Чем занимается Совет федерации России

В полномочия Совета федерации России входит принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах. Они касаются определения границ между регионами государства, принятия решений о действиях российских войск вне территории государства и др. Председателем Совета федерации является Валентина Матвиенко.

Федеральное собрание России — представительный орган. Согласно Конституции, в качестве верхней палаты выступает Совет Федерации (иначе неофициально — Сенат). В России двухпалатный парламент, и нижней палатой является Государственная Дума. Каждая из палат наделена рядом собственных полномочий и имеет особенный статус. Совет Федерации РФ занимается решением наиболее важных государственных вопросов, отнесенных к его компетенции основным законом страны — Конституцией и федеральными законодательными актами.

Таблица 1. Основные сведения о Совете федерации

Наименование Основная задача Глава службы Кому подчиняется Сайт
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Принятие постановлений по вопросам, перечисленным в Конституции РФ и федеральных законах Председатель Совета Федерации Независим. Вправе решать вопросы о прекращении полномочий Президента http://council.gov.ru

Посещение заседаний

Член Совета Федерации обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации.

Сенатор до начала заседания Совета Федерации, комитета Совета Федерации, членом которого он является, письменно информирует соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета Совета Федерации о невозможности присутствовать по уважительной причине (направление в командировку, болезнь, регистрация брака, рождение ребёнка, смерть члена семьи или близкого родственника, чрезвычайные ситуации на местах) на заседании палаты, комитета.

Отсутствие парламентария по иным причинам допускается на основании его письменного обращения с согласия соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета Совета Федерации.

Предыстория

Совет Федерации СССР — консультативный орган при Президенте СССР (1990—1991), возглавлявшийся Президентом СССР и включавший в себя высших должностных лиц (президентов, по мере их избрания, а до этого — председателей Верховных Советов) 15 союзных республик. Учреждён поправками к Конституции СССР от 14 марта 1990 о создании поста Президента СССР (ст. 127.4 Главы 15.1 — «Президент СССР»). При следующем изменении Конституции поправками от 26 декабря 1990 статус СФ был определён отдельной Главой 15.2; в состав Совета Федерации был введён с решающим голосом вице-президент СССР; установлено, что решения СФ принимаются двумя третями голосов.

С 30 января 1991 года (с момента утверждения постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Положения о Совете Федерации) включал председателей Советов всех 88 (затем — 89) субъектов Федерации. В июле 1991 пост председателя Совета Федерации унаследовал Р. И. Хасбулатов как и. о. Председателя, а затем — Председатель Верховного Совета.

Совет Федерации РСФСР под председательством Б. Н. Ельцина собирался на заседания трижды — 22 ноября 1990 года, 23 января и 20 марта 1991 года.

18 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом.

Первый период формирования (январь 1994 — январь 1996)

Политика — Портал:Политика

Россия

Эта статья — часть серии:
Политическая система
России

В переходных положениях Конституции России 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.

Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 года. СФ заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996.

Практическая деятельность выборного СФ показала, что он не всегда выполняет отведённую ему авторами Конституции роль «фильтра» принимаемых Государственной думой законов и нередко голосует за преодоление президентского вето.

Председатель — Владимир Филиппович Шумейко (избран 13 января 1994 года — постановление Совета Федерации № 9-I СФ, полномочия депутата Совета Федерации первого созыва прекратились с момента начала работы Совета Федерации нового созыва 23 января 1996 года), депутат от Калининградской области.

Второй период формирования (январь 1996 — декабрь 2001)

Реформа СФ была призвана сделать его политически более близким исполнительной власти. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входили в СФ по должности. При этом члены СФ работали в нём на непостоянной основе, собираясь в Москве на регулярные сессии, или участвуя в заседаниях комитетов и комиссий. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал по 26 декабря 2001.

Председатель — Егор Семёнович Строев (избран 23 января 1996 года — постановление Совета Федерации № 9-СФ, освобождён от должности 5 декабря 2001 года — постановление № 358-СФ; избран почётным Председателем Совета Федерации 5 декабря 2001 года — постановление № 360-СФ), глава администрации Орловской области.

Третий период формирования (январь 2002 — декабрь 2012)

Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).

Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет РФ, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января 2002 на неограниченный срок и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января 2002. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года.

Председатель:

  • Сергей Михайлович Миронов (избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета Федерации № 359-СФ, освобождён от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобождён от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, отозван из Совета Федерации 18 мая 2011 года), представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
  • Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга.

Четвёртый период формирования (декабрь 2012 — настоящее время)

Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» вступил в силу в декабре 2012 года. По нему, общие требования к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации выглядят следующим образом:

  • Гражданин должен быть старше 30 лет;
  • Гражданин должен иметь хорошую репутацию;
  • Гражданин должен иметь не менее 5 лет оседлости.

Представителем от законодательного органа региона может быть только депутат этого органа. Кандидатуры вносятся председателем, фракцией или группой депутатов. Решение принимается большинством голосов от общего числа.

Представитель от исполнительного органа региона: кандидатура заранее определена. При выборах высшего должностного лица субъекта каждый кандидат заявляет список из трёх человек, первый из которых в случае избрания кандидата будет наделён полномочиями члена Совета Федерации (второй в списке имеет шанс стать сенатором лишь в случае досрочного прекращения полномочий первого, третий — соответственно после второго). Решение о наделении принимается вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на следующий день после дня его вступления в должность указом (постановлением).

Важное новшество: исключается возможность досрочного отзыва сенатора по инициативе губернатора или законодательного собрания региона. Для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации предусмотрены те же основания, что и для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной думы.

Спикер Совета Федерации направляет информацию о посещении сенатором пленарных заседаний, заседаний комитетов Совета Федерации в орган государственной власти субъекта/региона России, избравшего/назначившего члена Совета Федерации.

Ограничения:

  • имеющий гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
  • имеющий судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Аппарат Совета Федерации

Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Руководители Аппарата Совета Федерации:

  1. Мартынов Сергей Александрович (с 2014)
  2. Свинарев, Владимир Валентинович (2008—2014)
  3. Ткаченко Пётр Фёдорович (2001—2008)
  4. Никитов Владимир Аполлонович (1994—2001)

Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:

  1. Щербаков Лев Андреевич (с 2014)
  2. Викторов, Валерьян Николаевич (с 1996—2014)

Заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:

  1. Голов Геннадий Иванович
  2. Егорова Екатерина Юрьевна, начальник Правового управления (с 2008)
  3. Семикин Виталий Викторович

Управления Аппарата:

  1. Начальник Правового управления — Егорова Екатерина Юрьевна
  2. Начальник Аналитического управления — Кривов Виктор Дмитриевич
  3. Начальник Управления организационного обеспечения — Костюлин Николай Петрович
  4. Начальник Управления делами — Семикин Виталий Викторович
  5. Начальник Управления информационных технологий и документооборота — Попов Валерий Валериевич
  6. Начальник Управления государственной службы и кадров — Корчак Александр Борисович
  7. Начальник Управления международных связей — Парузин Николай Владимирович
  8. Начальник Управления информации и взаимодействия со СМИ (Пресс-служба Совета Федерации) — Фоменко Наталия Владимировна
  9. Начальник финансово-экономического управления — Петренко Андрей Владимирович

Временная комиссия СФ по защите гос. суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ

Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации — комиссия, созданная по решению 414-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ с целью защиты государственного суверенитета России и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.

Предыстория возникновения

Предпосылки появления комиссии наметились ещё в апреле 2017 года, во время проведения 136-й Ассамблеи Межпарламентского Союза в Дакке. По итогам работы Ассамблеи по инициативе российской делегации была принята резолюция о роли парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Тезисом данной резолюции стала констатация недопустимости насильственной смены законных правительств государств под предлогами т. н. «гуманитарных интервенций».

7 июня 2017 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика», организованные Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. По итогам дискуссий подготовлены рекомендации. 14 июня 2017 года, на 414-м заседании Совет Федерации принял Постановление «О создании Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации».

Также, по сообщениям СМИ, идея создания комиссии возникла в связи с санкционной политикой западных государств в отношении России из-за заявлений о вмешательстве России во внутренние дела других государств.

Состав Временной комиссии:

В состав Временной комиссии включены следующие члены Совета Федерации:

  • Климов Андрей Аркадьевич — председатель Временной комиссии.
  • Невзоров Борис Александрович — заместитель председателя Временной комиссии.
  • Богданов Виталий Анатольевич
  • Бокова Людмила Николаевна
  • Ковитиди Ольга Федоровна
  • Кондратьев Алексей Владимирович
  • Морозов Олег Викторович
  • Полетаев Владимир Владимирович
  • Тимофеева Ольга Леонидовна
  • Чернышенко Игорь Константинович

При Временной комиссии был образован экспертный совет.

Основные задачи

К основным задачам Временной комиссии относятся:

  • Сбор, анализ и обобщение информации о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;
  • Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;
  • Мониторинг деятельности иностранных государств, межгосударственных объединений и международных организаций, направленной на осуществление вмешательства в политическую, экономическую, культурную, гуманитарную сферы деятельности в Российской Федерации;
  • Мониторинг состояния международного права в области предотвращения вмешательства во внутренние дела государств, подготовка предложений по его совершенствованию.

Заседания

Первое заседание Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела прошло 27 июня 2017 года.

Ключевые задачи

Поскольку сам парламент по определению является законодательным органом представительного характера, основная функция верхней его палаты также законодательная. Конституция наделяет этот орган полномочиями законодательного регулирования важнейших государственных вопросов в области суверенитета, в частности:

  • определения границ между регионами государства (субъектами);
  • утверждения Президентских Указов в отношении военного и чрезвычайного положений;
  • принятия решений о действиях российских войск вне территории страны.

Конституция обязывает Сенат рассматривать уже принятые Госдумой РФ законы, касающиеся бюджетного и налогового регулирования, финансовых вопросов и денежной эмиссии. К его компетенции также относится рассмотрение законов о войне и мире, государственной границе России и действии международных соглашений.

Конституция страны предусматривает взаимодействие властных структур по принципу системы сдержек и противовесов. В связи с этим верхняя парламентская палата наделена особыми полномочиями, позволяющими, в случае необходимости, влиять на деятельность Президента и других ветвей власти.

К ним относятся полномочия:

  • назначения выборов и прекращения полномочий Президента страны;
  • назначения судей высших судебных инстанций;
  • назначение и снятие с должности Генпрокурора страны и его заместителей;
  • назначение и снятие с должности зампредседателя Счетной палаты и ½ ее аудиторского состава.

Важным является положение, согласно которому глава государства не вправе распустить Сенат. Это также проявление действия системы сбалансированности власти.

Порядок формирования

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации). От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом. Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Рис.1 Заседание

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем голосования. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% голосовавших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для голосования могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Значимые решения Совета Федерации РФ последних лет

  • В марте 2014 года, когда руководство Крыма обратилось к России с просьбой о помощи в поддержании мира, Президент РФ обратился к Сенату по поводу разрешения использовать на территории Украины силы российских войск. Его обращение было удовлетворено.
  • В октябре 2018 года верхняя палата рассмотрела закон о пенсионной реформе в России. Согласно новому порядку, пенсионный возраст для жителей страны предполагалось повысить. Сенаторы закон одобрили.
  • После предъявления обвинений в убийствах сенатору Р. Арашукову в январе 2019 года перед Советом Федерации встал вопрос о лишении его статуса неприкосновенности. Положительное решение было принято единогласно.

Это интересно: Что будет с деньгами бывшего директора ФСИН Реймера Александра

Председатель Совета Федерации РФ

Верхнюю палату отечественного парламента возглавляет Председатель. Для руководства деятельностью палаты он избирается из числа членов самой палаты. Председатель — лицо, ведущее заседания. Он решает общие организационные вопросы работы.

С 21 сентября 2011 года и по настоящее время пост Председателя занимает Валентина Ивановна Матвиенко, представитель органа исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.

До этого, с мая по сентябрь 2011 года, обязанности главы верхней палаты исполнял Александр Порфирьевич Торшин (Республика Марий-Эл). До него, с декабря 2001 года по май 2011, Председателем был Сергей Михайлович Миронов (Санкт-Петербург).

Рис.2: Председатель В. И. Матвиенко

В. Матвиенко назвала 2018 год началом Десятилетия детства. Она отметила роль парламента в законодательном регулировании помощи семьям с детьми.

Так, было продлено действие программы материнского капитала. Были увеличены пенсии детей-инвалидов, для них создается среда, способствующая развитию и получению инклюзивного образования. С 1 января 2018 года стали получать социальную пенсию сироты, сведения о родителях которых отсутствуют. Законодательная инициатива здесь принадлежала Совету Федерации.

Материал в тему: Изменения в материнском капитале в 2018 году: продление, индексация, перспективы

История создания

Первые представительные органы появились на Руси во времена древнерусских княжеств. К этому периоду относят появление вечевых собраний. Далее была Боярская дума, которая просуществовала до XVII в. Петр I заменил ее Сенатом, планируя, чтобы тот заменял его на время отсутствия.

В XVI – XVII вв. в России существовали Земские Соборы. В них принимали участие бояре, купцы, священнослужители. Соборы решали вопросы государственной важности, практически аналогичные тем, что были отнесены к компетенции европейских парламентов того времени. Укрепившаяся монархическая власть свела деятельность таких органов на нет.

Первый проект двухпалатного парламента в России связан с именем М. Сперанского, который занимался реформами при Александре I. Такой парламент должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета. Государственный совет был создан в 1810 году. В его компетенцию входило обязательное рассмотрение всех законов до их передачи на утверждение императору. Однако Государственная дума так и не была создана.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III работа по созданию парламента приостановилась.

Необходимость представительного органа в полной мере проявилась в начале XX века. В 1905 – 1906 годах на основании царских манифестов появилась Государственная дума. Ранее созданный Государственный совет подлежал реформированию. Этот двухпалатный парламент просуществовал немногим более 10 лет. После произошедших революций новым представительным органом стали Советы.

В 1924 году законодательным представительным органом стал Съезд Советов. В него входили Союзный Совет и Совет Национальностей. Выборы при этом были двухступенчатыми.

Принятая в 1936 году Конституция СССР говорила уже о Верховном Совете СССР, включающем в себя Совет Союза и Совет Национальностей. Выборы здесь были уже прямыми. Этот орган существовал вплоть до момента разрушения СССР.

Рис.3. Съезд народных депутатов РСФСР

Конституция России 1993 года на уровне высшего закона страны закрепила положения о Федеральном Собрании, сделав его современным парламентом. Позднее были приняты законы о порядке его формирования.

Становление отечественного парламента подробно рассмотрено в фильме спецпроекта «День российского парламентаризма»

До конца своих дней

Пожизненные сенаторы: для чего их вводят в России и как это работает в других странах

пресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

В России могут появиться пожизненные сенаторы — члены верхней палаты парламента с полномочиями, не ограниченными никакими сроками, кроме собственной смерти. Такую инициативу внесла группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, и профильный комитет Госдумы это предложение уже одобрил. Когда поправку примут окончательно, право быть пожизненными сенаторами дадут в том числе президентам, которые оставят высший государственный пост. Сторонники появления в современной России пожизненного сенаторства, как водится, ссылаются и на зарубежный опыт. Правда, обращение к этому опыту заставляет усомниться в современном характере такого института.

Что предлагается у нас?

Согласно поправкам, пожизненно в Совет Федерации смогут входить бывшие президенты РФ, в том числе ушедшие в досрочную отставку, сказано в сообщении пресс-службы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий сенаторов. Важно, что закон после принятия будет иметь обратную силу. То есть теоретически на пожизненное сенаторство сможет претендовать не только Владимир Путин после истечения президентских полномочий в 2024 году, но и экс-премьер Дмитрий Медведев, который занимал высший государственный пост с 2008 по 2012 годы.

Меняется и сам порядок формирования верхней палаты — благодаря тому, что увеличивается размер так называемой президентской квоты. Она предусмотрена предыдущими поправками, принятыми еще в 2014 году. Тогда глава государства получил право назначать до 10% от числа сенаторов. Сейчас каждый из 85 регионов должны представлять два сенатора, то есть максимальное число кремлевских назначенцев в верхней палате — 17. Новая инициатива увеличивает президентскую квоту сразу до 30 человек.

Как следует из анонсированных поправок, семеро из них получат пожизненные полномочия, тогда как пребывание в верхней палате остальных назначенных президентом планируется ограничить шестью годами.

Любопытно, что с 2014 года в Совете Федерации так и не появилось ни одного «путинского» сенатора — то есть назначенного именно по президентской квоте. Принятая больше пяти лет назад норма остается «спящей». Но то, что о ней не забывают и, более того, хотят усилить, свидетельствует о ее предполагаемой значимости. Интересно и то, что когда принимался закон о президентской квоте при формировании Совфеда, среди авторов этой инициативы не нашлось ни одного единоросса: ее продвигали фракции парламентской оппозиции — ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия».

Кстати, уже тогда, например, Владимир Жириновский озвучивал идею о пожизненном сенаторстве, которую вполне четко поддерживала Валентина Матвиенко. Но, видимо, на тот момент в Кремле не были готовы обсуждать этот вопрос всерьез.

Идее о пожизненных сенаторах уже несколько лет, но все это время в Кремле не видели необходимости обсуждать ее всерьезпресс-служба Совета Федерации / council.gov.ru

Пожизненные сенаторы в других странах

Как заявил глава профильного комитета Госдумы и сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников, предложение о пожизненных сенаторах основывается на «изучении опыта работы верхних палат парламентов в различных странах». Но вообще в мире не так много стран, где есть пожизненные сенаторы. И даже эти примеры по большей части не говорят о том, что пожизненное сенаторство — набирающий силу тренд. Скорее, все наоборот.

Хрестоматийный случай — Великобритания, где верхняя палата парламента, Палата лордов, в настоящее время практически полностью состоит из пожизненных пэров. Но начало XXI века в Великобритании уже было отмечено попыткой сделать Палату лордов в основном выборной, но главное — на треть ротируемой каждые пять лет. С первого раза реформа не прошла (напоровшись на сопротивление как раз верхней палаты), но возможно, что такие попытки будут предприниматься снова.

Во входящей в Британское содружество Канаде верхняя палата перестала быть пожизненной синекурой для своих членов с 1965 года. Тогда был принят конституционный закон, который обязывает члена палаты сложить с себя полномочия по достижении 75-летия. Тем сенаторам, которые обрели полномочия до реформы, разрешили остаться с ними до конца своих дней. Последний пожизненный сенатор покинул канадский сенат в 1999 году, подав в отставку.

Во Франции 15 лет назад вспомнили опыт еще Третьей республики, во времена которой 75 из 300 членов Сената обладали несменяемым статусом. Это правило действовало с 1875 года. Но уже в 1884 году пожизненными сенаторами разрешили быть лишь тем, кто успел обрести этот статус ранее. Спустя почти 100 лет, в 2005 году, во Франции встал вопрос о статусе бывших президентов. Конституция Пятой республики уже пыталась ответить на этот вопрос: после сложения президентом полномочий ему автоматически предоставляется место в Конституционном совете — аналоге нашего Конституционного суда. Но в начале XXI века в этом назначении увидели признаки возможного конфликта интересов. Потому и возникло предложение учредить для экс-президентов пожизненное сенаторство.

Однако в итоге инициатива не была даже оформлена в законопроект, так и оставшись на уровне идеи.

Институт пожизненного сенаторства можно найти в бывших бельгийских колониях в Африке. В Демократической Республике Конго, существующей с 1960 года, практически сразу приняли норму о такой почетной должности для бывших глав государства. Пожизненное сенаторство для экс-президентов было подтверждено и в новой конституции, принятой в 2006 году. Сейчас в стране единственный пожизненный сенатор — Джозеф Кабила, который возглавлял Конго с 2001 по 2019 годы.

Та же норма закреплена в конституции соседней республики Бурунди, получившей независимость в 1962 году. Трое из 47 членов Сената — бывшие президенты, с пожизненным статусом. Руанда, граничащая и с Конго, и с Бурунди, тоже предоставляет право экс-президентам становиться пожизненными сенаторами. Для этого им нужно подать соответствующий запрос в Верховный суд страны. В Сомали, которая получила в 1960 году независимость от других европейских колонизаторов, был свой вариант пожизненного членства в Национальном собрании для бывшего президента. Но норма была отменена через 9 лет.

Для чего на самом деле нужен Совет Федерации, что с ним не так и как это можно исправить?

Пожизненными сенаторами становились экс-президенты в Южной Америке. Наиболее известный пример — экс-диктатор Чили Аугусто Пиночет, который, отойдя от дел, стал пожизненным сенатором. Что, впрочем, не помешало новым властям страны снять с него сенаторский иммунитет за шесть лет до смерти. А за год до смерти Пиночета, в 2005 году, пожизненное сенаторство для бывших глав государства было отменено вовсе. В Венесуэле пожизненные места в сенате существовали с 1961 года, и шесть экс-президентов успели этим воспользоваться. Возможно, пользовались бы и дальше, но в 1999 году в Венесуэле упразднили сам сенат. В Перу, где пожизненное сенаторство экс-президентам выдавали с 1979 по 1993 годы, в верхней палате успели поработать три бывших президента. В этой стране дело кончилось тем же — упразднением сената. Два государства, где институт «вечных» сенаторов сохранился, — Никарагуа (по конституции 1974 года) и Парагвай (экс-президенты обладают членством, но не правом голоса в верхней палате).

Но вернемся в Европу. В Румынии с восстановлением двухпалатной парламентской системы в 1991 году не было восстановлено пожизненное сенаторство. Оно было предусмотрено конституциями 1923 и 1938 годов и было упразднено вместе с самим сенатом в 1946 году пришедшими к власти коммунистами.

Едва ли не единственным государством, пример которого максимально близок к озвученной в России идее (и этот пример активно приводится в качестве аргумента в пользу задуманного), можно назвать Италию.

Во-первых, пожизненными сенаторами здесь автоматически, по должности, становятся экс-президенты. Во-вторых, глава Итальянской республики вправе сам назначать пожизненных сенаторов с формулировкой, которая покажется нам сильно знакомой, — «за выдающиеся патриотические заслуги в социальной, научной, художественной или литературной сфере».

Но все-таки важно помнить: итальянская верхняя палата — больше российской: 315 сенаторов в Италии против порядка 200, как предполагается, сделать в России. При этом, помимо самих бывших президентов, в итальянском сенате может быть не больше пяти пожизненных сенаторов. И нет никаких других назначаемых депутатов верхней палаты, пусть и без пожизненных полномочий. В России же, напомним еще раз, президенту хотят дать право не только самому после отставки быть пожизненным сенатором, но и еще на посту в Кремле назначать до 30 членов Совета Федерации, семеро из которых тоже станут пожизненными. Если Италия и послужила примером, российские последователи явно готовы сделать больше.

Итальянский сенат стал ориентиром для введения института «вечных» сенаторов в России. Но последователи явно готовы превзойти вдохновивший их примерGlobal Look Press

Для чего это все?

Президент Италии Джорджио Наполитано (был у власти с 2006 по 2015 годы, а после сам стал несменяемым сенатором по должности) назначил в верхнюю палату с пожизненными полномочиями профессора экономики Марио Монти, дирижера Клаудио Аббадо, основателя и директора Центра исследований стволовых клеток при Миланском университете Елену Каттанео, архитектора Ренцо Пиано и лауреата Нобелевской премии по физике Карло Руббиа. Наш, отечественный корпус пожизненных сенаторов может оказаться не хуже, считает академик РАН Александр Чубарьян, которого называют инициатором резонансной и столь стремительно принимаемой поправки в российское законодательство. По его словам, благодаря этим изменениям право пожизненно работать в Совфеде могут получить люди, «признаваемые цветом нации, вне всяких политических пристрастий и известные всей стране».

Кто и как предлагает изменить Конституцию России. Список поправок

Куда более прозаично трактует происходящее политолог Аббас Галлямов. В интервью телеканалу «Дождь» он назвал минимум две возможности, которые открываются лично для Владимира Путина в свете скорого ухода из Кремля. Первая — это переход на должность спикера верхней палаты (роль рядового, хоть и пожизненного сенатора Путина, конечно, не устроит, убежден Галлямов). Это и сейчас — формально третья должность в стране. А если на ней будет человек с полномочиями главы Совета безопасности и руководителя Госсовета, то, как хитро выразился политолог, должность будет «если не первой, то явно не второй».

Здесь стоит заметить, что сопредседатель рабочей группы по конституционным поправкам Павел Крашенинников уже усомнился в необходимости перечисленных совмещений, однако не стал полностью их исключать.

Вторая возможность, которую открывает расширение президентской квоты, — наполнение верхней палаты людьми, лично преданными Путину. Самим будущим сенаторам, кстати, их новый статус предоставит вполне определенные гарантии, прописанные в Конституции.

Правда, считает Аббас Галлямов, поправку о пожизненном сенаторстве для экс-президентов Кремлю надо было принимать несколько лет назад — пока рейтинги были высоки. Сейчас же эта инициатива, очевидно, вызовет раздражение, уверен политолог. «Люди ждут от президента, что он, наконец-то, начнет их проблемы решать, а тот вместо этого собственную старость обустраивает», — заметил Галлямов уже на своей странице в Facebook.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Подпишитесь на рассылку самых интересных материалов Znak.com
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно
Разделы:

РЕКЛАМАРЕДАКЦИЯАРХИВТЭГИRSS

© Информационное агентство «Znak»

Шеф-редактор Плюснина М.А., mp@znak.com
Учредитель: Панова О.Р.

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Адрес редакции: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 385-84-82, e-mail: znak@znak.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Для лиц старше 18 лет.

Ссылки

  • council.gov.ru — официальный сайт Совета Федерации

В социальных сетях

Facebook · Google+ · Twitter

Фото, видео и аудио

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: n95033354 · VIAF: 154726309

Страны Европы: Парламенты

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией
  • ² В основном в Азии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *