Федеральная таможенная служба

В соответствии с п. 30 ст. 4 ТК ТС таможенные органы это таможенные органы государств — членов Таможенного союза. Возглавляет таможенные органы в государствах Таможенного союза – центральный таможенный орган государства, а именно: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Они подразделяются на таможенные органы назначения и таможенные органы отправления.

Таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится, установленное таможенным органом отправления место доставки товаров, либо который завершает процедуру таможенного транзита. Таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

При перемещении товаров с территории Российской Федерации, в том числе транзитом через эту территорию из третьих стран в Республику Казахстан или Беларусь либо транзитом через территории Республики Казахстан или Беларусь в третьи страны:

– российский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через российско-казахстанский или белорусско-российский участок государственной границы РФ, завершает в установленном порядке таможенную процедуру таможенного транзита товаров, оформленную российским, казахстанским или белорусским таможенным органом отправления. В РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст.114 Конституции РФ). Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые имеют исполнительно-распорядительные функции, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность;

– казахстанский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через казахстанско-российский участок государственной границы Республики Казахстан, оформляет таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки товаров по территории Республики Казахстан либо транзитом через ее территорию;

– белорусский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через белорусско-российский участок государственной границы Республики Беларусь, оформляет таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки товаров по территории Республики Беларусь либо транзитом через ее территорию.

В соответствии со ст. 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают на таможенной территории союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе при оказании взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;

5) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В частности, к запретам и ограничениям относится комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, фитосанитарные ветеринарные, карантинные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств в соответствии с международными договорами;

6) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

В целях дальнейшего развития таможенных служб Сторон союза в ТК ТС предусмотрено:

– применение предварительного информирования о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза для внедрения программ выборочного контроля;

– использование автоматизированных систем обмена информацией между таможенными службами и с участниками внешнеторговой деятельности Сторон союза;

– обеспечение эффективной системы информации о правовых нормах в сфере таможенного регулирования для участников внешнеторговой деятельности;

– применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль);

– максимальное использование электронной передачи данных о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

– применение системы упрощенного обжалования при осуществлении таможенных операций и процедур, содействующей реализации антикоррупционных мер в таможенных службах Сторон союза.

В соответствии со ст. 43 ТК ТС для обеспечения взаимодействия таможенных органов в Таможенном союзе создаются интегрированные информационные системы и технологии. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется национальным законодательством. Таможенные органы одного государства — члена союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства, если такая информация необходима для решения задач, возложенных на них, в порядке и с соблюдением требований по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в органах определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

В РФ таможенный орган представляет собой государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий под непосредственным руководством Правительства РФ деятельность по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела в целях содействия развитию внешней торговли. Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная служба (ФТС РФ); с 1991 года органом, уполномоченным в области таможенного дела, был ГТК РФ, а с сентября 2004 года ФТС РФ;

2) региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС РФ (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС РФ могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы. Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, местным органам власти и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящему, контролирующему его деятельность. В качестве федерального органа выступает ФТС РФ, а территориальных – региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты

Места нахождения таможенных органов определяются, исходя из объема пассажиро — и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности и иных факторов.

Согласно ст. 403 ТК РФ таможенные органы выполняют функции, которые можно разделить на 3 группы:

1. Осуществление совершения таможенных операций и таможенного контроля, создание условий, благоприятствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением через таможенную границу; ведение таможенной статистики внешней торговли; осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела.

2. Ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

3. Обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, и международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями.

Таможенные органы аккумулируют в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. Они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных и наделены полномочиями по сбору таможенных платежей и формированию доходов бюджетной системы. В современных условиях они – единственные – синтезируют столь различные функции.

Таможенные органы имеют официальные символы: флаг, вымпел и эмблему, что означает их обособленность. При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.

Деятельность таможенных органов основывается на следующих принципах: законности и приоритета прав и свобод человека и гражданина; единства и целостности системы таможенных органов, единства цели и задач таможенных органов; федерализма; централизации и децентрализации; сочетания единоначалия и коллегиальности; гласности; ответственности; обеспечение участия в международном сотрудничестве по таможенным вопросам; координации и взаимодействия с иными субъектами права; эффективности деятельности.

Цель деятельности таможенных органов сводится к осуществлению таможенной политики, заключающейся в охране и развитии экономики страны. Достижение цели обусловлено решением следующих задач:

– участие в разработке таможенной политики и ее реализация и обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства, единства таможенной территории;

– организация и совершенствование таможенного дела, применение средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

– обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства.

Права таможенных органов

Таможенные органы могут использовать свои права только при выполнении профессиональных обязанностей. Таможенная служба имеет право:

  • требовать предоставления документов в соответствии с законодательными нормами;
  • проверять документы, удостоверяющие личность, у участников операционных действий на таможне;
  • требовать документы, подтверждающие полномочия;
  • осуществлять оперативно-розыскные мероприятия с целью раскрытия преступлений в таможенной деятельности;
  • осуществлять действия следственного, дознавательного характера;
  • привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших закон;
  • использовать средства связи, транспорт любых организаций в срочных случаях для предотвращения преступления;
  • задерживать, доставлять подозреваемых лиц или лиц, совершивших преступления на таможенной границе;
  • документировать, делать фото и видеосъемку событий, связанных с перевозкой товаров через таможенную границу в Российскую Федерацию;
  • предъявлять в суды иски и заявления;
  • разрабатывать информационные системы хранения и передачи данных, обеспечивать защиту информации.

Структура таможенных органов РФ выстроена таким образом, что имеет несколько уровней подчинения с широкими вертикальными и горизонтальными связями. В системе ТС четыре звена:

  • ФТС России;
  • таможенные управления регионов;
  • таможни;
  • таможенные посты.

В ФТС созданы подразделения вспомогательного характера. Это специализированные таможенные органы, представительства за рубежом.

Каждая составная часть ТС несет ответственность за определенный участок работы, все звенья выполняют единые задачи и достигают единых целей. Очень важно выбрать правильную форму деятельности в конкретной правовой ситуации.

Определение 4

Форма деятельности – внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных на них функций

Формы деятельности законодательно закреплены и представляют собой:

  • правоустановление – издание нормативных документов обязательного порядка;
  • правоприменение – действия по отслеживанию выполнения норм и правил;
  • правоохрана – контроль за исполнением требований и последующим их применением.

В этой связи можно определить принципы деятельности таможенной службы:

  • законность;
  • равенство всех перед законом;
  • единство системы таможенных органов и централизованное управление;
  • профессионализм и компетентность;
  • ясность, гласность, предсказуемость действий должностных лиц ТС;
  • единообразие правоприменительной практики;
  • совершенствование таможенного контроля.

Внутри системы таможни можно выделить два принципа, которые обеспечивают взаимодействие и самостоятельность всех подразделений: принцип централизации и децентрализации. Централизация обеспечивает строгую подчиненность центральному органу, децентрализация закрепляет пределы компетенции отдельных подразделений.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Президент России
Правительство России
Министерство Финансов
Российской Федерации
Федеральная
таможенная служба
Региональные
таможенные управления
Таможни
Таможни
  • Шереметьевская
  • Домодедовская
  • Внуковская
  • Центральная Акцизная
  • Центральная Энергетическая
  • Калининградская областная
  • Крымская
  • Севастопольская

Таможенные посты Таможенные посты Таможенные посты

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В непосредственном подчинении Федеральной таможенной службы находятся таможни прямого подчинения, а также региональные таможенные управления, которые, в свою очередь, управляют региональными таможнями.

Пункты пропуска через государственную границу находятся в подчинении таможен, к которым они прикреплены.

  1. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Способы, которыми может быть предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено денежным залогом, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества (за исключением случаев, предусмотренных Законом).

Обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может быть предоставлено денежным залогом, банковской гарантией или поручительством (часть 8 статьи 56 Закона).

Обеспечение одной или нескольких таможенных операций

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может обеспечивать такую обязанность только по одному таможенному документу (часть 6 статьи 54 Закона).

Для обеспечения исполнения обязанности при совершении нескольких таможенных операций используется генеральное обеспечение (статья 59 Закона).

Обеспечение по одному таможенному документу представляется:

1) при транзите товаров – в таможенный орган отправления либо таможенный орган назначения;

2) для обеспечения других таможенных процедур и операций – в таможенный орган, производящий выпуск товаров.

При этом необходимо учитывать, что:

— поручительство и залог имущества в указанных случаях предоставляются в таможни, поскольку они являются юридическими лицами и могут совершать гражданско-правовую сделку;

— поручительство для обеспечения исполнения обязанностей нескольких лиц предоставляется в ФТС России (пункт 2 части 10 статьи 62 Закона).

Генеральное обеспечение представляется:

в таможенный орган по месту налоговой регистрации лица – для денежного залога (подпункт 2 части 7 статьи 60 Закона);

в ФТС России – для банковских гарантий и поручительства (подпункт 2 части 11 статьи 61 и подпункт 2 части 10 статьи 62 Закона).

  1. Обеспечение исполнения обязанностей юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

Способы, которыми может быть предоставлено обеспечение исполнения обязанностей юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

Обеспечение исполнения обязанностей юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, может быть предоставлено денежным залогом, банковской гарантией или поручительством (часть 4 статьи 57 Закона).

Таможенный орган, в который предоставляется обеспечение

Таможенные перевозчики и таможенные представители представляют обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в ФТС России.

Информация о способах обеспечения и таможенных органах, в которые предоставляется обеспечение

Владельцы таможенного склада, владельцы склада временного хранения, владельцы магазина беспошлинной торговли, владельцы свободного склада представляют обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в таможенный орган, в который подается заявление о включении в соответствующий реестр.

Основание: пункт 1 части 7 статьи 60, пункт 1 части 11 статьи 61, пункт 1 части 10 статьи 62 Закона

Возможно предоставление обеспечения владельца таможенного склада, владельца склада временного хранения, владельца магазина беспошлинной торговли или владельца свободного склада в ФТС России в случае, если такое обеспечение представляется в виде поручительства в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 62 Закона.

  1. Обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора

Способы, которыми может быть предоставлено обеспечение

Обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора может быть предоставлено денежным залогом, банковской гарантией или поручительством (часть 3 статьи 58 Закона).

Таможенный орган, в который предоставляется обеспечение

Уполномоченные экономические операторы и лица, планирующие получить указанный статус, представляют обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора в ФТС России.

Основание: пункт 1 части 7 статьи 60, пункт 1 части 11 статьи 61, пункт 1 части 10 статьи 62 Закона

Часть 20 статьи 55, часть 3 статьи 59, часть 35 статьи 78, часть 2 статьи 292 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *