Антициклическое регулирование экономики

В результате изучения данной главы читатель должен:

знать

  • • основные термины и понятия в области антикризисного управления;
  • • важнейшие направления государственного антициклического регулирования;
  • • задачи государства в период острого экономического кризиса;

уметь

  • • оценивать успешность использования инструментов государственного антициклического управления в России;
  • • определять основные административные, правовые и экономические рычаги государственного регулирования для ликвидации сбоев функционирования рыночного механизма на микроуровне;
  • • формулировать основные стратегические задачи государственного антикризисного управления;

владеть

  • • технологиями превентивного антициклического регулирования и антикризисного управления в острой фазе кризиса;
  • • навыками разработки программ антикризисного управления на федеральном и региональном уровне;
  • • инструментарием оценки эффективности государственной антикризисной политики.

Содержание и цели государственного антициклического регулирования и антикризисного управления

О чем пойдет речь

  • • Как можно трактовать некоторые ключевые понятия в области антикризисного управления?
  • • Каковы стратегические задачи государственного антициклического регулирования?
  • • Как формулируются цели и задачи государственного антикризисного управления?

Как можно трактовать некоторые ключевые понятия в области антикризисного управления?

При рассмотрении в гл. 1 цикличности как объективной закономерности развития рыночной экономики отмечалось, что в условиях свободной конкуренции преодоление кризиса и выход экономики на новый уровень развития обеспечиваются самим рыночным механизмом. Однако в современной смешанной экономике конкурентно-рыночные инструменты взаимодействуют с государственным регулированием и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Впервые необходимость активного вмешательства государства в экономику и в воспроизводственные процессы была обусловлена задачами преодоления глубочайшего кризиса 30-х гг. XX столетия. Именно в этот период правительства США и развитых стран Европы разработали комплекс антикризисных мероприятий, направленных на повышение деловой активности, сокращение безработицы и рост производства. В этот же период появились и первые теоретические обоснования возможности государства оказывать воздействие на экономический цикл, смягчать последствия кризиса и формировать условия, необходимые для дальнейшего развития экономики.

Дж. М. Кейнс был одним из первых экономистов, предложивших концепцию государственной политики макроэкономической стабильности, которая стала основой государственного антициклического регулирования экономики. Кейнсианский анализ показал, что инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики могут использоваться для сглаживания экономических циклов. При этом кейнсианцы утверждали, что среднее экономическое благосостояние будет расти, если правительство попытается уменьшить циклические колебания, особенно спады.

Политика государственного антициклического регулирования строится на основе теоретических моделей экономического цикла и предполагает целенаправленное вмешательство в процесс воспроизводства не только в период кризиса, но и в фазах подъема для предотвращения чрезмерного «перегрева» экономики.

Основной проблемой при этом является прогнозирование изменений в экономике, и одной из целей исследования экономических циклов является определение времени смены фаз цикла. Совокупная экономическая активность не измеряется напрямую одной переменной, поэтому не существует простой формулы, на основании которой экономисты могли бы предсказать, когда экономический подъем закончится и начнется падение.

Экономисты не раз делали попытки разработать систему опережающих индикаторов для предсказания времени наступления расширения и рецессий (кризисов). Однако качественные изменения, происходившие в экономике, приводили к необходимости постоянного пересмотра состава показателей, входящих в агрегированный индекс. Кроме того, информация, получаемая на основе индексов, чаще всего запаздывала. Индексы также могли давать ложные сигналы и не могли дать ответ на вопрос: насколько глубоким и продолжительным будет кризис?

Вместе с тем, государственное антициклическое регулирование основано на реализации мероприятий, которые должны проводиться до изменения фаз цикла, чтобы обеспечить смягчение и выравнивание циклических колебаний. Также особенностью современного целенаправленного воздействия государства на воспроизводственные процессы является то, что государственное регулирование не должно подавлять рыночные механизмы, а наоборот, обязано поддерживать преимущества конкурентно-рыночных отношений. Соответственно, государственное антициклическое регулирование осуществляется преимущественно опосредованными, косвенными методами, с использованием экономических инструментов, которые оказывают влияние на рыночный механизм.

Таким образом, государственное антициклическое регулирование направлено не на уничтожение экономических циклов и кризисов, объективно присущих экономике рыночного типа, а на поддержание макроэкономической стабильности и обеспечение долговременного экономического роста.

Кризисов избежать нельзя. Более того, практика показывает, что, несмотря на государственное регулирование, а также существенное продвижение в области прогнозирования, организации и координации деятельности хозяйствующих субъектов, экономика на протяжении второй половины XX в. и в начале XXI столетия не раз переживала периоды глубоких и затяжных экономических кризисов.

В отечественной управленческой науке и практике сформировалось особое направление – антикризисное управление. Однако в определении его содержания пока еще не сложилось однозначного мнения.

Широко распространенный в англоязычной литературе термин crisis management (управление кризисом) в отечественной литературе трактуется не однозначно. Некоторые специалисты понимают его в узком значении, как технику управления, используемую для предотвращения или минимизации ущерба от кризисных ситуаций, в том числе в экономике как на макро-, так и на микроуровнях. Другие авторы, применительно к экономике, под управлением кризисом понимают не только смягчение последствий кризиса, но и использование стимулирующей функции кризиса, рассматривая кризис как диалектическое единство предела и роста экономики. Соответственно считают, что «управление кризисными процессами выступает не как антикризисное управление, а как управление с помощью кризиса, управление кризисом».

Достаточно распространенной точкой зрения является то, что антикризисное управление направлено на предотвращение кризиса, а в случае его наступления – на выход из кризиса с минимальным ущербом. Таким образом, антикризисное управление делает акцент на возможность и необходимость как превентивных мер по недопущению кризиса, так и мер по восстановлению экономических систем.

Государственное антициклическое регулирование и государственное антикризисное управление – пересекающиеся понятия, но, тем не менее, каждому из них присуще собственное содержание и отводится собственная роль в организации и упорядочивании экономических процессов.

Государственное антициклическое регулирование заключается в принятии своевременных мер с целью «сглаживания» основных фаз экономического цикла: недопущения «перегрева» экономики, резкого и глубокого кризиса, продолжительной депрессии. Государственное антициклическое регулирование экономики в значительной степени направлено на смягчение циклических колебаний посредством реализации специальных способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность. Использование различных инструментов государственного антициклического регулирования экономики может существенно облегчить прохождение стадии кризиса, сделать процесс трансформации менее продолжительным и болезненным.

В зависимости от фазы цикла антициклическое регулирование может принимать различные формы. Так, фаза зрелости предполагает, в первую очередь, мониторинг, критическую оценку процессов, прогноз изменений среды, превентивные меры, заключающиеся в создании запаса прочности, снижения рисков. В фазе роста антициклическое регулирование направлено на обеспечение сбалансированного, устойчивого, контролируемого роста (sustainable growth), в фазе спада его задача – удерживать снижение показателей в допустимых пределах.

Государственное антикризисное управление в полной мере разворачивается при прямой угрозе кризиса и при вхождении в кризис, имеет преимущественно реактивный характер. Оно направлено на реализацию системы восстановительных мер и создание условий для дальнейшего развития экономики.

Государственное антикризисное управление для экономики в целом не может рассматриваться как система мер, направленная на предотвращение кризиса, поскольку кризис является неотъемлемым элементом рыночного механизма. Поэтому под государственным антикризисным управлением экономикой мы будем понимать совокупность методов и инструментов, реализацию специальных мероприятий, направленных на стабилизацию национальной экономики непосредственно в период кризиса. В этом смысле антикризисные мероприятия являются органической частью антициклических мероприятий.

Экономическая цикличность и государственное антициклическое регулирование экономики

После завершения Второй мировой правительства большинства развитых стран значительно расширили круг антикризисных мер. Их дополнили разные методы антициклического регулирования экономики послевоенного периода. Их особенности в значительной степени обуславливаются доминированием монополий в системе хозяйствования. Как доказали ведущие западные ученые, даже при отсутствии письменного либо устного соглашения, цены олигополистического рынка выше, чем конкурентного, при более низком производственном объеме первого.

Авторы справедливо обращали внимание на отсутствие гибкости, подвижности стоимости товаров по сравнению с обстановкой при свободной торговле. При господстве монополии цены в условиях кризиса не только не снижаются, а остаются на прежнем уровне и даже в ряде случаев растут. Это обуславливается тем, что олигополии значительно сокращают производственные объемы для недопущения перевыпуска товаров и понижения их стоимости. Такой негативной ситуации могут противостоять только государственные меры стимулирования денежного спроса с использованием соответствующей финансово-кредитной политики. Такие мероприятия, собственно, и были предприняты в послевоенный период.

Расширение антикризисных мер

Смягчение циклических колебаний в послевоенные годы было достигнуто посредством:

  • Увеличения госзакупок услуг и товаров.
  • Стимулирования развития жилищного фонда (власть страхует и гарантирует предоставление кредитов на строительство, регулирует порядок и сроки их погашения, величину процента и так далее).
  • Проведения программы ускоренной амортизации.
  • Предоставления налоговых льгот при внедрении нового оборудования.
  • Снижения отчислений на прибыль компаний и прочего.

В качестве обобщающего показателя государственного воздействия на экономический цикл считается доля затрат в ВВП и, главным образом, закупки услуг и товаров. К середине 90-х годов в Японии госрасходы в ВВП Японии составили порядка 35%, а в Швеции — больше 70%.

Кризисный период

Антициклическое регулирование национальной экономики обладает одним несомненным преимуществом. Такую политику можно использовать достаточно оперативно, не принимая соответствующих законов. В данном случае важным моментом является только точное определение времени снижения либо повышения процентных ставок по кредитам. Для расширения суммарного спроса в кризисные фазы и во время депрессии правительство запускает программу «дешевых денег».

Вместе с этим антициклическое регулирование экономики предполагает снижение ставок по налогам на прибыль, заработной платы, предоставление льгот при ускоренном списании стоимости ОС. Эти мероприятия стимулируют инвестирование в частный сектор. В кризисный период правительство увеличивает величину прямых капиталовложений в государственную сферу, в первую очередь, в отрасли социальной и экономической инфраструктуры (транспорт, водо-, электро- и газоснабжение, атомную энергетику, жилищное строительство и прочее). Например, в США ежегодно из практически 43 тысяч миль межштатных скоростных автомагистралей около 2 тысяч становятся непригодными для эксплуатации. Их необходимо ремонтировать за счет госбюджета. В конце 40-х годов прошлого столетия для уменьшения глубины кризиса правительство повысило сумму инвестирования вдвое.

Этап подъема

В этой фазе антициклическое регулирование экономики направлено на замедление процесса чрезмерного «перегрева» системы и ослабление противоречий между производственным и потребительским секторами, сглаживание колебаний при переходе от одной фазы к другой. В этот период происходит увеличение налогов, процентных ставок, отмену льгот, снижение объемов прямых капиталовложений. Между принятием соответствующих мер в сфере финансово-кредитной политики и достижением определенного эффекта проходит достаточно продолжительный промежуток времени. По мнению западных аналитиков, этот период в условиях спада может длиться от 5-ти до 20-ти месяцев, а в фазе подъема — от 10-ти до 24-х. Медленнее действуют механизмы налогового регулирования. Это в значительной степени обуславливается большой продолжительностью процесса законотворчества. В этой связи необходимо иметь четкий прогноз вероятного течения экономического цикла.

Способы выхода из кризиса

Антициклическое регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью различных инструментов. Со стороны олигополии оно проявляется посредством выработки и последующего согласования политики исполнения госпрограмм. В это же время действия крупных корпораций противоречат политическому курсу правительства. Антициклическое регулирование проводится административными, правовыми и экономическими методами.

Особенности ситуации в России

К настоящему моменту в РФ проходит крупномасштабный переход от сверхцентрализованного хозяйствования к рыночной экономике, существующей по своим специфическим законам. Одним из важнейших рычагов в этом процессе стала приватизация. К середине 1995 года завершился ее первый «ваучерный» этап. В настоящее время идет денежная приватизация. Она представляет собой приобретение бывших госпредприятий частными лицами. Механизм, посредством которого осуществляется государственное антициклическое регулирование экономики в России, сегодня еще не до конца сформировался. В процессе внедрения тех или иных мер следует опасаться крайних ситуаций. В частности, это, с одной стороны, абсолютный уход государства из экономической сферы, что неизменно породит хозяйственную анархию, а с другой стороны — наоборот, преобладание правительственного влияния и подавление инициативы частных собственников.

Приоритетные направления

Несмотря на сложность ситуации, антициклическое регулирование экономики уже прошло три основные стадии:

  1. Остановку развала системы хозяйствования, прохождение поворотного момента от обвального производственного спада к его оживлению.
  2. Рост экономики. На этой стадии приоритетными направлениями правительственной политики выступают структурная перестройка системы в пользу сектора потребителей и ресурсосбережения. Эта программа реализуется преимущественно на базе использования наличных, недостаточно передовых инвестиционных технологий.
  3. Широкомасштабное освоение высокотехнологических видов производств.

Кредитно-денежная политика

Проводя антициклическое регулирование экономики, правительство ставит в ряд приоритетных задач борьбу с инфляцией. Для этого с января 1995-го года было прекращено использование прямых кредитов ЦБ для финансирования дефицита в федеральном бюджете за некоторыми исключениями. Было запланировано привлечение средств только в качестве краткосрочных займов с сокращением их числа и сведением, в конечном счете, к нулю. Рост денежной массы и предложение наличности было предложено определять политикой ЦБ по кредитованию коммерческих банков, операциям с ценными бумагами, проводимыми на открытых торгах, а также интервенциями (продажей и покупкой валюты). Контроль роста массы предполагалось осуществлять посредством установления предельных размеров внутренних (чистых) активов финансово-кредитных организаций, а также лимитов требований этих компаний к расширенному и федеральному правительству (местным и государственным органам власти, внебюджетным фондам).

Ценовая политика

Антициклическое регулирование экономики включает в себя и такую важную задачу, как разработка программы ценообразования. Особенно это касается определенных групп товаров и услуг. Так, на федеральном уровне осуществляется регулирование цен на газ, частично на нефть и продукты переработки, тарифы ж/д транспорта, электроэнергии и прочее. Большое значение имеет работа местной администрации в данной области. Так, в зависимости от региона, ценовое регулирование проводится в отношении 3-50 групп товаров.

Госзаказы и закупки

Они также имеют существенное влияние на ход антициклического регулирования. Правительство страны закупает порядка 30% ВВП. При этом цены устанавливаются в соответствующих контрактах. Правительство согласует закупки по конкретному перечню продукции для реализации государственных обязательств. Большие объемы отмечаются в нефтяной сфере. Сырье и продукты переработки приобретаются для последующего экспорта. Кроме того, большими объемами отличаются закупки сельскохозяйственных товаров.

Налогово-бюджетная сфера

В ней также определены важнейшие инструменты антициклического регулирования. В федеральном бюджете консолидируются все внебюджетные фонды, образующиеся из обязательных отчислений действующих в стране предприятий, кроме ПФР, Фондов социального и медицинского страхования. Обеспечение достижения максимального результата в финансово-налоговой сфере проводятся мероприятия по увеличению статей дохода и сокращению расходов, предотвращению дефицита средств.

Государство способносущественно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет характер экономической динамики, в том числе амплитуду, продолжительность, частоту периодов кризиса и подъема, а также и всего цикла. Государстводолжносглаживать циклические колебания в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

Основными инструментамиантициклической политики является фискальная и денежно-кредитная политика. Вне зависимости от принадлежности к той или иной научной школе политики, реализующие антикризисные программы, придерживаются общей линии поведения.

В фазе кризисавсе действия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот. Кейнсианская теория предлагает также увеличить государственные расходы, стимулирующие инвестиции. Кредитно-денежная политика предполагает проведение кредитной экспансии при помощи политики «дешевых денег”. С этой целью снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что также стимулирует рост инвестиций.

В период подъемагосударство с целью предотвращения «перегрева” экономики проводит политику сдерживания. Фискальная политика в этот период заключается в повышении ставок налогов, сокращении государственных расходов. Одновременно проводится политика «дорогих денег”: повышаются процентные ставки по ссудам, сокращаются кредитные ресурсы банков.

В целом антициклическую политику государства можно охарактеризовать как политику противодействия: в период спада государство проводит политику экспансии, в период подъема — сдерживания (рис.38).

Таким образом, государственное антициклическое регулирование сочетает в себе две противоположные цели: предотвращение глубокого кризиса и роста безработицы; сдерживание подъема экономики и роста инфляции.

Рис. 38. Фазы делового цикла: политика экспансии; политика сдерживания.

Выводы:

  1. Цикличность – это естественная форма движения рыночной экономики.

  2. Различают короткие (в 3 – 4 года), средние (8 – 10 лет) и длинные циклы продолжительностью 50 – 60 лет.

  3. Экономический цикл состоит из 4 фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем.

  4. Экономический кризис – следствие нарушения макроэкономического равновесия.

  5. Причины экономического цикла: внутренние, внешние.

  6. Существуют два подхода к антикризисному регулированию: кейнсианский (налогово – бюджетная политика); классический (денежно – кредитная политика).

8.3. Безработица

Макроэкономическая нестабильность выражается и в колебаниях занятости, в том числе и в безработице.

Безработнымсчитается человек, который хочет и может работать, не имеющий работы, но ищущий её.

Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производстве товаров и услуг.

Существует несколько подходов к определению причин безработицы:

в конце 18 в. английский экономист – священник Мальтус объяснял безработицу демографическими причинами, в результате которых темпы роста народонаселения определяют темпы роста производства.

В 19 в. К. Маркс в качестве причины безработицы отмечал изменение в ходе НТП соотношение между стоимостью средств производства и стоимостью рабочей силы. В результате чего происходит относительное отставание роста спроса на труд от темпов накопления капитала. Одновременно К. Маркс рассматривал в качестве причины безработицы цикличность экономики.

В западной экономической литературе длительный период господствовала теория о добровольном характере безработицы. Вынужденный ее характер был обоснован в 30-е годы 20 в. Дж. Кейнсом. Он выводил безработицу из недостаточного совокупного спроса.

Виды безработицы. 1) Фрикционная безработицавключает работников, которые ищут работу или ждут её получения в ближайшем будущем. Это время между увольнением с одного места работы и поступлением на другое. Фрикционная безработица непродолжительна и существует всегда. Ее причина — естественное передвижение трудовых ресурсов между фирмами, отраслями, регионами. Следовательно, фрикционная безработица неизбежна. В какой-то мере фрикционная безработица желательна. Работники меняют место работы, стремясь улучшить свое положение: получить повышение в должности, большую зарплату, более интересную или более удобную работу, в любом случае фрикционная безработица способствует росту доходов наемных рабочих, более рациональному использованию ресурсов и, следовательно, увеличению реального ВНП.

2) Структурная,она вызвана действием научно-технического прогресса и структурными сдвигами в экономике. Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли отмирают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу. Структурная безработица может возникнуть из-за территориальных диспропорций. Например, Кузбасс — регион, где традиционно мужских рабочих мест всегда было больше, чем женских. В любом случае рабочая сила на изменения спроса быстро реагировать не может, и ее структура не отвечает полностью новой структуре рабочих мест, поэтому возникает безработица. Хотя фрикционная и структурная безработица похожи,есть некоторые существенные различиямежду ними. Одно состоит в том, что «фрикционные” безработные обладают квалификацией, навыками и профессиональной подготовкой, которые требуются бизнесу; «структурные” безработные не могут получить работу без подготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Кроме того, фрикционная безработица менее продолжительна (от одного до трех месяцев), структурная безработица длится от одного месяца до года и считается более серьезной.

Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной. Поэтому полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Понятие полной занятостивключает кроме занятого населения так же и «фрикционных”, и «структурных” безработных. Уровень безработицы при полной занятости называют естественным уровнем безработицы.Реальный объем ВНП, созданный в условиях полной занятости, определяется какпотенциальный ВНПилипроизводственный потенциал экономики.Естественный уровень безработицы составляет примерно 5-6 % от рабочей силы. Естественная безработица обеспечивает возрождение эффективного роста и экономической стабильности.

3) Циклическая безработица –результат экономического спада и депрессии. При уменьшении совокупного спроса занятость сокращается, а безработица растет и охватывает все отрасли национальной экономики. В отличие от других видов безработицы, она характеризуетсяабсолютным превышениемчисленности безработных над количеством вакантных рабочих мест. Циклическая безработица может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма -сокращение рабочего дня или рабочей недели, принудительные неоплачиваемые отпуска. Открытая формаозначает увольнение работника, полную потерю работы и дохода. В условиях полной занятости циклическая безработица равна нулю.

4)Сезонная безработица- следствие сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, строительстве.

5) Застойная безработица -результат перенаселения, избытка рабочей силы. Она охватывает наиболее неквалифицированных работников и может длиться годами.

Измерение безработицы.Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размеры безработицы, определить ее уровень и продолжительность. Для определения количества безработных все население страны делят на:

  • экономически активное население (рабочая сила) – это часть трудоспособных граждан, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг.

  • экономически неактивное население – это учащиеся дневной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, отчаявшиеся найти работу; те, у кого нет необходимости работать и др.

  • безработные – лица, не имеющие работу, занимающиеся ее поиском, готовые приступить к работе или обучающиеся в центре занятости.

Чтобы определить величину рабочей силы нужно из всего населения вычесть экономически неактивное население. Таким образом, к экономически активному населению можно отнести занятых по найму (полный и неполный рабочий день) и безработных, имеющих этот статус официально.

Продолжительность безработицы –время, в течение которого человек находится без работы.

Последствия безработицы.Вполне очевидныэкономические издержки безработицы. Они выражаются в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины. Размер отставания рассчитывается на основе закона Оукена. Закон Оукенаустанавливает, что если фактический уровень превышает ее естественный уровень, то реальный объем ВНП отстает от потенциального ВНП на 2,5%.

Социальные последствиябезработицы выражаются в потере квалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях, способствует росту преступности, подрывает психическое здоровье граждан.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Труды каких ученых посвящены изучению экономических циклов?
  • 2. Что вы понимаете под экономическим циклом?
  • 3. Какие виды циклов вы знаете?
  • 4. Воздействием каких факторов можно объяснить экономические циклы? Какие теории, объясняющие возникновение циклов, вы знаете?
  • 5. Как вы считаете, существуют ли строго повторяющиеся экономические циклы или конъюнктурные колебания не имеют строгой упорядоченности?
  • 6. Дайте свою оценку модели Самуэльсона — Хикса.
  • 7. Что вы можете сказать о модели Тевеса?
  • 8. В чем особенности теории цикла Калдора?
  • 9. Какие неоклассические теории цикла вы знаете? Прокомментируйте их.
  • 10. В чем сущность теории реального экономического цикла?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *