Качество образования. Качество обучения. Государственный образовательный стандарт

ЛЕКЦИЯ 1

Качество образования. Качество обучения. Государственный образовательный стандарт.

Понятие качества образования.

В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности.

Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

Государство — хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.

Спектр обращений к понятию «качество образования» выявляет разные определения его не только как феномена педагогической науки и практики в целом, но и составляющих его частей. Так, например, опираясь на словарное значение и практику толкования понятия «образование», следует отметить, что в зависимости от контекста употребления оно может выражать: об­щественное явление; социальную и индивидуальную ценность; функцию общества; сложную систему; сферу социальной жизнедеятельности; процесс; результат образовательного процесса; потребности личности, общества.

Однако отметим, что приведённые аспекты значения «образования» в большинстве случаев имеют нечто инвариантное — направленность на развитие, становление личности, т. е. направлено на удовлетворение соци­альных, культурных, экономических и других потребностей личности, общества, государства в целом.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат . Это является принципиально новым подходом.

При решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, целесообразно проанализировать многообразие подходов исследований и их основания. В связи с этим следует обратить внимание на широкий спектр основных характеристик в понимании «ка­чества образования» и как следствие на разброс определений феномена «качество образования»:

§ первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (, , ) . При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.);

§ вторая группа — на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (, , ) . Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие);

§ третья группа — на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (, ,) . Определяется качество образования интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы;

§ четвертая группа — на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (, , ) . Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника;

§ пятая группа — на способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (, , ) , а также различные акценты в трактовке «качества образования», как в узком, так и широком смыслах. (по ) . Особое место в этой системе занимает квалиметрический подход.

Таблица 2. Различные подходы к определению качества образования

Подход

Основание

Интуитивно-эмпирический

Опыт и интуиция человека

Формально-отчетный

Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»)

Психологический

Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности

Педагогический

Уровень воспитанности и обученности

Процессуальный

Оценка состояния образовательного процесса

Результирующий

Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения

Комплексный

Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и другие показатели)

Многопараметрический

Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров

Методологический

Соотношение результата с операционально заданными целями

Интегрированный

Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность)

Личностно — ориентированный

Личностное развитие обучаемого

Социальный

Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя

Квалиметрический

Измерение показателей по параметрам

Здесь уместно отметить, что в словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании ( ., 1995. С. 20) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу. Такой подход опирается на определение качества образования как способности удовлетворять запросам потребителей и субъектов образовательного процесса .

Характеристики качества образования:

— многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения); творческая и репродуктивная, знаниевая и деятельностная компоненты;

— многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников ВШ, ССУЗОВ, ПТУ, общеобразовательных школ);

— многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и послувузовского образования, различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; сама система образования;

представители ее различных уровней и ступеней; исследователи системы образования; — эти же субъекты по регионам, стране (в международной системе образования, ее разных уровней);

— многокритериальность — качество образования оценивается набором критериев;

— полихронностъ — сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т. д.).

— неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем в принципе, из-за более высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами;

— инвариантность и вариативность — среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).

Все перечисленные грани качества образования являются объективным проявлением сложности категории качества образования, инвариантным для любых стран. Из вышеизложенного следует особая необходимость в исследовании всех этих аспектов качества образования, поиска разных аспектов компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальное, полихронность) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера.

Выводы:

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Если Образование рассматривать как результат учебной деятельности учащихся, то Обучение – есть процесс взаимодействия учителя и учащегося. Качество данного процесса можно отследить по соответствию результатов обучения требованиям образовательного стандарта.

Государственный стандарт общего образования и его назначение.

Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определящие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначение ГОС – обеспечение:

Ø равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

Ø единства образовательного пространства в Российской Федерации;

Ø защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их психического и физического здоровья;

Ø преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся;

Ø прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

Ø основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования и определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

· разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

· объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

· объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

· определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

· установления эквивалентности документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

· установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 01.01.01 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 000.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

1. обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников,

2. максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

3. нормативы учебного времени.

Федеральный компонент:

Ø структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Ø

Ø выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Структура Федерального компонента образовательного стандарта по физике

Федеральный компонент содержит три стандарта по физике: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

— цели;

— обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Выводы

Тенденция описание всего, что происходит в образовании в терминах качества, с позиций качества (его повышения), является всеобщей. Если под качеством понимать соответствие норме, то нормы могут оказаться разными (для индивида, образовательного учреждения. Говоря о качестве образования можно говорить о качествах преподавания, исследования, управления. О качестве участников образовательного процесса (студентах, учащихся, преподавателях, администрации и т. д.), а также о качестве условий, процесса и результата. Содержание образования является самым главным фактором, позволяющим получить выпускника лучшего качества

В зависимости от эффективности коллективного интеллекта разработчиков соответствующих ГОС и ОП и других вышеперечисленных факторов при их создании удается обеспечить лучший или худший компромисс всех субъектов соответствующего уровня образования, а, следовательно, лучшее или худшее качество содержания образования.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования качества образования
    • 1.1 Научные подходы к вопросам качества образования
    • 1.2 Анализ контроля качества образования в современной школе
    • 1.3 Методы контроля качества образования
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию качества образования в общеобразовательной школе
    • 2.1 Анализ отчетной документации о качестве образования
    • 2.2 Рекомендации, направленные на повышение качества образования
  • Заключение
  • Список источников
  • Приложение

Содержание

Культура и способы ее формирования и развития — это проблема не только и не столько образования, сколько всей социокультурной сферы. Одна из главных целей отечественной системы образования и воспитания — формирование культуры человека.

В связи с этим стандарты нового поколения трактуют свои требования к обучающимся, среди которых большее значение отводится требованиям интеллектуальным, коммуникативным, рефлексирующим, самоорганизующим требованиям.

На наш взгляд, такой подход ориентирован на достижение образовательных и личных компетенций.

Для сферы образования государственные стандарты создают основу для разработки учебных программ и могут применяться для оценки качества системы образования и обучения в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей.

Поэтому высокая значимость педагогического процесса не подвергается сомнению, и обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.

Как сказал Ю. А. Конаржевский, «…управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет».

— осознанием педагогическим сообществом неотложности гуманистических изменений в учебном процессе и неготовностью большинства учителей к формированию контрольно-оценочных умений учащихся на гуманистических началах;

Указанная проблематика определила выбор темы диссертационного исследования: «Исследование контроля качества образования в современной школе».

Качество образования в современной школе.

Контроль качества образования в современной школе.

Исследование контроля качества образования в современной школе.

Проанализировать педагогическую литературу по вопросам научных подходов к качеству образования.

Исследовать особенности контроля качества образования в современной школе.

Определить методы контроля качества образования в современной школе.

Проанализировать особенности отчетной документации о качестве образования.

Дать рекомендации по вопросам организации контроля качества образования в современной школе.

Теоретическая основа исследования.

Авторы И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, Дж. Равен, А.А. Скамницкий, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, А.А. Вербицкий, В.В. Сериков.)

Эмпирические: наблюдение, опрос, анализ документов, анализ продуктов деятельности

Экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ средняя школа №214 с математическим уклоном.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Соответствие между содержанием конкретных профессиональных действий и общими результатами труда.

Теоретическая литература определяет три уровня качества образования.

На втором, среднем уровне педагог уже проявляет определенную самостоятельность суждений, пытается в некоторых ситуациях самостоятельно выбирать средства педагогического процесса.

Но самостоятельность профессионально-педагогической успешности — это не вседозволенность. Это строго научно ориентированный свободный выбор опытного и высоко образованного педагога.

В реальном педагогическом процессе оба уровня знания между собой взаимосвязаны. Для обеспечения должного качества образования необходима надежная объективная основа, которая обеспечит правильное предвидение и прогнозирование.

Главный фактор повышения качества образования — это личность педагога. Если учитель действительно любит свою работу, то он найдет средства сделать ее максимально эффективной и получить качественный результат.

Объект оценки в данном случае — не все личностные характеристики педагога, но та их часть, которая имеет значение для его профессиональной деятельности.

3.Инновационная направленность деятельности.

Ориентирование на исследовательскую работу.

Способность к самоанализу, самодиагностике.

Внимание к индивидуальным особенностям учеников.

Знание основ возрастной психологии.

Творческое воображение, творческие способности.

Каким же должна быть современный урок?

Каждая конкретная ситуация в педагогическом процессе непредсказуема, и преподаватель должен не только реагировать на нее, но и активно регулировать ее как собственным поведением, так и поведением учащихся.

Во-вторых, весьма различны социальные роли участников: одна категория выполняет роль наставников — на их стороне социально значимый опыт, социально ценные качества и способности, а другая категория играет роль восприемников этого опыта.

Развитие интернет-технологий в современном мире идет настолько быстро и интенсивно, что буквально на наших глазах весь мир СМИ «оцифровывается», то есть плавно перемещается в сеть Интернет.

Новая концепция не просто заменяет постиндустриальное общество на информационное — новая концепция является развитием важнейших положений постиндустриального технократизма.

Поэтому необходимо как можно активнее использовать в работе современные информационные технологии — это как раз то, что активно интересует детей, что обязательно найдет у них живой эмоциональный отклик.

При помощи использования ИКТ может быть осуществлена более полная реализация основных принципов, благодаря которым активизируется познавательная деятельность:

· равенство позиций;

· доверительность;

· обратная связь

· исследовательская деятельность.

Включение ИКТ в работу педагога может быть осуществлено в следующих направлениях:

· Презентации по теме урока;

· Использование ресурсов сети Интернет;

· Готовые обучающие программы;

· Собственные авторские программы.

Таким способом можно не только повысить качество образования, но и продвинуть учеников в общем развитии. Таким образом, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и учеников, для их сотрудничества в образовательном процессе.

Лучше всего, если учитель будет не просто показывать ученикам обучающие презентации и программы, но и применять этот вид работ в качестве заданий. Гораздо более полезно для ученика не просто принять участие в интерактивной обучающей программе, но самостоятельно создать в соответствии со своими возможностями программу, презентацию или учебный тест.

Процесс развития личности является бесконечным процессом возникновения и развития возможностей: зарождаются новые возможности и превращаются в реальность.

Школьники способны не только к продуктивному усвоению способов предметного и познавательного действия, эмпирических и теоретических знаний, но и к психологическому включению в сам процесс образовательной деятельности, иначе говоря, они в состоянии сознательно овладеть способами учебной деятельности, которые способствуют изменению и развитию их способности к познанию.

Русские педагоги, ученые, социологи, публицисты и писатели постоянно работали над вопросом воспитания будущих граждан Отечества, целей и задач народного образования в России. На эту тему есть труды таких известных авторов, как А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А. И. Герцен, К.Д.Ушинский. Мысль о народном воспитании и развитии государственного самосознания, основанная на особенностях менталитета русских людей, наиболее полно была сформулирована К.Д.Ушинским.

Великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

Одна из главных целей воспитания — формирование здорового нравственного чувства, гражданско-патриотическое формирование личности.

Задача воспитания заключается в формировании такого взгляда на мир, который выражался бы не только в одном умении объяснить сущность явлений, но и в реальной деятельности, в производительном труде. Например, воспитательная система В.А. Сухомлинского была построена на использовании трудовых заданий, при помощи которых одновременно происходило и формирование мировоззрения. Сухомлинский считал непременным условием для успешного формирования мировоззрения отражение мыслительных операций в практической трудовой деятельности учеников.

Следующим выводом В. А. Сухомлинского была весьма важная педагогическая мысль: две главнейшие задачи настоящего учителя -не только дать своим ученикам некий определенный запас знаний, но и научить их постоянному пополнению и обогащению своих знаний, самостоятельному поиску и использованию ценностей великой сокровищницы человеческой культуры.

Для развития духовной сферы необходимо нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на нравственности.

Особой проблемой в теории и практике воспитательной работы всегда было воспитание потребностей. Очень сложно сформировать в подрастающем человеке гармоничное соотношение всех видов потребностей. Нужно учить прежде всего пониманию того, что именно с полным правом может желать каждый конкретный человек. А потому «воспитание культуры желаний — один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».

Основной принцип процесса обучения на всех его этапах — это движение ученика от успеха к успеху.

Учителя не должны злоупотреблять отметками как способом принуждения к дисциплине.

Итак, основные социальные принципы, которые могут обеспечить высокое качество образования:

1. Доверительное отношение к ребенку;

2. Отсутствие принуждения;

3. Отсутствие наказаний;

4. Взаимная помощь учеников и учителей;

5. Творческая работа

6. Нравственное начало;

7. Возможность выбирать линию поведения;

8. Ответственность за свой выбор.

В традициях русской педагогики было рассмотрение вопросов патриотического воспитания с точки зрения общественной направленности личности, опыта коллективной деятельности. Для обеспечения учительского успеха необходимо обобщение и систематизация теоретического и практического опыта по воспитанию в школьниках общественного, гражданского сознания, совместное воздействие школы, семьи, школьных и общественных организаций, формирование активной гражданской позиции учеников.

Если педагог видит в своем ученике самостоятельную личность, полноценного партнера, предоставляет ему возможность для самовыражения в качестве гражданина, полноправного члена общества — то тем самым он как бы «запускает» механизм формирования в душе ученика чувства собственной значимости, собственного достоинства и ответственности за свои поступки.

Не нужно стесняться учить детей на примере самых высоких идеалов. Примеры величия и духовной красоты, высокой гражданственности и героизма, благородства и преданности идеалам, которых так много в истории нашего государства, помогают формировать у детей, начиная с младшего школьного возраста, чувство ответственности, коллективизма, заставляют их искать пути самореализации, продуктивно сказываются на развитии их самосознания. Решая проблему развития самосознания учеников, одновременно необходимо проводить в жизнь идею гармонизации личных и общественных интересов, идею развития личности в процессе служения обществу. Понимание сущности и предназначения человека помогает осуществлению «социального идеала» человека как деятельного и полноценного члена общества.

Сейчас идет активный поиск новых форм обучения, новых школьных программ, которые могли бы сделать процесс обучения более эффективным. Однако нельзя забывать главного принципа личностно ориентированной педагогики: высшая ценность — это личность ребенка. Именно на личность ребенка нужно ориентировать процесс воспитания и образования, именно ребенок должен быть в центре творческой деятельности, которую проводят совместно коллектив педагогов-единомышленников и сами учащиеся.

Учитель должен быть для учеников образцом богатства духовной жизни. Лишь это условие дает ему моральное право воспитывать детей. Только личные достоинства педагога, его познания, творческая активность и уважение к личности ученика могут стать непререкаемым авторитетом для его учеников.

Причем, авторитет вовсе не означает авторитарного, высокомерного, «свысока» отношения к детям с требованиями безусловного повиновения. Авторитет — это взаимное уважение, духовное общение учителя и ученика, взаимное проникновение в мир идей, эмоций, переживаний друг друга, одним словом — эмоциональное взаимодействие как основа педагогического процесса.

Таким образом, личность педагога должна быть поистине примерной, чтобы во всех ситуациях учебного процесса и повседневной жизни ученик мог иметь перед глазами нравственный ориентир в лице своего учителя.

Педагог обязан уметь ориентироваться в духовном мире ребенка, понимать в каждом ребенке его уникальные личностные особенности, подходить к каждому ученику не шаблонно, а индивидуально. Поэтому учитель не просто должен овладеть теорией педагогики, он еще и должен иметь практическое чутье, понимать ребенка. Более того — педагог должен быть мыслителем, соединяющим теорию и практику в единое гармоничное целое. Важное место в воспитательном процессе принадлежит нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Справедливость, беспристрастность, честность в отношении с учениками должны быть для педагога непреложным правилом.

Кроме того, нельзя забывать и о собственно образовательном процессе, то есть процессе получения учениками новых знаний, умений и навыков. Для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным, ученики должны любить предмет, который они изучают. А для этого им необходимо видеть такое же искреннее отношение к предмету своего преподавателя. Если педагог любит свой предмет, если он действительно заинтересован в нем — школьники тоже будут испытывать к предмету неподдельный интерес и уважение. Подводя итоги исследования понятия качества образовательного процесса, можно сказать следующее. Качество образовательного процесса складывается из трех составляющих: из качества основных условий, качества реализации образовательного процесса и качества результатов этого процесса. Составляющие качества образовательного процесса представлены далее в таблице.

Таблица 1.

Основные условия

Реализация образовательного процесса

Результаты

Управление

Кадровое обеспечение

Научно-методическая работа

Финансово-хозяйственное обеспечение

Психологический климат

Содержание образования

Преподавание (оценка и самооценка)

Педагогические и информационные технологии

Профессиональный рост

Обученность

Сформированность ЗУН

Сохранение физического и психического здоровья

Успешность в социуме

1.2 Анализ контроля качества образования в современной школе

Нужны также механизмы участия граждан как потребителей образовательных услуг и общества в целом в контроле качества образования и в процессе оценки его результатов.

создание представления о качестве образования;

общественно-управляющая система;

социально-психологическая, воспитательная система;

Технологическая составляющая. Включает в себя инвариантные (региональные, муниципальные) и вариативные (школьные) технологии оценки.

Технология социально-педагогического мониторинга качества (мониторинговая).

Система индикаторов, банк диагностических методов, контрольно-измерительные материалы. При помощи этих инструментов создаются:

Система социально-педагогической диагностики.

Общественная экспертиза.

Современные социокультурные условия нашей страны таковы, что качество образования в значительной мере определяет управление и координация всех звеньев системы школьного образования.

Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются на основании нормативно-правовых документов общеобразовательных учреждений. Примерный перечень данных документов представлен далее.

Положения, регламентирующие школьную аттестационную комиссию, экзаменационные комиссии.

Объект мониторинга образовательных достижений — это результаты учебной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения (начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование).

выявить факторы, связанные с особенностями процесса обучения или социальным окружением, которые влияют на образовательные достижения (оптимальные учебные планы, учебники, методики обучения и др.);

Осуществление мониторинга: все основные предметы в начальной школе, предметы федерального цикла в основной и старшей школе;

Обработку и накопление итоговых проводят с использованием традиционных бумажных и электронных средств накопления информации. Используются таблицы, диаграммы, различные измерительные шкалы, текстовая форма.

Далее представлен перечень процедур, используемых для обеспечения качества образования:

1. Аккредитация школы;

2. Аттестация педагогов;

3. Аттестация выпускников;

4. Экспертиза образовательных и учебных программ;

5. Самообследование по качеству образования;

6. Принятие управленческих решений;

7. Проверка выполненных планов, решений;

8. Эффективность системы мониторинга;

9. Документирование хода и результатов процессов.

На рисунке 2 представлена схема результатов образовательной деятельности и функционирования общеобразовательного учреждения.

Рисунок 2.

Мониторинг качества образовательных услуг общеобразовательного учреждения проводится обычно на двух уровнях — персональном и общешкольном.

Первый уровень индивидуальный (персональный) — осуществляет его учитель: отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков).

На втором (общешкольном) уровне ежегодно проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ, типы которых перечислены далее.

Стартовый (входной) уровень.

Определяется степень устойчивости знаний обучающихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет.

Промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) уровень.

Отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;

Итоговый (годовой) уровень.

Определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

Содержание тренировочных, диагностических заданий разрабатывают учителя-предметники (они же и проводят данные занятия). Как правило, для их разработки и проведения используют такие системы, как СтатГрад, системы ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), ФЦТ (Федерального центра тестирования) и т.д.

Личностные психологические особенности детей школьного возраста делают этот возраст особенно восприимчивым для интеллектуального развития ребенка, воспитания активного отношения и познавательного интереса к людям и миру.

Новая форма общения со сверстниками у детей школьного возраста складывается в самом начале процесса их обучения. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Школьный возраст характеризуется любознательностью, непосредственным интересом к окружающему, стремлением к выполнению общественно значимой деятельности.

В процессе развития личности крайне важны такие факторы, как отношение к ребенку родителей и педагогов. Отношение ребенка к собственной личности, его самооценка, уважение к самому себе зависят от того, как к нему относятся старшие. Обязанность педагогов и родителей — постоянно создавать для ребенка атмосферу любви и безусловного приятия: Это важная и неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка младшего школьного возраста.

Самооценку у школьников формируют в основном оценки окружающих. Для детей чрезвычайно важны их интеллектуальные возможности и то, как их оценивают другие. В таком возрасте чрезвычайно большое значение имеют общепризнанные положительные оценки их деятельности.

Когда в своей домашней и учебной жизни дети школьного возраста привыкают к преобладанию атмосферы жесткой требовательности и постоянных претензий, это неизменно приводит к развитию у них таких негативных черт, как неуверенность в себе и чувство собственной неполноценности. А это, в свою очередь, никак не способствует успехам в учебной деятельности.

Кроме того, это может негативно сказаться и на личных качествах школьника. Дети не должны привыкать к постоянному преобладанию неуспехов, особенно если оно сопровождается отсутствием поощрения со стороны педагогов и родителей. Ребенок не сможет стать терпимым и доброжелательным к другим людям, не испытывая соответствующего отношения к себе самому.

Так, младший школьный возраст является первым этапом обучения. Он характеризуется острым переживанием со стороны ребенка отставания от других детей, отсутствия похвалы или поощрения со стороны старших. Позитивное отношение детей к учебе связано с возрастными особенностями ребенка, такими как любознательность, стремление выполнять общественно значимую деятельность. С этим связано и наличие эмоциональных переживаний, вызванное оценкой их деятельности со стороны окружающих.

Неотъемлемая часть в выполнении любых дел — это их оценка. Естественно, учение не является исключением. Процесс усвоения знаний предполагает наличие промахов и недостатков — это вполне естественно, ведь нельзя выучить все мгновенно и сразу.

В школе балльная система оценивает любой промах ученика отрицательной отметкой. Из-за этого происходит превращение естественного процесса усвоения знаний, умений и навыков в своего рода повинность. Так можно отбить у ребенка охоту к занятиям.

Практически сразу с самого появления отметки и начала ее использования в учебной практике балльная система подвергалась критике. Ученые и педагоги искали некую «безотметочную», гуманную систему обучения, которая не пугала бы ребенка, а развивала, способствовала формированию полноценной личности.

Сейчас на дворе XXI век — век научно-технической революции. Необходимо искать новые формы обучения — об этом определенно свидетельствуют явные признаки кризиса в традиционной отечественной системе образования.

Оценочная система обучения не только поощряет, но и в некотором смысле насильственно принуждает ребенка к учению. Учителя постоянно пользуются отметками не только для того, чтобы определить уровень усвоения знаний ученика, но и для того, чтобы при помощи «репрессивных методов» поддерживать в классе дисциплину, морально воздействовать на учеников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *