Особенности олигополистического рынка

Олигополия — это рыночная структура, в которой доминируют несколько фирм, каждая из которых обладает настолько большую долей рынка, что любое изменение объема производства одной фирмы изменяет рыночную цену и прибыль других фирм.

Член олигополии называется олигополистом.

Реальные примеры олигополий можно наблюдать в сфере производства микропроцессоров, персональных компьютеров, авиакомпаний, табачных изделий, фармацевтических препаратов, безалкогольных напитков, операционных систем и ряда прочих.

Олигополия только двух фирм называется дуополией (например, Intel и AMD в случае с микропроцессорами). Точно так же олигополия трех фирм называется триполией (к примеру, Microsoft, Nintendo и Sony в случае с игровыми консолями).

Характеристики

Мы определили олигополию как рыночную структуру, в которой каждая фирма обладает определенной рыночной властью, но есть и другие важные особенности олигополии:

  1. Присутствие значительных барьеров для входа, таких как высокая потребность в инвестициях из-за высокого минимально эффективного масштаба (из-за увеличения эффекта масштаба), контроль над критическими природными ресурсами (такими как нефть, ртуть) и так далее;
  2. Продаваемый продукт может быть дифференцированным (например, автомобили) или стандартизированным (например, сталь, сырая нефть, медь);
  3. Существует стимул для фирм вступать в сговор и создавать картели, потому что они знают, что ценовая война — это игра с нулевой суммой и что картелизация может увеличить прибыль олигополии до уровня монополии;
  4. Жесткость цен, потому что фирмы боятся, что любое изменение цен вызовет ценовую войну.

Коэффициент концентрации и ИХХ

Олигополию иногда определяют как рынок с небольшим числом фирм. Но это определение предполагает, что многие нишевые производители не являются частью рынка.

Например, Rogers, Bell и Telus являются крупнейшими операторами мобильной связи в Канаде, но есть и много более мелких региональных фирм.

Вот почему вместо того, чтобы смотреть на количество фирм на рынке, лучше выяснить, какая доля рынка контролируется несколькими ведущими фирмами.

Такие показатели, как коэффициент концентрации четырех фирм и индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), являются важными индикаторами олигополистической тенденции рынка. ИХХ от 2500 или выше указывает на то, что отрасль является олигополией.

Олигополическая конкуренция

Поскольку каждая фирма в олигополии может влиять на рыночную цену, каждая фирма должна учитывать вероятную реакцию других фирм при определении своей цены и уровня выпуска.

Например, попытка одной фирмы захватить рыночную долю путем снижения ее цены и тем самым увеличения объема производства может привести к ожесточенной ценовой войне, исключающей любую положительную экономическую прибыль.

D1 на приведенном ниже графике показывает кривую спроса фирмы, если ее спрос не соответствует ее цене и изменениям выпуска, в то время как D2 — кривая спроса, если ее изменения цен совпадают.

На графике видно, что уклон D2 является более крутым, поскольку количественный спрос фирмы падает более резко в ответ на изменение ее цены.

Такие стратегические взаимодействия в олигополии делают ее наиболее интересной и важной структурой рынка.

Виды олигополии

Олигополии подразделяются на различные типы в зависимости от (1) характера продаваемого продукта (совершенная или несовершенная), (2) наличия ценового лидерства (частичного или полная), (3) сговора (со сговором или без) и прочих показателей.

#1. Чистая (совершенная) олигополия против дифференцированной (несовершенной) олигополии

Чистая олигополия — это та, в которой есть однородный продукт. Например, ОПЕК — это чистая (совершенная) олигополия. То же самое относится и к олигополиям других сырьевых товаров, таких как ртуть, медь и так далее.

Дифференцированная олигополия — это та, в которой продукт различных фирм воспринимается по-разному, например, автомобильная и смартфонная промышленность являются дифференцированными олигополиями.

#2. Олигополия в сговоре против олигополии без сговора

«Сговорчивой» (или олигополией со сговором) считается олигополия, в которой фирмы-члены участвуют в установлении цен и картелизации (например, все тот же ОПЕК).

Не вступающая в сговор («не сговорчивая») олигополия – это та, в которой нет молчаливого согласия между фирмами-членами относительно ценообразования и выпуска продукции.

Поскольку фиксация цен и картелизация являются незаконными в большинстве развитых стран, большинство олигополий в США и Европе это не сговорчивые олигополии.

#3. Частичная олигополия против полной

Частичная олигополия характеризуется тем, что один крупный производитель опережает прочие фирмы в ценообразовании и принятии решений о выпуске продукции.

Эта разновидность олигополии считается частичной, потому что решения о производстве и ценообразовании являются последовательными.

С другой стороны, полная олигополия — это рынок, на котором фирмы должны одновременно принимать решения о своих ценах и объемах производства.

#4. Жесткая олигополия против свободной

Жесткая олигополия возникает тогда, когда норма концентрации четырех фирм превышает 60. Свободная олигополия — это та, в которой показатель концентрации четырех фирм находится в диапазоне 40-60.

Условия возникновения олигополии

Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.

В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.

Основные черты олигополии

Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).

При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.

Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:

  • малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

  • дифференцированная или стандартизированная продукция;

  • решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу. Так если один олигополист снизит цены, то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, так как рискуют потерять свою долю рынка;

  • наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

  • фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Ценовая политика

Одним из основных факторов влияния доминирующих компаний на рынок в целом являются взаимоотношения с конкурентами в части проведения ценовой политики. Ценовая политика компании — олигополиста играет огромную роль в её жизни.

Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.

Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.

Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.

Понятие и виды конкуренции

Рыночная экономика строится на определенных принципах, которые в конечном итоге обеспечивают саморегуляцию процессов внутри нее. Рыночная модель отношений считается одной из самых устойчивых и адаптивных под изменяющиеся требования общества. Экономика работает на основе рыночного механизма, который обеспечивает соблюдение основных экономических законов и свойств модель. Сам рынок строится на свободе предпринимательства и ценообразования. Покупатели имеют выбор продукции, решение о покупке принимают независимо, согласно своим потребностям. На рынке действуют разнообразные формы хозяйственных субъектов. Отношения между субъектами производится на договорной основе, имеющей юридическое обоснование и защищенность.

Замечание 1

Действуя на рынке, предприятия ограничивают влияние друг друга на экономические процессы в системе, что приводит к конкурентной борьбе.

Конкуренция представляет собой особое взаимодействие экономических субъектов, направленное на получение наиболее выгодных условий, способных повысить доход копании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Отрасли олигополии 490 руб.
  • Реферат Отрасли олигополии 260 руб.
  • Контрольная работа Отрасли олигополии 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В экономике определяется два вида конкуренции. Совершенная представляет собой модель рынка, где участники не оказывают существенного влияния на цену и объем выпускаемой продукции, однако, формируют их естественным путем через установление равновесия спроса и предложения. Более реальными моделями рынка выступают формы несовершенной конкуренции. Среди них можно выделить:

  • рынок одного производителя – монополию;
  • рынок одного потребителя – монопсонию;
  • рынок нескольких производителей – олигополию;
  • рынок нескольких покупателей – олигопсонию;
  • монополистическую конкуренцию (производители создают однородный продукт и борются за долю рынка).

Конкуренция способствует формированию различных рыночных структур в зависимости от трудоемкости и инвестиционных вложений. Она выступает основным инструментом саморегуляции рынка, способствуя установлению равновесия спроса и предложения. При этом конкуренция стимулирует производителей к использованию новаторских идей, технических инноваций. Требует от предпринимателей новых технологических решений, маркетинговых ходов, бизнес подходов. В конечном итоге, конкуренция приводит к общему развитию экономической системы страны.

Модели олигополии

На практике различают следующие модели олигополии:

  • модель лидерства по ценам (объему);

  • модель картеля;

  • модель Бертрана (модель ценовой войны);

  • модель Курно.

Модель лидерства по ценам (объему)

Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.

Модель картеля

Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)

Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.

Модель Курно

Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.

Плюсы и минусы олигополии

Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.

Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *