Характер оценочных суждений

Суждение – это мысль, высказываемая в повествовательном предложении, являющаяся ложью или истиной. Проще говоря, суждение – это высказывание, мнение о предмете или явлении, опровержение или подтверждение истинности конкретного явления. Они составляют основу мышления. Суждения могут быть фактическими, теоретическими и оценочными.

Фактические суждения

Начнем с определения слова «факт». Факт – это нечто уже свершившееся, состоявшееся в истории и оспариванию не подлежит. Связь фактических и оценочных суждений заключается в том, что над фактами всегда можно размышлять, они не подлежат оспариванию, но пригодны для анализа. Анализом же и являются оценочные суждения.

Оценочные суждения

Характерной особенностью оценочных суждений является вставки – «На мой взгляд», «Мое мнение», «По-моему», «С нашей точки зрения», «Как утверждалось,» и т.д. Оценочные суждения могут быть демонстрацией элементарного чисто оценочного характера, тогда они состоят из слов «плохо», «хорошо» и т.д. А могут быть почвой для объяснения влияния факта на другие предметы, рассуждения о причинах свершившегося. Тогда оценочные суждения будут содержать в себе следующие обороты: «может быть примером того, …», «является объяснением …» и т.п.

Теоретические суждения

Теоретические суждения – это переформулированные фактические суждения. Они имеют облик определений, несут в себе теоретические знания. К примеру: «По мере роста дохода покупателей спрос на товары увеличивается» — это фактическое суждение. Исходя из него, можно сформулировать теоретическое суждение: «Нормальным называется товар, спрос на который по мере роста дохода населения увеличивается».

В воспитательном процессе

В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.

В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:

  • Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
  • Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
  • Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
  • Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.

Оценочное суждение и оскорбление

Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:

  • Опровержение информации таким же образом, которым она была опубликована;
  • Приостановки дальнейшего распространения нежелательной информации: уничтожение бумажных носителей, дисков и т.д.;
  • Относительно новое положение – возможность удалить недобрую славу о себе во Всемирной Сети и из поисковой выдачи;
  • Получение компенсации за моральный вред и прочий ущерб.

Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:

  • Данными, соответствие которых действительности можно проверить;
  • Оценочными высказываниями, степень правдивости которых определить сложно или невозможно.

Грань между двумя типами высказывания бывает очень тонка и зачастую очень сложно проводима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *