот же товар не удовлетворяет правилам определения страны происхождения по Общей системе преференций США.
В следующем номере журнала постараемся более подробно рассмотреть вопросы практического применения этих норм.
По материалам Всемирного Банка
Алексей Щеглов, технический офицер Управления по тарифам и торговле Всемирной таможенной организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *