Какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела?

Стандартная процедура проведения следственных действий требует от дознавателя и следователя предварительно возбудить уголовное дело. Только в рамках дела можно назначать необходимые следственные процедуры. Однако в реальной жизни это нередко приводит к потере времени, необходимого для сбора доказательств по горячим следам. Поэтому важно обеспечить возможность осуществить ряд следственных мероприятий до возбуждения дела. Такая возможность оформлена законодательством в виде исключений для ряда действий, которые следователи могут произвести до возбуждения уголовного дела.

Что такое следственные действия

Следственными действиями считаются все мероприятия, которые производят уполномоченные сотрудники для установления обстоятельств дела и сбора доказательств по нему.

Государство уполномочило работников следственных органов производить данные действия в принудительном порядке, если этого требуют обстоятельства уголовного дела. Большинство следственных действий могут быть произведены по решению следователя. Для этого он должен вынести соответствующее постановление. Некоторые действия требуют разрешения суда.

В мероприятиях также могут участвовать сотрудники оперативного розыска и эксперты.

К следственным действиям закон предъявляет ряд требований:

  • Они не должны угрожать здоровью и жизни участников следственных действий.
  • Не должны проводиться ночью, без веских на то оснований.
  • В процессе их проведения могут быть использованы технические средства фиксации информации.

Постановление следователя является основанием для проведения обыска, выемки вещдоков, эксгумации и освидетельствования.

Для каждого проводимого следственного действия оформляют протокол, который подписывают все участники данного мероприятия.

Виды следственных действий по УПК РФ

УПК РФ не содержит закрытого перечня следственных действий. Сотрудники следствия могут назначать мероприятия, которые не входят в перечень УПК, если они необходимы для расследования уголовного дела.

Наиболее частыми следственными действиями являются:

  • Допросы участников дела и очная ставка.
  • Обыски и выемка.
  • Осмотр места преступления.
  • Проверка показаний на месте происшествия.
  • Следственный эксперимент.
  • Опознание и освидетельствование.
  • Судебно-медицинские экспертизы.

На сегодняшний день среди следственных мероприятий широко распространены арест почты и получение распечаток звонков участника дела на основании постановления следователя.

При этом, задержание самого преступника и арест его имущества следственными действиями не являются.

Протокол каждого следственного действия должен быть включён в материалы дела. Некоторые из них дополняют фотоматериалами.

Разрешение суда необходимо получать для проведения следующих мероприятий:

  • Обыск.
  • Эксгумация трупа, если с этим не согласны его родственники.
  • Осмотр жилья, если против этого выступают другие жильцы.
  • Выемка конфиденциальных документов.
  • Получение данных о банковских счетах.
  • Доступ к записям и распечаткам телефонных разговоров.

Все эти действия могут быть произведены только после возбуждения уголовного дела.

Случаи, которые не терпят отлагательств

Вторая часть УПК РФ посвящена досудебному разбирательству по делу. В разделе №7 закреплён порядок возбуждения уголовного дела. В разделе №8 указаны требования к проведению предварительного расследования.

Все действия, описанные в этих разделах, требуют предварительного возбуждения уголовного дела. Но кодекс также указывает перечень случаев, которые не терпят отлагательств. Следственные действия в таких ситуациях могут быть произведены заранее, до возбуждения уголовного дела.

Все действия, которые дознаватели могут осуществлять с момента получения информации о совершении преступления, указаны в статье 144 УПК РФ. К ним относится:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

  • Получение объяснений о произошедшем.
  • Взятие образцов для сравнительного исследования.
  • Получение документов и предметов.
  • Осмотр места происшествия и документов.
  • Назначение экспертиз.
  • Освидетельствование.
  • Осмотр трупа.
  • Документальные проверки и ревизии.

Все эти действия можно произвести до возбуждения уголовного дела. Однако, нужно учитывать, что в законодательстве нет расшифровки понятия «не терпящие отлагательств», а значит на этом основании всегда можно попытаться оспорить законность проведения следственных действий до возбуждения дела.

Рассмотрим наиболее важные мероприятия, проведение которых часто необходимо до возбуждения уголовного дела.

Особенности дел публичного обвинения

В соответствии со ст. 146 УПК РФ уголовные дела публичного обвинения имеют право возбуждать:

  • следователь;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • орган дознания;
  • капитаны речных, морских судов дальнего плавания;
  • руководители зимовок и геологических разведочных партий;
  • начальники сезонных полевых баз и антарктических станций;
  • главы консульских учреждений и дипломатических представительств России.

Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора.

Это одна из новшеств Уголовно-процессуального кодекса в редакции от 01.09.2016. Данное правило введено с целью предотвращения беспричинного и противоправного возбуждения уголовного дела.

Указанные лица должны выносить постановление о возбуждении уголовного дела, где указываются:

  • время, дата и место вынесения;
  • кем оно составлено;
  • основание или повод возбуждения уголовного дела;
  • статья УК, на основании которой возбуждается дело.

Копия постановления сразу же должна быть направлена прокурору. Он решает возбуждать дело или нет. Его решение можно обжаловать в указанном законом порядке.

Поводы к возбуждению уголовного дела

Под такими поводами понимают источники сведений о преступлении, которые закон воспринимает как юридический факт.

Ст. 140 УПК выделяет всего 4 повода:

  1. Заявление о совершенном или готовящемся преступлении.
  2. Явка преступника с повинной.
  3. Сообщение о преступлении, полученное из других источников.
  4. Постановление прокурора о направлении материалов в соответствующие органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

Заявление о преступлении

Заявление о преступлении — часто встречающийся повод для возбуждения дела. Под ним понимается сообщение о преступлении независимо от того, пострадал заявитель или нет. Оно может быть сделано в двух видах: устном и письменном. Письменное заявление обязательно подписывается заявителем.

Устное заявление должно заносится в протокол, которые также подписывается заявителем и принявшим его лицом. Там содержатся сведения о заявителе и данные удостоверяющих личность документов.

Если устное сообщение было сделано во время следственного действия или судебного разбирательства, то оно сразу же заносится в соответствующие протокола.

Заявитель заранее предупреждается согласно ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за ложный донос. Это фиксируется в протоколе и закрепляется подписью заявителя. О преступлении можно сообщить анонимно.

Но это не является поводом к возбуждению дела. В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

Явка с повинной

Представляет собой добровольное признание лица прокурору, следователю, дознавателю о совершенном им противоправном действии.

Явка с повинной должна обладать двумя обязательными признаками:

  • добровольность;
  • указание о своих преступных действиях.

Заявление можно сделать в устном и письменном виде. Устное заявление протоколируется согласно ч. 3 ст. 141 УПК.

Сообщение о преступлении

Сообщение о преступлении, полученное из других источников, — это различные сведения о противоправном деянии, которые были получены компетентными должностными лицами в ходе исполнения своих служебных обязанностей.

К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках, о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению. Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Лицо, которое обнаружило признаки состава преступления, обязано составить рапорт об этом. В соответствии со ст. 143 УПК именно этот рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.

Постановление прокурора

Постановление прокурора выступает поводом, которое способно возбудить уголовное дело, в случае выявления им преступных деяний в ходе прокурорско-надзорной деятельности. Сюда же относятся объяснения, акты, рапорты, которые были оформлены в результате личного наблюдения прокурора.

С момента приобретения статуса самостоятельного повода, которое предназначено для возбуждения дела, постановление прокурора стало юридическим фактом. С ним закон связывает возникновение у следователя, дознавателя юридической обязанности принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Данное постановление вызывает уголовно-процессуальные отношения. С его появлением начинается процессуальная деятельность по принятию решения о возбуждении дела и начинают исчисляться сроки.

Осмотр места происшествия

Порядок проведения осмотра регламентирован 176 статьёй УПК РФ. Это действие крайне важно для обнаружения обстоятельств и доказательств по делу.

Задачами осмотра места преступления являются:

  • Изъятие следов преступления.
  • Выяснение обстоятельств его совершения.
  • Сбор информации.
  • Проверка всех обнаруженных предметов с точки зрения их возможной значимости для дела.

Если преступление произошло в жилом помещении, то его осмотр можно произвести только при наличии постановления суда и при согласии его жильцов. В протоколе осмотра указываются все обнаруженные вещи и обстоятельства, а также указываются лица, принимавшие участие в осмотре. Они должны подписать протокол. Несогласие его подписывать, как и отсутствие кого-либо из важных участников дела, указывается в тексте протокола.

При проведении осмотра места преступления важна оперативность, потому что со временем многие улики могут быть потеряны.

Осмотр трупа

В преступлениях с летальным исходом необходимо произвести осмотр трупа. Это действие также требует оперативности по объективным причинам. Иногда осмотр трупа выделяют в отдельное следственное действие, иногда проводят в рамках осмотра места происшествия.

Сотрудники отдела дознания проводят осмотр трупа вместе с врачом или судмедэкспертом. Во время осмотра обязательно должны присутствовать понятые. Оперативное обследование тела покойного может дать необходимую информацию для прояснения картины совершённого преступления.

Нужно учитывать, что труп подвержен разложению и спустя несколько дней обнаружить важные детали его смерти будет уже невозможно. Этим объясняется требование проводить осмотр трупа незамедлительно, в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Освидетельствование участников преступления

В ряде случаев телесные повреждения, факт опьянения, особые приметы и иные важные для следствия обстоятельства могут быть установлены без проведения судебно-медицинской экспертизы. Для этого служит освидетельствование. Провести его можно в отношении свидетеля, потерпевшего и подозреваемого, но только по их согласию.

Особенности проведения освидетельствования включают:

  • Необходимость наличия постановления следователя.
  • Проведение самим следователем в присутствии врача или эксперта.
  • При необходимости раздеть человека другого пола, освидетельствование проводит только врач без участия следователя.
  • Фото и видеозапись процесса освидетельствования возможна только с согласия лица, в отношении которого проводят эту процедуру.

Результаты освидетельствования оформляются в виде отдельного протокола. Зачастую это важная информация, проясняющая обстоятельства совершённого деяния и характер повреждений.

Судебная экспертиза, в отличие от освидетельствования, определяет обстоятельства, которые нельзя установить при визуальном обследовании человека.

Нужно учитывать, что за проведение освидетельствования без должных на то оснований, дознавателей и следователей могут наказать в рамках дисциплинарной ответственности. Если обследуемый окажется невиновным, то за проведение в отношении него освидетельствования, следователя могут наказать более суровыми мерами.

В целом, возможность проведения ряда следственных действий до возбуждения уголовного дела очень важна, поскольку масса дел затягивается и не раскрывается по причине недостаточной оперативности действий сотрудников правоохранительных органов. В результате преступники остаются на свободе и представляют опасность для других людей.

§2. Производство документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов.

Одними из основных средств проверки сообщения о преступлении выступают истребование предметов и документов и получение объяснений.

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление, а также представление в вышестоящую организацию бухгалтерской отчетности.

Документальная проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

По общему правилу цель ревизии или документальной проверки — осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и денежных средств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии или документальной проверки является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по направлениям, изложенным в типовом задании на проведение документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.39

Поскольку данные средства проверки не закреплены в УПК РФ ни в каком качестве, то с целью придания им правового режима их производство определяется нормами, в большинстве случаев содержащимися в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О полиции». В частности, сотрудники милиции имеют право осуществлять проверку документов, получать объяснения, задерживать, досматривать и изымать предметы и документы, осматривать помещения, транспортные средства и грузы, проводить медицинское освидетельствование.

По мнению одних ученых, «сложившийся порядок истребования предметов и документов недопустим и не соответствует уголовно-процессуальному закону, так как деятельность по поводу установления оснований к возбуждению уголовного дела проводится вне рамок процесса».40 Позиция же других процессуалистов заключается в том, что уголовно-процессуальный закон, несмотря на его внешнюю строгость и обязательность исполнения в определенной форме, всегда оставляет место правоприменителю для усмотрения, выбора поведения и принятия решения41. В связи с отмеченным А.М. Баранов уточняет: «Процессуальная форма, с одной стороны, должна дисциплинировать правоприменителя и участников возникающих правоотношений, с другой — гарантируя обеспечение прав граждан, она не должна создавать ненужных формальных препятствий для самого производства»42

На первый взгляд, убедительные аргументы в пользу своей позиции приводит А.М. Баранов. Его суждения заслуживают внимания, если рассуждать о целостности процессуальной формы в общем. А если же на нее посмотреть в каждом конкретном случае, то возникают определенные вопросы.43

Во-первых, с какой целью определяется процессуальная форма? Вероятно, чтобы упорядочить какую-то деятельность с целью обеспечения при ее реализации законности и соблюдения прав и законных интересов граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *