Основное и вспомогательное производство

1.2 Основное и вспомогательное производство

В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомобильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомобилей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

Вспомогательный ПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомогательный процесс на автомобильном предприятии включает изготовление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудования.

Обслуживающий ПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создается. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.

1.3 Организация технологического процесса по выпуску основной продукции предприятия

Организация производства охватывает все звенья – от групп отраслей и подотраслей народного хозяйства до рабочего места.

В рамках крупного машиностроительного предприятия можно выделить три уровня организации производства:

1. Организация процесса на рабочем месте состоит в четком сочетании элементов процесса труда. Для одностаночного рабочего места организация производства должна обеспечить рациональное соответствие основных параметров станка, используемого инструмента, уровня квалификации рабочего, особенностей используемых материалов и выполняемых работ.

При комплексном рабочем месте организация производства характеризуется, прежде всего, четким проектированием системы обслуживания, порядка загрузки (запуска) и съема готовой продукции, обоснованием рациональных изменений режимов эксплуатации агрегата.

2. Внутрицеховая организация производства обеспечивает сочетание ПП, протекающих на рабочих местах, которые входят в одну стадию технологического процесса или в один частный ПП. Организационно такая стадия производства может быть оформлена как участок и цех.

3. Межцеховая организация производства включает проведение мероприятий производство пространственному и временному сочетанию крупных стадий ПП. Каждая из таких стадий – достаточно законченный процесс.

Основываясь на содержании и направлениях организации производства, можно сформулировать ее основные задачи:

— выбор наиболее совершенных вещественных элементов ПП;

— обеспечение их полного использования и рационального пространственного и временного сочетания;

— экономия живого труда;

— повышение качества продукции.

Высшей формой организации производства являются автоматические поточные линии, которые представляют собой совокупность машин, которые в определенной последовательности автоматически выполняют технологические операции производства по изготовлению продукции.

Экономическая эффективность автоматических поточных линий состоит в резком повышении производительности труда и качества продукции, значительном снижении себестоимости и улучшении других показателей, а также в облегчении труда рабочих, функции которых сводятся к управлению машинами.

1.4 Управление технологическим процессом в производстве

Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определенного предприятия. А также от способа построения функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчиняются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объемах производства, хотя она широко применялась в прошлом на всех предприятиях в «застойные» времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производствомеханизации и автоматизации производственного процесса, производствовнедрению новой техники, осуществляет меры производствоохране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в крупном цехе создаются:

— техническое бюро, занимающееся совершенствованием технологических процессов производства, оказанием помощи участкам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины.

-производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее оперативно-производственное планирование и управление производственным процессом;

— группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудованием и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер — непосредственный организатор процесса производства в своем подразделении. Он имеет право принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, освобождать лишних рабочих, присваивать тарифные разряды рабочим, премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан обеспечивать выполнение работ, стоящих перед участком, предупреждать брак в производстве, обеспечивать экономное использование сырья и материалов, обеспечивать строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ – интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

2. Проект организации механического цеха

2.1 Расчет производственной программы

Определение производственной программы механического цеха происходит исходя из потребностей сборочного цеха, поставок по кооперации и количества деталей, используемых в качестве запасных частей. Коэффициент, учитывающий поставку по кооперации, принимаем равным 1,2 (Кп). Коэффициент, учитывающий количество деталей, используемых в качестве запасных частей к выпускаемым машинам – 1,3 (Кз).

Производственную программу для каждого изделия определим по формуле:

Ni =N·Kп·Kз (2.1)

где N — программа выпуска n-го изделия за расчетный период, шт.

Nи=75350·1,2·1,3=117546 (шт.);

Nж=60350·1,2·1,3=94146 (шт.);

Nз=45750·1,2·1,3=71370 (шт.).

Информация о работе «Разработка проекта организации механического цеха» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 52742
Количество таблиц: 21
Количество изображений: 3

Похожие работы

45153 16 0 124039 16 9

… , то установка на подстанции компенсирующих устройств экономически оправдана. 3.9 Основные технико-экономические показатели системы электроснабжения механического цеха Основные технико-экономические показатели системы электроснабжения цеха приводятся в таблице 3.8. Таблица 3.8 – Основные технико-экономические показатели Показатель Количественное значение Численность промышленно- …

36481 9 1

… участков исходя из количества производственного оборудования и удельной площади, приходящейся на единицу производственного оборудования. Для расчета воспользуемся показателями удельных площадей механических цехов, приведенными в . Результаты расчетов сведем в таблицу 2. Таблица 2 – Расчет площади цеха Наименование оборудования Удельная площадь на единицу производственного …

172519 51 14

… в металлопластиковых каркасах, металлические (противопожарные). Заполнение оконных проемов – остекленные витражи из легких металлоконструкций, деревянные и металлопластиковые. В здании молодежного кафе высшей категории на 85 посадочных мест проектом предусмотрены размещение следующих помещений согласно СНиП II – Л, 8 – 71 «Предприятия общественного питания»: Рестораны в городах и поселках …

Организация промышленного предприятия в пространстве и принципы его построения

На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия. Пространственное расположение производств, цехов и хозяйств на территории предприятия осуществляется по генеральному плану предприятия, разрабатываемому при его создании. Под генеральным планом понимается пространственное расположение всех цехов и служб, а также транспортных путей на территории предприятия.

Генеральный план предприятия представляет собой графическое изображение его территории со всеми зданиями, сооружениями, коммуникациями, путями сообщения и другими сообщениями, привязанными к определенной территории (местности).

При разработке генерального плана обеспечивается прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса. Службы и цехи, связанные между собой, должны располагаться в непосредственной близости.

На предприятиях генеральный план представлен обычно в двух видах: проектируемый и фактический.

Требованиями, соблюдаемыми при разработке генерального плана, являются:

  • Обеспечение прямоточности предметов труда при перемещении из одного подразделения в другое без встречных потоков. Это требование реализуется при размещении цехов к порядке последовательности технологического процесса (заготовительные — обрабатывающие — сборочные). Склады сырья и материалов располагаются со стороны ввоза грузов в непосредственной близости от заготовительных цехов, а склады готовой продукции — со стороны вывоза у сборочных цехов;
  • Преобладающее перемещение грузов технологическим транспортом. Это обеспечивает надежность и снижение издержек на перемещение предметов труда по сравнению с транспортом общего пользования;
  • Сокращение протяженности энергетических коммуникаций (электросети, паро-, водо- и газопровода);
  • Непересечение путей следования работников на работу и с нее с путями сообщения и коммуникациями и цехами. Это достигается путем сооружения соответствующих переходов;
  • Выделение в особые группы цехов с однородным характером производства (блокировка цехов). Создание отдельных зон энергетических, горячих, холодных цехов и общезаводских служб позволяет создать нормальные санитарно-гигиенические условия труда;
  • Учет направления господствующих ветров (розы ветров). Цехи с вредными выделениями (пар, пыль, газ) в атмосферу необходимо располагать с подветренной стороны. Это снизит общую загазованность территории предприятия и положительно скажется на сохранности оборудования в цехах;
  • Учет характера технологических процессов, расположенных рядом, например несовместимо расположение рядом кузнечно-прессового и инструментального или механического цехов из-за вибрации и сотрясения почвы;
  • Учет рельефа местности, расположения железнодорожных путей, жилых поселков при разработке генерального плана.

Показателями эффективности разработки генерального плана являются размер (площадь) территории предприятия, протяженность коммуникаций, степень застройки территории. Чем меньше эти показатели в расчете на единицу продукции, тем более удачна компоновка.

Кроме того, важными показателями рациональной планировки предприятия являются обеспечение нормальных санитарно-гигиенических и производственных условий, наличие резервной площади для расширения предприятия, эстетически выразительный архитектурный облик корпусов и служебных помещений.

Организация энергетического хозяйства предприятия

Задачи энергетического хозяйства предприятия:
— обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии;
— наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии;
— снижение издержек на потребляемые виды энергий.

В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба. Это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, газы (природный газ, углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционирования воздуха.

Примерная структура энергетической службы приведена на рис.

Рис. 9.3. Структура энергетической службы предприятия

Функции энергетической службы предприятия:
— разработка нормативов, касающихся энергетической службы;
— планирование потребности во всех видах энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия;
— планирование ППР оборудования;
— планирование потребности в запчастях;
— организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии;
— оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии;
— организация ремонтных работ оборудования;
— разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей);
— организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи;
— контроль за качеством ремонтных работ;
— организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного энергетического оборудования;
— надзор за правилами эксплуатации оборудования;
— контроль за расходами всех видов энергии.

Расчет потребности в энергии и энергетический баланс предприятия

Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.

Кроме расхода энергии на производственные цели, учитываются ее затраты на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери энергии в заводских сетях. Потребность в технологической энергии рассчитывается исходя из норм расхода по операциям или видам оборудования.

Организация транспортного хозяйства предприятия

Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Классификация транспортных средств предприятий

Признак

Характеристика

1. Зона применения

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:
— железными дорогами;
— аэропортами;
— речными и морскими портами и др. предприятиями

1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):
— межцеховой транспорт;
— внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);
— межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного средства

2.1. Колесный транспорт:
— железнодорожный;
— автомобильный;
— автопогрузчики;
— электротранспорт.
2.2. Транспортные конвейеры.
2.3. Монорельсовые дороги.
2.4. Трубопроводный транспорт.
2.5. Пневмотранспорт.
2.6. Роботы

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.

Рис. 9.4. Структура транспортной службы предприятия

Функции транспортной службы предприятия:
— разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
— планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
— планирование ППР транспортных средств;
— планирование потребности в запчастях и их приобретения;
— оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
— обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
— организация осмотров и ремонта транспортных средств;
— организация безопасности движения;
— организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
— организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток — количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:
— видов перемещаемых грузов;
— пунктов отправления и доставки;
— расстояний между пунктами;
— объемов перемещаемых грузов;
— частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки — перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк — величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Рис. 9.5. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
— механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
— применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
— внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
— специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
— организация контейнерных перевозок;
— внедрение автоматизированных систем управления транспортом.

Организация складского хозяйства предприятия

Задачи складского хозяйства

Основными задачами складского хозяйства являются:
— организация надлежащего хранения материальных ценностей;
— бесперебойное обслуживание производственного процесса;
— отгрузка готовой продукции.

Структура складского хозяйства (рис. 9.6) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.

Функции подразделений складского хозяйства:
— планирование работ;
— приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
— организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
— постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
— своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.; создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
— строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических изделий, химикатов и т.п.);
— комплектование готовой продукции, ее консервация, упаковка подготовка отгрузочной документации и отгрузка.

Рис. 9.6. Структура складского хозяйства

Механизация и автоматизация складских работ — основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад — это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т.д.

Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.

В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.

Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)

Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС (ОМТС). Задача ОМТС — бесперебойное материальное обеспечение производства в соответствии с планом выпуска продукции. Структура ОМТС показана на рис. 9.7.

Рис. 9.7. Структура службы МТС предприятия

Основные функции ОМТС:
— разработка нормативов запасов материальных ресурсов;
— планирование потребности в материальных ресурсах и в увязка ее с планом производства и нормативами запасов;
— поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен, условий платежей и поставок, транспортно- заготовительных расходов и т.д.;
— заключение договоров на поставки;
— организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и оперативное регулирование выполнения договоров поставок;
— организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;
— оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными ресурсами;
— учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;
— надзор за рациональным использованием материалов в производстве.

Планирование МТС. План материально-технического снабжения — это совокупность расчетных документов, в которых обоснована потребность предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС.

План МТС разрабатывается с учетом:
— производственной программы;
— нормативов запасов материальных ресурсов;
— норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
— планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;
— остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
— установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
— цен на все виды материально-технических ресурсов.

Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется по формуле

где Qi — объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
ni — норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур. ед.);
m — количество наименований изделий.

Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле

где Zн.з — норма запаса материала;
Zм.ф — фактическое наличие материалов на предприятии;
Gм.н.п — необходимое количество материалов для изменения незавершенного производства;
Gм.экс — потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.

Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
— основное производство, включая производство комплектующих изделий и запасных частей;
— изготовление технологической оснастки и инструмента;
— изготовление нестандартного оборудования и модернизация оборудования;
— проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления опытных образцов и экспериментальных работ);
— реконструкцию цехов, участков;
— ремонтно-эксплуатационные нужды;
— капитальное строительство;
— работы социально-культурной и бытовой сфер;
— создание запасов.

Складское хозяйство

Оно включает склады, специализированные по видам материальных ресурсов, организованные на основании требований, предъявляемых к хранению и переработке последних.

Склад – это производственное помещение или площадь, которые предназначены для краткосрочного или длительного размещения и хранения материальных ценностей, запасов сырья, полуфабрикатов и материалов, а также для выполнения операций по подготовке вышеперечисленного к производству.

Склады бывают производственные, снабженческие, цеховые, общезаводские, сбытовые, универсальные и специализированные, открытые, полузакрытые и закрытые.

При организации складского вспомогательного производства следует определить размеры складов и их количество, их расположение, избрать наиболее рациональные виды складского инвентаря и оборудования в каждом конкретном случае.

Рассчитывая площадь складских помещений, нужно учитывать не только «полезную» территорию, предназначенную для непосредственного хранения сырья или готовой продукции, но и площадь проездов, проходов, зон сортировки и отпуска товаров или сырья, погрузки и разгрузки.

Документальное оформление услуг вспомогательных производств

Все работы и услуги, предоставляемые вспомогательными производствами, оформляются следующими документами:

  • акты приема-сдачи объектов, которые были отремонтированы;
  • накладные – отображают количество изготовленных и сданных на склад инструментов, инвентаря;
  • путевые листы – отражают объемы и маршрут перевозок транспортного хозяйства;
  • справки, выписанные главным технологом или механиком – отражают объем работ и предоставленных простым производством услуг.

Услуги, которые были оказаны вспомогательными цехами друг другу, называют встречными. Они оцениваются в учете по плановой себестоимости. Услуги, которые были оказаны основным потребителям, оценивают по фактической цеховой себестоимости.

Учет затрат вспомогательных производств транспортного хозяйства

Для учета затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией автотранспорта, используют субсчет «Автомобильный транспорт» счета 23. Выделяют следующие статьи затрат:

  • оплата с труда с учетом социальных отчислений;
  • амортизация основных средств;
  • организация производства;
  • работы и услуги;
  • платежи по кредитам;
  • другие затраты.

В оплате труда учитывают зарплату не только водителей, но и работников, которые обслуживают автотранспорт, включая резерв на отпуска. Сюда же относят различные отчисления в государственные фонды. Расходы вспомогательного производства, связанные с ремонтом автотранспорта и сопутствующего оборудования, отражаются в статье «Амортизация основных средств». Статья «Работы и услуги» отражает затраты, связанные с выполненными для автомобильного хозяйства работами и услугами других вспомогательных производств и сторонних организаций.

В статье «Организация производства и управления» учитывают затраты на содержание персонала гаража и других общегаражных расходов. «Платежи по кредитам» отражают затраты, связанные с уплатой процентов по кредиту на нужды транспортного хозяйства. «Прочие затраты» показывают списание инвентаря и малоценного оборудования, не вошедших в предыдущие статьи.

Вспомогательное оборудование – товары, нс участвующие в производственном процессе, но способствующие ему. Так, например, к вспомогательному оборудованию относят оборудование, занятое на выполнении таких вспомогательных операций, как перевозка, упаковка. Погрузчики, оргтехника, контрольно-измерительное оборудование, которое используется на разных стадиях производственного процесса, также может рассматриваться предприятиями как вспомогательное оборудование (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Офисная оргтехника как вспомогательное оборудование компании

К основным характеристикам вспомогательного оборудования можно отнести следующие:

  • • стоимость существенно ниже основного оборудования компании;
  • • более стандартизовано, чем универсальное, с точки зрения его применения во многих отраслях народного хозяйства;
  • • спрос носит более широкий географический характер и требует создания широкой региональной сбытовой сети с большим количеством торговых представительств;
  • • при закупке нс требуется тесных контактов с поставщиком.

Вся совокупность товаров краткосрочного пользования, которые способствуют производству или управлению производством конечного продукта относится к вспомогательным материалам. Различаются два вида вспомогательных материалов: рабочие материалы и материалы для технического обслуживания и ремонта. Так, например, канцелярские принадлежности (бумага, скрепки, карандаши и т.д.), смазочные масла для индустриальных машин относятся к первому виду – рабочие материалы. Вторая подгруппа, материалы для технического обслуживания и ремонта, может включать в себя гвозди, лаки, краски для ремонта оборудования, моющие средства.

Вспомогательные материалы приобретаются так же, как потребительские товары повседневного спроса, – регулярно и с минимальными усилиями при выборе. Производители обычно реализуют такие продукты через посредников, так как цена товарной единицы невелика, а географически разрозненных потребителей достаточно много. Вспомогательные материалы достаточно стандартизированы, предпочтения определенным торговым маркам незначительны, поэтому большое значение имеют цена и сервис. Вспомогательное оборудование и материалы нс присутствуют в готовом изделии.

Практический пример

Несмотря на то что вспомогательные материалы по определению не участвуют в производственном процессе и не присутствуют в готовом продукте, часть из них может оказывать непосредственное влияние на производство и поэтому являться основными. Здесь в качестве примера можно привести химическое производство и широкое применение в нем катализаторов. Они широко используются при переработке нефти, получении различных продуктов, создании новых материалов (например, пластмасс).

При планировании стратегии маркетинга вспомогательного оборудования и материалов как продуктов производственного назначения упор надо делать на доступность, простоту заказа, оперативность приобретения и низкую цену. Распространяются они, как правило, через посредников, так как рынок их сбыта географически распылен, а объемы заказов невелики. Эти товары в большинстве случаев стандартизированы, предпочтение маркам выражено слабо. В продвижении используется весь комплекс стимулирования.

  • URL: yandex.ru/images.
  • Характеризуя материалы, следует отметить, что всю их совокупность можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы полностью участвуют в процессе производства и входят в готовое изделие.
  • Примерно 90% объема современного химического производства основано на каталитических процессах.

Решаемые задачи

К основным задачам, которые решает вспомогательное производство, можно отнести следующие:

  • обеспечение предприятия различными видами необходимой энергии (газ, пар, электричество);
  • ремонт и изготовление тары, специнструментов, технологической оснастки;
  • ремонт и настройка механического и электрооборудования, транспортных механизмов, а также контрольно-измерительных приборов;
  • уход за оборудованием, контроль над его использованием и сохранностью;
  • ремонт хозяйственного инвентаря, сооружений и зданий;
  • прием, хранение, выдача материалов, сырья, полуфабрикатов, инструментов, инвентаря.

Структура вспомогательного хозяйства

Вспомогательное производство состоит из следующих элементов:

  • обслуживающее хозяйство (склады, транспорт и прочее), службы в основных цехах;
  • вспомогательные цеха (энергетические, ремонтно-механические, инструментальные) в зависимости от характера отраслей промышленности;
  • регламентирование погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций.

Повышение производительности труда является важным фактором, способствующим росту эффективности всего производственного процесса. Работники, которые обслуживают вспомогательное производство, относятся к вспомогательным рабочим. Практически на всех крупных предприятиях имеется комплекс участков, служб и цехов вспомогательного хозяйства. Основное и вспомогательное производство соотносимы по своим размерам и специфике отрасли промышленности.

Ремонтное хозяйство

Это совокупность производственных подразделений, которые осуществляют мероприятия по контролю за состоянием оборудования, уходу за ним и своевременному ремонту.

Ремонтное вспомогательное производство на крупных предприятиях может включать следующие подразделения:

  • электроремонтный цех;
  • ремонтно-механический цех;
  • ремонтно-строительный цех;
  • участок, на котором выполняется ремонт санитарно-технического оборудования.

В основе процесса ремонта технологического оборудования на предприятии лежат следующие системы:

1. Системы ППР (планово-предупредительного ремонта) – ряд запланированных организационных и технических мероприятий по уходу, ремонту и надзору за оборудованием, направленные на предотвращение его преждевременного износа и предупреждение возникновения аварий. Сюда же относится и модернизация оборудования, происходящая при его ремонте.

2. Системы ремонта, основанные на результатах технической диагностики. Любой вид ремонта выполняется лишь после проведения объективной оценки технологического состояния оборудования.

В комплексе эти системы помогают существенно снизить затраты вспомогательного производства.

Инструментальное хозяйство

Инструмент (технологическая оснастка) — это любые виды измерительного, режущего и сборочного инструмента, пресс-формы, штампы и разнообразные приспособления. Совокупность подразделений, которые отвечают за приобретение, проектирование, изготовление, восстановление и ремонт технологической оснастки, а также выполняют ее учет, хранение и выдачу на рабочие места, называется инструментальным хозяйством. Оно включает в себя следующие структуры:

  • инструментальный отдел – обеспечивает поставки приспособлений и инструментов, а также их проектирование;
  • инструментальный цех – изготавливает, ремонтирует и восстанавливает специальную оснастку и инструмент;
  • центральный инструментальный склад – производит учет, хранение и выдачу оснастки и инструмента;
  • цеховые кладовые – предназначены для обеспечения рабочих тех или иных цехов инструментом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *