Бизнес-план студии звукозаписи

Открыть свою звукозаписывающую студию можно, уложив первоначальные расходы в 600 000 рублей. Эта сумма оптимальна для того, чтобы студия обладала функционалом, позволяющим производить различные виды звукозаписи на профессиональном уровне. Больше половины первоначальных вложений можно покрыть, взяв банковский кредит, а оставшуюся часть «добить» из личных средств предпринимателя.

Краткое описание концепции

Бизнес по организации музыкальной студии, пример которого здесь представлен, лучше всего зарегистрировать в форме ИП. Оптимальная форма налогообложения – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% от разницы между доходами и расходами. Одно из главных преимуществ данной системы налогообложения – простое оформление налоговых деклараций, с которым бизнесмен сможет справиться, не прибегая к помощи профессионального бухгалтера. В крайнем случае, можно воспользоваться услугами стороннего бухгалтера, но нанимать его в штат постоянных сотрудников студии совершенно необязательно.

Для регистрации студии звукозаписи следует выбрать следующие коды ОКВЭД:

  • 59.20 «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений».
  • 59.20.1 «Издание аудиовизуальных произведений на магнитных, электронных и цифровых носителях».
  • 59.20.2 «Деятельность студий звукозаписи».

Спектр услуг, которые может предоставлять звукозаписывающая студия, довольно разнообразен. Вот некоторые из них:

  • Запись и сведение отдельных песен и целых музыкальных альбомов.
  • Запись звукового сопровождения для рекламных роликов.
  • Создание музыкальных миксов.
  • Мастеринг и ремастеринг музыкальных треков.
  • Аранжировка музыкальных композиций.
  • Озвучивание различных аудио- и видеороликов.

Впоследствии можно будет повысить качество вышеперечисленных услуг, закупив новое, более продвинутое оборудование. Однако в провинциальном городе данная потребность вряд ли возникнет в обозримой перспективе.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.

При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

  • Быстродействие и достаточно мощный процессор. Минимум, который нужен для комфортной работы – это четырехъядерный процессор уровня Intel Core i3;
  • Бесшумность работы. Важно также вовремя проводить профилактическую чистку кулера во избежание появления шумов;
  • Размер монитора. Здесь все просто: чем больше, тем лучше. Это важно при редактировании треков в любой программе звукозаписи.

Сколько нужно вложить в открытие

Главный вопрос, интересующий любого бизнесмена: в какую сумму выльются затраты в самом начале становления бизнеса? Ответ по звукозаписывающей студии – ниже:

Статья расходов Сумма затрат, руб.
Оплата аренды помещения для студии звукозаписи за первые шесть месяцев 120 000
Регистрация ИП, оформление соответствующих документов, получение разрешений от СЭС и пожарной службы 20 000
Ремонт и оформление помещения в соответствии со спецификой работы студии звукозаписи 120 000
Закупка профессионального звукозаписывающего оборудования 300 000
Проведение рекламной кампании и создание страницы в интернете 30 000
Прочие статьи расходов 10 000
ИТОГО 600 000

Как видно из вышеозначенных расчетов, главной статьей расходов на открытие звукозаписывающей студии станет закупка профессионального оборудования. Его стоимость «съедает» ровно половину суммы первоначального бюджета. Это вполне нормально, так как именно от качества оборудования во многом зависит уровень предоставляемых услуг и, соответственно, количество потенциальных клиентов. Причем указан далеко не предел: крупные студии приобретают оборудование, стоимость которого составляет сотни тысяч долларов.

На какие моменты обратить внимание перед тем, как открыть студию звукозаписи?

Студия должна иметь свои отличительные признаки, чтобы выделяться в серьёзной конкурентной среде.

Одним из таких моментов является жанровая специализация. Перед открытием нужно точно знать жанр музыки, которая будет записываться:

  • джаз;
  • рэп;
  • электронная композиция;
  • рок;
  • живой инструмент;
  • шансон.

Под выбранный жанр нужно будет настроить аппаратуру. Производить параллельно запись всех стилей практически нереально, если, конечно, совсем забыть о каком-либо качестве.

Открывая студию, нужно ориентироваться на то, что затраты на продукцию должны быть минимальными. Объясняется это тем, что компакт-диски служат в большинстве своём рекламными глянцевыми флаерами, которые вручают случайным прохожим подростки на шумных проспектах. Делается это с целью привлечения слушателей на свои концерты или внимания организаторов корпоративов. Прибыли продажа дисков не приносит. В такой ситуации думать о качестве звука, что называется, себе в убыток.

Маркетинговый план

Маркетинговый план, ориентированный на продвижение услуг звукозаписывающей студии в провинциальном городе, предельно прост и не требователен к финансовым ресурсам предпринимателя. Выглядит он следующим образом:

  • Текстовая и модульная реклама в популярных местных газетах и журналах.
  • Разработка сайта-визитки с перечнем услуг студии и ценами на них.
  • Продвижение бизнеса в социальных сетях путем создания специализированных групп.
  • Персональные предложения сотрудничества рекламным агентствам и популярным музыкантам города.
  • Видео- и аудиореклама в торговых центрах города.

Доход студии звукозаписи будет зависеть от количества часов, арендуемых клиентами. Оптимальная средняя стоимость одного часа аренды студии – 2000 рублей. В городе с населением до 500 тысяч человек ее загруженность будет не менее 100 часов в месяц. Соответственно, ежемесячный доход от работы музыкальной студии будет составлять порядка 200 000 рублей.

Производственный план

Оптимальная площадь звукозаписывающей студии – 50 кв. метров. Ее следует поделить на три части:

  • Комната звукооператора – 20 кв. метров.
  • Помещение для певцов и музыкантов – 20 кв. метров.
  • Комната отдыха – 10 кв. метров.

Пристальное внимание стоит уделить качественной звукоизоляции студии. Стены нужно отделать специальными материалами, чтобы посторонние звуки не смогли «вмешаться» в процесс звукозаписи. Комнату звукооператора следует отделить от комнаты с микрофонами прочным триплексным стеклом. Ну и, конечно же, нормы СанПиН и пожарной безопасности должны быть безукоризненно соблюдены.

Что касается графика работы музыкальной студии, то он будет плавающим и напрямую зависеть от договоров с конкретными клиентами. Специалисты, которых нужно взять на работу в студию звукозаписи, и их примерная заработная плата перечислены в следующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Администратор студии 1 20 000 20 000 240 000
2 Звукооператор 1 30 000 30 000 360 000
3 Менеджер по работе с клиентами 1 15 000 15 000 180 000
ИТОГО 65 000 780 000

Оборудование, необходимое для оснащения студии звукозаписи, представлено в таблице (цены 2017 года):

Наименование Количество Цена (руб.) Сумма (руб.)
Компьютер, оснащенный профессиональной звуковой картой 1 60 000 60 000
Качественные студийные микрофоны 3 10 000 30 000
Стойки для микрофонов 3 5000 15 000
Студийные мониторы 2 25 000 50 000
Профессиональный софт для звукозаписи 30 000 30 000
Пульт звукооператора 1 70 000 70 000
Наушники 5 7000 35 000
Дополнительные устройства 10 000 10 000
ИТОГО 300 000

Как найти место?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с вашей целью. Если дома вы хотите создавать электронную музыку или записывать только партии электрогитары, то в мини-студию превращается обычный рабочий стол.

Для записи вокала и не электронных инструментов нужна хорошая звукоизоляция, чтобы проезжающие за окном машины и соседский телевизор не испортили все. Идеальный вариант — купить специальную кабину, которая займет часть комнаты. Как минимум — установить хорошие многослойные пластиковые окна. Кто-то, спасаясь от посторонних звуков, даже оборудует под запись обычный платяной шкаф.

Если вы занимаетесь музыкой серьезно, то лучше поискать возможность выделить для этого комнату или переоборудовать личную спальню. Тогда можно сделать полноценную звукоизоляцию и развернуться с оборудованием. Единственная сложность — барабанные партии в домашних условиях пишутся плохо, как ни старайся.

Расчеты доходов и расходов

Здесь рассчитаем финансовые затраты и прибыль от работы студии звукозаписи в городе с населением 500 тыс. человек. В первой таблице произведен расчет текущих расходов, которые необходимо учесть после открытия звукозаписывающей студии.

№ п/п Статьи расходов Сумма в месяц, руб. Сумма в год, руб.
1 Оплата аренды помещения 20 000 240 000
2 Расходы на оплату коммунальных услуг и содержание помещения 5000 60 000
3 Заработная плата сотрудников студии звукозаписи 65 000 780 000
4 Страховые отчисления за работников 19 500 234 000
5 Расходы на рекламу и техподдержку сайта 10 000 120 000
6 Прочие расходы, в том числе непредвиденные 5000 60 000
ИТОГО 124 500 1 494 000

Доходность студии звукозаписи в провинциальном городе складывается из показателей, представленных в данной таблице:

№ п/п Показатели Сумма за текущий год деятельности, руб.
1 Планируемый доход от работы студии звукозаписи 2 400 000
2 Себестоимость оказания услуг звукозаписывающей студии (сумма строк 2.1-2.8) 1 494 000
2.1 Оплата аренды помещения 240 000
2.2 Оплата коммунальных услуг и содержание помещения 60 000
2.3 Заработная плата сотрудников студии звукозаписи 780 000
2.4 Страховые отчисления за работников 234 000
2.5 Реклама и техподдержка сайта 120 000
2.6 Прочие расходы, в том числе непредвиденные 60 000
3 Доход (до уплаты налогов) 906 000
4 Налоговые платежи 135 900
5 Чистый доход 770 100

Годовая прибыль от работы звукозаписывающей студии составит около 800 000 рублей. Ежемесячный чистый доход студии будет в районе 65 000 рублей. Рентабельность работы будет на уровне 32%, а первоначальные вложения в ее организацию окупятся менее чем за один год.

Возможные риски

Организация собственной музыкальной студии в небольшом городе является довольно рискованным видом бизнеса. Прежде чем принять окончательное решение об открытии студии, предпринимателю следует тщательно взвесить все «за» и «против», проанализировав уровень востребованности подобного рода услуг в своем регионе. Главные факторы риска, которые могут негативно сказаться на развитии бизнеса, следующие:

  • Снижение культурного уровня населения региона из-за действия неблагоприятных социальных факторов.
  • Недостаточное развитие рекламной индустрии в регионе и, как следствие, малое количество заказов на озвучивание рекламных роликов.
  • Трудности, связанные с подбором высококвалифицированного персонала студии.
  • Появление конкурирующих студий звукозаписи, обладающих более профессиональным оборудованием и, соответственно более широким спектром услуг.

Успех студии звукозаписи зависит от множества очевидных и неочевидных факторов, но если бизнесмен будет любить свое дело и полностью отдаваться ему, то высокие показатели прибыли и прекрасная репутации рано или поздно будут ему обеспечены.

Электрика

Музыкальная студия — это, в первую очередь, компьютер и специальное оборудование. Все оно требует питания от электричества, поэтому продумать количество розеток заранее крайне желательно. Самое надежное — силовые заземленные розетки для основных приборов. Если вы пользуетесь удлинителями, они также должны быть с заземлением, с клавишей перекрытия тока и высокого качества. Наш пост «Провода: спрятать или оставить» точно вам пригодится.

В старом доме, где давно не проводился капитальный ремонт, лучше проверить качество существующей проводки во избежание замыканий, которые могут испортить дорогостоящую технику и привести к возгоранию.

Мебель и аксессуары

Если вам удалось выделить под студию отдельную комнату, ее нужно оформить минимальным набором мебели, а еще лучше — украсить и добавить уюта. Для работы за компьютером вам понадобится вместительный стол и комфортный стул. Отдельно можно поставить табуреты и стулья для игры на музыкальных инструментах и кресла или диванчик для отдыха. Обилие мягкой мебели улучшает акустику, а твердые поверхности (например дверцы большого шкафа) будут ухудшать ее.

Для домашней студии лучше всего подойдет тематический декор. Стены можно украсить музыкальными инструментами, старыми пластинками или дисками. Отлично будут смотреться постеры любимых групп или концертные афиши. Не забывайте про освещение: точечный и декоративный свет поможет создать правильную атмосферу.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.

Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

  • MAONO AU-B00
  • K&M 23966-000-55
  • Nady MPF-6

Поп-фильтры с металлической мембраной:

  • Stedman Corporation Proscreen XL
  • Avantone PS-1 PRO-SHIELD
  • Blue Microphones The Pop

Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

  • настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
  • напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
  • низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
  • надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
  • «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

  • K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
  • QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.

Стойки типа «журавль»:

  • K&M 21060-300-87
  • QUIK LOK A300 CH
  • ROCKDALE 3617_T

Прямые стойки:

  • K&M 26200-300-55
  • Boya BY-PB25

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

  1. Число входов/выходов. Для большинства случаев вполне достаточно четырех (а иногда и двух), но чем больше инструментов вы планируете подключать и записывать одновременно, тем больше должно быть и число каналов. Например, для записи музыкальной группы нужно минимум 16 входов. Обязательно должны быть отдельные регулируемые входы для наушников и микрофона.
  2. Тип входов/выходов. Производитель указывает общее число всех входов аудиокарты, но, чтобы понять, сколько из них вы сможете использовать в реальности, надо смотреть на их тип. Микрофонные входы позволяют подключать микрофон напрямую к звуковой карте. Для линейного входа необходим предусилитель. Чтобы использовать в качестве микрофонного канала оптический вход, нужен предусилитель и цифровой конвертер. Таким образом, если вы собираетесь работать без усилителей, считать стоит только микрофонные входы.
  3. Тип подключения. Это может быть PCI Express, USB или FireWire. Последний обеспечивает наиболее высокую скорость передачи данных. Но для многих пользователей удобнее всего USB. Это самый недорогой вариант, хотя и самый медленный.
  4. Поддержка ASIO. Это протокол, обеспечивающий максимально быструю передачу данных. Профессиональные аудиоинтерфейсы всегда поддерживают ASIO.
  5. Соотношение сигнал/шум – должно быть минимально от 100 дБ и выше.
  6. Частота дискретизации – должна быть от 44,1 – 96 кГц и выше.
  7. Битность – звуковая карта должна поддерживать от 24 бит.
  8. Инструментальные входы с фантомным питанием, MIDI-интерфейс – в зависимости от ваших задач (если планируется запись инструментов, подключение MIDI-клавиатуры).

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, — звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Расположение мониторов

До того как начать изолировать комнату, наведите в ней порядок. Лучше всего начать с пустой комнаты.

Самое главное — продумать, где будут располагаться мониторы. От этого вы будете отталкиваться, когда начнете располагать все остальное по рабочей зоне помещения.

#1: Отодвиньте мониторы от стены

У многих мониторов фазоинверторы находятся сзади. Если это ваш случай, то мониторы нужно отодвинуть от задней стенки — на ту минимальную дистанцию, которую указал производитель в мануале.

Основной смысл здесь не в том, чтобы получить от мониторов более ровные басы, а в том, чтобы снизить эффект от отражения волны. Возможно, на самих мониторах придется слегка скрутить низы.

#2: Расстояние от задней и боковой стены

Расстояние мониторов от задней стены и боковой не должно быть одинаковым, в противном случае придется иметь дело со стоячими волнами. А стоячие волны, в свою очередь, приведут к тому, что некоторые частоты нижнего регистра начнут заметно выпирать из общей картины и что-то сводить станет проблематично.

#3: Расположите мониторы вдоль самой длинной стены

Это работает для больших помещений и нужно, чтобы снизить громкость первых отражений. Если первые отражения будут достаточно громкими, то это может привести к интерференции волны из динамика и отражения от боковой стены.

Если расположить мониторы у длинной стены, то место отражения будет находиться дальше от динамика. Ну а с увеличением расстояния неизбежно снизится громкость.

Чтобы получить симметричную стереокартинку, ставьте мониторы посередине стены.

Имейте в виду, что в маленькой комнате прием работать не будет.

#4: Позиция прослушивания не должна быть на середине длины комнаты

Это касается длины комнаты, а также расстояния от пола до потолка. Если располагаться со своими посередине, вы рискуете автоматически срезать значительную долю басов.

#5: Мониторы с точкой прослушивания должны образовывать равносторонний треугольник

То есть расстояние между динамиками должно равняться расстоянию от головы до каждого из них.

#6: Не кладите мониторы на бок

Разумеется, это не касается мониторов, которые сделаны специально, чтобы класть их на бок. Если так располагать обычные мониторы, то предыдущий пункт потеряет смысл, а вы потеряете неискаженную звуковую картинку.

#7: Динамики должны смотреть в сторону ушей

Большинство мониторов сделаны так, чтобы смотреть под углом (образуя тот самый равносторонний треугольник).

Не забудьте отрегулировать мониторы по высоте — динамики должны быть не на уровне ушей.

Будьте готовы к тому, что придется идти на некоторые компромиссы и на 100% выполнить все необходимые условия не удастся.

После того, как вы расположили мониторы, переходите к акустической корректировке помещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *