Финансирование выборов

Под финансированием выборов понимают все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательных кампаний.

Прямое финансирование выборов – это перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Финансирование выборов с точки зрения законодательств осуществляется по двум направлениям:

  • а) финансирование избирательной кампании, что практически означает финансирование самой организации проведения выборов;
  • б) финансирование избирательной кампании кандидатов, политических партий.

Первое осуществляется только из бюджетных средств, размер которых определяется при разработке и утверждении соответствующего бюджета.

Второе направление финансирования осуществляется через избирательные фонды кандидатов, политических партий.

Избирательный фонд – денежные средства на специальном избирательном счете зарегистрированного кандидата, политической партии, которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке.

Избирательный фонд – публично-правовое образование, имеющее строго целевое назначение и временный характер. Поэтому вопросы владения, пользования и распоряжения избирательным фондом не могут регулироваться гражданским правом, а составляют предмет избирательного права. Кандидат не является собственником избирательного фонда, но управляет им сам либо поручает управление своему представителю.

Правовой статус избирательных фондов на федеральном уровне в настоящее время определяется избирательным законодательством и инструкциями, издаваемыми ЦИК РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ.

Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета, который может быть открыт только в Сбербанке РФ. Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение и могут расходоваться в установленных законодательством пределах только на избирательную компанию.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ и Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета; с подготовкой и проведением региональных выборов – за счет средств соответствующих регионов; с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления – за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Закреплена обязанность кандидатов, политических партий учитывать средства в фонде и отчитываться о поступлении и расходовании средств, а также ответственность за нарушения финансирования выборов.

Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, предприятий, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30%, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, анонимные пожертвования.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения или блока, средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением или блоком, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом, избирательным объединением или блоком, которые не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана передать копию этого отчета в СМИ для опубликования не позднее трех дней со дня их поступления.

Окончанием избирательной кампании является день представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Отношения в рамках финансовых отчетов

Те взаимоотношения, которые возникают в рамках финансовых отчетов, имеют публично-правовой характер. Предполагается, что одна сторона обязана предоставлять отчетные документы, а вторая – получать их. Избирательные комиссии в РФ не несут юридической ответственности за те сведения, которые предоставляются им кандидатом (партией, объединением). В их обязанности входит только принятие отчета. В законодательстве РФ нет такой статьи, по которой бы избирательные комиссии могли отказывать кандидатам в принятии отчетных финансовых документов. ФЗ РФ не дают комиссиям права также и на юридическую оценку предоставляемой информации, высказывание суждений по поводу соблюдения партией (отдельным физическим лицом) законодательства.

Разовая финансовая отчетность

Среди основных недостатков, которые можно выделить, отметим:

  1. Неподотчетность конкурирующих партий, кандидатов во время избирательной кампании перед государственными структурами о собственной финансовой деятельности. Такая свобода влечет за собой нецелевое применение ресурсов избирательных фондов, включая и бюджетные средства.
  2. Финансовые отчет кандидата не предполагает юридической ответственности, чем часто пользуются потенциальные политики.

Форма отчета

В российском законодательстве нет четко установленной формы, по которой осуществляется отчетность. Практика свидетельствует о том, что разрабатывается она избирательными комиссиями, которые обладают такими полномочиями. Как правило, этим занимается ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов страны.

Важные аспекты

Финансирование выборов осуществляется с учетом ФЗ РФ. Установлен четкий порядок предоставления информации о материальных средствах кандидата. Первая информация автоматически попадает из финансовой организации в избирком в трехдневный срок, далее информирование производится по письменному заявлению в банк избирательной комиссии (нет четких сроков получения ответа). Объем информации определяется комиссиями по специальным формам, которые установлены Центральной избирательной комиссией РФ.

Учет расходования средств

В них отмечают сумму и источник поступления, дату произведенных зачислений на расчетный счет, документ, который подтверждает направление ресурсов (почтовый перевод, платежное поручение, сберегательную книжку). Также отмечается доля вовлечения в предвыборную агитацию иностранного капитала, если взнос выполняется физическим лицом. Выбор источника финансирования проекта определяется самим кандидатом (объединением, блоком) при условии, что организация (частное лицо) не осуществляют экстремистскую деятельность.

Сведения о расходовании денежных ресурсов предполагают учет суммы расхода, дату снятия денег со счета, направление трат, а также адресата получения денежных ресурсов.

Так как обналичиваемые деньги не предполагают отчетности по направлению их расходования, появляется потенциальная возможность расходования их без четкого контроля. Чтобы гарантировать гласность поступления и трат финансов избирательных фондов, рассматривается вопрос об объеме сведений, публикуемых в средствах массовой информации. В частности, финансирование выборов президента предполагает подробные отчеты в СМИ о каждом кандидате. У избирателей, которые знакомятся с публикациями, должно складываться четкое представление о каждом из них.

Какие сведения считаются обязательными

По ФЗ РФ финансирование выборов президента предполагает обязательную публикацию следующих сведений:

  • о совершаемых финансовых операциях, размер которых превышает 200 тысяч рублей;
  • о количестве граждан, которые внесли в избирательный фонд добровольно пожертвования в размере более 400 тысяч рублей;
  • о числе граждан, которые внесли средства в сумме от 40 тысяч рублей;
  • о средствах, которые возвращены жертвователям с указанием причины произведенного возврата;
  • об итоговой материальной сумме, которой располагает избирательный фонд, а также ресурсах, потраченных из него в рамках агитационной кампании.

Эти сведения должны быть четкими и понятными.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются ЦИКРФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

Отчеты комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Опыт зарубежных стран

Он демонстрирует весомую роль групп давления в материальном обеспечении выборов и их превосходство в процессе перед политическими партиями. Финансирование выборов во всем мире признается важным фактором при выявлении степени их демократичности.

Наличие у кандидата достаточного количества материальных возможностей становится мерой реализации принципа равенства в стране политических возможностей. Финансирование выборов дает политическим конкурентам возможность воздействовать на объем информации, рекламирование своих программ, что оказывает влияние на решение избирателей.

Ситуация в РФ

Финансирование проведения выборов может способствовать тому, что кандидаты и лица, которые занимают высокие должности в органах власти, будут тратить время на сбор денег, не выполняя в полном объеме своих служебных обязанностей. Основная задача, которую они ставят перед собой, — поиск средств для новой кампании, чтобы «удержаться» на рабочем месте. Подобная ситуация приводит к скептическому отношению общества к политическому процессу, всей избирательной кампании.

Финансирование выборов — предмет правового регулирования, предполагающий установление определенных источников денег, процедуры их расходования. Нормы права, которые регулируют отношения, касающиеся материального обеспечения избирательных кампаний в РФ, разнообразны, они составляют комплексный институт права.

Этапами избирательного процесса в РФ стали федеральные законы о гарантиях избирателей, выборах Президента РФ. А также депутатов ГД, Федерального Собрания. Несмотря на многочисленные поправки, появляющиеся в этих законах, неизменным оставалось финансирование выборов в РФ.

Принципы регулирования

Анализ практики проведения в России последних избирательных кампаний свидетельствует о том, что урегулированными остаются вопросы, которые возникают на разных этапах избирательного процесса. Литературный подход и правовая регламентация отличаются в использовании терминов, которые касаются материального обеспечения. Организация финансирования выборов в основном ассоциируется с рекламой в рамках предвыборной агитации. Листовками, баннерами, буклетами, газетами, телевизионными роликами.

Органы внутренних дел обязаны помогать избирательным комиссиям в реализации их полномочий, касающихся контроля соблюдения кандидатами (избирательными объединениями, блоками) порядка финансирования предвыборной агитации.

Специалисты МВД РФ становятся активными участниками деятельности контрольно-ревизионных служб при ЦИК, избирательных комиссиях различных субъектов РФ, а также окружных избиркомах.

Что представляет собой финансирование кандидатов? Выборы предполагают определенные действия, которые направлены на косвенную либо прямую оплату на основе следующих принципов: отчетности, гласности, ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *