Международно-правовая ответственность. Понятие и виды

Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:

  1. санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления;
  2. реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства);
  3. репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя);
  4. сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства или исполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке);
  5. ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:

  1. репарации – представляет собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются на основе международных договоров;
  2. реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями;
  3. субституция – разновидность реституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества.

Политическая и материальная ответственность государств

Формирование института ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права (законов и обычаев войны), относится к концу XVIII в. Положения об ответственности государств становились предметом заключения двусторонних договоров после завершения военных действий государств. Так, согласно Сан-Стефанскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией по окончании русско-турецкой войны в 1878 г., Турция обязывалась выплатить России 1,140 млрд. руб. за военные издержки (содержание армии, возмещение припасов, военные заказы), убытки, причиненные южному побережью, отпускной торговле, промышленности и железным дорогам, и убытки, причиненные Кавказу вторжением, а также русским подданным. Большая часть суммы была заменена территориальными уступками со стороны Турции1См.: Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М.: Госкомиздат, 1952. С. 169-171..

Установление ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права на многостороннем уровне нашло впоследствии отражение в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. В ней быта закреплена норма, согласно которой «Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного положения (имеется в виду Положение о законах и обычаях сухопутной войны, являющееся составной частью этой же Конвенции), должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил», (ст. III).

Бурное развитие научно-технического прогресса в первой половине XX в. и, как его следствие, создание новых видов оружия и боевой техники, совершенствование военного искусства оказали решающее влияние на формирование международного гуманитарного права, включая институт ответственности государств за совершение международных преступлений.

Определенную роль в деле становления ответственности государств за нарушение норм общего международного и гуманитарного права сыграл Версальский договор 1919 г., заключенный, с одной стороны, Германией и, с другой стороны, США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и другими государствами, который фактически завершил Первую мировую войну. Версальским договором устанавливалась вина Германии и ее союзников за развязывание войны. Анализ этого документа свидетельствует о том, что он содержал положения о применении в отношении Германии санкций политического характера, о возмещении материального ущерба, об уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и обычаев войны.

Говоря о правовых основах ответственности государств за нарушение законов и обычаев войны, принятых до Второй мировой войны, следует назвать Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г. В ней отмечалось, что правительства, подписавшие Конвенцию, в случае недостаточности их военно-уголовных законов обязуются принять или предложить на утверждение своих законодательных учреждений необходимые меры для преследования во время войны отдельных случаев нарушения международных гуманитарных норм, касающихся защиты больных и раненых в действующих армиях2См.: Коровин Е.А. Международные договоры и акты нового времени. М., 1924. С. 389..

Совершенные в годы Второй мировой войны на территории СССР и других держав чудовищные злодеяния германского фашизма поставили на повестку дня вопрос об ответственности нацистской Германии за нарушение законов и обычаев войны3В СССР была учреждена Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. По данным Комиссии, прямой ущерб, причиненный гитлеровцами народному хозяйству СССР и гражданам, составил в государственных ценах 1941 г. 679 млрд. руб. (около 128 млрд. долларов), причем подавляющая часть ущерба была причинена именно государственной и колхозно-кооперативной собственности. Немецко-фашистские захватчики и их сообщники полностью или частично разрушили и сожгли на оккупированной территории СССР 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, разрушили более 30 тыс. государственных промышленных предприятий, разгромили и разграбили более 10 тыс. колхозов и совхозов. См.: Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление. М., 1980. С. 162.. Советский Союз во время войны проинформировал мировое сообщество о чудовищных преступлениях, совершенных гитлеровцами на временно оккупированных территориях в ряде нот и заявлений, которые содержали предупреждения об ответственности за совершенные деяния4См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. VI.: Госполитиздат. 1946. Т. I. С. 184-190; 195-215; 228-269..

В процессе ведения войны и после ее окончания союзными державами были приняты международно-правовые документы, предусматривающие ответственность фашистской Германии как государства-агрессора: Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства от 30 октября 1943 г., договоренности, достигнутые на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании 4-12 февраля 1945 г., Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г., Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Соединенного Королевства, США и Франции от 5 июня 1945 г., решения, принятые главами трех великих держав (СССР, США и Великобритании) на Потсдамской конференции, которая состоялась 17 июля — 2 августа 1945 г., Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г.

Анализ этих международно-правовых актов свидетельствует о том, что они составили основу политической и материальной ответственности государств, в частности Германии и ее сателлитов, за агрессию, нарушение законов и обычаев войны, а также уголовной ответственности физических лиц за совершение международных преступлений.

В послевоенный период положения об ответственности государств за нарушение норм международного гуманитарного права нашли отражение в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г. В ст. 51, 52, 131 и 148 соответственно Конвенций I-IV определено, что «ни одной Высокой Договаривающейся Стороне не будет разрешено освобождать себя или какую-либо другую Высокую Договаривающуюся Сторону от ответственности» за совершение нарушений, предусмотренных этими конвенциями». В ст. 91 Дополнительного протокола I говорится о том, что «Сторона, находящаяся в конфликте, которая нарушает положения Конвенций или настоящего Протокола, должна возместить причиненные убытки, если к тому есть основание. Она несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил».

Особенность требований этой статьи по сравнению с аналогичными положениями четырех Конвенций состоит в том, что в ней недвусмысленно и более конкретно сформулирована норма, обязывающая:

  • возмещать убытки, причиненные в период вооруженного конфликта;
  • привлекать к ответственности лиц, входящих в состав вооруженных сил, виновных в нарушении норм международного гуманитарного права.

Механизм реализации этих норм содержит более широкие обязательства сторон, гарантирующих их соблюдение. В ст. 86 сделан акцент на том, что воюющие стороны должны:

  • пресекать серьезные нарушения в период ведения военных действий;
  • принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений Конвенций и Дополнительного протокола I.

На возможность привлечения к ответственности лиц, совершивших нарушение норм международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов не международного характера, в самом общем виде указывается в Дополнительном протоколе II (ст. 6).

Сказанное позволяет прийти к выводу о том, что в международном гуманитарном праве, как и в общем международном праве сложились следующие виды ответственности государств: политическая, материальная, а также уголовная ответственность физических лиц (индивидов).

Политическая ответственность государств. В рамках политической ответственности государств выделяют наиболее типичные ее формы:

  • сатисфакции;
  • санкции;
  • репрессалии.

Сатисфакции выражаются в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству: выражение сожаления или наказание виновных, например за незначительные нарушения международного гуманитарного права. Сатисфакции в этой отрасли права встречаются сравнительно редко. В качестве примера сатисфакции можно привести принесенные Россией извинения Грузии за то, что в период вооруженного конфликта в Чечне 9 июля 1999 г. на грузинскую территорию с воздуха были ошибочно сброшены противопехотные мины.

Санкции — система мер военно-политического характера, которые представляют собою своеобразное наказание за совершение международных преступлений.

В связи с созданием Организации Объединенных Наций и вступлением в силу Устава ООН 24 октября 1945 г. полномочиями применять санкции за совершение агрессии наделен только Совет Безопасности ООН (ст. 39, 41 и 42 Устава ООН). Санкции включают принудительные меры военного и невоенного характера. К принудительным мерам военного характера относятся демонстрации, блокада и др. операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов ООН. К мерам невоенного характера относятся полный или частичный разрыв экономических отношений, прекращение железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения. а также разрыв дипломатических отношений.

Санкции в отношении нацистской Германии применялись в соответствии с Декларацией о Германии, принятой на Потсдамской конференции в 1945 г. Они включали: полный роспуск вооруженных сил Германии, а также ее союзников. Вооруженные силы Германии, включая СС, СА, СД и гестапо, а также все другие силы, имевшие оружие, были полностью разоружены, и их контингенты объявлены военнопленными. Оружие всех видов передавалось союзным командующим, отряды гражданской полиции вооружались ручным оружием, а их функции определялись представителями союзников. Подлежали полному и окончательному упразднению все вооруженные силы, военные организации и учреждения, военные училища и все другие военные и полувоенные организации Германии, «дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма».

Оккупация всей фашистской Германии союзными армиями имела целью «полное разоружение и демилитаризацию Германии и ликвидацию всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства или контроля над ней». В целях реализации указанных санкций в нацистской Германии был создан Контрольный совет из главнокомандующих вооруженными силами четырех союзных держав в Германии.

Составной частью политических санкций, примененных к фашистской Германии, было ограничение ее государственного суверенитета, центральной власти и правительства. Верховная власть в Германии переходила в руки четырех союзных держав. Она осуществлялась Союзным контрольным советом с целью уничтожить национал-социалистическую партию, распустить все нацистские учреждения, предотвратить всякую нацистскую милитаристскую деятельность или пропаганду, арестовать всех нацистских преступников и предать их суду и т.д.

В силу безоговорочной капитуляции Германии и со дня этой капитуляции дипломатические, консульские, торговые и другие отношения германского государства с другими государствами были прекращены. Какие-либо сношения с внешним миром должны были осуществляться представителями союзников.

Более свежий пример — ирако-кувейтская война. В 1990— 1991 гг. Ирак совершил агрессию против Кувейта. Советом Безопасности ООН в отношении агрессора были приняты санкции, которые проявились в принудительном частичном разоружении Ирака. В резолюции Совета Безопасности ООН от 2 марта 1991 г. № 687 содержалось требование к Ираку безоговорочно согласиться на уничтожение, изъятие или обезвреживание под международным контролем всех запасов химического и биологического оружия, включая объекты по их разработке и созданию, а также всех имеющихся ракет дальностью действия свыше 150 км. Кроме того, эта резолюция Совета Безопасности ООН подтвердила запрет на продажу Ираку любых вооружений, военных материалов и технологий их изготовления вплоть до соответствующей отмены этого запрета Советом Безопасности ООН.

Репрессалии — правомерные принудительные действия в ответ на нарушения государством или его органами норм международного права как форма ответственности допускаются в международном праве. Однако они запрещены международным гуманитарным правом в отношении физических лиц. Так, например, ст. 46 и 47 соответственно Конвенций I и II запрещают применение репрессалий в отношении раненых, больных, потерпевших кораблекрушение. Запрещается также причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий (ст. 55 Дополнительного протокола I).

Материальная ответственность государств. Она имеет две основные формы: репарации и реституции.

Репарации представляют собою возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами.

В принятом Крымской конференцией 1945 г. коммюнике содержалась договоренность руководителей трех держав, касающаяся причиненного Германией ущерба союзным странам. В нем признавалось «справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере». В решениях Берлинской конференции трех держав 1945 г. со ссылкой на решения Крымской конференции отмечалось, что «Германию нужно заставить компенсировать в возможно большей степени ущерб и страдания, которые она причинила Объединенным Нациям и за которые германский народ не может избежать ответственности».

Мирные договоры 1947 г., заключенные в Париже государствами-победителями во Второй мировой войне с каждой из пяти стран — бывших союзниц гитлеровской Германии (Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией), также предусматривали положения о возмещении союзным державам убытков, причиненных военными действиями и оккупацией. В частности, репарационные обязательства Италии в отношении Советского Союза составили 100 млн. долл. США.

Репарации с фашистской Германии составили 20 млрд. долл., из которых 10 млрд., определялось в пользу СССР (сюда входила и сумма репараций для Полыни), против понесенного ими прямого ущерба от фашистской агрессии в сумме 100 млрд. руб. Предусматривалось установление повсеместного контроля союзников над всей германской экономикой для выполнения программы индустриального разоружения и демилитаризации, выплаты репараций и разрешенным экспортом и импортом.

Германская промышленность должна была быть децентрализована в кратчайший срок с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической мощи, особенно представленной в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений. Демонтаж и вывоз крупного оборудования покрывал основную сумму репараций.

Реституция как форма материальной ответственности, также применявшаяся к фашистской Германии, проявилась в возвращении имущества в натуре (награбленного на оккупированных территориях гитлеровцами и вывезенного в Германию и государства-сателлиты). Обязанность производить реституцию относилась ко всей опознаваемой собственности. На правительства Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии возлагалась обязанность возвратить имущество в сохранности и принять на себя все расходы по рабочей силе, материалам и транспорту; оказывать содействие и предоставить все необходимые возможности для розыска и возвращения имущества. Если в отдельных случаях оказывалось невозможным провести реституцию предметов, представляющих художественную, историческую или археологическую ценность, соответствующее правительство обязывалось передать заинтересованному государству имущество того же рода и приблизительно равноценное вывезенному.

Таким образом, сам факт причинения материального ущерба в нарушение законов и обычаев войны является основанием материальной ответственности государства.

Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет оправдания.

Сократ

Власть и ответственность связаны напрямую: у кого власть, у того и ответственность. То есть, тот, кто принимает решения, тот и отвечает за последствия. В том числе и переживает вину, если в результате решения кому-то причинен ущерб.

Но власть – это штука приятная и выгодная, это и статус, и кормушка, и многое другое. А вот ответственность – это палка о двух концах. Если последствия оцениваются как хорошие, то мы на себя ответственность с удовольствием принимаем: «Да, это я герой, это благодаря мне». А если оцениваем как плохие – стараемся ответственность с себя снять: «Это произошло из-за того, что…» И сваливаем ответственность – на кого-то, на обстоятельства, нехватку времени и т.п. Потому что ответственность – это еще и способность переносить чувство вины. И если мы чувство вины переносить не умеем, то и ответственность с себя стараемся снять. То есть ведем себя безответственно.

Вот несколько примеров в таблице:

Безответственное поведение

Выражается пассивным залогом: со мной что-то делают

Ответственное поведение

Выражается активным залогом: я – действующее лицо

Меня обманули…

Я пожадничал и был невнимателен, таким образом дал себя обмануть, а потом постеснялся/побоялся устраивать разборки и отстаивать себя.

Мне помешали…

Я тянул до последнего момента и опоздал, так как в спешке забыл некоторые обстоятельства…

Или:

Я не очень-то хотел это делать, поэтому решил саботировать и не прилагать должных усилий.

У меня не получилось

Я взялся за дело, в котором некомпетентен.

Или:

Я не приложил достаточно усилий

Из таблицы видно, что быть ответственным – далеко не всегда приятная штука. Намного приятнее сказать «у меня не получилось», чем «я не приложил усилий» или «я взялся не за свое дело».

У кого власть, у того и ответственность, и чувство вины (если что).

Чувство вины – это штука неприятная, хочется с себя вину снять, как-то от нее избавиться: «Я не виноват!» И мы даже можем у себя в голове этот финт сделать, достаточно всего лишь начать разговаривать в пассивном залоге (см. таблицу). Не получилось, не срослось, не смоглось, оторвалось, сломалось… короче говоря, «виноват лось».

Проблема в том, что вместе с виной и ответственностью мы теряем и власть, контроль над ситуацией. Если я тут ни при чем, то и повлиять ни на что не могу.

Сравните:

Безответственное поведение

Ничего невозможно сделать

Ответственное поведение

Сразу понятно, как быть дальше

Меня обманули…

Ничего не поделаешь, люди – они такие… Я тут ни при чем. Сделать ничего не могу.

Я пожадничал и был невнимателен, таким образом дал себя обмануть, а потом постеснялся/побоялся устраивать разборки и отстаивать себя.

Понятно, что делать: лечить жадность, быть внимательнее, учиться себя отстаивать.

Мне помешали…

Я тут ни при чем, сделать ничего не могу, мне помешали.

Я тянул до последнего момента и опоздал, так как в спешке забыл некоторые обстоятельства…

Я не очень-то хотел это делать, поэтому решил саботировать и не прилагать должных усилий.

Учиться замечать свой саботаж, а важное записывать. Брать на себя только те обязательства, которые могу выполнить. Учиться отказывать.

У меня не получилось

Я ни при чем, оно САМО не получилось, ничего не могу сделать

Я взялся за дело, в котором некомпетентен

Браться за дела, в которых компетентен

Я не приложил достаточно усилий
Не готов прикладывать усилия – не берись, взялся – делай

Тот, кто сбегает от ответственности, мгновенно теряет власть над ситуацией.

Приведу несколько распространенных примеров.

Пример 1

– Ты меня раздражаешь! Ты меня обидел!

Одна из самых распространенных фраз на консультациях. Этой фразой мы приписываем вину партнеру за свое собственное раздражение/обиду. Мы назначаем партнера ответственным за свои чувства. Как будто партнер нашими чувствами управляет, а мы – как будто нет. С этого момента управлять своими чувствами невозможно, ведь мы тут ни при чем, это ОН нас раздражает/обидел.

Ответственно было бы сказать «я раздражаюсь/обижаюсь на тебя». Но это неудобно. Ведь тогда получится, что я мог бы и не раздражаться/не обижаться. И что мои чувства – вообще-то моя проблема и партнер не должен ее решать. Намного удобнее обвинить партнера и заставить его делать по-моему. Именно поэтому люди так сильно раздражаются на фразу «ты меня обидел».

Ответственное поведение непривычно и неудобно, но только оно помогает рулить своей жизнью.

Пример 2

– Нас обошли конкуренты.

А где мы в этой фразе? Мы в пассивном залоге. Мы – не действующее лицо, наоборот, с нами что-то сделали. А мы как бы ни при чем.

Хорошие вопросы в такой ситуации: а мы что для этого сделали? где мы совершили ошибку? что мы должны делать по-другому? Намного ответственней было бы сказать:

– Мы сработали неэффективно. Наша компания не умеет то-то. Нам важно учиться тому-то. Совершить изменения такие-то. Для этого предлагаю…

Ответственное поведение помогает мгновенно понять, что делать и куда двигаться

Как видите, люди, которые не справляются с чувством вины, не могут рулить своей жизнью и привносить в нее позитивные изменения. В их жизни возникает застой, потому что они неспособны замечать свое несовершенство, а значит – неспособны и управлять своей жизнью. Задача взрослого человека – учиться переносить чувство вины, а не бежать от него. Уметь замечать свои ошибки, понимать, что сделал не так, чтобы вносить изменения в жизнь и действовать по-новому. Именно умение замечать свое несовершенство дает нам власть над собой.

Закончить хочу диалогом ответственной девочки Маши (3 года) и безответственной бабушки.

Маша: Я сломала игрушку.

Бабушка: Ага, игрушка сломалась…

Маша: Это я сломала!

Бабушка: Да-да, я и говорю, игрушка сломалась.

Маша (твердо и с нескрываемым удовольствием): Нет! Не сломалась! Это! Я! Сломала!

Хорошего дня! :))

Александр Мусихин
психолог, психотерапевт

Обязательным компонентом современного менеджмента является власть, умелое использование которой является важной предпосылкой достижения поставленных целей в любой деятельности. Никколо Маккиавели назвал власть и манипулирование ею рычагами управления державою.
Профессор И.С. Завадский дает такое определение влади.
Власть (англ. Authority) — это возможность менеджера (или группы менеджеров) распоряжаться ресурсами, влиять на действия и поведение людей, с помощью определенных средств — воли, авторитета, права, насилия (родительского, государственного, экономического и др..). Можно говорить о прямую власть, направленная на то, чтобы решать (повышение, поощрения и др..) И обратную власть, которая направлена ​​на то, чтобы сдерживать (власть запреты) .
В более широком смысле, власть — это форма социальных отношений, которая проявляется в способности влиять на характер и направление деятельности людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета традиций, обычаев, обрядов и ин.
Власть основывается на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Субординация устанавливается в соответствии с действующей структуры управления. Немаловажным является также учет личных качеств и уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистив.
Для реализации властных отношений требуется определенный уровень бюрократизации системы управления, т.е. необходимые правила и нормы, которые закрепляются в различных организационно-правовых актах, учитывая уставы, положения, стандарты, инструкции тощо.
Кроме места в иерархии база власти включает:
условия — выполнение роли и полномочия;
контроль за ресурсами, информация;
собственность или порученное собственность;
харизматическое руководство — традиции «от Бога»;
предоставление полномочий вышестоящими;
факторы, связанные с подчиненными, — ожидания, желания и потребности;
оценки, условия контрактов;
обусловленность генетическими наклонностями — принятие авторитарной или демократической дисциплины;
освита.
В процессе функционирования системы менеджмента возникают проблемы власти, обусловлены силами, действующими на менеджера, на подчиненных и на ситуацию.
A. Силы, действующие на менеджера: 1) собственные ценности менеджера, обу
сказанные самим обществом, 2) власть ограничивается затратами и льготами,
предоставляемых, 3) принятие власти включает и ответственность, но все ме
неджеры хотят иметь какие-либо обязанности.
Б. Силы, действующие на подчиненных: 1) некоторые из них (подчиненных) могут расходиться с обществом по идеологическим соображениям, 2) подчиненные подчиняются власти менеджеров через свои интересы, которые зависят от мотивации, 3) люди воспринимают власть других только до какой какие-либо границы, 4) власть может применяться просто потому, что некоторые аспекты ситуации кажутся неосуществимыми, или точно не оценены, 5) власть может применяться из-за того, что подчиненные недостаточно сильны, чтобы изменить становище.
B. Силы, действующие на ситуацию: 1) власть может применяться в период
долговременных исторических конфликтов, 2) экономические условия, особенно пер
перспектив занятости, могут сделать применение власти более-менее спо
кийним.
Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, используется и увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей сили.
Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта, с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решения конкретных задач.
Ответственность также означает и обязательства отвечать за свои действия и поступки, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за свою деятельность (бездействие), но и за поступки и проступки пидлеглих.
Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, отражающих общественную необхиднисть.
Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате определения социальных ценностей, норм и правил.
Управление должно строиться таким образом, чтобы была всегда высокой ответственность руководителя и коллектива за успех или неудачу пидприемства.
И.С. Завадский рассматривает ответственность в двух аспектах: как ответственность за прошлое (ретроспективный аспект) и ответственность за будущее поведение людей (перспективный аспект). Если в первом случае ответственность имеет организационно-правовое регламентирование, то в основе ответственности за будущее лежат внутренние регуляторы поведения человека, самоконтроль, чувство долга и обязательства
В практике управления предприятиями находит более широкое применение моральная, дисциплинарная, а иногда административная и уголовная ответственность. В то же время сравнительно редко имеют место эквивалентно-возмездной отношения, когда должностное лицо своей деятельностью (бездеятельностью) влечет имущественные потери для пидприемства.
Ответственность в менеджменте должна определяться конечными показателями, наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой и маркетинговой деятельности пидприемств.
В сфере менеджмента ответственность непосредственно связана с полномочиями, которые выступают обязательным условием эффективной работы персонала управлиння.
Полномочия — это должностные (служебные) права и возможности менеджера принимать решения, влияющие на действия подчиненных. Полномочия делятся на линейные (управление производством, продажей, а во многих случаях — финансами, в основе которых лежит скалярный принцип — прямое и непосредственное подчинение) и штабные (функциональные, консультативные) полномочия, которые помогают линейным менеджерам в достижении поставленных целей: управление закупками, учетом, персоналом, контроль.
Эффективный менеджмент достигается при условии, когда устанавливается определенный баланс между обязанностями, полномочиями и ответственностью. Каждый руководитель и специалист должен наделяться достаточными полномочиями, чтобы успешно выполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями или распорядительным актом непосредственного руководителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *