Некоммерческая организация

НКО – это юрлицо, которое может создаваться и существовать в разных организационно-правовых формах (ОПФ).

Основная часть ОПФ для НКО приведена далее в таблице.

№ п/п ОПФ для НКО Примеры
1 Потребительский кооператив С/х потребительские кооперативы, фонд проката, гаражный и жилищный кооператив
2 Общественная организация Профсоюзы, политические партии
3 Ассоциация (союз) СРО, ТПП РФ, некоммерческое партнерство, объединение нанимателей
4 ТСН Садоводческое (огородническое) некоммерческое товарищество
5 Фонд Национальный Фонд содействия молодежи, благотворительные фонды
6 АНО АНО «Общенациональный совет просветительских организаций»
7 Учреждения Госучреждения, Академия Наук РФ
8 Государственная корпорация ГК «Росатом»
9 Религиозная организация Христианские организации

(протестанты, католики)

10 Публично-правовая компания ППК «Российский экологический оператор»
11 Адвокатское образование Адвокатское бюро, коллегия адвокатов
12 Нотариальная палата ФНП
Общины коренных малочисленных народов ДВ, Севера, Сибири РФ (общины КМН) ТСО КМС «Амур» и ТСО КМС «Флотская» (Хабаровский край, Комсомольский и Николаевский р-н)
14 Казачьи общества Кубанское войсковое казачье общество (КВКО)

Виды НКО: корпоративные и унитарные

НКО подлежат делению на корпоративные и унитарные (применительно к ФЗ РФ № 99 от 05.05.2014). Особенности этих структур следующие:

  1. Корпоративные НКО: учредители участвуют в них, формируют высший орган согласно п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Таковыми являются, например, ТСН, потребительские кооперативы, казачьи общества.
  2. Унитарные НКО: учредители не являются их участниками, не обладают правом членства. К ним относят, к примеру, АНО, фонды, религиозные организации.

Данные нормы содержит ст. 65.1 ГК РФ.

Организационно-правовые формы НКО и их классификация в России

Важно! На 2020 в РФ применяется ОК 028-2012.

Это последняя версия общероссийского классификатора, утв. Приказом Росстандарта № 505-ст от 16.10.2012. Она содержит перечень ОПФ для НКО, каждой из которых соответствует свой цифровой код.

Актуальная классификация ОПФ для НКО по цели деятельности представлена также в главе II ФЗ РФ № 7.

Ассоциации (союзы): определение, участники, особенности

Это добровольный союз лиц, организаций, предприятий, основанный на членстве, имеющий следующие особенности:

  1. Создается для представления, защиты разных общих (и профессиональных) интересов.
  2. Преследует общественно значимые цели, не противоречащие федеральному законодательству.

Порядок и размер субсидиарной ответственности ее членов определяет учредительная документация.

Автономные некоммерческие организации

АНО – некоммерческая структура, без членства, которая учреждается физлицами и юрлицами для предоставления услуг в разных сферах. Варианты создания АНО:

  1. Учреждение АНО на базе имущественных взносов, внесенных добровольно.
  2. В результате преобразования юрлица согласно применяемым нормам ФЗ РФ.

Учредители не отвечают по обязательствам АНО и пользуются ее услугами на одинаковых со всеми условиях. Для учредителей – РФ, ее субъектов, муниципалитетов – порядок участия устанавливают уполномоченные органы госвласти, местного самоуправления.

Частные учреждения

Данная некоммерческая структура учреждается собственником для осуществления некоммерческих функций. Чаще всего социально–культурных и управленческих. В качестве собственника может выступать физлицо либо юрлицо. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Вопросы, связанные с деятельностью частного учреждения, регулирует ГК РФ.

Бюджетные учреждения

Создаются РФ, ее субъектами, муниципалитетом для выполнения работ, предоставления услуг в различных сферах (науке, соцзащите, образовании и др.). Бюджетное учреждение:

  1. Обязано выполнять государственные (муниципальные) задания, исполнение которых субсидируется из средств бюджета РФ.
  2. Предоставляет гражданам, юрлицам на одинаковых условиях платные услуги по основной деятельности.
  3. Открывает счет в территориальном органе Казначейства либо финоргане субъекта РФ.

Собственником имущества бюджетников, которые принадлежит им на праве оперативного управления, является РФ, ее субъекты, муниципалитеты.

Государственные и муниципальные учреждения

Здесь речь идет об учреждениях, которые создает РФ, ее субъекты и муниципалитеты. Различают следующие их типы:

  • бюджетные;
  • казенные;
  • автономные.

Учредителями являются органы исполнительной власти федерального уровня либо субъекта РФ, а также местного самоуправления.

Некоммерческие партнерства

Это НКО, основанная на членстве и учрежденная физлицами либо юрлицами. Некоммерческое партнерство (НП) оказывает содействие в осуществлении деятельности ее членов, которая преследует цели, обозначенные в п. 2 ст. 2 ФЗ РФ № 7.

Члены НП при выходе либо исключении из его состава, а также при его ликвидации могут претендовать на часть имущества (его стоимость). Права членов расширяются с учетом норм законодательства, а определяются учредительной документацией.

Фонды

Фонд – некоммерческая структура, учреждаемая физлицами либо (и) юрлицами. Преследует исключительно общественно значимые и полезные цели. Не имеет членства, создается за счет добровольных взносов. Отличительные особенности:

  • отчеты о целевом использовании его имущества подлежат ежегодной публикации;
  • надзор за его деятельностью осуществляет попечительский совет;
  • ликвидация фонда производится судебным порядком.

Правовое регулирование его деятельности осуществляет федеральное законодательство о соответствующих фондах.

Государственные компании

Создаются для оказания госуслуг и выполнения других задач, связанных с использованием госимущества на базе доверительного управления. Основанием для их образования является ФЗ РФ. Не имеют членства.

Переданное в качестве взносов, а также приобретенное, созданное имущество признается собственностью компании. Ее деятельностью руководит высший орган управления, сформированный согласно предписаниям ФЗ РФ. Например, совет директоров.

Государственные предприятия

Госпредприятием является юрлицо, которым полностью либо в большей степени владеет государство. Создается, реорганизуется, ликвидируется согласно решениям уполномоченных госорганов. Выполняет те задачи, которые на них возложило государство.

За предприятием закрепляется имущество учредителя (собственника), на которое оно получает ограниченные вещные права. Данным имуществом предприятие отвечает только по собственным обязательствам, но никак не учредителя. Учредительный документ – устав, единоличный руководитель – директор, назначенный учредителем.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Речь идет об объединениях граждан и лиц, постоянно и законно проживающих в РФ, цель которых – удовлетворение нематериальных, духовных потребностей. Например, совместное исповедание, распространение веры. Члены подобных объединений:

  • утрачивают право на взносы и имущество, переданное в собственность организации;
  • не отвечают по ее обязательствам, как и, собственно, она по их обязательствам.

Правовое регулирование данных организаций осуществляет религиозное законодательство на федеральном уровне.

Казачьи общества

Казачье общество – самоорганизация граждан РФ, которые объединились для целей возрождения и защиты казачества, а также сохранения его культуры, образа жизни. Для него характерно:

Члены общества несут государственную либо другую службу. Переданное обществу имущество становится его собственностью.

Общины коренных малочисленных народов РФ

Общиной КМН является самоорганизация граждан, объединившихся с целью защиты исконной среды обитания, сохранения своих традиций по принципам:

  • кровнородственному;
  • территориально-соседскому.

Единый перечень КМН утвержден ПП РФ № 255 от 24.03.2000. Члены общины могут выходить из ее состава. При ее ликвидации они получают часть имущества общины либо компенсацию ее стоимости.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации — это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Примеры некоммерческих организаций

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Особенность некоммерческих организаций в России

Некоммерческая организация (сокращенно – НКО) создается для целей, обращенных на достижение общественных благ. Например, социальных либо благотворительных. Получение прибыли не является ее основной целью, а сама прибыль не полежит разделу, тем более среди участников. Данное определение содержит ст. 2 ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (акт. ред. от 02.12.2019).

Важно! НКО может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но при условии, что она предусмотрена уставом и способствует достижению поставленных целей, для которых создана НКО.

Список видов деятельности, которые может осуществлять НКО, ограничен. Все они являются социально-ориентированными и обозначены в ст. 31.1 ФЗ РФ № 7.

Чем занимаются НКО

  • Образовательная и просветительская деятельность.
  • Научные работы.
  • Проекты социального или благотворительного аспекта. Сюда может относиться организация помощи малоимущей категории граждан.
  • Политическая деятельность.

Что касается руководства подобными организациями некоммерческого масштаба, то управляющим может быть как гражданин РФ, так и зарубежный директор.

Важно! НКО имеют полное право вести деятельность, которая приносит доход. Но средства выручки должны быть направлены на установленные цели (прописанные в Уставе фирмы).

Также вопрос о доходах возникает, когда речь заходит о сотрудниках подобных предприятий. Ведь работать на безвозмездной основе вряд ли кто согласится. Поэтому работники НКО получают заработную плату также из доходов. И отсюда же берутся деньги на непосредственную деятельность — платы за аренду, расходы на содержание.

Регламентирующим участие НКО в экономических и других процессах страны законом является 7-ФЗ от 12 января 1996 года. Он же структурирует разновидности некоммерческих организаций и выделяет их отличия. И, если подобные фирмы организуются с законодательно установленными целями, а также соблюдают Устав, то в действительности могут привнести множество положительных факторов и решений в процессы как отечественного бизнеса, так и развития государства в целом.

Контролирующее ведомство для организаций некоммерческой направленности — Министерство юстиций.

Преимущества НКО

  • Часто имеет преимущество перед коммерческими организациями, когда речь идёт о сотрудничестве с государством.
  • Средства поступающие в НКО почти всегда не облагаются налогами.
  • Для фирм подобного род создаются специальные заказы, а также выделяются средства со стороны государственных органов на поддержку.
  • От государства НКО может получать и площади под конкретные цели. Как вариант — строительство в сфере спорта.
  • Спонсоры, вливающие финансы в подобные фирмы могут рассчитывать на социальные вычеты в налоговом процессе.
  • Под НКО выделяются гранды и назначаются стипендии, что также активно используется для реализации поставленных перед НКО целей.
  • Особенности некоммерческих организаций
  • Нет собственника, поэтому имущество находится в ведомстве собственно компании.
  • Руководитель (должность может зваться как угодно — председатель, директор и так далее) выбирается путём голосования действующих членов НКО.
  • Все члены организации равны, ни у кого нет возможности ограничивать одного по сравнению с другим в рамках организации.

Виды НКО

Основное деление подразумевает

Место регистрации предприятия — либо ФСН, либо Минюст. То есть то ведомство, куда подаётся регистрационный пакет документации и где фиксируются положения Устава фирмы.

Членское основание НКО. Здесь стоит остановиться подробнее. Если вы — основатель НКО, то проект по сути — ваш. Вы его патронируете. Но основанная на членстве, НКО подразумевает, что развиваться фирма, и реализовываться её проекты будут непосредственно силами и возможностями равных членов коллектива. То есть говорить о том, что проект будет и дальше ваш — уже нельзя. Единственный способ этого добиться — быть лидером этого коллектива и сохранять авторитетную позицию с мнением, к которому будет прислушиваться абсолютное большинство работников.

1. Если компания регистрируется в министерстве юстиций и основана она на членстве, то выделяют:

  • Автономные некоммерческие организации (АНО).
  • Фонды.
  • Учреждения.

2. Если НКО основана не на членстве, то выделяются:

  • Общественные организации.
  • Ассоциации.
  • Союзы.
  • Адвокатские образования.
  • Казачьи общества.

3. Если место регистрации НКО — Федеральная налоговая служба, а сама она основана на членстве, то выделяют:

  • Садовое некоммерческое товарищество
  • Потребительский кооператив.
  • ТСЖ — товарищество собственников жилья.

4. Если НКО регистрировалась в ФСН, а основана она на членстве, то бывают:

  • Государственные учреждения.
  • Казённые учреждения.
  • Муниципальные учреждения.

Если НКО уже образована по конкретной форме, то менять её почти не имеет смысла, обычно это невыполнимая задача. А если есть потребность, то просто создаётся новая организация с нужной формой.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Социальные ориентированные некоммерческие организации — СО НКО

Такие НКО могут быть созданы на основе:

  • Религиозных организаций
  • Общественных организаций

Важно! Госорганы и политические организации не имеют права на получение статуса СО НКО.

На данный момент на территории РФ СО НКО участвуют в общественном процессе и влияют на развитие общества в целом. Регламентируется их работа законом «О некоммерческих организациях».

Направления деятельности СО НКО

  • Разрешение вопросов общественного и соц. Характера.
  • Подготовка населения к избежанию несчастных случаев и регулировка поведения в случае катастроф.
  • Соц.помощь.
  • Помощь беженцам.
  • Юридические консультации.
  • Природо-охранные мероприятия .
  • Защита прав граждан.
  • Охрана объектов культурного населения.
  • Благотворительность.
  • Формирование негативного отношения к коррупции.
  • Развитие культурного, общественного, социального, научного характера общества.
  • Мероприятия, нацеленные на психологическую поддержку.
  • Создание должного уровня патриотизма.
  • Международные отношения.
  • Социальная поддержка мигрантов.
  • Спасательно-поисковые работы.

Это только небольшой перечень всех возможных направлений, в которых может принять участие СО НКО.

Основные цели СО НКО

  • Защита прав и свобод человека.
  • Развитие спорта и пропаганда ЗОЖ.
  • Забота о нематериальных нуждах граждан.
  • Контроль законопроектов.

Факторы, которые могут привлечь население к работе с СО НКО

  • Доверие. Основной фактор, без которого не может идти и речи о привлечении интереса и внимания.
  • Репутация. Отзывы являются лучшим способом правильной рекламы НКО.
  • Результат. Если общество видит, что организация добилась того или иного результата, то найдётся и отклик.

Этапы регистрации НКО в России

До того, как пройти регистрацию в Минюсте, необходимо выбрать название НКО, определиться с ее юрадресом и подготовить как минимум:

  • устав;
  • протокол (решение);
  • заявление;
  • подтверждение юрадреса;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

При электронной подаче госпошлина не взимается.

В каких случаях открывать НКО выгодно

Выгода становится очевидной тогда, когда деятельность, от которой НКО получает доход, полностью отвечает тем целям, ради которых создана НКО. Поэтому прибыль должна идти на развитие организации. Извлекая доход из определенной деятельности, НКО может пользоваться налоговыми и другими льготами.

Все, что требуется от заявителя при регистрации НКО – правильно сформировать пакет документов. При совершении ошибок, погрешностей период регистрации может затянуться, а вся выгода «сойти на нет».

В чем заключается преимущество НКО

Основные преимущества НКО перед коммерческими структурами:

  • зачастую полное освобождение от налогов (при бюджетных поступлениях, пожертвованиях);
  • вычет по НДФЛ для физлиц, оказывающих финансовую поддержку;
  • возможность использования «упрощенки»;
  • участие в грантах, получение господдержки;
  • получение площадей от государства для осуществления своих целей.

Какие могут быть сложности при открытии НКО

Большая часть нюансов связана с правильной подготовкой и оформлением документов. При открытии НКО важно учесть следующие сложности:

  • для разных форм НКО понадобятся разные документы;
  • нельзя распределять полученный доход между участниками;
  • все документы проходят тщательную проверку в Минюсте;
  • при наличии ошибок документы возвращаются, а заявителю отказывают в регистрации.

Важно! Все действия НКО должны соответствовать целям, заявленным ей изначально.

В какой срок НКО будет зарегистрирована

Регистрация НКО может занять от 1,5 до 8 месяцев. В этот период входит:

  1. Подача документов в Минюст (день).
  2. Проведение правовой экспертизы регистрируемой НКО и принятие решения по документам в Минюсте (до 3 недель).
  3. Отправка документов из Минюста в ИФНС (около недели)
  4. Проверка их в ИФНС (около недели) и отправка документов обратно в Минюст.
  5. Оформление свидетельства о регистрации НКО и выдача готовых документов заявителю в Минюсте (до 3 недель).

После этого остается: при необходимости изготовить печать, обязательно получить коды статистики и открыть расчетный счет.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.

Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.

Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.

Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).

Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:

  • утверждение (изменение) устава НКО;
  • образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
  • утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
  • образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
  • принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.

Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.

Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.

Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.

Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций

Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.

Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).

Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.

Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:

  1. имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
  2. имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
  3. имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  4. имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).

Регистрация некоммерческой организации

Согласно общему правилу НКО, являясь юридическими лицами, считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация НКО осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, с учетом особенностей, определяемых специальными федеральными законами об отдельных видах юридических лиц.

Согласно ст. 2 указанного ФЗ, Положению о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 функции регистрирующего органа возложены на ФНС РФ.

Так, например, согласно ст. 12 указанного ФЗ для государственной регистрации НКО в регистрирующий орган представляются:

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. решение о создании НКО;
  3. учредительные документы НКО;
  4. в случае, если учредителем НК является НКО – выписка из реестра иностранных юридических лиц, либо иной документ, подтверждающий статус иностранного учредителя;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно пдп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 4 000 рублей. При этом, размер государственной пошлины для регистрации политических партий, их региональных отделений составляет 3 500 рублей, а для регистрации общероссийских организаций инвалидов и их подразделений (отделений) – 1 400 рублей.

Как указывалось выше, законами об отдельных видах НКО предусматриваются особенности их государственной регистрации.

Так, например, согласно п. 5 ст. 136 ЖК РФ при государственной регистрации товариществ собственников жилья в регистрирующий орган представляются, помимо прочего, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании за принятие решения о создании ТСЖ, а также о принадлежащих указанным лицам долях в праве на общее имущество в многоквартирном доме.

Порядок действий органов ФНС РФ при регистрации юридических лиц определен Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2016 № 169н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *