отказ государства от исполнения долговых обязательств это

Обслуживание государственного (муниципального) долга — это операции по выплате доходов по государственным и муници­пальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответст­вующего бюджета.

Центральный банк РФ, кредитная или другая специализированная финансовая организация на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, выполняет функции генерального агента (агента) Правительства РФ.

Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, преду­смотренных агентскими соглашениями, заключенными с Ми­нистерством финансов РФ, производится за счет средств феде­рального бюджета.

Обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципального долга осуществляется аналогично.

Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств муници­пального образования осуществляются соответственно:

• в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственной долговой книге РФ);

• государственной долговой книге субъекта РФ;

• муниципальной долговой книге муниципального образования.

Министерство финансов РФ осуществляет ведение Государст­венной долговой книги РФ, в которую вносятся сведения:

• об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Рос­сийской Федерации;

• дате возникновения обязательств;

• исполнении указанных обязательств полностью или частично;

• другая информация.

Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муни­ципальной долговой книги осуществляется соответственно фи­нансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муни­ципального образования.

В государственной долговой книге субъекта РФ, муниципальной долговой книге муниципального образования учитывается в том числе информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств.

Информация о долговых обязательствах муниципального образо­вания, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Затем эта информация, как и информация о долговых обяза­тельствах субъекта РФ, отраженная в государственной долговой книге субъекта РФ, передается Министерству финансов РФ в сроки, установленные этим органом.

Внешние долговые требования Российской Федерации

Внешние долговые требования РФ — это финансовые обязатель­ства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая дол­говые требования:

• возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Пра­вительства РФ государственных экспортных кредитов иност­ранным заемщикам или их банкам-кредиторам;

• юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 01.01.91 в связи с экс­портом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Рос­сийской Федерацией.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществ­ляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу ино­странного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Пра­вительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров
и услуг или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государ­ства по возврату этого кредита.

Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга иностранных:

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и РФ кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и РФ;

• юридических лиц перед РФ, возникшая до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;

• государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования;

• юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.

Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ предоставля­ются по состоянию на конец отчетного финансового года в со­ставе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финан­совый год.

Программа предоставления государственных финансовых и го­сударственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении ГД проекта федерального закона на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к закону.

В случае неутверждения ГД очередной про­граммы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.

Под реструктуризацией долга иностранного государства и иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.

Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) ино­странным юридическим лицам может быть осуществлена Прави­тельством РФ в соответствии с российским законодательством.

Государственный долг: понятие, виды

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам.

Причины возникновения государственного долга:

— хронический дефицит государственного бюджета;

— превышение темпов роста государственных расходов над темпами роста государственных доходов;

— дискреционная фискальная политика направлена ​​на уменьшение налоговой нагрузки без соответствующего сокращения государственных расходов;

— расширение экономической функции государства;

— привлечение средств нерезидентов с целью поддержки стабильности национальной валюты;

— влияние политических бизнес-циклов (чрезмерное увеличения государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

— милитаризация, ведение войн и другие.

Текущий долг — это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам.

Капитальный долг — это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

В зависимости от сферы размещения займов государственный долг может быть внутренним или внешним.

Внутренний долг — совокупность обязательств государства перед резидентами;

Внешний долг — совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:

1. Монетизированый долг – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.


2. Немонетизованый долг – это невыполненные государством финансовые обязательства предусмотренные действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, заработной плате и других видах социальных выплат); задолженность по государственным заказам, предоставлению услуг государственными учреждениями и другие.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

Обслуживание государственного долга

Обслуживание государственного долга — это комплекс мероприятий государства по размещению облигаций и других ценных бумаг, погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов, определение условий и сроков выпуска новых государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему.

Для финансирования расходов по размещение, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украиныв составе Государственного бюджета создается фонд обслуживания государственного долга. В этот фонд зачисляются средства в размере 50% полученных от приватизации имущества государственных предприятий.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан принять меры для уменьшения суммы государственного долга до 60% и ниже.

Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ(муниципалитетов):

1) предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;

2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Представительный орган власти должен принимать также решения о целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.

Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств.

В условиях значительного государственного долга государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Рефинансирование может использоваться и при обслуживании внешнего долга при условии, что репутация страны на международном финансовом рынке, а также экономическая и политическая стабильность не будут вызывать сомнения.

При обслуживании внешнего и внутреннего долга определяется коэффициент обслуживания.

Для внешнего долга он исчисляется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах.

Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение коэффициента обслуживания на уровне 25%.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.

Источники погашения внешнего долга:

— бюджет;

— золотовалютные резервы;

— средства, полученные от приватизации государственного имущества;

— новые займы.

Этапы процесса управления государственным долгом:

— привлечения средств;

— размещение заемных средств;

— возврат долга и выплата процентов.

Методы управления государственным долгом:

Конверсия — изменение доходности займа (как правило в сторону снижения процента).

Консолидация — увеличение сроков выпущенной ранее займы.

Унификация займов — объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа — проводится тогда, когда выпуск новых займов используется только на обслуживание выпущенных ранее займов. Чтобы преодолеть такую ​​финансовую ситуацию, Правительство объявляет об отсрочке погашения займа. Этот метод отличается от консолидации тем, что переносятся не только сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (при консолидации займов владельцы облигаций продолжу ют получать свой доход).

Аннулирование долгов — государство полностью отказывается от обязательств по долгам, что может быть обусловлено ее финансовой неспособностью (банкротством или политическими мотивами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *