ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

21 сентября 1993 года президент России Б.Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим указом было введено в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

12 декабря 1993 года прошли ВЫБОРЫ В ПЕРВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ Федерального Собрания РФ — нового федерального органа законодательной власти страны.

Выборы впервые проводились по смешанной — мажоритарно- пропорциональной системе /до этого — только по одномандатным округам/. Половина из 450 депутатов избиралась в 225 одномандатных избирательных округах, другая половина депутатского корпуса — по единому федеральному избирательному округу по партийным спискам.

В выборах имело право участвовать 91 общественное объединение. 35 объединений изъявили желание бороться за депутатские мандаты. Списки кандидатов на регистрацию представило 21 избирательное объединение. Центризбирком зарегистрировал списки 13 из них. 8 объединений преодолели 5-процентный барьер, дающий право на получение мандатов.

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата: 225 — по единому федеральному округу и 219 — по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном /Чеченская Республика/ — не проводились.

Явка составила 54,7 проц. избирателей при необходимом пороге 25 проц.

Фаворит кампании — избирательный блок «Выбор России» получил 15,51 проц. голосов избирателей; с учетом одномандатников — 66 мест в парламенте /первая тройка: Егор Гайдар, Сергей Ковалев, Элла Памфилова/;

Сенсационную победу по партийным спискам одержала ЛДПР, получившая 22,92 проц. голосов избирателей; всего 64 мандата /Владимир Жириновский, Виктор Кобелев, Вячеслав Марычев/;

КПРФ поддержали 12,40 проц. избирателей; всего 48 мандатов /Геннадий Зюганов, Виталий Севастьянов, Виктор Илюхин/;

Аграрная партия России /АПР/ — 7,99 проц. голосов, 33 мандата /Михаил Лапшин, Александр Заверюха, Александр Давыдов/;

Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин — 7,86 проц. голосов, 27 мандатов /Григорий Явлинский, Юрий Болдырев, Владимир Лукин/;

Демократическая партия России /ДПР/ — 5,52 проц. голосов, 14 мандатов /Николай Травкин, Станислав Говорухин, Олег Богомолов/.

* * *

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ВТОРОГО СОЗЫВА 17 декабря 1995 года проводились в соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Выборы прошли по мажоритарно-пропорциональной системе.

Высокой оказалась активность избирателей. В выборах участвовали 64,7 проц. избирателей или более 69,5 млн человек, что на 11 млн больше по сравнению с выборами 1993 года. Необходимый порог явки избирателей — 25 проц.

Особенность этих выборов состояла в том, что сразу были избраны все 450 депутатов.

Из 269 общественных объединений, имевших право участвовать в выборах, 69 партий, движений и блоков выдвинули свои списки кандидатов. В выборах участвовали 43 объединения, и только 4 из них удалось преодолеть необходимый 5-процентный барьер.

Победителем кампании стала КПРФ — 22,3 проц. голосов; всего 157 мандатов /Геннадий Зюганов, Светлана Горячева, Амангельды Тулеев/;

ЛДПР — 11,18 проц. голосов; 51 мандат /Владимир Жириновский, Сергей Абельцев, Александр Венгеровский/;

Общественное объединение «ЯБЛОКО» — 6,89 проц. голосов; 45 мандатов /Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Татьяна Ярыгина/.

* * *

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА прошли 19 декабря 1999 года. Выборы проводились по мажоритарно- пропорциональной системе. Явка составила 61,85 проц. или 66,8 млн человек при необходимых 25 проц.

О своем намерении участвовать в выборах заявили 37 общероссийских политических общественных объединений из 141. 26 были внесены в избирательные бюллетени, 6 объединений преодолели необходимый 5-процентный барьер:

КПРФ — 24,29 проц. голосов; всего 113 мандатов / Геннадий Зюганов, Геннадий Селезнев, Василий Стародубцев/;

Избирательный блок «Отечество — Вся Россия» — 13,33 проц. голосов; 68 мандатов /Евгений Примаков, Юрий Лужков, Владимир Яковлев/;

Избирательный блок «Союз Правых Сил» — 8,52 проц. голосов; 29 мандатов /Сергей Кириенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада/;

«Блок Жириновского» — 5,98 проц. голосов; 17 мандатов / Владимир Жириновский, Олег Финько, Егор Соломатин/;

«Объединение «ЯБЛОКО» — 5,93 проц. голосов; 20 мандатов /Григорий Явлинский, Сергей Степашин, Владимир Лукин/.

В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися /повторные выборы состоялись 26 марта 2000 года/, в Чеченском одномандатном избирательном округе выборы прошли позже — 20 августа 2000 года.

Депутатами были избраны 441 человек из 450-ти.

* * *

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА состоялись 7 декабря 2003 года. Выборы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. В выборах приняли участие 55,75 проц. избирателей или 60,7 млн граждан.

Правом участвовать в выборах обладали 44 политические партии и 20 общественных организаций. О своем намерении участвовать в выборах заявили 39 партий и 1 общественная организация. Всего в кампании участвовали 18 партий и 5 избирательных блоков. 5-процентный барьер сумели преодолеть 3 политические партии и 1 избирательный блок.

Убедительную победу одержала партия «Единая Россия» — 37,57 проц. голосов; всего 223 мандата /Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев/;

КПРФ — 12,61 проц. голосов; 52 мандата /Генннадий Зюганов, Николай Кондратенко, Николай Харитонов/;

Сенсацией этой избирательной кампании стал успех созданного накануне выборов блока «Родина» /народно- патриотический союз/» — 9,02 проц. голосов; 37 мандатов / Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников/;

ЛДПР — 11,45 проц. голосов; 36 мандатов /Владимир Жириновский, Алексей Островский, Игорь Лебедев/.

Неожиданностью оказался провал демократов — ни «Яблоко» /4,30 проц./, ни СПС /3,97 проц./ в Госдуму не прошли.

7 декабря были избраны 447 депутатов из 450-ти: 225 по федеральному избирательному округу и 222 по одномандатным округам. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей там проголосовали против всех кандидатов.

В Думе четвертого созыва были созданы четыре фракции: «Единая Россия» /300 депутатов/, КПРФ /52/, ЛДПР /36/, «Родина» /36/.

* * *

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПЯТОГО СОЗЫВА состоялись 2 декабря 2007 года. Выборы впервые прошли по пропорциональной системе — по федеральным спискам кандидатов, выдвинутым политическими партиями. Проходной барьер был повышен с 5 проц. до 7 проц.; формирование избирательных блоков не было предусмотрено; отменены графа «против всех» и порог явки на выборах.

На момент выборов в стране было около 109 млн.146 тыс. избирателей. В голосовании приняли участие около 70 млн. граждан /63,78 проц./. Это был самый высокий показатель явки за три предыдущих думских избирательных кампаний.

Мажоритарная система относительного большинства

Самая распространенная за рубежом – мажоритарная система относительного большинства, в которой избранным может считаться кандидат, получивший большее количество голосов, чем его соперники. Данная система применяется в таких странах, как Великобритания, Индия, Канада, США и другие.

Такая система является результативной и не требует проведения второго тура выборов, так как претенденту для победы не нужно набирать установленное количество голосов. Исключительно если несколько кандидатов получают одинаковое количество голосов может создаться ситуация, в которой победитель не может быть определен. Однозначный минус применения мажоритарной системы относительного большинства заключается в том, что могут игнорироваться голоса, поданные за неизбранных кандидатов. Ситуация может усугубляться в случае, если кандидатов большое количество и голоса избирателей распределились между ними. В таком случае голоса, которые были поданы за неизбранных кандидатов пропадают, и если кандидатов больше, чем 20, то избрать могут того, за кого подали менее 10 процентов голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.

Замечание 3

Во время использования данной системы в англосаксонских странах не устанавливают порог явки избирателей, так как считается что те, кто не пришел на выборы, соглашаются с мнением подавляющего большинства.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Пропорциональная система выборов

Пропорциональная система более справедлива, депутатские кресла в парламенте распределяются среди партий пропорционально количеству проголосовавших в целом по стране. Иначе говоря, вся страна при этом представляет единый избирательный округ, и партии-аутсайдеры, уступавшие крупным движениям в отдельных округах, имеют возможность быть представлены в парламенте.

На сегодняшний день в России действует смешанная пропорционально-мажоритарная система. Половина депутатских кресел отдается победителям голосования по партийным спискам, вторая половина отдается лидерам парламентских выборов от одномандатных округов. В некоторых странах задействованы еще более сложные механизмы формирования собраний народных избранников.

Выдвижение кандидатов

Как правило, дату проведения парламентских выборов назначает глава государства. После этого начинается движение выборного механизма. Назначаются избирательные комиссии, формируются избирательные округа, начинается регистрация претендентов на депутатские мандаты. Кандидаты выдвигаются партиями, либо свою кандидатуру предлагают самовыдвиженцы.

В последнем случае самовыдвиженец обязан представить подписи будущих избирателей в свою поддержку. Количество поручившихся за кандидата варьируется в зависимости от парламентской традиции. В Великобритании достаточно представить подписи 10 человек, в России же было необходимо заручиться поддержкой 120 000 человек.

Определение

На заре развития демократии люди избирали вождя племени, горожане, собираясь на центральной площади, сообща решали жизненно важные вопросы. Примером этого служит Вече в Новгородской республике раннего Средневековья.

Однако в тех случаях, когда государство становится слишком обширным, появляется необходимость в парламенте – централизованном органе власти, в котором собираются представители разных районов, отстаивающие интересы местных жителей, выбравших их в качестве депутатов.

В зависимости от государственного устройства, собрания депутатов могут быть однопалатными или двухпалатными. В России парламент – это Федеральное собрание, состоящее из Думы и Совета Федерации.

В парламентских выборах различают две стороны – избиратели и избираемые. Для того чтобы отсечь от демократического процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ — периодически проводимые выборы в однопалатный парламент, в нижнюю палату, в верхнюю палату или одновременно в обе палаты парламента.

Од­но­па­лат­ные пар­ла­мен­ты и ниж­ние па­ла­ты пар­ла­мен­тов в раз­ных стра­нах из­би­ра­ют­ся на 4-5 лет, верх­ние па­ла­ты (ес­ли они из­би­ра­ют­ся) — обыч­но на та­кой же или бо­лее дли­тель­ный срок. В пар­ла­мент­ских, как и в иных вы­бо­рах, две сто­ро­ны: из­би­ра­те­ли, го­ло­сую­щие за кан­ди­да­та или спи­сок кан­ди­да­тов, и кан­ди­да­ты (спи­ски), за ко­то­рых го­ло­су­ют. В пер­вом слу­чае из­би­ра­тель реа­ли­зу­ет субъ­ек­тив­ное ак­тив­ное из­би­рательное пра­во, во вто­ром слу­чае кан­ди­да­там при­над­лежит субъ­ек­тив­ное пас­сив­ное из­би­рательное пра­во — пра­во быть из­бран­ным (кан­дида­ту все­гда при­над­ле­жит и ак­тив­ное из­би­рательное пра­во, он мо­жет про­го­ло­со­вать и за се­бя, ес­ли про­жи­ва­ет в дан­ном из­би­рательном ок­ру­ге). Основные тре­бо­ва­ния ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рательного пра­ва сов­па­да­ют (гра­ж­дан­ст­во го­су­дар­ст­ва, пра­во­спо­соб­ность, дее­спо­соб­ность и другие), но пра­во быть из­бран­ным в пар­ла­мент пред­по­ла­га­ет до­пол­нительные ус­ло­вия: по­вы­шен­ный воз­раст (21 год — Государственная ду­ма Рос­сии, 23 го­да — ниж­няя па­ла­та Фран­ции, 40 лет — Се­нат Ита­лии); тре­бо­ва­ние не иметь иностранное гра­ж­дан­ст­ва и ви­да на жи­тель­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве, прой­ти во­енную служ­бу для во­ен­но­обя­зан­ных (Тур­ция), уметь чи­тать и пи­сать на государственном язы­ке (отдельные стра­ны Тро­пической Аф­ри­ки), в не­ко­то­рых му­сульманских стра­нах из­бран­ным мо­жет быть толь­ко му­суль­ма­нин и другие.

Да­та парламентских выборов обыч­но на­зна­ча­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. По­сле это­го со­зда­ют­ся из­би­ра­тель­ные ко­мис­сии (ес­ли они не яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми), об­ра­зу­ют­ся из­би­ра­тель­ные ок­ру­га (ес­ли не про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать преж­ние гра­ни­цы из­би­рательных ок­ру­гов). С оп­ре­де­лён­но­го сро­ка из­би­рательные ко­мис­сии на­чи­на­ют ре­ги­ст­ра­цию кан­ди­да­тов (партийных спи­сков кан­ди­да­тов) на долж­но­сти де­пу­та­тов и се­на­то­ров. В не­ко­то­рых стра­нах с од­но­ман­дат­ны­ми ок­ру­га­ми по вы­бо­рам в пар­ла­мент кан­ди­да­ты долж­ны про­жи­вать обя­за­тель­но в дан­ном ок­ру­ге, при вы­бо­рах се­на­то­ров — в дан­ном субъ­ек­те фе­де­ра­ции или круп­ной административно-территориальной еди­ни­це. Кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся пар­тия­ми или воз­мож­но са­мо­выдви­же­ние. В слу­чае са­мо­вы­дви­же­ния кан­ди­дат дол­жен пред­ста­вить в свою под­держ­ку под­пи­си оп­ре­де­лён­но­го чис­ла из­би­ра­те­лей. В не­ко­то­рых стра­нах чис­ло под­пи­сей не­зна­чи­тель­но (в Ве­ли­ко­бри­та­нии 10 из­би­ра­те­лей од­но­ман­дат­но­го из­би­рательного ок­ру­га), в не­ко­то­рых — несколько со­тен (200 — в Гер­ма­нии). В Рос­сии это чис­ло бы­ло зна­чи­тель­ным — до 120 тысяч, но за­тем умень­ше­но, позд­нее сбор под­пи­сей от­ме­нён (са­мо­вы­дви­жен­цев в Государственную ду­му не ста­ло, действовала только про­пор­цио­наль­ная сис­те­ма — партийные спи­ски кан­ди­да­тов).

Кан­ди­да­ты пред­став­ля­ют в ко­мис­сию за­яв­ле­ния о со­гла­сии бал­ло­ти­ро­вать­ся, справ­ки о до­хо­дах и иму­ще­ст­ве, а так­же о до­хо­дах и иму­ще­ст­ве суп­ру­га, ино­гда не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей, справ­ки об от­сут­ст­вии су­ди­мо­сти, другие до­ку­мен­ты. Эти дан­ные из­би­рательная ко­мис­сия про­ве­ря­ет. В не­ко­то­рых стра­нах кан­ди­дат вно­сит из­би­ра­тель­ный за­лог (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии 500 фунтов стерлингов, в Ин­дии 300 ру­пий); ес­ли кан­ди­дат не со­бе­рёт ус­та­нов­лен­ный про­цент го­ло­сов из­би­ра­те­лей (в Ве­ли­ко­бри­та­нии — 5%, в Ин­дии — 1/8 часть го­ло­сов), этот за­лог не воз­враща­ет­ся, а идёт в до­ход го­су­дар­ст­ва. В Рос­сии из­би­рательный за­лог на всех уров­нях от­ме­нён. По­сле за­вер­ше­ния сро­ка ре­ги­ст­ра­ции кан­ди­да­тов с оп­ре­де­лён­но­го дня, об­ще­го для всех кан­ди­да­тов, на­чи­на­ет­ся пред­вы­бор­ная аги­та­ция (преж­де­временная аги­та­ция вле­чёт санк­ции к кан­ди­да­ту). Пред­вы­бор­ную аги­та­цию ве­дут пар­тии, са­ми кан­ди­да­ты, их до­ве­рен­ные ли­ца. За­пре­ще­но вы­дви­гать экс­тре­ми­ст­ские ло­зун­ги, при­зы­вать к на­си­лию, ис­поль­зо­вать под­куп, шан­таж из­би­ра­те­лей. Из­би­рательные ко­мис­сии, ор­га­ны пуб­лич­ной вла­сти, долж­но­ст­ные ли­ца, профессиональные жур­на­ли­сты в пред­вы­бор­ной аги­та­ции уча­ст­во­вать не впра­ве.

Прин­цип пред­вы­бор­ной аги­та­ции — рав­ные ус­ло­вия для всех кан­ди­да­тов (спи­сков кан­ди­да­тов). Для это­го кан­ди­да­ты, пар­тии соз­да­ют рав­ный для всех из­би­рательный фонд (его по­то­лок ог­ра­ни­чен на ос­но­ва­нии за­ко­на ре­ше­ни­ем из­би­рательной ко­мис­сии). Сред­ст­ва в этот фонд в оп­ре­де­лён­ной до­ле мо­гут пре­дос­та­вить са­ми кан­ди­да­ты, под­дер­жи­ваю­щие их пар­тии, жерт­во­вать фи­зические и юри­дические ли­ца. Кро­ме то­го, в боль­шин­ст­ве стран го­су­дар­ст­во бес­плат­но вы­де­ля­ет кан­ди­да­там (пар­ти­ям для аги­та­ции за спи­ски кан­ди­да­тов) рав­ное эфир­ное вре­мя и рав­ную пе­чат­ную пло­щадь в государственных СМИ (в Рос­сии рас­пре­де­ля­ет­ся по же­ребь­ёв­ке). Од­на­ко в не­ко­то­рых стра­нах стои­мость этих ус­луг не­об­хо­ди­мо воз­мес­тить го­су­дар­ст­ву, ес­ли кан­ди­дат (партийный спи­сок) не по­лу­чит оп­ре­де­лён­ный про­цент по­дан­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей (в Рос­сии — 4%). Для го­ло­со­ва­ния на­зна­ча­ет­ся оп­ре­де­лён­ный день: во мно­гих стра­нах это вос­кре­се­нье, в не­ко­то­рых му­сульманских стра­нах — пят­ни­ца. Ино­гда го­ло­со­ва­ние длит­ся пол­то­ра-два дня (Ита­лия, Че­хия), в отдельных стра­нах го­ло­со­ва­ние про­дол­жа­ет­ся (с пе­ре­ры­ва­ми) ме­сяц или боль­ше (Ин­дия).

Пер­вич­ные ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния (по бюл­ле­те­ням или иным но­си­те­лям ин­фор­ма­ции) под­счи­ты­ва­ют ни­зо­вые из­би­рательные ко­мис­сии в при­сут­ст­вии кан­ди­да­тов, пред­ста­ви­те­лей пар­тий, прес­сы. Ка­ж­дая уча­стко­вая ко­мис­сия со­став­ля­ет про­то­кол о ре­зуль­та­тах го­ло­со­ва­ния по уча­ст­ку и пред­став­ля­ет его в вы­ше­стоя­щую из­би­рательную ко­мис­сию. По­след­няя на ос­но­вании про­то­ко­лов сум­ми­ру­ет дан­ные по сво­ей тер­ри­то­рии и пред­став­ля­ет свой про­то­кол в вы­ше­стоя­щую из­би­рательную ко­мис­сию вплоть до центральной из­би­рательной ко­мис­сии, ко­то­рая под­во­дит окон­ча­тель­ные ито­ги го­ло­со­ва­ния (в не­ко­то­рых стра­нах, например в Ита­лии, эту за­да­чу вы­пол­ня­ет Министерство внутренних дел). Ко­мис­сия оп­ре­де­ля­ет из­бран­ных (кан­ди­да­тов или спи­ски пар­тий) и чис­ло де­пу­тат­ских ман­да­тов, по­ло­жен­ных ка­ж­дой пар­тии в со­от­вет­ст­вии с по­лу­чен­ны­ми го­ло­са­ми из­би­ра­те­лей. Под­счёт и рас­пре­де­ле­ние ман­да­тов (а за­тем вру­че­ние удо­сто­ве­ре­ний из­бран­ным) осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с той из­би­рательной сис­те­мой, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет для вы­бо­ров в пар­ла­мент в той или иной стра­не (ма­жо­ри­тар­ной, про­пор­цио­наль­ной, сме­шан­ной в их раз­но­вид­но­стях). Вы­бо­ры в пар­ла­мент при­зна­ют­ся не­со­сто­яв­ши­ми­ся, ес­ли в них при­ня­ло уча­стие мень­ше из­би­ра­те­лей, чем пре­ду­смат­ри­ва­ет за­кон (например, во Фран­ции ме­нее 25% из­би­ра­те­лей), но во мно­гих стра­нах, в том числе в Рос­сии, вы­бо­ры при­зна­ют­ся со­сто­яв­ши­ми­ся при лю­бой яв­ке из­би­ра­те­лей. В боль­шин­ст­ве стран вы­бо­ры счи­та­ют­ся не­дей­ст­ви­тель­ны­ми, ес­ли суд при­знал не­дей­ст­ви­тель­ны­ми вы­бо­ры в оп­ре­де­лён­ной час­ти всех из­би­рательных уча­ст­ков (в Рос­сии — 1/4 и бо­лее).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *