Основные понятия менеджмента

Тема 1. Методологические аспекты менеджмента

1.1. Сущность и содержание менеджмента

1.2. Научные школы менеджмента

1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента

Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент — управление в условиях рынка, рыночной экономики — означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретные
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;

постоянное стремление к повышению эффективности производства,
получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия
решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния
рынка;

выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

необходимость использования современной информационной базы
проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив отчасти такие термины, как «управление», «управленческая деятельное «руководитель», «директор».

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», eго синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управ­ления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-эконо­мическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования, хотя в последнее время его стали применять в США и в отно­шении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не пе­реводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управ­лению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используют­ся другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управ­ления — «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» (business management), что подчерки­вает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входя­щие в его определение положения.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельностипред­полагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы, в кото­рой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, ра­ботая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производитель­ный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного про­изводства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, эконо­мистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профес­сиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-ме­неджера и в качестве объекта — хозяйственной деятельности фирмы в целом или ее конкретной сферы (производства, сбыта, финансов, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением масштабов предприятий, сложностью технологии, необходимостью владения управленчески­ми навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организа­ционным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются про­фессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений..

К менеджеру предъявляются определенные требования

Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:

Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения при­были (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельно­сти. Менеджмент охватывает деятельность не только промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транс­портных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Подхозяйственной деятельностьюв определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве,
транспорте, банковском деле, страховом деле и др.);

в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производстве, сбыте, фи­нансах), если она направлена на получение прибыли как конечного ре­зультата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Содержание хозяйственной деятельности фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологи­ческого цикла в целом: внедрении результатов НИОКР в производство; разработке и совершенствовании технологии производства; обеспечении требуемого уровня качества продукции; осуществлении коммерческих операций; проведении опера­ций товародвижения; осуществлении всех видов расчетов; обеспечении техниче­ского обслуживания продукции; материально-техническом снабжении процесса производства; обеспечении финансовыми ресурсами; обеспечении персоналом.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны преж­де всего с изменениями в характере собственности и с процессами делегирования (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собст­венникам или коллективам собственников.

Определение целей деятельности фирмына ближайшую и дальнюю перспекти­вы (management by objectives) — это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели об­щие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в це­лом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсовпредполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуще­ствляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работни­ков фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе со­ответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который на­правлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социаль­но-экономических, технологических, социально-психологических задач, возни­кающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифир­менного управления; управления производством; управления персоналом.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Что такое менеджмент

Слово «менеджмент» в переводе с английского языка означает «умение руководить»,

Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач.

Несложно догадаться, что поставленными целями считается – увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности и прочее. Успешное существование предприятия в современных рыночных условиях, говорит о том что его руководитель в полной мере понимает суть менеджмента.

Понятие «менеджмент» включает в себя:

  • Умение управлять. Важно наметить путь развития компании, разработать конкретные задачи, и найти способы их выполнения;
  • Контроль над выполнением задач. Он может быть осуществлен в виде назначения на должность и наделением определенного круга обязанностей, мотивация и наказание сотрудников за выполненную работу, направление их действий, запрос отчетов о проделанной работе и прочее;
  • Умение организовать и сплотить коллектив;
  • Уметь правильно распределять и выявлять важность как человеческих, так и материальных ресурсов;
  • Постоянное изучение рынка и его прогнозирование, умение быстро принимать решения, причем их результатом должны стать – минимум затрат, максимум выгоды.

Важно понимать тот факт, что успешный руководитель в процессе своей работы всегда должен принимать решения исходя из интересов человеческих взаимоотношений. Например, если область его деятельности – продажи, то в первую очередь должны быть учтены интересы клиента, а не компании. Только построение доверительных отношений поможет и клиенту и компании получить максимум выгоды от совместной работы.

Функции менеджмента

Для того чтобы в полной мере понять всю важность владения искусством управления предприятием, достаточно подробно изучить функции менеджмента.

К ним относятся:

  • Нацеленность на результат. Достигнуть максимальной выгоды в процессе деятельности предприятия позволит правильная постановка задач. Именно этот способ позволит выбрать стратегию развития и ориентировать деятельность работников. Процесс достижения поставленных целей поможет руководителю сформировать корпоративный дух.
  • Планирование. Каждое предприятие имеет свои цели. Для того чтобы их достичь руководителю необходимо определить круг требующихся ресурсов. В качестве них могут выступать как материальные затраты, так и наличие работников, обладающих определенными знаниями. Цель функции планирования заключается в том, чтобы заблаговременно позаботиться о наличии всего необходимого. К этой же функции можно отнести разработку способов для достижения наилучшего результата. Например, для увеличения количества продаж, руководителю нужно определить каким способом этого достичь. Очевидно, что его решением станет выпуск рекламной продукции и проведение маркетинговых мероприятий. Эти шаги хотя и считаются результативными, но требуют определенных денежных затрат, а также служащих, которые будут проводить промоакции.
  • Организация деятельности. К этой функции относится распределение заданий между работниками. Управленцу необходимо организовать деятельность таким образом, при которой несмотря на то, что каждый из служащих выполняет свою часть работы, в целом их труд должен получиться совместным. Также требуется разработать критерии, по которым будет оцениваться выполненная работа.
  • Контроль. Эта функция считается одной из самых главных. Продиктовано это тем, что только наличие постоянного контроля сможет привести предприятие к намеченной цели. В контроле нуждается любая сфера деятельности на предприятии. Будь то соблюдение регламента, поставка сырья или качество выполненных работ и т. д. Руководителю необходимо постоянно анализировать эффективность труда работников. Этот процесс поможет определить какие решения были верными, а какие не принесли ожидаемых результатов.
  • Координация. Эта функция является дополнительной, хотя и не менее важна чем остальные. Она отвечает за согласованность в работе всех составляющих звеньев. После того как работа поделена на отделы, необходимо собрать все звенья цепи в одно целое. Несмотря на то что на предприятии существует множество различных подразделений, все они нуждаются в тесном диалоге с руководителем. Задача успешного менеджера заключается в налаживании такого процесса. Подобным путем выявляются все погрешности в работе и устраняются имеющиеся помехи своевременно. Координация осуществляется путем собраний, совещаний либо составления планов.
  • Поощрение сотрудников или мотивация. Успешный менеджер знает, что если мотивировать работу сотрудников, в том числе и материально, то это позволит повысить производительность труда. Работа служащего должна быть основана не только на личных интересах, но и в интересах организации. Мотивировать коллектив можно не только с помощью денежных выплат, это могут быть грамоты, награды, поддержание корпоративного духа и прочее.

Методы менеджмента

Исходя из наличия функций менеджмента можно выявить его основные методы:

  1. Экономические. Методы, относящиеся к данной сфере, позволяют компании «выжить» в современных рыночных условиях, а также разрешить материальные отношения внутри организации.
  2. Административные. Методы данной группы позволяют осуществлять контроль, планирование, устанавливать ответственность за нарушение регламента предприятия.
  3. Социально-психологические. Эти методы направлены на построение отношений как внутри коллектива, так и с партнерами. Важно помнить, что взаимоотношения должны строиться на доверии. Достигнуть этого несложно, главное, не забывать про поощрительные меры.

В ходе осуществления управленческой деятельности на предприятии, руководитель использует сочетание всех указанных методов в зависимости от конкретной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *