Кратко
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II
Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской ИмперииАллегория с текстом «Наказа»
Основные положения:
- Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
- Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
- Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
- Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
- Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.
Основы эпохи просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.
Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.
Основные признаки этой политики:
- Глава государства — монарх, издающий законы, которые способствуют развитию общества.
- Модернизация всех сфер общественной жизни страны.
- Проведение реформ, улучшение системы управления, которая должна соответствовать идеям просветителей Запада, но в то же время способствовать укреплению абсолютной власти.
- Принятие мер по предотвращению возмущения и бунтов.
- Осуждение насилия, провозглашение свободы, равенства, права на частную собственность.
Цели реформ
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
- повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
- движение по пути технологического прогресса;
- развитие общественного образования и просвещения;
- введение выборности судей и других должностных лиц;
- снижение налогов;
- установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.
Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.
Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.
Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.
Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.
Таблица политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:
Мероприятие | Цель | |
1763
Реформа Сената |
Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов | Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган |
1764
Секуляризация церковных земель и имущества |
Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. | Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства |
1764 Ликвидация гетманства на Украине |
Укрепление вертикали власти | Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II |
1764
Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей |
Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования. | Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей. |
1765
Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества» |
Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии | Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства |
1765
Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу |
Повышение лояльности правящего класса — дворян | Утверждено личным указом |
1765 Инаугурация Императорской Академии художеств |
Популяризация искусств | Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета |
1766-1768
Созыв и заседания Уложенной Комиссии |
Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. | Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768. |
1767
Запрет крестьянам жаловаться на помещиков |
Удовлетворение запросов дворянства | Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь |
1768
Введение обязательного оспопрививания |
Развитие здравоохранения | Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы. |
1771
Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика |
Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй | Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах |
1775
Ликвидация Запорожской Сечи |
Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору. | Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь. |
1775
Губернская реформа |
Усиление власти императора и правящего класса – дворянства. Внедрение местного самоуправления. Разделение органов административной и судебной власти. |
Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях. |
1775
Манифест о свободе предпринимательства |
Стимулирование экономики.
Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) |
Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.
Купечество освобождено от податного налога. |
1782
Полицейская реформа |
Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков | Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. |
1783
Введение крепостного права в Малороссии |
Создание единых правовых принципов рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
1783
Повторное открытие Академии наук |
Популяризация и развитие наук и изысканий | Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках. |
1783
Разрешение на создание вольных типографий |
Показное снижение цензуры | Личный указ |
1785 Жалованная грамота дворянам |
Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства | Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы. |
1785
Жалованная грамота городам |
Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций. | Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум. |
1786
Создание народных училищ |
Популяризация образования в обществе | Создание главных и малых училищ в разных городах. |
1789 Арест Радищева |
Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования | Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву |
1792 Арест Новикова |
Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей» | |
1796 Введение крепостного права в Новороссии |
Создание единой правовой концепции рабовладения | Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.
Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.
Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.
Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.
Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.
Внутренняя политика
Екатерины II Великой