Лишение специального права: виды, содержание. Административный арест

Лишение специального права входит в состав санкций за совершение административных проступков. Такие права предоставляются физическим лицам для осуществления отдельных видов деятельности и функций. В этой статье рассмотрим характеристики указанного вида наказания, а также порядок лишения права.

Что это такое

Специальные права предоставляются физическим лицам после соблюдения правил, условий и требований нормативных актов. Наиболее распространенным видом такого разрешения является получения права на управления транспортными средствами – гражданин должен пройти теоретическую и практическую подготовку, сдать экзамены в рамках официальной процедуры.

Для применения санкции в виде лишения права учитываются следующие нюансы:

  • лишение происходит только по статьям КоАП РФ, предусматривающих ответственность за ненадлежащее использование или нарушение порядка пользования права (например, нельзя лишить права управления транспортом за нарушение правил торговли);
  • основанием для назначения санкции является нарушение, носящее грубый или систематический характер, либо совершенное повторно;
  • применить лишение права можно только в виде основной санкции;
  • такое наказание может устанавливаться только судом.

Грубость и/или систематичность допущенных нарушений зависит от обстоятельств проступка, а также содержания статьи Особенной части КоАП РФ. Эти моменты будет проверять суд на основании административного протокола и представленных доказательств.

Состав специальных прав определяется нормативными актами.

Помимо управления автотранспортом, аналогичная схема предоставления прав действует для выдачи разрешения на ношение оружия, на охоту или рыболовство, и т.д.

Как правило, наличие права подтверждается соответствующим разрешительным документом – водительским удостоверением, разрешением на охоту, иными видами бланков.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

К кому может применяться

Лишить специального права можно только лицо, которому оно предоставлено на законном основании. Если водитель не проходил процедуру подготовки и не сдавал экзамены в ГИБДД, право на управление автомобилем он получить не может. Факт управления машиной при отсутствии соответствующего права не означает, что суд может применять наказание в виде лишения.

Аналогичным образом не возникает специальное право при использовании поддельных или просроченных разрешительных документов. Например, если нарушитель отбыл срок наказания в виде лишения водительских прав, однако не выполнил требование о повторном прохождении экзаменационной процедуры, специальное право не восстанавливается в автоматическом режиме. Лишение в таком случае также не может применяться

В ст. 3.8 КоАП РФ указаны отдельные категории субъектов, к которым не может применяться указанная санкция:

  • инвалиды, если использование автотранспорта связано с фактом инвалидности;
  • лица, для которых охота является основным легальным источником средств к существованию.

Однако нарушение правил охоты, связанное с использованием недопустимых орудий или способов (например, добыча объектов животного мира с использованием взрывчатки), повлечет применение санкций в общем порядке.

Подтверждение указанных исключительных случаев происходит при составлении протокола или в судебном процессе. Для инвалида подтверждающим документом будет являться справка органа МСЭК о присвоении группы, а также свидетельство о регистрации ТС со специальными техническими приспособлениями (например, автомобиль с ручным управлением).

Сроки наказания

Лишение права относится к санкциям с ограниченным сроком действия. Точную продолжительность наказания укажет суд при вынесении постановления. Однако в ст. 3.8 КоАП РФ регламентированы минимальный и максимальный срок такой меры воздействия – от одного месяца до трех лет. В содержании каждой статьи Особенной части КоАП РФ также содержаться пределы санкций. Выйти за эти рамки суд не может – если в статье допускается лишение на срок не более полутора лет, назначение наказания на три года будет являться незаконным.

Как назначается лишение

Факт выявленного правонарушения подтверждает процессуальным протоколом. Полномочия на составление протоколов предоставлены должностным лицам, государственным и муниципальным ведомствам. Например, за нарушение ПДД протоколы могут составлять должностные лица ГИБДД. Процедура рассмотрения дела и назначения санкции состоит из следующих этапов:

  • оформление протокола, выдача или направление этого документа правонарушителю – лицо, привлекаемое к ответственности, вправе указывать в протоколе свои пояснения или возражения в письменной форме;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела;
  • на период рассмотрения лишение права не происходит, а изъятие разрешительных документов допускается только при возникновении сомнений в их подлинности (например, сотрудник ГИБДД не может принудительно изъять бланк водительских прав, кроме выявления случаев подделки);
  • если при выявлении нарушения возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо имущественного ущерба, привлекаемое лицо может быть отстранено от использования специального права (например, если остановлен водитель в состоянии алкогольного опьянения);
  • о месте и времени рассмотрения дела правонарушитель уведомляется в письменной форме – неявка в назначенное время без уважительных причин не является основанием для переноса процесса;
  • суд может вынести постановление даже без участия нарушителя, если в деле имеются доказательства уведомления о месте и времени заседания.

В содержании статьи Особенной части КоАП РФ может содержаться несколько основных санкций, в том числе лишение права, штраф, обязательные работы, арест. Выбор одного из вида наказания входит в полномочия суда, а одновременное применение двух санкций допускается только в случаях, прямо указанных в законе.

Копия постановления вручается лично нарушителю или направляет по его адресу. До момента вступления в силу судебного акта нарушитель сохраняет специальное право. Вступить в силу постановление может по истечении сроков на обжалование, либо немедленно после рассмотрения жалобы. Если рассмотрение дела закончилось оправданием правонарушителя, дополнительных последствий или ограничений в отношении специального права не возникает.

Процедура исполнения

Особые правила действуют и для исполнения назначенной санкции. Реализация вердикта суда происходит путем временного изъятия разрешительного документа, подтверждающего наличие специального права. Этим занимаются органы, указанные в статье 32.5 КоАП РФ. Например, изъятие и хранение бланков водительского удостоверения происходит по линии МВД (ГИБДД) следующим образом:

  • не позднее пяти дней после вступления в силу судебного акта автовладелец обязан сам сдать бланк удостоверения – по факту сдачи будет выдана соответствующая справка;
  • если в добровольном порядке удостоверение не сдано, его изъятие происходит при остановке автотранспорта, проверке документов и т.д.;
  • течение срока назначенного лишения прав начинается только с момента фактической сдачи разрешительного документа – уклонение или затягивание этой процедуры влечет приостановку срока действия санкции (поэтому водитель заинтересован в своевременной сдаче бланка удостоверения).

Лишение специального права заключается в запрете на осуществление видов деятельности или определенных функций. При выявлении случаев осуществления такой деятельности последует наказание за отсутствие законного права.

Если происходит лишение прав на приобретение или хранение оружия, лицензия или иной разрешительный документ автоматически аннулируются после вступления в силу судебного постановления. Изъятие документа в этом случае не является обязательным условия для исполнения санкции.

После истечения срока наказания специальное право может быть восстановлено следующими вариантами:

  • получением ранее изъятого разрешительного документа;
  • повторным прохождением процедуры получения права (например, для оформления разрешения на охоту);
  • выдачей ранее изъятого документа после сдачи обязательных экзаменов (например, если лишение было связано с нарушением отдельных пунктов ПДД).

Если автовладелец был лишен права управления за отдельные нарушения ПДД (например, за управление автомобилем в состоянии опьянения), ему необходимо сдать экзамен на знание правил. Сдача экзамена допускается в срок, не ранее 6 месяцев до истечения срока действия санкции. Однако получить бланк удостоверения можно только после завершения срока административного лишения права.

Водитель, лишенный прав за нарушения по ст. 9.3 и главе 12 КоАП РФ, должен выполнить дополнительные условия для получения удостоверения:

  • полностью оплатить все штрафы, назначенные за нарушения ПДД;
  • пройти медосвидетельствование на предмет отсутствия противопоказаний к управлению транспортом (данное требование действует в отношении ограниченного перечня статьей КоАП РФ).

Проверку соблюдения перечисленных условий будет проводить орган, который исполняет наказание в виде лишения права. Для этого правонарушитель должен представить платежные документы о погашении штрафов, постановления службы ФССП о прекращении исполнительного производства, справку из медучреждения.

УДК 342.924

ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

К.В. Баев

Аннотация. В статье дается определение специального права. Рассматриваются виды специальных прав, сущность лишения специального права как вида административного наказания.

ключевые слова: специальное право, виды прав, лишение права, административное правонарушение.

Keywords: special law, types of the right, deprivation of right, administrative offence.

Личность в юридической науке рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей. Права и обязанности личности устанавливают общие рамки социально активной деятельности человека, и одновременно эти права и обязанности являются способом поощрения той деятельности, которая выгодна обществу.

Субъективные права физических и юридических лиц по правовому источнику их возникновения можно разделить на две группы:

■ права, возникающие непосредственно на основе нормативного акта, в частности, конституционные права граждан (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на жилище, на образование, на охрану здоровья и т.д.);

■ права, основанные на индивидуальном юридическом акте. Другими словами, для возникновения субъективного права необходим специальный индивидуальный акт управления, который предопределяет предоставление такого права.

Таким образом, специальное право можно определить как право субъекта административно-правовых отношений заниматься определенной деятельностью, предоставленное ему индивидуальным юридическим актом управления. В то же время законодатель прямо указывает

на то, что понятие лишение специального права применимо только в отношении физических лиц (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Далее будут рассмотрены следующие виды специальных прав:

1. Право на охоту.

2. Право на управление транспортными средствами.

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

Под оборотом оружия в данном случае понимаются действия с гражданским оружием (приобретение, хранение, хранение и ношение, транспортировка, коллекционирование и т.д.), осуществляемые в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

1. Право на охоту — право на осуществление деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Указанное право предоставляется гражданину, признанному охотником, при выполнении требований Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Статус охотника подтверждается выдачей гражданину в порядке статьи 21 указанного закона охотничьего билета органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент по охране объектов животного мира субъекта РФ).

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.

2. Право на управление транспортным средством. Порядок оформления указанного права зависит от вида транспорта.

2.1. Право на управление транспортным средством (авто- и мототранспорт).

Водители являются распространенной категорией среди субъектов административной ответственности. Согласно п. 1.2. Правил дорожного

движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Порядок получения гражданином специального права на управление транспортным средством определен Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» . Согласно пункту 1 статьи 27 данного Федерального закона, право на управление транспортными средствами (устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них) предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, и при соблюдении условий о возрасте и состоянии здоровья, определенных статьей 25 этого же Федерального закона. В силу пункта 2 статьи 27 право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением установленного образца, выдаваемым в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 01.06.2013), Госавтоинспекцией.

2.2. Право на управление самоходными машинами (трактор, снегоход и т.д.).

Специальное право гражданина на управление самоходной машиной (допуск к управлению самоходными машинами) гражданин получает в порядке, определенном в Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 №796 (ред. от 05.06.2011), и Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 №807 (ред. от 03.04.2013).

2.3. Право на управление воздушным судном.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ , условием допуска к деятельности по управлению воздушным судном является наличие соответствующего свидетельства. Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации осуществляется в соответствии с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положением о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.1988 №44/И.

Основанием для выдачи свидетельств является решение соответствующей квалификационной комиссии — Высшей квалификационной комиссии ФАС России, региональных квалификационных комиссий и местных квалификационных комиссий.

2.4. Право управления судном морского и внутреннего водного транспорта.

Согласно части первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ , к занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для промысла водных биологических ресурсов, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи таковых определен в Положении о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденном Приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62.

2.5. Право на управление маломерными судами.

Право на управление маломерными судами предоставляется в ходе процедур, предусмотренных Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 и Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 №498 (ред. от 21.07.2009).

3. Право на участие в обороте гражданского оружия.

В настоящее время к гражданам РФ, имеющим право на владение оружием, относятся не только охотники. Указанное право предоставлено Федеральным законом «Об оружии» владельцам оружия самообороны, спортсменам, коллекционерам оружия. Статья 13 указанного закона определяет права граждан на приобретение оружия при соблюдении определенных условий — возраст, состояние здоровья, отсутствие судимости за совершение умышленного преступления, наличие постоянного места жительства и т.д.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» право выдачи разрешительных документов предоставлено органам внутренних дел.

Процедура оформления и выдачи гражданам разрешительных документов на совершение определенных действий с оружием (лицензий на приобретение оружия, разрешений на: хранение оружия, хранение и ношение оружия, транспортировку оружия и т.д.) закреплена в инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814, а также «Административными регламентами» МВД РФ.

4. Право на оказание охранных услуг гражданином в составе негосударственных охранных структур.

В соответствии с действующим законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается только юридическим лицам, специально созданным для осуществления данной деятельности. Гражданин может оказывать охранные услуги только в составе негосударственного охранного предприятия. При этом он должен обладать определенной квалификацией и правовым статусом, подтвержденным удостоверением частного охранника. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника…» — статья 11.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника определен Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. 27.12.2012).

Как можно видеть, все рассмотренные виды специальных прав соответствуют данному в начале статьи определению.

Лишение специального права занимает особое место среди административных взысканий и играет значительную роль в борьбе с административными правонарушениями. Гражданин может быть лишен ранее предоставленного ему специального права за совершенные административные проступки. Часть 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое

или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Суть этого административного взыскания состоит в лишении правонарушителя ранее официально предоставленного ему специального права заниматься определенной деятельностью за нарушение порядка осуществления данного права. Обычно такое нарушение создает угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности, природе. Применение указанной санкции связано с ограничением правовой сферы виновного лица, с лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

ЛИТЕРАТУРА

1. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №30. Ст. 3735.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ // Собрание законодательства РФ-1997. №12. Ст. 1383.

5. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст. 5681.

6. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 21.07.1998 №814 // Собрание законодательства РФ. 1998. №32. Ст. 3878.

К.В. Баев, магистрант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: bkv2711@bk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *