Налоговое обязательство

И.А. ЦИНДЕЛИАНИ
Цинделиани И.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия.
В условиях бурного развития финансового законодательства России остро стоит вопрос формирования фундаментальных положений новых финансово-правовых категорий, выработанных наукой, в частности категории «налоговое обязательство».
Налоговое право России находится в стадии формирования своих фундаментальных положений, что обусловливает необходимость проведения научного анализа всего массива действующего законодательства и выработки научно обоснованных позиций по важнейшим ее институтам.
Одним из важнейших институтов налогового права России является институт налогового обязательства. В финансово-правовой науке налоговые правоотношения рассматриваются как обязательственные правоотношения . Однако необходимость выработки фундаментальных научных подходов к указанному институту обусловливает необходимость проведения анализа научных мнений и действующего налогового законодательства России, учитывая при этом, что институт обязательства является традиционным институтом гражданского права. Важнейшим, по нашему мнению, является выработка подходов, связанных с допустимостью использования категории «обязательства» в налоговом праве и дальнейшего его использования при совершенствовании финансового (налогового) законодательства России.
———————————
Запольский С.В. Правовые проблемы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (финансово-правовой аспект). Автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 1989. С. 21 — 22; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Изд. Норма, 2001. С. 271 — 283; Винницкий Д.В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права // Законодательство. 2003. N 7. С. 22 — 32; Налоговое право: Учебник / Под. ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 147 — 148; Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. Алматы, 2001. С. 78 — 155.
Следует провести анализ уже высказанных ранее научных позиций ряда ведущих ученых, которые внесли весомый вклад в разработку указанной проблемы.
Впервые на обязательственный характер отношений, складывающихся в финансовом праве, указал профессор С.В. Запольский , который рассматривал вопросы финансовых обязательств в контексте Закона СССР «О предприятиях», в котором обязательства перед бюджетом приравнивались к гражданско-правовым обязательствам. Следует отметить, что уже в наше время в практике Конституционного Суда РФ можно встретить ссылку на наличие финансово-правовых обязательств (обязанностей) .
———————————
Запольский С.В. Правовые проблемы самофинансирования предприятий в условиях полного хозяйственного расчета (финансово-правовой аспект). Автореф. дис… докт. юрид. наук. М., 1989. С. 21 — 22.
Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5290.
М.В. Карасева, рассматривая категорию «налоговое обязательство», пришла к выводу, что налоговые правоотношения являются обязательственными, что обусловлено изменениями структуры собственности и потребностями экономического оборота. Главным доказательством возможности существования категории «налоговое обязательство» наряду с гражданско-правовым обязательством является их общая экономическая основа, определяющая юридические признаки. Экономическая функция налогового обязательства состоит в опосредованном распределении имущества, созданного в процессе обмена.
В основе вышеуказанных категорий лежат единые экономические общности. Налоговое обязательство носит имущественный характер, в котором проявляется его экономическая сущность, поскольку оно связано с передачей собственности в денежной форме. Налоговое обязательство носит также относительный характер, поскольку может быть осуществлено только адресно. В налоговом обязательстве правоотношения являются активного типа, в которых стороны обязательственного правоотношения строго определены и носят целенаправленный характер. М.В. Карасева приходит к выводу о том, что «налоговое обязательство» отвечает всем признакам понятия «обязательство», разработанного цивилистикой .
———————————
Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Изд. Норма, 2001. С. 271 — 283.
При этом она же указывает на то, что категория «налоговое обязательство» имеет отличительные от гражданско-правового обязательства признаки.
Прежде всего налоговое обязательство является обязательством с положительным характером, в котором предусматривается только обязанность должника совершить определенные действия, и носит односторонний характер. В рассматриваемом обязательстве субъективное право требования кредитора является властным велением, в котором принятие исполнения по обязательству является обязанностью государства в лице налогового органа. В налоговом обязательстве допускается множественность лиц только на стороне должника, а перемена лица в обязательстве допускается только в отношении должника, также невозможен и перевод долга. При этом отмечается родовой характер понятия «налоговое обязательство», на основе которого могут быть выделены его виды.
Классификация налоговых обязательств прежде всего может осуществляться по видам налогов. Данную позицию разделяют и другие авторы .
———————————
Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 147 — 148.
Особо следует отметить позицию Д.В. Винницкого, который рассматривает налоговое право России как самостоятельную отрасль права. Рассматривая систему российского налогового права, он выделяет целую подотрасль — налоговое обязательственное право , которое является ядром отрасли. Предметом указанной подотрасли являются относительные организационно-имущественные отношения активного типа, обеспеченные имущественными санкциями, складывающиеся между публично-территориальными образованиями (фиском) и налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сборов, банков), т.е. фискальными должниками. В целом предметом его являются обязательства, вытекающие из налогового закона, особые публичные обязательства. По своей структуре налоговое обязательственное право подразделяется на Общую и Особенную части. В рамках налогового обязательства Д.В. Винницкий выделяет три основных структурных типа отношений:
———————————
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.
1) обязательство «налогоплательщик — фиск»;
2) обязательство «налогоплательщик — налоговый агент — фиск»;
3) обязательство «банк — фиск».
Помимо основных отношений Д.В. Винницким выделяются и производные налоговые обязательства:
1) охранительные налоговые обязательства;
2) налоговые обязательства с измененным сроком исполнения;
3) договорно-обеспечительные налоговые обязательства;
4) возвратно-зачетные налоговые обязательства .
———————————
Там же. С. 301 — 305.
Особо следует отметить проведенный Д.В. Винницким анализ иностранного законодательства и налогово-правовой доктрины по проблеме налогового обязательства , в котором налоговое обязательство признается юридически независимым от модели гражданско-правового обязательства.
———————————
Винницкий Д.В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права // Законодательство. 2003. N 7. С. 22 — 32.
Не менее интересное мнение высказал в своей работе, посвященной проблемам теории налогового обязательства, Е.В. Порохов . Рассматривая особенности налоговых обязательств, указанный автор выделяет следующие признаки налогового обязательства:
———————————
Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. Алматы, 2001. С. 78 — 155.
— обязательство носит денежный характер, поскольку возникает и существует по поводу денег, причитающихся государству от налогов;
— правомочным лицом в налоговом обязательстве всегда выступает государство, и государству в данном обязательстве всегда противостоят конкретные обязанные лица — субъекты налога и иные обязанные лица;
— налоговое обязательство всегда характеризуется совершением обязанными лицами активных действий;
— налоговое обязательство всегда носит односторонний характер, поскольку субъект налога несет только обязанность совершения активных действий и не имеет права требовать от государства совершения активных действий, а государство вправе требовать от субъекта налога совершения в свою пользу активных действий;
— налоговое обязательство является публично-правовым, поскольку отсутствует частный интерес, а необходимость существования обязательства продиктована необходимостью удовлетворения публичных интересов;
— налоговое обязательство является срочным и периодически возникающим обязательством .
———————————
Порохов Е.В. Указ. соч. С. 82 — 85.
При этом автором вводится понятие состава налогового обязательства, в которое входят: субъекты налогового обязательства, объект налогового обязательства и содержание налогового обязательства.
Термин «налоговое обязательство» не является чисто теоретическим умозаключением, он используется в действующем финансовом законодательстве России и судебной практике. Однако в действующем законодательстве не раскрываются содержание понятия «налоговое обязательство» и его существенные элементы. Определенная попытка раскрыть понятие «налоговое обязательство» предпринята в ряде постановлений и определений Конституционного Суда РФ .
———————————
Статья 72, п. 2 ст. 289 Налогового кодекса РФ, ст. 69 Бюджетного кодекса РФ.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197; Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О «По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление N 7″ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 2003. N 1; Определение Конституционного Суда РФ от 10 января 2002 г. N 5-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Спецремстройнефть» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 257-О «По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «Ланта-Банк» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 2002. N 3; Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий «Арктикморнефтегазразведка» и «123 Авиационный ремонтный завод», открытых акционерных обществ «Горно-металлургический комбинат «Печенганикель», «Салаватнефтеоргсинтез» и «Таймырэнерго» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 1998 г. «По жалобе ТОО «Агроинвест-КБМ» на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 1999. N 2.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П отмечено, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Однако, как справедливо отмечает Д.В. Винницкий, указанное Определение суда не дало ответа, чем отличается налоговое обязательство от налоговой обязанности. В Определении Конституционного Суда РФ от 10 января 2002 г. N 5-О уже говорится, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом. В Определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 1998 г. уже констатируется, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. Однако ни одно из вынесенных Конституционным Судом РФ постановлений или определений не предоставило правоприменителю возможности раскрыть содержания налогового обязательства в полной мере, несмотря на то что данный термин используется законодателем в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ).
Конституционный Суд РФ, по сути, выделяет два самостоятельных понятия: налоговое обязательство и конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов. Основанием для этого выделения, по мнению Г.А. Гаджиева, явилось то, что конституционное обязательство по уплате налогов — многостадийный процесс, в котором помимо налогоплательщика участвуют и другие субъекты (банки и государственные органы) .
———————————
Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ). М.: Юристъ, 2002. С. 257 — 258.
По мнению Г.А. Гаджиева, «использование в налоговом (финансовом) законодательстве цивилистического понятия «обязательство» означает, что последнее приобретает межотраслевой характер» .
———————————
Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 257.
Весьма характерно, что категория «налоговое обязательство» в налоговом законодательстве стран СНГ получила широкое применение.
В качестве примера можно привести Налоговый кодекс Республики Казахстан (в ред. 16 мая 2003 г.) (далее — НК РК). .
———————————
Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. NN 11 — 12. Ст. 168.
В НК РК налоговому обязательству посвящен раздел 2 Кодекса. Статья 24 НК РК определяет налоговое обязательство как обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Указанной же статьей налоговому органу предоставлено право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме. При неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств налоговые органы наделены правом принудительного исполнения обязательств в порядке, установленном НК РК. Весьма примечательно, что НК РК, определяя порядок исполнения налоговой обязанности и устанавливая самостоятельное исполнение его налогоплательщиком, предусмотрел возможность исполнения обязательства в порядке зачета.
Таким образом, проблема определения существенных элементов налогового обязательства весьма актуальна. В основном подходы к решению определения существенных элементов рассматриваемой категории заключаются в том, что налоговое обязательство по своим основным признакам имеет много общего с гражданско-правовым обязательством.
Тем не менее нельзя не отметить позицию представителей науки гражданского права, которые отрицают возможность существования какого-либо обязательства вне рамок гражданского права . Однако если обязательство рассматривать как «относительное правоотношение», то оно является межотраслевым понятием . О межотраслевом характере понятия «обязательство» указывается профессором В.С. Белых .
———————————
Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Тейс, 1996. С. 417 — 418; Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут, 2000. С. 407.
Там же. С. 407 — 408.
Белых В.С. Налоговый кодекс и гражданское законодательство: вопросы взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики». Екатеринбург, 1999. С. 28.
Возникает вопрос о возможности использования категории «обязательство» в налоговом праве.
Следует признать, что любая отрасль права не может существовать как замкнутая система. Она развивается вместе с обществом и подвергается влиянию времени. Поэтому следует признать обоснованной позицию ведущих ученых М.В. Карасевой, С.Г. Пепеляева и др. об обязательственном характере налоговых правоотношений. Категория «обязательство» не может служить исключительной монополией гражданского права, а тем более не может полностью исключаться его использование вне рамок гражданского права. Следует признать, что правовая категория «обязательство» стала носить межотраслевой характер. Не только институт обязательства стал носить межотраслевой характер, но и не менее известный институт гражданского права — договор стал рассматриваться в рамках другой публичной отрасли права, а именно административного права. Во многих учебниках по административному праву немало внимания уделяется проблеме административного договора и его места в системе административного права .
———————————
Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М.: Издательство Норма, 2002. С. 338 — 350; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права в 3 т. Т. 2. М.: Издательство Норма, 2002. С. 440 — 485.
Сам по себе межотраслевой характер понятия «обязательство» не ведет к тождественности налогового обязательства и гражданско-правового обязательства. Поскольку содержание рассматриваемых обязательств имеет различную юридическую природу.
Налоговое обязательство состоит из обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом. При этом обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П специально отмечается, что нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с диспозитивными нормами гражданского законодательства .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Балис» // Российская газета. 2003. 29 июля.
Важным является определение существенных признаков налогового обязательства. Следует признать, что данной проблеме еще не уделено достаточного внимания. Сами по себе признаки обязательства носят достаточно условное определение, которое должно приблизить к определению содержания самого налогового обязательства. В частности, Е.В. Порохов вводит понятие состава налогового обязательства, включая в него субъект налогового обязательства, объект налогового обязательства и содержание налогового обязательства.
Тем не менее мы не можем согласиться с рядом уже высказанных мнений, касающихся признаков налогового обязательства. Нельзя согласиться с мнением о том, что налоговые обязательства всегда носят односторонний характер, поскольку в системе фискальных платежей особое место занимают сборы.
В Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О отмечается, что вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых или неналоговых в отсутствие их полного нормативного перечня приобретает характер конституционного, поскольку связан с понятием законно установленных налогов и сборов. Вместе с тем это не означает, что правовое регулирование налогов и сборов должно быть во всем одинаковым. Налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу: если налог — это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то сбор — это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении его государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. п. 1 и 2 ст. 8). Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, при установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17). Следовательно, по смыслу приведенных положений НК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 57, 71 (п. «з»), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1) Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.
Соответственно налоговое обязательство не всегда носит односторонний характер с учетом определения сбора, данного в НК РФ. Сбор, будучи фискальным платежом, т.е. соответствующей формой отчуждения частной собственности, все-таки предполагает выполнение со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц юридически значимых действий. Утверждение о невозможности перевода долга в налоговом обязательстве представляется также не совсем верным, поскольку это противоречило бы некоторым положениям НК РФ (ст. ст. 49 — 50), допускающим взыскание сумм налогов и сборов при недостаточности денежных средств ликвидируемой организации с учредителей (участников), а также при невозможности исполнения организацией своих налоговых обязательств, в результате произведенной реорганизации.
Представляется справедливым мнение профессора А.И. Худякова, что обязательство — общеюридическая категория, которая при своем конкретном использовании приобретает характер отраслевого инструментария и в полной мере соответствует сущности налогообложения . Указанный автор подразделяет налоговые обязательства на материальные и организационные. Последние носят вспомогательный характер, к нему могут быть отнесены отношения между государством и налоговыми агентами или отношения между государством и банками.
———————————
Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения: Учебное пособие. Алматы, 2002. С. 282 — 285.
В свою очередь М.Ю. Орлов определяет налоговое обязательство как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, в силу которых налогоплательщик обязан уплатить налог, а публичный субъект вправе требовать от налогоплательщика исполнения своих обязанностей . Однако указанный автор ограничивает рассмотрение вопроса налогового обязательства только лишь в рамках отношения по уплате налога.
———————————
Орлов М.Ю. Налоговое обязательство: право на существование в налоговом праве // Налоги и налогообложение. 2004. Декабрь. С. 16.
Все это свидетельствует о том, что работа по определению фундаментальных положений новой финансово-правовой категории, каковой является институт налогового обязательства, требует дальнейшей разработки.
Таким образом, следует заключить, что категория налогового обязательства занимает важнейшее место в системе налогового права, является его фундаментальной основой, определяющей всю систему построения налогового права.
Поскольку налог представляет собой форму отчуждения собственности, соответственно данное обязательство должно формироваться на принципах сбалансированности и разумного учета интересов всех участников налоговых правоотношений.
Выработка оптимальных вариантов сочетания интересов налогоплательщиков и интересов государства должна осуществляться на выверенных и обоснованных правовых конструкциях, которые позволяли бы законодателю осуществлять дальнейшее совершенствование налогового законодательства.
Более того, было бы целесообразно приступить к исследованию в системе финансового права категории финансово-правового обязательства, к одной из разновидностей которой, по нашему мнению, следует отнести и налоговое обязательство.
Финансовое право, 2005, N 9

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (англ. tax obligation) – налоговое правоотношение, в силу которого одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (налогового органа) определенные действия по полной и своевременной уплате налога в бюджет соответствующего уровня. Н.о. регулируется налоговым правом. Налоговое право – подотрасль финанс. права; совокупность юридич. норм, устанавливающих виды налогов в данном гос-ве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением Н.о. Источниками налогового права в России являются Конституция РФ, НК РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991), «О налоговых органах Российской Федерации» (1991 с изм. 1997), «О Федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации» (1993), др. законы РФ, устанавливающие и регламентирующие конкретные налоги и др. стороны налоговых взаимоотношений. Исполнение Н.о. означает своеврем. и полную уплату налога в бюджет. Достижение исполнения Н.о. возможно при правильном и своеврем. исполнении всех элементов налогового производства, начиная с исчисления налоговой базы и суммы налога. Вторая стадия налогового производства – уплата налога – обеспечивает поступление исчисленной суммы налога в бюджет. Важнейший элемент данной стадии – способ уплаты налога. Выбор разрешенных способов уплаты налога чаще всего право, а не обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодат. актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодат. акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в к-рый зачисляется налоговый оклад. Обязанности налогоплательщика установлены НК РФ (часть I, ст. 23). Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату без его личного участия, если иное не установлено законодат. актами. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога юридич. лицом, осуществляющим предпринимат. деятельность, является основанием для признания его в установл. законом порядке банкротом. В случае ликвидации юридич. лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию. Налоговое законодательство не устанавливает порядок налогового правопреемства. Вместе с тем, согласно ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизуемого предприятия не прекращаются, а переходят к новым орг-циям в соответствии с передаточным актом. В том же порядке должны передаваться и Н.о. Ликвидация или реорганизация юридического лица – один из сложных вопросов при рассмотрении оснований по прекращению Н.о. Для определения прекращения Н.о. важно определить момент уплаты налога. В соответствии с инструктивными актами днем уплаты налога считается: при уплате наличными – день внесения денег в соотв. кассы; при переводе по почте или через кредитное учр-ние – день внесения денег на почту или в кредитное учр-ние; при перечислении сумм платежа со счета плательщика в кредитном учр-нии – день списания платежа независимо от времени зачисления сумм на соотв. счет (Инструкция Минфина СССР № 121 от 12 июня 1981); при уплате недоимки – день списания со счета недоимщика в банке, а также со счета должника (дебитора) либо др. лиц денежных средств, принадлежащих недоимщику (Инструкция ГНС РФ № 26 от 1 апр. 1994). В установл. случаях прекращение Н.о. может осуществляться путем проведения: взаимозачетов с бюджетом или налогового зачета (направления переплаты по одному налогу в счет погашения недоимки по другому либо предстоящих платежей по этому же налогу). В системе нормативного регулирования проведения зачетов по налогам выделяют три уровня: общий, спец. и особый, т.к. этот вопрос регулируется не одним блоком взаимосвяз. документов, а совокупностью разрозненных нормативных актов. Общий порядок проведения зачетов регулируется Инструкцией ГНС РФ № 26 «О порядке ведения в налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей». Спец. порядок для конкретных налогов установлен в соотв. законах и инструкциях. Особый порядок носит, как правило, временный характер и распространяется на отдельные группы предприятий. Задержка в проведении налогового зачета по вине налоговых органов не может являться основанием для применения ответственности в виде пени. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами адм. и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с НК РФ (часть I) и др. законодат. актами, а также залогом ден. и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

См. также Информацию ФНС России «О порядке уплаты налогов иными лицами»

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность:

  • в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ;
  • в узком аспекте — это часть налоговых обязанностей налогоплательщика, которая представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика:

  • встать на учет в налоговом органе;
  • вести налоговый учет;
  • самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога;
  • перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности:

  • уплата налога или сбора.

Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа:

  1. имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем;
  2. за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов при ликвидации организации отличается от общего порядка:

  • наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии (однако это не означает изменения стороны в налоговом правоотношении);
  • обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;
  • применением субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам (в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации — п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, определяемой по правилам ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в 3-ю очередь.

Глава 8 Налоговое обязательство и порядок его исполнения

Статья 57. Налоговое обязательство

1. Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по уплате налогов, установленных и введенных настоящим Кодексом, а также налогов, установленных настоящим Кодексом и введенных нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

2. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства, а также порядок и условия его исполнения регулируются только настоящим Кодексом или(и) иными актами налогового законодательства.

3. Налоговые обязательства возлагаются на налогоплательщиков/налоговых агентов и иных обязанных лиц с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов.

Статья 58. Подлежащие налогообложению противоправные доходы или

операции

1. Доходы облагаются налогами и в случае, когда их законность вызывает сомнения.

2. Полученные путем совершения налогового правонарушения доходы или иные осуществленные операции подлежат налогообложению в порядке, установленном налоговым законодательством.

3. Если в предусмотренных законодательством Грузии случаях по решению суда доходы подлежат взысканию в пользу бюджета в полном объеме, они налогами не облагаются.

Статья 59. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнением налогового обязательства признается уплата суммы налога в установленный срок.

2. При уплате суммы налога или(и) суммы санкции посредством банковской системы налог или(и) санкция признаются уплаченными в бюджет в случае зачисления суммы на счет соответствующего бюджета.

3. Исполнение налогового обязательства является одной из основных обязанностей налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица. Налоговое обязательство исполняется независимо от обязательств неналогового характера, возлагаемых на налогоплательщика/налогового агента.

4. Налоговое обязательство исполняется непосредственно налогоплательщиком, если налоговым законодательством не предусмотрено иное. В определенных налоговым законодательством случаях исполнение налогового законодательства может возлагаться на налогового агента или иное обязанное лицо.

5. Запрещается односторонний отказ налогоплательщика или иного обязанного лица от исполнения налогового обязательства или изменение порядка его исполнения в одностороннем порядке, если это не предусматривается налоговым законодательством.

6. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо отвечают за исполнение налогового обязательства всем принадлежащим ему имуществом, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

7. В случае, если налогоплательщик — физическое лицо уплачивает налог в кассе налогового органа, налоговый орган обязан в течение одного рабочего дня зачислить указанную сумму на счет соответствующего бюджета. В случае неисполнения налоговым органом обязательства в указанный срок пени на налогоплательщика не начисляются.

8. С учетом требования части 4 настоящей статьи при представлении деклараций и других документов, необходимых для обеспечения уплаты налогов в установленный срок в соответствии с Законом Грузии «О нефти и газе», по ходатайству сторон, участвующих в договоре о долевом распределении продукции, и решению Министерства финансов Грузии исполнение налоговых обязательств может возлагаться на сторону, получающую прибыль из доли нефти и газа, принадлежащей государству.

9. Осуществляемые в иностранной валюте операции, подлежащие налогообложению, исчисляются в лари:

а) по официальному курсу Национального банка Грузии на день осуществления операции при наличии такового;

б) по курсу, определяемому по опубликованному курсу иностранной валюты применительно к лари, в том числе курсу, опубликованному в иностранных государствах применительно к валюте, в отношении которой существует официальный курс её обмена на лари, если на день осуществления операции не существует официального курса Национального банка Грузии.

10. При определении сумм акциза и НДС при ввозе товаров на территорию Грузии иностранная валюта исчисляется в лари по официальному курсу Национального банка Грузии на день регистрации грузовой таможенной декларации.

Статья 60. Исполнение налогового обязательства при ликвидации предприятия/организации

1. При ликвидации предприятия/организации исполнение налогового обязательства, а также уплата подлежащих выплате пеней и штрафов выполняются ликвидационной комиссией этого предприятия/организации за счет его (предприятия/организации) денежных средств, а также средств, полученных от реализации имущества этого предприятия/организации, если настоящей статьей не предусмотрено иное. При ликвидации филиала или другого подразделения налоговое обязательство исполняется непосредственно предприятием/организацией, в состав которого оно входило, а при ликвидации самого этого предприятия/организации — ликвидационной комиссией этого предприятия/организации.

2. Налоговое обязательство (в том числе санкции) предприятия, предусмотренного подпунктом «в» части первой статьи 25 настоящего Кодекса, солидарно исполняется участниками этого предприятия.

3. Налоговое обязательство (в том числе санкции) при ликвидации предприятия/организации исполняется не позднее одного месяца после начала ликвидации. При наличии объективных обстоятельств начальник налогового органа/его заместитель вправе продлить указанный срок исполнения налогового обязательства (в том числе санкций), но не более чем на два месяца, что не приостанавливает начисление пеней.

4. При ликвидации предприятия/организации излишне уплаченную сумму налога налоговые органы засчитывают в счет уплаты других налогов (в том числе санкций) пропорционально общей сумме задолженности или возвращают ликвидационной комиссии предприятия/организации (участникам предприятия) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 61. Исполнение налогового обязательства при реорганизации

предприятия/организации

1. Налоговое обязательство реорганизованного предприятия/ организации исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение налогового обязательства реорганизованного предприятия/организации возлагается на его правопреемника (правопреемников), независимо от того, были ли известны правопреемнику (правопреемникам) до начала реорганизации факты или(и) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств реорганизованным предприятием/организацией. Правопреемник (правопреемники) обязаны до завершения реорганизации уплатить начисленные на налоговое обязательство реорганизованного предприятия/организации пени и штрафы, наложенные за совершение налоговых правонарушений. Указанные положения распространяются и на правопреемника (правопреемников) реорганизованного предприятия/организации, который сам был признан правопреемником (правопреемниками) других предприятий/организаций и не исполнил или ненадлежащим образом исполнил возникшие в результате такого правопреемства обязательства в связи с уплатой сумм налогов и санкций.

3. При реорганизации предприятия/организации сроки исполнения налогового обязательства правопреемником (правопреемниками) этого предприятия/организации не изменяются.

4. При слиянии нескольких предприятий/организаций правопреемником по исполнению налоговых обязательств каждого из них признается созданное в результате слияния предприятие/организация.

5. При присоединении одного предприятия/организации к другому предприятию/организации правопреемником по исполнению налоговых обязательств присоединенного предприятия/организации признается предприятие/организация, к которому было присоединено это предприятие/организация.

6. При разделении предприятия/организации на несколько предприятий/организаций правопреемниками по исполнению налоговых обязательств первоначального предприятия/организации признаются предприятия/организации, возникшие в результате такого разделения.

7. При наличии нескольких правопреемников доля каждого из них в исполнении налоговых обязательств реорганизованного предприятия/организации определяется разделительным балансом или иным передаточным актом. На вновь возникшие предприятия/организации возлагается солидарная ответственность по налоговым обязательствам реорганизованного предприятия/ организации или исполнению его соответствующей части.

8. При изменении организационно-правовой формы предприятия/организации правопреемником по исполнению его налоговых обязательств признается созданное в результате такой реорганизации предприятие/организация.

9. При выделении из состава предприятия/организации одного или нескольких предприятий/организаций у выделенных предприятий/организаций не возникает правопреемства по исполнению налоговых обязательств реорганизованного предприятия/организации, если такая реорганизация не преследует целью уклонение реорганизованного предприятия/организации от исполнения налоговых обязательств. Если налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что указанная реорганизация преследует целью уклонение реорганизованного предприятия/организации от исполнения налоговых обязательств, она может предъявить данному предприятию/организации и выделенному предприятию/организации требование по уплате подлежащих уплате сумм налога и сумм соответствующих санкций реорганизованного предприятия/организации.

10. Излишне уплаченная до реорганизации предприятия/организации сумма налога зачитывается налоговым органом в счет исполнения обязательств по уплате правопреемником (правопреемниками) этого предприятия/организации подлежащих уплате реорганизованным предприятием/организацией других налогов ( в том числе санкций) пропорционально общей сумме или возвращается правопреемнику (правопреемникам) в установленном настоящим Кодексом порядке (в соответствии с долями каждого из них).

Статья 62. Исполнение налогового обязательства умершего,

безвестно отсутствующего или недееспособного

физического лица

1. Налоговое обязательство умершего физического лица исполняет его наследник (наследники) в пределах стоимости полученного по наследству имущества и пропорционально его (их) долям в наследственном имуществе со дня получения наследства.

2. Налоговый орган обязан направить наследнику (наследникам) физического лица уведомление о налоговой задолженности умершего физического лица и в случае получения наследства о его (их) обязанности в установленном порядке исполнить налоговое обязательство вместо умершего физического лица.

3. При отсутствии наследника (наследников) или в случае отказа наследника (наследников) от получения наследства, или если объем налогового обязательства умершего физического лица превышает стоимость наследственного имущества, оставшаяся сумма задолженности по налоговому обязательству признается безнадежным долгом и подлежит списанию в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Налоговое обязательство физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки или попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего лица в течение трех месяцев со дня признания его безвестно отсутствующим. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица, обязано в установленный срок уплатить не уплаченные безвестно отсутствующим налогоплательщиком налоги, а также сумму санкций, возложенных на него на день признания его безвестно отсутствующим, за счет имущества (денежных средств) безвестно отсутствующего физического лица. Налоговый орган обязан направить лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица, уведомление о налоговых задолженностях и обязательствах безвестно отсутствующего физического лица с тем, чтобы оно в установленном порядке исполнило налоговое обязательство безвестно отсутствующего физического лица.

5. Налоговое обязательство физического лица, признанного судом недееспособным, исполняет опекун за счет имущества (денежных средств) недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить полную сумму неуплаченного налогоплательщиком налога, а также сумму санкций, числящихся на день признания лица недееспособным.

6. Налоговое обязательство (в том числе санкции) физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, признается безнадежным долгом и подлежит списанию в случае, если его имущества недостаточно для исполнения налогового обязательства (в том числе санкций).

7. Со дня принятия решения об отмене признания лица безвестно отсутствующим или недееспособным возобновляется действие ранее списанного налогового обязательства, начисление пеней (в том числе ранее начисленных) и наложение штрафов.

Статья 63. Порядок исполнения налогового обязательства

1. Налогоплательщик с учетом объекта налогообложения, ставки налога и налоговых льгот самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате к расчетному периоду, если налоговым законодательством не предусмотрено иное.

2. В случаях, установленных настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства, обязательство по исчислению суммы налога, подлежащей уплате, может быть возложено на налоговый орган или налогового агента, либо на иное обязанное лицо.

3. Налог исчисляется для соответствующего налога в порядке, установленном настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства.

4. Налогоплательщик/налоговый агент, иное обязанное лицо обязаны в установленные сроки уплачивать (перечислять) сумму налога, подлежащую уплате.

5. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, допускается изменение порядка или(и) срока исполнения налогового обязательства.

Статья 64. Налоговый период

1. Налоговый период является промежутком времени, которым определяется налоговое обязательство налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица (уплата причитающейся суммы налога) в отношении конкретного налога.

2. Налоговый период может быть разделен на несколько расчетных периодов, по итогам которых на налогоплательщика/ налогового агента, иное обязанное лицо возлагается обязательство по уплате текущих платежей налога.

3. Если предприятие/организация учреждены после начала календарного года, но до 1 декабря этого года, для них первым налоговым периодом является промежуток времени со дня его учреждения до конца этого года. При этом днем учреждения предприятия/организации (кроме филиалов и других подразделений и предприятий, предусмотренных подпунктом «в» части первой статьи 25 настоящего Кодекса) считается день регистрации этого предприятия/организации в установленном порядке; днем учреждения филиала и другого подразделения предприятия /организации считается день их государственной регистрации, а днем учреждения предприятия, предусмотренного подпунктом «в» части первой статьи 25 настоящего Кодекса, — день заключения договора о совместной деятельности.

4. Если предприятие учреждено с 1 декабря по 31 декабря включительно, для него первым налоговым периодом является промежуток времени со дня его учреждения до конца следующего года, если настоящей статьей не предусмотрено иное.

5. Если ликвидация (реорганизация) предприятия/организации осуществилась до окончания календарного года, для них последним налоговым периодом является промежуток времени с начала этого года до завершения их ликвидации (реорганизации). Если предприятие/организация учреждены после 30 ноября года, предшествующего году ликвидации (реорганизации), для них первым и последним налоговыми периодами является промежуток времени со дня учреждения до дня завершения их ликвидации (реорганизации). Правила, предусмотренные настоящей частью, не применяются в отношении тех предприятий (организаций), от которых отделились или к которым присоединились одно или несколько предприятий/организаций.

6. Если в течение налогового периода предприятие/ организация Грузии приобретают статус иностранного предприятия или, наоборот, иностранное предприятие — статус предприятия Грузии, налоговый период делится на две части; в первой части предприятие/организация представляют собой налогоплательщика с первоначальным статусом, а во второй — с приобретенным статусом. При этом день изменения статуса не засчитывается ни в первую, ни во вторую части налогового периода.

7. Правила, предусмотренные частями 3-5 настоящей статьи, не применяются в отношении налогов, налоговый период которых установлен в виде календарного месяца или квартала.

8. Если налогооблагаемое имущество приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) или приобретено и реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в этом году определяется как период фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Статья 65. Освобождение от налога и налоговые льготы

1. Освобождение от общегосударственных или местных налогов, предусмотренных настоящим Кодексом, возможно только внесением изменений и дополнений в настоящий Кодекс, а установление налоговых льгот по уплате местных налогов — внесением изменений в соответствующие нормативные акты.

2. Запрещается освобождение от налогов или установление налоговых льгот иными правовыми актами, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

3. Освобождением от налога считается преимущество, предоставленное налогоплательщику отдельной категории по сравнению с другими налогоплательщиками, в частности возможность не уплачивать налог.

4. Налоговой льготой считается преимущество, предоставленное налогоплательщику отдельной категории по сравнению с другими налогоплательщиками, в частности возможность уплачивать налог в меньшем размере.

5. Запрещается установление налоговой льготы индивидуального характера и освобождение отдельных лиц от налога.

6. Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих правовых оснований в течение всего периода их действия.

Статья 66. Сроки уплаты налогов

1. Сроки уплаты налогов, в том числе текущих налоговых платежей, устанавливаются применительно к каждому налогу. При этом под текущими налоговыми платежами подразумеваются промежуточные взносы, уплата которых осуществляется до окончания налогового периода.

2. Сроки уплаты налогов могут определяться конкретными календарными датами, промежутком времени с указанием на обстоятельства, который должен наступить, или с указанием на действия, которые должны осуществляться.

3. Если настоящим Кодексом не определен срок уплаты налога, уплата налога осуществляется в сроки, установленные для представления декларации, а в иных случаях (в том числе дополнительно начисленных и подлежащих уплате сумм) — в течение 15 календарных дней после получения «налогового требования» налогоплательщиком/налоговым агентом, иным обязанным лицом.

Статья 67. Порядок уплаты налогов

1. Уплата налогов осуществляется:

а) в течение налогового периода уплатой текущих налоговых платежей налога в установленные сроки и уплатой суммы налога, окончательно исчисленной по окончании налогового периода;

б) уплатой полной суммы налога;

в) в ином порядке, установленном настоящим Кодексом или(и) актами налогового законодательства.

2. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок и условия уплаты общегосударственных налогов определяются настоящим Кодексом, а порядок и условия уплаты местных налогов — актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Уплата налогов осуществляется в наличной или безналичной форме в лари через банковское учреждение, если налоговым или таможенным законодательством не установлено иное. В случае отсутствия банковских учреждений физическое лицо-налогоплательщик вправе уплачивать налог в кассу налогового органа с обязательной выпиской налоговой квитанции строгого учета.

4. Представитель налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица, обладающий соответствующими полномочиями, уплачивает налог только за счет средств этого налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица (в том числе из его банковских счетов). Указанный порядок не распространяется на родителей, усыновителей, опекунов и других законных представителей физического лица.

5. Днем уплаты налога считается день зачисления на счет бюджета суммы налога, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Статья 68. Начисление сумм налога

1. Согласно настоящему Кодексу начисление сумм налога подразумевает учет в налоговом органе причитающейся суммы налога налогоплательщика/ налогового агента, иного обязанного лица за конкретный налоговый период. Начисление включает исправленное начисление и предполагаемое начисление. При этом в случае исправленного начисления отменяется предполагаемое начисление.

2. Налоговый орган вправе осуществлять начисление налогового обязательства, причитающееся с каждого налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по настоящему Кодексу и иным актам налогового законодательства, на основании следующего одного или более одного источника информации:

а) налоговые декларации налогоплательщика/налогового агента;

б) информация о суммах, уплаченных в соответствии с частью 4 статьи 218 настоящего Кодекса;

в) материалы проверки и иная надлежащая информация, известная налоговому органу.

3. Если налогоплательщик/налоговый агент, иное обязанное лицо не представит необходимую информацию для начисления налога, налоговый орган правомочен начислить на него налог на основании имеющейся информации и предъявить ему «налоговое требование».

4. Если налоговое законодательство не требует уплаты налога одновременно с представлением декларации, а также в случае, когда налоговый орган сделает заключение о том, что прежнее начисление осуществлено ошибочно, налоговый орган должен начислять налог на налогоплательщика/налогового агента, иное обязанное лицо и направить ему «налоговое требование».

5. Если уплата налога связана с заполнением налоговых деклараций, заполнение декларации, отражающей обязательства по уплате налога, рассматривается как:

а) начисление этого налога;

б) «налоговое требование» и обязательство, подлежащее исполнению в установленные налоговым законодательством сроки.

Статья 69. Место уплаты налога

Уплата налога осуществляется:

а) по месту указанного в «налоговом требовании» начисления;

б) по месту, указанному в налоговом законодательстве, если нет необходимости в «налоговом требовании»;

в) по месту жительства физического лица-налогоплательщика или месту налогового учета предприятия/организации, физического лица-предпринимателя, если в налоговом законодательстве место не указано;

г) по месту налогового учета, если уплату осуществляет налоговый агент.

Статья 70. Обязанности банков и иных организаций, связанные с

исполнением налогового обязательства

1. Банки и иные организации, выполняющие банковские операции отдельных видов, обязаны, в первую очередь, выполнять платежные поручения налогоплательщика (иного обязанного лица) и решения налоговых органов (инкассовые поручения) об уплате налога из банковских счетов налогоплательщика.

2. Платежное поручение или инкассовое поручение банками выполняется не позднее операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения или принятия решения, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Услуги по инкассовому поручению осуществляются за счет налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по той же цене, как и выполнение платежного поручения.

3. При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица банк не вправе задерживать платежное поручение налогоплательщика/ налогового агента, иного обязанного лица или инкассовое поручение налогового органа по зачислению налога в соответствующий бюджет. Если на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица не имеются денежные средства или имеющиеся на счетах денежные средства недостаточны для выполнения платежного поручения или(и) инкассового поручения, их исполнение осуществляется в соответствии с зачислением денежных средств на указанные счета, не позднее операционного дня, следующего за днем каждого такого зачисления.

4. При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица в связи со списанием сумм со счетов и их перечислением в бюджет за несвоевременное выполнение платежного поручения налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица или инкассового поручения налогового органа на банк начисляется пеня в порядке, установленном настоящим Кодексом. В таком случае на налогоплательщика/налогового агента или иное обязанное лицо санкция не налагается.

5. Нарушение установленного настоящей статьей порядка зачисления в бюджет сумм налога банком, обслуживающим налогоплательщика/налогового агента или иное обязанное лицо, или организациями, выполняющими банковские операции отдельных видов, является основанием для привлечения к ответственности за налоговое правонарушение банка и организаций, осуществляющих банковские операции отдельных видов, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 71. Возврат излишне уплаченной суммы налога

1. Если общая сумма уплаченных сумм налогов превышает общую сумму начисленных сумм, в случае требования налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица налоговый орган:

а) засчитывает излишне уплаченную сумму налогоплательщику/ налоговому агенту, иному обязанному лицу в случае их согласия в счет будущих налоговых обязательств;

б) переводит излишне уплаченную сумму на единый счет бюджетных поступлений Государственного казначейства в счет уплаты других налогов налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица в пределах средств, мобилизованных в видах налога, в течение календарного года;

в) не позднее 6 месяцев после поступления требования возвращает налогоплательщику/налоговому агенту, иному обязанному лицу оставшуюся сумму с субсчета возврата излишне уплаченных сумм налогового дохода единого счета бюджетных поступлений Государственного казначейства в пределах числящегося на нем остатка.

2. Если излишне уплаченная налогоплательщиком сумма переведена в счет других налоговых обязательств, в уведомлении, направленном налогоплательщику/налоговому агенту, иному обязанному лицу, должно быть указано, на счет (счета) какого налога переведена излишне уплаченная сумма.

3. Излишне уплаченная в бюджет налогоплательщиком/налоговым агентом, иным обязанным лицом сумма не переводится на счет покрытия налоговых задолженностей иного лица.

Статья 72. Аккумулирование сумм на субсчет возврата излишне

уплаченной суммы налогового дохода

1. В целях обеспечения возврата излишне уплаченной суммы налога часть сумм, фактически зачисленных налоговыми органами из администрируемых доходов на единый счет бюджетных поступлений в размере процента, определенного частью 2 настоящей статьи, зачисляется на субсчет возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода. Суммы на этот субсчет пропорционально суммам, фактически зачисленным на единый счет бюджетных поступлений, зачисляет Государственное казначейство.

2. Процент суммы, подлежащий зачислению на субсчет возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода из единого счета бюджетных поступлений, определяется приказом Министра финансов Грузии. Указанный процент должен быть в том размере, который обеспечит возврат излишне уплаченных сумм полностью в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. Порядок и сроки возврата излишне уплаченной суммы из субсчета возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода единого счета бюджетных поступлений определяются правительством Грузии.

Статья 73. Учет сумм, зачисленных в бюджет

1. Налоговые доходы, зачисленные в бюджет налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом, учитываются налоговыми органами путем отражения в личной учетной карточке налогоплательщика начисленных и уплаченных сумм налога по налоговым обязательствам.

2. Порядок ведения личных учетных карточек определяет Министр финансов Грузии.

Статья 74. Порядок покрытия задолженностей по налогам

Покрытие бюджетных задолженностей осуществляется в следующей последовательности:

а) уплата основной суммы налога;

б) уплата суммы штрафа, начисленного в виде финансовой санкции;

в) уплата суммы начисленной пени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *