Метод бухгалтерского учета

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

  • Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
  • Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
  • Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
  • Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Документирование в качестве метода бухгалтерского учета

Определение 2

Метод бухгалтерского учета – это система инструментов, основным из которых является документирование.

Определение 3

Бухгалтерскими документами могут являться письменные свидетельства, подтверждающие факты совершения хозяйственных операций, право на их совершение.

С их помощью устанавливается материальная ответственность персонала за вверенные им ценности.

Первичные документы в бухгалтерской науке должны включать несколько обязательных реквизитов:

  • наименование документа;
  • дата формирования документа;
  • наименование предприятия, которое сформировало документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • размер натурального и (или) денежного измерения хозяйственной операции с указанными единицами измерения;
  • наименование основных должностных лиц, предмет ответственности которых состоит в совершении хозяйственной операции и правильности ее оформления;
  • персональная подпись ответственных лиц.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий выполняется с помощью большого числа разнообразных операций, каждая из которых должна быть обязательно оформлена учетными документами. Они включают первичные сведения о совершаемых хозяйственных операциях или право по их совершению. Любая хозяйственная операция оформляется с помощью соответствующего документа, который должен быть правильно составлен, что придает операции юридическую силу. Документ должен включать достоверную информацию и быть оформлен своевременно.

К документам относятся и понятия «документирование», «первичный учет», «стандартизация» и «документооборот».

Определение 4

Документирование представляет собой способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций посредством бухгалтерских документов.

Ни одну операцию нельзя отражать в учете, не используя подтверждение ее через соответствующие документы. По этой причине точное и своевременное документальное оформление всех хозяйственных операций представляет собой начальную стадию бухгалтерского учета. Форма документа подлежит утверждению руководством компании по представлению лица, который отвечает за ведение бухучета. Документы формируются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, включая электронно-цифровую подпись.

Стандартизация и документооборот в бухучете

Методология бухучета, а именно документирование, включает такое средство, как стандартизация.

Определение 5

Она устанавливает одинаковые (стандартные) размеры бланков однотипных документов, позволяющие с большей эффективностью использовать бумагу при печати и уменьшающие ее отходы.

Помимо всего этого, с помощью стандартизации упрощается процесс бухгалтерской обработки документов.

Определение 6

Документооборот представляет собой путь, совершаемый документом со времени его составления и до момента сдачи в архив.

Каждая организация разрабатывает свой документооборот, который утверждает руководитель.

Замечание 1

Отметим, что отсутствие документооборота или не эффективная его организация могут привести к запущенности учета и соответствующим злоупотреблениям.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Министерства, ведомства, государственные комитеты
Налоговые инспекции по областям, городу Алматы
Финансовые управления по областям, Алматинский горфинотдел
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26.12.1995 г. N 2732 Z952732_ «О бухгалтерском учете» отнесение доходов и расходов к отчетному периоду определяется по принципу начисления: доходы и расходы принимаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени поступления их оплаты.
Если до 01.01.1996 г. принцип начисления соблюдался при учете расходов и других показателей, то для его соблюдения при учете доходов с 1 января 1996 года необходимо изменить способ определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При переходе с метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты на метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) остаток отгруженной продукции (работ, услуг), числившийся на счете 45 «Товары отгруженные», по состоянию на 1 января 1996 года подлежит включению в выручку от реализации продукции (работ, услуг). При этом по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается договорная стоимость отгруженной продукции (работ, услуг). Одновременно полная фактическая себестоимость отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или нормативная (плановая) себестоимость (при учете выпуска продукции с использованием счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)») списывается со счета 45 «Товары отгруженные» и 43 «Коммерческие расходы» в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». В соответствии с произведенными бухгалтерскими записями необходимо изменить вступительное сальдо соответствующих статей бухгалтерского баланса за 1996 год. Первый заместитель Министра Начальник Департамента методологии, организации и контроля бухгалтерского учета и отчетности О признании утратившими силу некоторых писем Министерства финансов Республики Казахстан Приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 10 октября 1997 г. N 338
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющих силу Закона, от 26 декабря 1995 года N 2732 Z952732_ «О
бухгалтерском учете» и в связи с введением с 1 января 1997 года стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности субъекта ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу следующие письма Министерства финансов Республики Казахстан:
«О порядке выдачи вексельных кредитов АБ Казкоммерцбанк по программе закупки зерна урожая 1995 года и отражения в бухгалтерском учете этих операций» от 04.08.95 г. N Ф10-4\7222;
«Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость» от 29.09.95 г. N Ф13-4\8557;
«О внесении изменений и дополнений в приложение к письму Министерства финансов Республики Казахстан от 29.09.95 г. N Ф13-4\8557 «Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость» от 23.05.96 г. N Ф10-4\3908;
«О переходе на метод начисления» от 11.03.96 г.N Ф13-4\1696;
«О сроке исковой давности» от 10.03.95 г. N Ф10-4/3558;
«Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с векселями для закупки зерна из урожая 1996 г.» от 17.07.1996 г. N 13-4/5608.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан направить копию настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан.
Вице-Министр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *