Право

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Общие сведения

В качестве единственного основания для возникновения административной ответственности выступает наличие состава преступления. При этом речь идет как о фактическом, так и о нормативном аспекте. Термины «административные права», «нарушения» появились в восьмидесятые годы. Первая четкая формулировка была дана в КоАП в 1984 году.

Определение

Административное нарушение представляет собой проступок, неосторожное или умышленное виновное действие или бездействие, посягающее на гражданский либо государственный порядок, интересы и свободы людей, собственность, а также принятый в стране режим управления. За такое поведение нормативными актами предусматриваются наказания. Выступая в качестве основания для административной ответственности, нарушение рассматривается как противоправное, виновное деяние, посягающее на юридически обоснованные и обеспеченные соответствующими санкциями правила поведения должностных и гражданских лиц в сфере госуправления. Разъясняя данные определения, необходимо отметить один из немаловажных фактов. Административная ответственность за нарушение законодательства наступает при условии, что оно не влечет уголовного наказания.

Юридическая база

Нормы, классифицирующие административные нарушения РФ, присутствуют в Воздушном кодексе, Кодексе торгового мореплавания, КЗоТ, КоАП и прочих. Другие отраслевые нормативные акты также используют соответствующие определения. Необходимо отметить, что в понятии, разъясненном выше, административное нарушение и проступок отождествляются. Второй не являет собой разновидность первого, а выступает в качестве синонима.

Основные признаки

Как выше было сказано, административное нарушение – это бездействие или действие. В последнем случае поведение представляет собой активное неисполнение (уклонение) юридического предписания, выраженного обязанностью либо требованием, нормой, стандартом, правилом. Например, это может быть нарушение тишины ночью, ПДД и так далее. Под бездействием следует понимать пассивное поведение. Оно выражается в неосуществлении лицом определенных действий, которые оно могло и должно было совершить в соответствии с обязательствами, возложенными на него. К примеру, это может быть несдача декларации, неисполнение обязанностей родителями в отношении их детей.

Социальная опасность

Именно этот признак обусловливает наступление ответственности за нарушение. При отсутствии данного критерия не усматривается и состав преступления. Любое административное нарушение, которое посягает на общественный порядок, наносит ему тот или иной ущерб. При этом негативные последствия могут проявляться как в виде реального вреда (например мелкое хищение), так и в качестве формирования соответствующих условий для его наступления (неисполнение санитарно-гигиенических правил). Уровень общественной опасности определяет размер ответственности.

Прочие признаки

Кроме указанных выше критериев следует отметить противоправность. Она состоит в том, что имеет место совершение действия, которое запрещается нормой, или несовершение обязательства, которое предписано нормой. К признакам, характеризующим административное нарушение, следует также отнести виновность деяния. Она может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина правонарушителя выступает в качестве важнейшего и необходимого признака административного преступления. Кроме того, бездействие либо действие, противоречащее нормам, наказуемо. Свои признаки административное нарушение приобретает исключительно в том случае, если за его совершение предусматривается ответственность.

Разъяснение понятий

Деяние представляет собой акт осознанного волевого поведения. Оно выражается как бездействие или действие. Антиобщественный характер поступка предполагает посягательство на интересы общества, гражданина, государства. В обобщенном виде перечень их дан в ст. 1.2 КоАП. Виновность выступает как определенная конструкция, содержащая неосторожность и умысел (аналогично уголовной). Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ. Противоправность представляет собой ситуацию, когда объект посягательства не только имеет определенную ценность для общества, государства, личности, но и охраняется законом. Важным элементом выступает такое понятие, как наказуемость. При ней административное взыскание выступает в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

Состав преступления

Чтобы признать нарушение административного характера, нет необходимости проводить исследования стадий подготовки и покушения. В ряде случаев нормативно устанавливается наличие проступка на более раннем этапе, чем завершенное деяние. Квалификация преступления осуществляется в соответствии с его составом. Он представляет собой комплекс признаков, предусмотренных законодательством, характеризующих это действие как административное нарушение и отграничивающих его от прочих проступков.

Функции состава преступления

Определение комплекса признаков, которые позволяют квалифицировать преступление, необходимо для выполнения следующих задач:

  • Фундаментальной. Эта функция означает, что при наличии состава существует основание для наступления административной ответственности.
  • Разграничительной. Состав преступления отграничивает одно нарушение от другого, а также от действий, не относящихся к преступлениям, и ответственность за которые возникает в соответствии с нормами иных юридических отраслей.
  • Гарантийной. Посредством точного описания состава и объективных признаков неправомерного деяния государство гарантирует обеспечение защиты граждан от необоснованного привлечения к ответственности.

Рецидив

Повторное совершение административного преступления в состоянии наказанности до завершения срока привлечения может повлечь применение более жестких взысканий. К ним относят крупные денежные санкции, арест, а в ряде случаев уголовное наказание.

Классификация взысканий

Виды наказаний определены в ст. 3.2 КоАП. В соответствии с положениями этой статьи административные нарушения могут повлечь:

  • Предупреждение. Оно представляет собой письменное порицание, выносимое официально управляемым органом. Форма, в которой выражается предупреждение, установлена нормативными актами.
  • Штраф. За административное нарушение может налагаться денежное взыскание. Его размер установлен в нормативном акте, характеризующем то или иное преступление.
  • Изъятие орудия осуществления или предмета нарушения. Вещь, изъятая принудительным образом, реализуется. Вырученные от ее продажи средства возвращаются владельцу за минусом расходов, связанных с реализацией. Данное положение действовало в предыдущей редакции КоАП. В связи с отменой ст. 3.6 предписание не применяется сегодня.
  • Конфискация. Данное наказание аналогично описанному выше, но без выплаты компенсации.
  • Лишение гражданина того или иного права, которое было ему предоставлено (управление автомобилем, например).
  • Арест. Данная мера административного принуждения предполагает изоляцию нарушителя от общества на период до 15 суток. За преступное поведение в условиях режима ЧП или в зоне проведения контртеррористических мероприятий – до 30 суток.
  • Выдворение за пределы государства. Данное наказание применяется к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства.
  • Дисквалификация. Данное наказание предполагает запрет физическому лицу занимать в исполнительной структуре управления юрлица руководящую должность, являться членом совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять коммерческую деятельность, касающуюся администрирования.
  • Запрет на посещение официальных спортивных мероприятий во время их проведения. Данное положение введено ФЗ № 192, вступившим в силу с конца января 2014 года.
  • Административное временное прекращение деятельности.

Крайняя необходимость исключает производство по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Действие лица в состоянии крайней необходимости относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если лицо, совершившее административно наказуемое деяние, находилось в состоянии крайней необходимости, то производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Невменяемость – основание для освобождения от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующих его субъект. В связи с этим лицо, совершившее административно наказуемое деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности и производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.

Административная ответственность должностных лиц

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *