Михайловский дворец – главное здание Русского музея в Санкт-Петербурге

Одним из самых известных и посещаемых туристами дворцов Санкт-Петербурга, по праву можно считать Михайловский дворец. Грандиозное здание в стиле высокого классицизма находится в самом центре Северной столицы, на Итальянской улице у площади Искусств. Творение знаменитого архитектора Карла Росси привлекает внимание своими масштабами, правильной планировкой здания и прилегающей территории.

Уже многие годы Михайловский дворец является главным зданием Русского музея, здесь хранятся и экспонируются тысячи предметов искусства. Постоянные выставки совмещаются во дворце с временными проектами — экспозициями и концертами.

Выставки, экспозиции и другие события Русского музея в Михайловском дворце Вид на дворец и Михайловский сад, ©Andrew Shiva

Михайловский дворец: история, архитектор

Решение о строительстве дворца для своего младшего сына Михаила Павловича, император Павел I принял в 1798 году, после рождения юного князя. Для создания резиденции был организован фонд, однако, гибель Павла Петровича в 1801 году надолго отложила реализацию этого плана.

Взошедший на престол старший сын императора — Александр I — решил исполнить волю отца. Таким образом, строительство Михайловского дворца началась лишь в 1819 году. Разработка проекта стартовала на два года раньше, для сооружения долго выбирали территорию. Изначально планировалось перестроить уже существующее здание — Воронцовский дворец или дом графа Чернышева, но потом, Карл Росси выбрал для возведения нового дворца пустырь. Незастроенная территория позволяла создать не просто новое здание, а целый архитектурный ансамбль, с площадью и парком.

Панорама дворца из Михайловского сада:

Строительство Михайловского дворца завершилось в 1825 году. Тогда же был создан и прилегающий Михайловский сад, над ним трудился другой архитектор — Адам Адамович Менелас. После торжественного открытия и освящения ансамбль передали брату императора Михаилу.

Русский музей в Михайловском дворце организовали в 1895 году по указу императора Николая II, после того как внуки Михаила Павловича передали здание в казну.

Дворец на панораме (главный фасад):

Значение Дворца в современном мире

История возникновения дворца начинается с рождения 10-го сына Павла I — Михаила в 1798 г. (отсюда и название – Михайловский). Как только маленький Михаил Павлович появился на свет, отец сразу принял решение о строительстве богатых хором для наследника. Деньги на строительство дворца начали откладывать сразу.

Однако, Царь так и не дождался начала возведения постройки, так как был убит. И только через 20 лет после смерти отца, старший сын Александр I приказал начать взведение здания. Для строительства был приглашен известный зодчий Карл Росси, который стал реализовывать планы династии Романовых в жизнь. Помогали ему известные скульпторы и художники.

Местом для возведения дворца была выбрана огромная пустая площадь, расположенная практически в центре Санкт-Петербурга. Достроилось здание в 1823 г., после чего еще в течение 2-х лет велись отделочные работы. Официальное открытие состоялось в конце августа 1825 г.

Михайловский дворец сейчас является не только основной частью Российского государственного музея в Санкт-Петербурге, но и располагается среди других, не менее величественных исторических достопримечательностей.

Владельцы Михайловского Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге повидал немало владельцев и поколений.

Великий князь Михаил Павлович

Царь Михаил Павлович не стал затягивать с переездом и въехал в свои покои через день после открытия – 1-го сентября 1825 г. Время, когда в здании проживал Михаил со своей семьей, прославило дворец на всю Россию как центр столичной культуры. В залах дворца постоянно проводились балы и приемы, концерты и выступления. Дворец посещали известные деятели искусства и литераторы.

Великая княгиня Елена Павловна

После смерти Михаила в 1849 г. на смену бурного времяпровождения пришла более утонченная атмосфера жизни вместе с княгиней Еленой Павловной. Во дворце также собирались различные деятели культуры, ученые и политики.

Благодаря частым музыкальным вечерам здесь зародилось Российское музыкальное сообщество, а позже — первая Консерватория России. На этом расцвет здания закончился. Следующие владельцы довели дворец до увядающего состояния.

Великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая

Екатерина Михайловна поселилась в Михайловском дворце еще до смерти матери. Сразу после проведения бракосочетания между Екатериной и герцогом Георг Август Эрнест Адольф Карл Людвиг Мекленбург-Стрелицким в 1851 г. молодые въехали в здание.

Будучи в замужестве Екатерина Михайловна стала отдаляться от мужа и переехала в Манежный флигель, который ей оборудовали в апартаменты с 8-ю комнатами. Екатерина скончалась в 1894 г. завещав дом своим детям.

Дети княгини

Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич, Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская.

Для Георгия, Михаила и Елены было отведено 4 комнаты в южном крыле на 1-ом этаже. Позже для Георгия и его невесты во Фрейлинском флигеле была оборудована квартира на 18 комнат. Затем некоторые комнаты переконструировали для Елены Георгиевны и ее мужа Альберта.

Начиная с 1894 г. здание стало терять прежнюю изысканность и презентабельный вид. Некоторая мебель и украшения были вывезены за его пределы. Напольные покрытия и рамы окон стали разрушаться. Чтобы окупить содержание дворца, комнаты были сданы в аренду.

Русский Музей Императора Александра III

Ввиду появившихся обстоятельств, действующий на то время Царь Александр III принял решение выкупить дворец в распоряжение государства. Он хотел обустроить в месте Ксениинский институт, но не успел.

Окончательно выкупил дворец уже Царь Николай II за 4 млн. руб. Прежним владельцам было разрешено забрать с собой памятные вещи и предметы убранства из дворца. В результате из дома было вынесено все что возможно, начиная с элементов декора и заканчивая люстрами и дверями.

Когда и зачем учредили музей

Создать в стенах дворца музей в честь Александра III, предложил министр финансов С.Ю. Витте. Николаю II идея понравилась, и 13 апреля 1895 было утверждено возведение музея на всей территории Михайловского дворца.

На решение главным образом повлияло то, что в Эрмитаже для исторических экспонатов России было отведено только 1 помещение. Потребовалось организовать для работ русских художников и скульпторов отдельное здание. Первым управляющим музея стал князь Георгий Михайлович.

Перестройка Дворца по проекту В. Свиньина

Взялся за реконструкцию дворца архитектор В. Свиньин. При нем была реконструирована большая часть здания, снесен восточный корпус и манеж. От архитектуры Росси практически ничего не осталось.

Украшения и предметы декора были безжалостно уничтожены или просто выброшены на улицу. От прежнего интерьера остался только Белый зал и Парадная лестница. Торжественное открытие музея произошло 7 марта 1898 г.

Корпус Бенуа

С 1910 по 1914 гг. коллекция экспонатов сильно возросла, поэтому было принято решение построить новый корпус со стороны канала Грибоедова. Проектировал строительство архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Работы начались 27 июня 1914 г., однако были приостановлены из-за Первой мировой войны.

Сразу после окончания боевых действий здание было построено и стало называться «Корпус Бенуа». Во время Второй мировой войны корпус также значительно пострадал и был отремонтирован уже 1963 г. В это же время корпус соединили с центральным зданием. Изначально здесь предполагалось выставлять специальную экспозицию Академии художеств.

Работы художников, представленные в музее

Русский музей является одним из самых крупнейших собраний художественных произведений искусства.

Здесь представлены работы:

  • более 5000 икон, в том числе А. Рублева;
  • картины в портретном жанре времен Петра 1;
  • скульптуры Бартоломео Карло Растрелли, Феодосия Щедрина и Федота Шубина;
  • исторического жанра А. Лосенко
  • около 100 картин и 20 рисунков К. Малевича;
  • портретиста Д. Левицкого;
  • исторического живописца Карла Брюллова;
  • пейзажи С. Щедрина и М. Лебедева;
  • творчества П. Федотова;
  • лирические пейзажи А. Саврасова;
  • полотна в стиле «неогрек»;
  • пленэрная живопись Ф. Васильева;
  • картины В. Перова;
  • портреты И. Красмского;
  • пейзажи И. Шишкина;
  • художника-баталиста В. Верещагина;
  • художника-передвижника В. Поленова;
  • творчество И. Репина;
  • коллекция произведений В. Сурикова;
  • В. Васнецова;
  • целые циклы картин крестьянина и крестьянки;
  • композиции М. Врубеля, самые популярные из них: «Богатырь», «Летящий демон» и «Шестикрылый серафим»;
  • серии картин Н. Рериха, посвященные Древней Руси;
  • картины творческого объединения художников «Мир искусства», в которое входили: А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов и М. Добужинский;
  • портреты В. Серова;
  • иконописца В. Васнецова;
  • аскетические натюрморты, портреты и бытовые композиции К. Петрова-Водкина;
  • картины Б. Григорьева;
  • художников 1920-1930 гг.

Есть также множество залов, посвященных творчеству Древней Руси.

Архитектура Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге привлекает многих туристов как самый яркий представитель ампирского архитектурного стиля. Постройка представляет собой двухэтажное здание с двумя боковыми флигелями, связанными с основным зданием большой металлической изгородью с несколькими воротами.

Главный фасад

Главный фасад здания изумляет изысканностью и утонченностью декоративного убранства. Его украшают разнообразные рельефы, самый масштабный из которых расположен в тимпане треугольного фронтона, и венчает колоннаду. Другие, поменьше, находятся над окнами дворца и на фризе колоннады.

Между окнами 2-го этажа установлены коринфские полуколонны. Фасад украшен не только рельефами и колоннами, но и разнообразными скульптурами голов львов или военной атрибутики.

Русты

Первый этаж здания украшен рустами – камни оригинальной фактуры, тщательно подогнанные друг к другу. Они придают Михайловскому дворцу неповторимость и уникальность.

Колонны

Над аркадой 1-го этажа находится 8 колонн коринфского ордера, украшенные лепниной и увенчанные сверху огромным фронтоном.

Фронтоны

Главный фронтон расположен на колоннах имеет треугольную форму. Украшен он скульптурой из белого камня – фигурами богинь победы, прославляющие воинскую славу России.

Барельефы

Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы дворца украшена 44 барельефами в ампирском стиле, известного скульптора Демут-Малиновского.

Каменные львы

Ко входу во дворец ведет масштабная лестница, украшенная белыми каменными львами, скопированными со скульптур Лоджии Ланце во Флоренции. Величественные хищники обращены боком к центру и держат под лапами каменные шары, символизирующими солнце.

Согласно другим версиям историков шары помогали хищникам не спать всю ночь, удерживая скатывающийся шар, тем самым круглосуточно охранять территорию.

Садовый фасад

Задний фасад, выходящий на Михайловский сад, увенчан 12 колоннами, образующими большую лоджию. Он также украшен скульптурами, с фамильными вензелями, символизирующими царскую власть.

Лоджия

Лоджия была сделана для прогулок в дождливую погоду. Из нее открывается прекрасный вид на Михайловский сад.

Вензеля

Декоративна стенка над карнизом лоджии украшена вензелем великого князя Михаила, увенчанного короной. По бокам щита расположены фигуры женщин, а по сторонам от них находится воинская символика.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.

Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.

Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Планировка и интерьеры дворца

Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.

Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.

Залы Михайловского дворца:

Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.

После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.

Сегодня посетителям Михайловского дворца доступны для осмотра 39 экспозиционных залов, а также Главный Вестибюль, Парадная лестница и Галерея второго этажа дворца, украшенные многообразными элементами, основой для создания которых послужило русское оружие. Повсюду можно увидеть изображения военной атрибутики, щитов и мечей, российского герба и других символов государственной и военной силы страны.

© Juliette17

В залах выставляются коллекции Русского музея Санкт-Петербурга — иконопись, живопись, графика, скульптура, мебель, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, оружие и другие экспонаты.

Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.

© Ludushka

Михайловский дворец Санкт-Петербурга: режим работы, цены

Посетить Михайловский дворец можно в любой день, кроме вторника. В четверг с 13:00, в другие дни с 10:00 до 20:00. Кассы работают до 19:30.

Осмотр возможен только в составе экскурсионной группы, для индивидуальных посетителей по воскресеньям организуется «Экскурсия выходного дня». Сбор группы возле кассы в 13:00 и в 15:00.

Цена билета: взрослые — 450 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 200 руб.

Заказ экскурсий по Михайловскому дворцу осуществляется по телефону +7 (812) 314-34-48, узнать о льготах и задать другие вопросы по телефону +7 (812) 595-42-48.

© Ludushka

Экскурсии

Русский музей представляет собой огромный комплекс, который не только посещается туристами, но и является центром реставрации и хранения экспонатов, а также организацией, управляющей всеми музеями страны.

Основная часть экспонатов, которых насчитывается в районе 400 тыс., храниться в самом дворце и корпусе Бенуа. Информацию о проводимых мероприятиях на территории можно узнать на справочных стендах музея.

Билеты и время работы

Корпус Бенуа и Михайловский дворец можно посещать каждый день, помимо вторника. При этом в понедельник — с 10.00 до 20.00, в четверг – с 13.00 до 21.00, а в остальные дни – с 10.00 до 18.00. Нужно обратить внимание, что билетные кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия.

Если планируется посетить не только дворец, но и Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы или Домик Петра I, необходимо свериться с их временем работы, так как оно немного отличается. Филиалы открыты каждый день недели, исключая вторник. В четверг посещение разрешено с 13.00 до 21.00, а в другие дни с 10.00 до 18.00. Летний дворец Петра I на зимнее время закрывается.

Летний сад работает все месяца в году, кроме апреля – его закрывают на просушку, а также во все дни недели, помимо вторника — когда проводятся профилактические работы по уходу за территорией. С начала мая по конец сентября сад работает с 10.00 до 22.00, с начала октября по конец марта – с 10.00 до 20.00.

Михайловский сад работает ежедневно и закрывается на обработку только на весь апрель. Посещать место можно с начала мая по конец сентября с 10.00 до 22.00, с начала октября по конец марта – с 10.00 до 20.00. Входить в сады можно максимум за 30 минут до закрытия музея.

Цена устанавливается в зависимости от возраста посетителей:

Корпус музея Цены билетов для туристов с паспортом РФ, Белоруссии или иностранцев официально проживающих в России Цены билетов для иностранных туристов
Михайловский дворец, Корпус Бенуа От 170 руб. до 350 руб. От 200 руб. до 450 руб.
Один из филиалов От 130 руб. до 250 руб. От 170 руб. до 350 руб.
Домик Петра I От 100 руб. до 200 руб. От 130 руб. до 250 руб.
Летний дворец Петра I От 200 руб. до 50 руб. От 200 руб. до 350 руб.
Экскурсия в Мемориальный музей Константина Романова 450 руб. 600 руб.
Общий билет на посещение Михайловского дворца, корпуса Бенуа + любой из филиалов в течение 1 дня От 250 руб. до 500 руб. От 300 руб. до 650 руб.
Общий билет на посещение Михайловского дворца, корпуса Бенуа и всех филиалов в течение 3-х дней От 330 руб. до 650 руб. От 450 руб. до 900 руб.
Билет в Михайловский дворец и корпус Бенуа на 6 или 12 посещений в течение 1 года От 1500 руб. до

2700 руб.

Билет на 6 или 12 посещений филиалов в течение 1 года От 1000 руб. до 1800 руб.
Съемка непрофессиональной техникой на территории Летнего сада с использованием только штатива 500 руб.
Съемка свадеб или других торжеств во дворце или в одном из филиалов (при соблюдении определенных условий) 5 000 руб.

Правила посещения

Вход в музей разрешен всем, у кого на руках имеется бумажный или электронный билет, экскурсионная путевка или пропуск (для работников и обучающихся). Экскурсии проводятся только работниками для коллективов, включающих не более 25-30 человек.

Также запрещено:

  • входить в музей в верхней одежде, за исключением некоторых зданий;
  • находиться в нетрезвом виде;
  • нарушать общественный порядок;
  • вносить на территорию большие рюкзаки, чемоданы или дорожные сумки;
  • приносить огнестрельное или холодное оружие и их муляжи;
  • входить с острыми или бьющимися предметами, сильнопачкающими вещами или ядовитыми веществами;
  • приходить с животными или птицами;
  • бросать маленьких детей одних;
  • заходить на запрещенную территорию;
  • касаться предметов выставки или деталей интерьера;
  • есть и пить (разрешено только в кафе или буфете);
  • срисовывать картины;
  • проводить молебны возле экспонатов.

Что касается фотосъемки и записи видео, процедура разрешена, но только при соблюдении следующих условий:

  • фотографировать временные выставки только непрофессиональной техникой;
  • на постоянных выставках нельзя использовать вспомогательные средства и освещение (штатив, вспышки, монопод для селфи).

Можно фотографировать и снимать видео в местах основных экспозиций без вспомогательной техники, а на временных выставках- только камерой смартфона.

Как добраться

Михайловский дворец располагается в Центральном районе города.

Доехать до достопримечательности можно:

  • на трамвае №2 и №4 остановка «Инженерная»;
  • автобусом №49 остановка «Инженерная»;
  • маршрутном такси: №212 – остановка «Инженерная», №107 и №289 – остановка «Площадь искусств»;
  • на метро до станций «Гостиный двор» или «Невский проспект».

Как добраться

Михайловский дворец с садом находятся в самом туристическом месте Санкт-Петербурга, между набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки, Садовой и Инженерной улицами. Его окружают известные достопримечательности — Спас-на-Крови, Корпус Бенуа, Михайловский театр, Большой зал филармонии, Михайловский замок, Российский этнографический музей, Марсово поле и Инженерный сквер.

Добраться до Михайловского дворца не составит труда, ведь от главной туристической улицы — Невского проспекта — до него всего 500 метров. На нем есть две станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». От первой станции пройдите по набережной канала Грибоедова, от второй — по Садовой улице.

До остановки «Площадь Искусств» курсируют маршрутки № К-107, К-289.

У перекрестка Садовой и Итальянской улиц останавливаются трамваи № 3 (ост. «Итальянская улица»), автобусы № 2 М, 49 и маршрутки № К-212 (ост. «Инженерная улица»).

Туристы чаще предпочитают гулять по Невскому проспекту и историческому центру пешком. Но если вы добираетесь из отдаленных районов, то имеет смысл рассмотреть вариант с такси. Сделать заказ помогут приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim, которые очень популярны в Санкт-Петербурге.

Михайловский дворец: видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *