Не все ревизоры вредны

Романтика дороги

Наша героиня родом из небольшого сибирского городка, где железная дорога — градообразующее предприятие. Другой работы здесь немного. К слову, это явление распространено по всей России.

Несколько лет назад Анна закончила курсы проводников вместе с другими девчонками, слабо представлявшими себе реалии профессии, но мечтавшими о романтике дороги. Большинство из них видели себя героинями песни «Машины времени»: «Она стоит королевой, машет ручкою левой, в синем кителе она хороша…». Анна таких иллюзий не питала. Вся её семья работала на железной дороге, да и мама много лет проходила в том самом кителе проводника.

— В один из первых рейсов у нас была длительная стоянка в Самаре — целых четыре часа! И на этой станции в поезд подсела компания дембелей. Расселись по местам, достали пиво, сидят… А у меня свои заботы: прошла по вагону, билеты собрала, бельё раздала, бланк по контролю пассажиров заполнила, осталось только продать чайную продукцию (мы её называем «чайкой»). Вот я взяла поднос и пошла: «Пассажиры, чай, кофе?». Прохожу мимо них:

— Ребята, а в поезде употреблять нельзя!

— А как можно? — спрашивают они.

— Вот, — говорю, — возьмите чай да пару печений или шоколадку и сидите тихонечко, не шутите.

Через несколько часов весь вагон спать улёгся, а мне дежурить. Спать хочется, хоть умри. Пошла к ним, чтобы попросить телефон поиграть, а в итоге разговорились. Тут один вдруг буянить начал, скандалить с друзьями… Чуть не высадила из поезда! Ребята упросили оставить, спать его положили. А утром он ко мне приходит и начинает орать, куда его сумка с деньгами и документами делась. Я сперва в шоке была, а потом меня в жар кинуло. Всё ему высказала, а он хамит в ответ, мол, знаю я вас… Тогда я ему пощёчину ка-а-ак залепила! А он стоит глазами хлопает, как будто только проснулся!

В итоге сумка нашлась на соседней полке. Всю оставшуюся дорогу он ходил как тень, потом пришёл, извинился. К вечеру уже все вместе чай пили. Доехали до его станции, а на перроне отец стоит встречает. Тут он меня вдруг зовёт знакомиться. Я чуть сквозь землю не провалилась, только что уголь грузила! Дело в том, что в Тюмени заканчивается высоковольтная проводка и дальше проводник топит вагон углём. Вот и представьте, какая я была красавица: в саже, устала как собака, лицо грязное, руки мокрые, а тут он со своим папой! Но не зря знакомил. Я в результате за него замуж вышла.

К нам едет ревизор

Встреча с ревизором — отдельное приключение, рассказывает Анна. Заранее о его визите никто не предупреждает. Он просто садится на одной из станций, садится в штабной вагон к начальнику, а потом уж как начальник договорится: или откупается и ревизор спокойно сидит чай пьёт, или идёт по вагонам с проверкой. Сумма этой «дани» варьируется в зависимости от уровня гнусности характера проверяльщика.

— Происходит всё очень просто: по всем вагонам по цепочке передают, что нужно скинуться — пришёл ревизор. Всё. За четыре дня дороги ревизоры садятся раза три, и каждый раз 300—500 рублей отдай. А где их взять?! — возмущается наша проводница.

Кроме таких набегов проверять проводников особо некому, всё основное начальство остаётся за тысячи километров.

— Главное, чтобы в документах был порядок, безбилетников не было, чтобы полы с туалетами чистыми были. Ну и водкой не торговать! Хотя тут отдельная история… — продолжает свой рассказ Анна.

Истинное значение слова «ревизор»

Начать следует с того, что данное слово пошло от латинского revidere, что в переводе означает «смотреть» или «присматривать». Именно в этом древнем выражении кроется суть этой профессии. Ведь, невзирая на то, в какой отрасли работает ревизор, его главная задача – это наблюдение и сбор информации о заданном объекте.

Что касается того, в каком именно веке эта профессия пришла в Россию, то здесь все очень туманно. Известно лишь, что при царской России существовала должность государственного ревизора, чьей главной обязанностью была перепись населения, а также контроль налогового сбора.

Ревизор в современном мире

Если с прошлым все более-менее ясно, то на вопрос: «Кто такой ревизор сегодня?» — дать однозначный ответ, увы, вряд ли у кого получится. Исходя их описания, предоставленного современными словарями, назовем три различных версии толкования этого слова. Итак:

  1. Ревизор – это лицо, проводящее различного рода проверки.
  2. Ревизор – это офицерская должность на военном корабле. А если быть точнее, это тот, кто управляет всем хозяйством на борту. Следует заметить, что сегодня эту должность уже упразднили, и упоминания о ней можно найти лишь на страницах книг и старых архивов.
  3. Ревизор – это член особой железнодорожной комиссии.

Общепринятое толкование

Итак, что же представляет собой такая работа? Ревизором называют человека, осуществляющего различного рода проверки (ревизии). Например, на пищевое предприятие может приехать проверяющий, чтобы выяснить санитарное состояние или проконтролировать качество выпускаемой продукции. Или же в налоговую службу может наведаться государственный ревизор, дабы выяснить, насколько хорошо та выполняет свои обязанности.

Однако стоит понимать, что работа ревизора подразумевает лишь проверку и осмотр указанного предприятия. Следовательно, никаких указов или распоряжений он выносить не может. Всю полученную информацию должностное лицо передает в надлежащие инстанции, а те уже решают, что с ней делать дальше.

Железнодорожная ревизионная служба

О том, кто такой ревизор, знает каждый работник железной дороги. Ведь в их жизни этот служащий занимает особую позицию. Но давайте обо всем по порядку.

Согласно историческим сводкам, эту должность внедрили в 1937 году. Причиной тому стало ухудшение качества работы сотрудников ж/д, что нередко приводило к возникновению опасности на путях. А посему власть решила создать особый управляющий аппарат, который будет следить за всем происходящим на железной дороге.

Следует заметить, что данная служба всецело оправдала возложенные на нее обязанности. Поэтому с годами полномочия ревизора только расширялись и расширялись. И теперь железнодорожная служба следит как за самими путями и поездами, так и за документацией, сопутствующей такого рода деятельности. Также без ее разрешения не может быть закончен ни один ремонт или строительство.

Финансовая ревизионная комиссия

Относительно недавно должность ревизора появилась и в финансовой сфере. А если быть точнее, то было учреждено такое понятие, как ревизионная комиссия. Ее главной задачей является мониторинг финансовой деятельности компании, поиск брешей в документации и выявление теневой бухгалтерии.

В данном случае членов ревизионной комиссии определяет акционерное общество или совет директоров. В их глазах это независимая организация, которая беспристрастно выполняет свои обязанности. Только так владельцы могут быть уверены в том, что их активы действительно приносят прибыль, а не являются ненужным балластом.

Что касается государственных структур, то здесь также проводят подобные проверки. А осуществляет данную функцию особый финансовый отдел под названием Счетная Палата.

Купи слона

С необходимостью откупа от ревизора связана и необходимость сделать план по продажам всяких чаёв и печенек.

— У нас ведь как? Каждый проводник должен сделать план по чаю: продать за рейс, например, на 4000 рублей. Если продашь на 3200, то 800 придётся добавлять из своего кармана. Кроме того, неохота эти тяжёлые пакеты туда-обратно носить. Так что каждый проводник всеми способами должен продать как можно больше.

Те, кто ездит за границу (в Бишкек, например), возят спиртное. Самые опытные могут по два-три ящика везти, чтобы дать их на границе в качестве взятки. Без неё обыскам подвергнется каждый закоулок вагона, и на границе придётся простоять пять часов вместо двух.

— Так и крутимся, чтобы, раздавая взятки, не оставаться без зарплаты. Если ездить по-честному, вся зарплата уходит на взятки ревизорам, покрытие недостач и покупку еды в рейс. Конечно, мы возмущаемся, ведь давать взятки, если ни в чём не виноват, — да зачем? А затем, что, если не дать, всё равно найдут, к чему придраться, пусть у тебя будут трижды чистые туалеты и полный порядок в бумагах. У нас у каждой мелочи своё место: у швабры, у тряпки, у веника, у ёршика. Всё должно быть промаркировано, пронумеровано, опломбировано и т.д. Соблюдать все правила просто невозможно. Что-нибудь да пропустишь. Составят акт, а по акту лишат премии, ещё и орать на собрании будут, позорить, как школьницу!

Отряд октябрят в котельной

Отапливать вагон углём в старых вагонах или при отсутствии необходимого электроснабжения — ещё одна обязанность проводника, от которой он бы с удовольствием воздержался. По словам Анны, занятие это не очень сложное (если усвоить несколько основных правил), но тяжёлое физически, да и откровенно грязное.

— Например, нам могут выдать в каком-нибудь Сургуте тонну угля, которую надо получить и перетащить в рундук за десять минут, а сразу после ты с улыбкой идёшь пассажиров встречать! Вот тебе и романтика синего кителя.

Ещё впечатляющие рейсы выдаются, когда везёшь полный вагон призывников. Следующий уровень сложности — дембеля и вахтовики, а заключительный — какой-нибудь детский лагерь, едущий на море: 50 детей, четверо сопровождающих и два дня пути на юг в жару под 30 в вагоне без кондиционера. При этом сопровождающие коротают время за горячительными напитками, а дети всё это время стоят на ушах. После такой поездки, с содроганием вспоминает Анна, при уборке вполне можно наковырять по «тайникам» под столами и полками больше двух килограммов конфет и жвачек всех сортов и цветов.

— Мы как-то ехали с отдыхающими — полный вагон деток маленьких, дошколят, — сами чуть не сдохли (спать ложишься в одном нижнем белье и мокрой простынёй укрываешься). Мы с напарницей сделали один из туалетов душевой: помыли всё, включая стены, с хлоркой и обливали там деток тёплой водой. Туалет один на весь вагон остался.

Сложности иногда возникают и с безбилетниками.

— Но тут скорее у них сложности, а не у нас. Сейчас безбилетники — редкое явление. В основном это студенты, которым нужно проехать одну-две станции. Или торопыги, которые билет попросту не успели купить. Такие обычно готовы и платить больше реальной стоимости проезда и стоять всю ночь в коридоре или тамбуре, потому что места нет. Если такого находят (и при этом он не готов договариваться), высаживают при помощи полиции. А если он всё-таки что-то заплатит, едет дальше в вагоне начальника поезда (тогда вся оплата достаётся ему одному). А может и с проводником, тогда навар делится пополам с тем же начальником.

Надбавка за вредность

Идти в проводники без наличия в резюме пункта «стрессоустойчивость» точно не стоит. Даже Анна, пережившая и дембелей, и октябрят, признаётся, что кое-что всё-таки может вывести её из равновесия (по крайней мере внутреннего).

— Раздражает высокомерие и снобизм. Некоторые умудряются ездить в плацкарте с лицом, будто катятся в карете с личным пажом! Такие люди относятся ко всем как к обслуживающему персоналу.

Между тем у пассажиров есть не только права, но и обязанности (соблюдение тишины, санитарных зон, запрет на спиртное и курение, соблюдение правил пользования постельными принадлежностями…). Перечень висит в каждом вагоне.

В целом, говорит Анна, вся работа на «железке» полна неожиданностей, несправедливостей, а иногда и опасностей.

— Мой знакомый работает в одной из должностей службы движения поездов. В его обязанности в том числе входит составление поездов. У этих ребят очень высокая статистика по травмам и смертям, если не соблюдать технику безопасности (а случается, что приходится её нарушать). Например, при подкладывании упора-башмака под колесо можно лишиться пальцев, а если подлезать под вагоном, то можно остаться без ног или вообще пополам переедет. Работать приходится в любую погоду, висеть на подножках поездов.

Условия работы при этом не ахти: тем же самым движенцам доплачивают 4% зарплаты за вредность и добавляют неделю к отпуску. А ещё выдают валенки и кремы, защищающие от обморожения.

Зарплаты проводников очень разные. Зависят от количества проработанных часов (в норме — 176 в месяц, но большинство перерабатывает) и от региона (в Москве, например, есть столичные доплаты). В среднем проводники получают 20—25 тысяч рублей (плюс премии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *