Обслуживание государственного (муниципального) долга — это операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Центральный банк РФ, кредитная или другая специализированная финансовая организация на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ, выполняет функции генерального агента (агента) Правительства РФ.
Центральный банк РФ осуществляет функции генерального агента безвозмездно.
Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов РФ, производится за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного долга субъекта РФ и муниципального долга осуществляется аналогично.
Учет и регистрация государственных долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются соответственно:
• в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственной долговой книге РФ);
• государственной долговой книге субъекта РФ;
• муниципальной долговой книге муниципального образования.
Министерство финансов РФ осуществляет ведение Государственной долговой книги РФ, в которую вносятся сведения:
• об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации;
• дате возникновения обязательств;
• исполнении указанных обязательств полностью или частично;
• другая информация.
Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.
В государственной долговой книге субъекта РФ, муниципальной долговой книге муниципального образования учитывается в том числе информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта РФ, муниципальных долговых обязательств.
Информация о долговых обязательствах муниципального образования, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Затем эта информация, как и информация о долговых обязательствах субъекта РФ, отраженная в государственной долговой книге субъекта РФ, передается Министерству финансов РФ в сроки, установленные этим органом.
Внешние долговые требования Российской Федерации
Внешние долговые требования РФ — это финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования:
• возникшие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам;
• юридических лиц — экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.
Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком — импортером товаров
и услуг или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.
Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга иностранных:
• государств и иностранных юридических лиц перед РФ по предоставленным бывшим СССР и РФ кредитам за счет средств бюджетов бывшего СССР и РФ;
• юридических лиц перед РФ, возникшая до 01.01.91 в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета бывшего СССР;
• государств и иностранных юридических лиц перед РФ, по которому у РФ имеются права требования по договорам об уступке прав требования;
• юридических лиц по предоставленным им банком — агентом Правительства РФ государственным экспортным кредитам.
Сведения о номинальной сумме долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ предоставляются по состоянию на конец отчетного финансового года в составе документов и материалов к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении ГД проекта федерального закона на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к закону.
В случае неутверждения ГД очередной программы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной финансовый год и плановый период.
Под реструктуризацией долга иностранного государства и иностранного юридического лица перед Российской Федерацией понимается пересмотр условий погашения указанного долга. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начисленных процентов.
Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии с российским законодательством.
Государственный долг: понятие, виды
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.
Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам.
Причины возникновения государственного долга:
— хронический дефицит государственного бюджета;
— превышение темпов роста государственных расходов над темпами роста государственных доходов;
— дискреционная фискальная политика направлена на уменьшение налоговой нагрузки без соответствующего сокращения государственных расходов;
— расширение экономической функции государства;
— привлечение средств нерезидентов с целью поддержки стабильности национальной валюты;
— влияние политических бизнес-циклов (чрезмерное увеличения государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);
— милитаризация, ведение войн и другие.
Текущий долг — это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам.
Капитальный долг — это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.
В зависимости от сферы размещения займов государственный долг может быть внутренним или внешним.
Внутренний долг — совокупность обязательств государства перед резидентами;
Внешний долг — совокупность обязательств государства перед нерезидентами.
Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:
1. Монетизированый долг – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
2. Немонетизованый долг – это невыполненные государством финансовые обязательства предусмотренные действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, заработной плате и других видах социальных выплат); задолженность по государственным заказам, предоставлению услуг государственными учреждениями и другие.
Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.
Обслуживание государственного долга
Обслуживание государственного долга — это комплекс мероприятий государства по размещению облигаций и других ценных бумаг, погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов, определение условий и сроков выпуска новых государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему.
Для финансирования расходов по размещение, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украиныв составе Государственного бюджета создается фонд обслуживания государственного долга. В этот фонд зачисляются средства в размере 50% полученных от приватизации имущества государственных предприятий.
Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан принять меры для уменьшения суммы государственного долга до 60% и ниже.
Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ(муниципалитетов):
1) предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;
2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.
Представительный орган власти должен принимать также решения о целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.
Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств.
В условиях значительного государственного долга государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.
Рефинансирование может использоваться и при обслуживании внешнего долга при условии, что репутация страны на международном финансовом рынке, а также экономическая и политическая стабильность не будут вызывать сомнения.
При обслуживании внешнего и внутреннего долга определяется коэффициент обслуживания.
Для внешнего долга он исчисляется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах.
Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение коэффициента обслуживания на уровне 25%.
Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.
Источники погашения внешнего долга:
— бюджет;
— золотовалютные резервы;
— средства, полученные от приватизации государственного имущества;
— новые займы.
Этапы процесса управления государственным долгом:
— привлечения средств;
— размещение заемных средств;
— возврат долга и выплата процентов.
Методы управления государственным долгом:
Конверсия — изменение доходности займа (как правило в сторону снижения процента).
Консолидация — увеличение сроков выпущенной ранее займы.
Унификация займов — объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа — проводится тогда, когда выпуск новых займов используется только на обслуживание выпущенных ранее займов. Чтобы преодолеть такую финансовую ситуацию, Правительство объявляет об отсрочке погашения займа. Этот метод отличается от консолидации тем, что переносятся не только сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (при консолидации займов владельцы облигаций продолжу ют получать свой доход).
Аннулирование долгов — государство полностью отказывается от обязательств по долгам, что может быть обусловлено ее финансовой неспособностью (банкротством или политическими мотивами).