Меры государственного принуждения: понятие, виды, примеры

Государство может насильно воздействовать на своих граждан, чтобы принудить их выполнить те или иные действия. Разные меры государственного принуждения используются исключительно при наличии веских причин и оснований. Они заключаются в том, что сотрудники правоохранительных органов страны применяют определенные действия по отношению к какому-либо лицу. Такие действия могут быть не только физическими, но и моральными. Именно за счет них обеспечивается оптимальное для государства поведение со стороны населения или отдельных лиц.

Понятие

Меры государственно-правового принуждения заключаются в насильственном воздействии на человека. Они представлены не только физическим задержанием или арестом, но и воздействием на волю или сознание граждан. При таких условиях граждане не могут свободно изъявлять свою волю.

Существует несколько видов принуждения, причем главная цель каждой заключается в защите правопорядка и устранении из общества опасных элементов.

Виды принуждения по характеру

По характеру меры государственного принуждения могут быть:

  • психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
  • имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
  • физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
  • организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.

Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.

Принципы

Применение мер государственного принуждения должно осуществляться с учетом некоторых значимых принципов. К ним относится то, что применять такие мероприятия могут только представители государства.

Не допускается применение в отношении лиц какой-либо дискриминации, а также должна использоваться презумпция невиновности.

У государства имеется монополия на применение данных мер

Не разрешается использование этих мероприятий другими гражданами, так как это расценивается как самосуд или месть. Люди не могут самостоятельно защищать права других лиц, свобод или интересов. Особенно если применяемыми способами они нарушают права иного гражданина.

В качестве исключения является ситуация, когда непосредственно Правительством РФ делегируются полномочия гражданам по защите их жизни, благ, здоровья и имущества. Это обычно осуществляется при введении военного положения в стране или при иных чрезвычайных ситуациях.

Все люди равны перед законом и судом

Не допускается во время применения мер пресечения или иных действий пользоваться какой-либо дискриминацией. Одинаковые мероприятия применяются к людям разных возрастов, гражданства, места проживания и статуса.

Не разрешается дискриминация по национальности, полу, образованию, религии или политическим убеждениям.

Наличие у каждого человека презумпции невиновности

Гражданин не может признаваться преступником до того момента, пока его вина не будет официально доказана. Люди не должны самостоятельно доказывать свою невиновность или давать показания против себя и родственников.

Именно государственные органы должны заниматься сбором доказательств, подтверждающих вину конкретного человека. Если выявляются какие-либо неустранимые сомнения, то они должны использоваться исключительно в пользу обвиняемого.

Использование гуманизма в процессе применения мер принуждения

Не допускается применение должностными лицами жестокости, пыток или телесных наказаний. К тому же в России действует мораторий на смертную казнь. Поэтому работники полиции или других государственных органов должны действовать таким образом, чтобы не нанести какой-либо физический или моральный вред гражданину.

Представители правоохранительных органов должны уважать личность человека, а также не могут применять к нему огнестрельное оружие без веских оснований.

Однократность и соразмерность наказания

Применяемые меры государственного принуждения за совершенное правонарушение должны соответствовать тяжести данного преступления. За одно нарушение наказание должно применяться однократно. При этом учитывается семейное положение человека, причины для совершения проступка и другие обстоятельства.

Люди, пострадавшие от государственных мер, могут требовать возмещения причиненного вреда. Они могут рассчитывать на определенные меры поддержки, если их обвиняли незаконно.

Виды принуждения по закрепленности в законодательстве

Мерами государственного принуждения пользуются представители правоохранительных органов, суды или другие аналогичные учреждения. По законности такие меры бывают:

  • Правовыми. Все совершаемые действия осуществляются в рамках закона, поэтому не нарушаются права и интересы граждан. Все такие мероприятия легко поддаются контролю, являются справедливыми и обоснованными. Даже они могут быть обжалованы гражданами в суде.
  • Неправовыми. Они заключаются в произволе, который совершается представителями государственных органов. С помощью таких незаконных действий причиняются физические и моральные страдания людям. Такие мероприятия используются в антидемократических и тоталитарных государствах. В России за такие действия должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

В РФ могут использоваться только правовые меры государственного принуждения, представленные несколькими видами.

Меры безопасности

Они используются для предотвращения разных преступлений, а также для их превенции. Они направлены на защиту от разных действий или событий, которые могут угрожать общественности. Такие виды мер государственного принуждения могут быть представлены в следующих вариантах:

  • проведение ревизий или проверок;
  • направление граждан на карантин при выявлении серьезных инфекционных заболеваний;
  • инвентаризация разных предприятий;
  • проверка личных документов граждан;
  • административный надзор, применяемый для бывших заключенных;
  • остановка автомобилей для проверки документов водителей;
  • досмотр багажа людей при использовании воздушных или водных судов;
  • применение пропускного режима на разных охраняемых объектах;
  • проведение розыска или иных оперативных мероприятий.

При совершении таких действий не имеется какой-либо угрозы для граждан или общества в целом. Меры безопасности могут применяться даже к лицам, которые не совершили какое-либо правонарушение. При таких условиях немного ограничиваются свободы граждан, но при этом обеспечивается защита жизни и здоровья всего населения.

Меры пресечения

Они предназначаются для прекращения правонарушений или преступлений, а также другого поведения людей, которое каким-либо образом нарушает безопасность общества. К таким мерам относятся разные действия, совершаемые работниками правоохранительных органов. Задержание как мера государственного принуждения позволяет прекратить неправомерные действия со стороны какого-либо человека. Дополнительно сюда относится привлечение гражданина к ответственности.

Основанием для использования мер пресечения выступает наличие угрозы для общества или отдельных лиц. Для этого важно иметь доказательства правонарушения.

К основным видам таких мер относится:

  • запрет на движение автомобилей или передвижение пешеходов по какому-либо участку дороги;
  • оцепление участков земли;
  • воздействие физического характера;
  • использование разных инструментов для пресечения преступлений, например, палок из резины, наручников или слезоточивого газа;
  • применение огнестрельного оружия при крайней необходимости;
  • задержание правонарушителей;
  • введение комендантского часа;
  • досмотр имущества или документов;
  • проведение медицинского освидетельствования;
  • изъятие товаров;
  • приостановление операций по счетам в банках;
  • закрытие объектов;
  • принудительная эвакуация;
  • наложение ареста на недвижимость;
  • закрытие границ;
  • запрет на использование разных объектов.

Отдельные меры государственного принуждения могут применяться в совокупности при определенных ситуациях.

Меры ответственности

Они представлены в применении к гражданам каких-либо санкций, причем их основной целью выступает наказание правонарушителей или преступников. С помощью таких мер воздействия можно предотвратить будущие нарушения со стороны граждан.

Ответственность может быть административной, гражданской, уголовной или дисциплинарной. Конкретная ответственность выбирается в зависимости от того, выявляется ли проступок, преступление или правонарушение. Поэтому выделяются следующие меры:

  • уголовные санкции представлены крупными штрафами, лишением свободы, обязательными исправительными работами, ограничением на занятие высоких должностей, конфискацией имущества или лишением высоких званий и наград;
  • административная ответственность заключается в использовании штрафов и предупреждений, конфискации имущества, административном аресте, депортации и лишении права занимать какую-либо должность;
  • гражданские санкции представлены неустойками, штрафами, пенями или процентами;
  • при использовании дисциплинарных мер применяется замечание, выговор или увольнение.

Наиболее серьезные меры наказания назначаются исключительно судом, поэтому требуется проведение судебного разбирательства.

Меры восстановления

Они требуются для устранения нанесенного вреда. Обычно они представлены перечислением компенсации за причиненный вред. Они могут использоваться как отдельно, так и с другими видами наказаний.

Обычно меры восстановления заключаются в выплате компенсации морального вреда, неустойки или алиментов. Могут быть представлены выдворением лиц, незаконно занявших недвижимость, признанием какой-либо сделки недействительной или отменой правовых актов.

Существует несколько мер государственного принуждения. Наказание, выбираемое для каждого правонарушителя или преступника, зависит от того, какие именно действия были совершены. Государственными органами должны учитываться некоторые принципы, позволяющие учитывать права и интересы каждого человека.

В России применяются только правовые меры принуждения. Поэтому если должностные лица по разным причинам превышают свои полномочия, применяют к подозреваемым физическое наказание или унижают их морально, то они сами привлекаются к уголовной ответственности.

В юридической науке принято выделять три особые функции государства по отношению к праву: правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную. Без создания механизма, обеспечивающего исполнение государственной воли, существование и развитие государства, гражданского общества становится невозможным.

Могущество государственной власти концентрируется в аппарате, обладающем инструментами навязывания воли властвующих, прежде всего, инструментами принуждения, а также институтами, способными придать воле властвующих общеобязательных характер (законы, судебные органы, иные институты позитивного права). Государственная власть по своей природе предназначена для того, чтобы через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. Эта правообеспечительная деятельность государства реализуется через систему государственных органов, наделенных специальными полномочиями на применение государственного принуждения и составляет государственный аппарат принуждения.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

По характеру воздействия на субъекта, принуждение выступает как:

— физическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством непосредственного воздействия на него;

— имущественное, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права посредством воздействия на его имущество;

— психологическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права под угрозой наступления для него неблагоприятных последствий.

По целям применения принуждения, выделяют:

— превентивное (предупредительное) принуждение, направленное на недопущение неправомерного поведения субъектов либо каких-либо неблагоприятных последствий. В этом качестве выступает принудительный досмотр пассажиров в аэропортах, досмотр их багажа; запрет на посещение карантинных зон и т.д. В этом случае применение принуждения не связано с совершением правонарушения и применяется в рамках регулирования общественных отношений.

— пресекательное принуждение направлено на прекращение уже начавшегося неправомерного поведения. Основная цель применения принуждения – заставить субъекта отказаться от дальнейшего нарушения закона. Например, задержание лица, совершающего правонарушение; приостановление деятельности предприятия, нарушающего санитарное, противопожарное законодательство; запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.д. Меры пресекательного принуждения могут применяться как отдельно, самостоятельно, так и предшествовать применению мер юридической ответственности.

— юридическая ответственность применяется в целях наказания лица, за совершенное им правонарушение. В зависимости от вида правонарушения, применяется соответствующий вид юридической ответственности. Например, совершение преступления вызывает применение уголовной ответственности; административного правонарушения – административную ответственность; дисциплинарного проступка – дисциплинарную ответственность; деликта – гражданско-правовую ответственность; причинение материального ущерба – материальную ответственность.

Применение государственного принуждения всегда связано с применением права. Применение права – это властно-организующая деятельность государственных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных ситуациях реализацию юридических норм. Применение права происходит в случаях, когда субъекты сами не выполняют свои обязанности; совершают правонарушения; когда необходимо разрешить спор между сторонами и т.д.

Применение права необходимо в случаях:

· когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля;

· когда есть спор о праве, правах и обязанностях;

· когда не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении прав и совершаются иные правонарушения.

Учреждения и лица, осуществляющие применение права (правоприменительные органы) разнообразны, а их деятельность может осуществляться: 1)при регулировании общественных отношений; 2)при охране особо значимых общественных отношений. В первом случае государственный орган, применяющий право должен установить наличие либо отсутствие каких-либо обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение субъектом прав и обязанностей. Например, получение гражданином РФ паспорта; получение лицом льгот или субсидий; приобретение лицензии на занятие определенным видом деятельности и т.д. У государственных органов, осуществляющих правоприменение в регулятивной сфере, полномочия на применение государственного принуждения минимальны и производны от функции контроля за деятельностью субъектов в подведомственной им отрасли управления. Предполагается, что субъекты права сознательно и добровольно соблюдают российское законодательство, а применение принуждения допускается только в превентивных (предупредительных) целях. Например, таможенный досмотр, меры карантинного характера и др.

Во втором случае, применение принуждения становится если не единственной, то одной из основных функций государственного органа. Принуждение, являясь методом, формирующим состояние подчиненности субъекта, представляет собой властное веление или прямое действие. Государство, в лице своих органов и должностных лиц заставляет конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий, под угрозой наступления неблагоприятных последствий. В основе применения принуждения лежит совершенное, либо совершаемое субъектом правонарушение. Следовательно, и принуждение, применяемое здесь, направлено либо на пресечение (прерывание) неправомерного поведения субъекта, либо на его юридическую ответственность.

Для юридической науки наибольший интерес представляют государственные органы, осуществляющие правоприменение в охранительной сфере, так как именно они наибольшим образом стесняют права и свободы человека и гражданина. Все эти органы обладают собственной юрисдикцией. Юрисдикция – это деятельность компетентных государственных органов (административных или судебных), управомоченных на рассмотрение правовых споров и на вынесение по ним юридически обязательных решений. Органами юрисдикции являются административные или судебные органы. Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании действующего закона. Административно-юрисдикционная деятельность – это деятельность государственных органов по разрешению административных споров.

Не все юрисдикционные органы входят в систему органов государственного принуждения. Не являются таковыми судебные органы, основная задача которых – осуществление правосудия. Следовательно, систему органов государственного принуждения составляют такие органы государственной власти, в полномочиях которых предусмотрено применение принуждения для пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к юридической ответственности, а также органы обеспечивающие исполнение решений юрисдикционных органов.

Система органов государственного принуждения включает в себя государственные органы, обладающие полномочиями по применению административного, административно-процессуального, уголовного и уголовно-процессуального принуждения. Внутри системы существует распределение полномочий по применению принуждения различных видов. Например, административное и административно-процессуальное принуждение реализуют практически все указанные ниже органы; уголовное принуждение (исполнение наказания) реализуется органом, на который возложено исполнение наказания; уголовно-процессуальное принуждение – органом, осуществляющим производство по уголовному делу.

Система органов административного и административно-процессуального принуждения (гл. 23 КоАП РФ):

· Органы внутренних дел;

· Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

· Налоговые органы;

· Таможенные органы;

· Государственные инспекции труда;

· Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

· Органы, осуществляющие государственные надзор в сельском хозяйстве;

· Органы, осуществляющие государственный надзор за использованием природных объектов (воды, леса, объектов животного мира и т.д.);

· Органы, осуществляющие государственный экологический контроль;

· Органы государственного энергетического надзора;

· Органы, осуществляющие технический контроль;

· Органы государственного противопожарного надзора;

· Органы автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и др. транспорта;

· Органы государственного контроля в области информации;

· Антимонопольные органы;

· Органы государственной торговой инспекции;

· Органы государственной жилищной инспекции;

· Органы государственного архитектурно-строительного надзора и другие государственные органы (или их структурные подразделения), обеспечивающие контроль и надзор в различных сферах общественной жизни.

Как правило, каждый из административно-юрисдикционных органов обладает полномочиями как на пресечение правонарушений, так и на привлечение лица к административной ответственности. Полномочия по применению пресекательного принуждения регулируются соответствующими специальными законами РФ либо субъектов РФ (например, Федеральные Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и другие), а по применению административной ответственности – Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В качестве самостоятельного вида административной деятельности выделяют оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую специально уполномоченными органами, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».

Система органов уголовного принуждения:

· Служба судебных приставов (по имущественным взысканиям: штраф, конфискация имущества);

· Служба исполнения наказаний (обязательные работы; лишение права; исправительные работы; ограничение свободы, лишение свободы).

Основанием для применения уголовного принуждения является вступивший в силу приговор суда. Наказание, связанное с имущественными взысканиями исполняется Федеральной службой судебных приставов. Все остальные виды наказания исполняются Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.

Система органов уголовно-процессуального принуждения включает органы, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел, осуществлению предварительного расследования, рассмотрению и разрешению уголовных дел:

· органы внутренних дел;

· пограничные органы ФСБ;

· служба судебных приставов МЮ;

· таможенные органы;

· органы противопожарного надзора МЧС;

· служба наркоконтроля;

· следственный комитет при МВД РФ;

· следственный комитет при Прокуратуре РФ;

· следственный комитет ФСБ РФ;

· Прокуратура РФ.

Помимо органов административной власти, полномочиями по применению уголовно-процессуального принуждении обладает суд, при рассмотрении и разрешении уголовного дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *