Союзному государству — 20 лет

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
от 31 марта 1992 года

ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ
ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ
ВЛАСТИ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов Российской Федерации,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Статья I

1. К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство Российской Федерации;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития в Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно — процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Республикам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти Российской Федерации.

Статья II

1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федерации;

б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) разграничение государственной собственности;

г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

з) установление общих принципов налогообложения и сборов;

и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

к) судоустройство; адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов;

л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

м) установление общих принципов организации местного самоуправления.

2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе Российской Федерации, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

Статья III

1. Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.

2. Республики в составе Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации, настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации.

3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. В случае, если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти Российской Федерации на территории республики в составе Российской Федерации, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья IV

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами власти республик в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий.

2. Органы власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы власти республики в составе Российской Федерации исполняют федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в республике в составе Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Юридические документы, выданные органами власти Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации.

Статья VI

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.

2. Отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

Статья VII

Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья VIII

Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов Российской Федерации он становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции Российской Федерации. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших настоящий Договор.

Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республики в составе Российской Федерации.

г. Москва, 31 марта 1992 г.

Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ГОРНЫЙ АЛТАЙ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КОМИ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МАРИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ — РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

МОРДОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКИ ТУВА

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ — ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ
К ФЕДЕРАТИВНОМУ ДОГОВОРУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ
ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, представители республик в составе Российской Федерации, имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 года в городе Москве Федеративного договора, доводим до сведения органов власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора на совместном совещании 30 марта 1992 года пришли к согласию в том, что, реализуя положение пункта 3 статьи I Федеративного договора, необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации представителям республик в составе Российской Федерации, автономных областей и округов.

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Федеративный договор

Это заготовка статьи по истории России. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Россия Россия в темах
Государственные символы Флаг • Герб • Гимн
Государственный строй
География Столица • Геология • Минеральные ресурсы • Рельеф • Климат • Почвы • Растительный мир • Животный мир • Экология
История
Экономика История • Валюта • Гознак • Промышленность • Сельское хозяйство • Транспорт • Связь • Интернет • Почта (история и марки) • Полезные ископаемые • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) • Банковское дело • Страховой рынок • Экономические районы
Вооружённые силы
Население
Культура Наука • Образование • Литература • Архитектура • Изобразительное искусство • Музыка • Театр • Опера • Балет • Цирк • Кинематограф • СМИ (телевидение) • Рунет • Праздники • Кухня
Спорт Автоспорт • Альпинизм • Баскетбол • Волейбол • Гимнастика • Лёгкая атлетика • Самбо • Теннис • Футбол • Хоккей • Шахматы

Категория • Портал • Проект

Отрывок, характеризующий Федеративный договор

Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.
15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.

Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
– Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…

Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
– И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:

Немного юридической информации

О причинах подписания Федеративного договора (1992 года) мы поговорим чуть ниже. А сейчас давайте выясним, какой юридической силой обладает интересующий нас документ.

Как уже упоминалось выше, в апреле 1992 года высший орган госвласти РСФСР постановил включить текст Федеративного договора в Конституцию. Однако уже через год в этом самом основном документе государства отмечалось, что конституционные нормы намного превосходят нормы самого договора. Данная информация содержится в первом пункте второго раздела. Далее (а именно в третьем пункте одиннадцатой статьи) поясняется, что Федеративный договор является основным нормативным документом для регулирования и регламентирования федеративных отношений. Согласно Конституции РФ, государство является конституционной (а ни в коем случае не договорной) федерацией. Именно поэтому Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с интересующим нас договором.

Парад суверенитетов

Какие события предшествовали подписанию Федеративного договора в 1992 году? Как известно, данное событие стало следствием распада Советского Союза. Процесс дезинтеграции начался еще в 1988 году, когда назрел конфликт между так называемым союзным центром бывшей Страны Советов и республиками, входящими в ее состав. Причиной столь серьезных изменений стало провозглашение преобладания республиканских законов и постановлений над союзными, что являлось нарушением Конституции СССР, а именно статьи 74. Данный конфликт с дальнейшим разъединением республик и называется парадом суверенитетов.

В связи с этим все союзные республики, а также многие автономные, приняли собственные Декларации о независимости, тем самым поставив свое законодательство выше государственного. Кроме того, республики, заявившие о своем суверенитете, предприняли целенаправленные действия по укреплению собственной экономической самостоятельности, что включало в себя отказ выплачивать налоги в общий союзный (и даже федеральный) бюджет. Такая ситуация поспособствовала прекращению хозяйственных и экономических связей между регионами и республиками СССР, что ухудшило и без того нелегкое финансовое положение Страны Советов.

Что же происходило в государстве в те нелегкие годы?

Политические последствия развала Союза

Люди до сих пор не могут сойтись во мнении относительно последствий распада Светского Союза. Кто-то считает падение великой державы положительным явлением. Другие же тоскуют по советскому прошлому и осуждают события тех неспокойных дней. Как бы там ни было, однозначного ответа не знает никто. Доподлинно известно, что не все территории, заявившие о своей независимости, пошли путем развития и прогресса. Другие же государства после распада Союза, напротив, достигли большого процветания и благоденствия.

Более того, не все государства, провозгласившие свой суверенитет, были признаны таковыми мировым сообществом. Лишь в конце 2000-х частичного международного признания удалось добиться Абхазии и Южной Осетии. Некоторые территории, такие как Нагорный Карабах и Приднестровская Молдавская Республика, до сих пор сражаются за свою независимость, что, естественно, отрицательно сказывается на их экономическом и политическом уровне развития.

С другой стороны, некоторые государства, ставшие независимыми, со временем потеряли свой суверенитет. Это, прежде всего, Татарстан, Ичкерия (Чеченская Республика) и Гагаузия. Больше об этом можно будет узнать ниже.

Подписание соглашения

Распад Советского Союза повлек за собой экономический и политический кризис, который пришлось пережить практически всем территориям, входившим в его состав. Россия, помимо финансовых проблем, переживала еще и внутренние трудности. Некоторые автономные области, входящие в ее состав, заявили о своей независимости. Это могло отрицательно сказаться не только на экономике государства, но и на социальной и культурной жизни страны. Помимо всего прочего, повсеместно усиливались сепаратистские настроения. Например, Чечня отказалась подчиняться России и признавать ее независимость на своей территории. Татарстан также отказался платить налоги в общую казну и собирался ввести собственную валюту. Для объединения народов и создания сильной державы необходимо было предпринять определенные действия. Борис Ельцин решил сплотить население страны на политическом уровне.

Таким образом, подписание Федеративного договора было инициировано с целью урегулирования назревавшего конфликта между Россией и входящими в ее состав республиками. Данное соглашение должно было укрепить государство и регламентировать его внутреннюю политику.

Трудности на пути к единению

Однако не все территории, входящие в состав России, выявили желание подписать нормативный документ. Категорические отказались сесть за стол переговоров Чечня и Татарстан. С ними были начаты продолжительные переговоры. К общему соглашению стороны пришли спустя несколько лет. Несмотря на это, подписание соглашения состоялось. Это произошло, как уже упоминалось выше, в 1992 году, 31 марта.

Суть соглашения

Было подписано три договора, которые должны были урегулировать отношения между государственной властью и властью отдельных территорий, входящих в состав России. Согласно этому нормативному документу, федеративные республики должны были иметь своих представителей в палате высшего законодательного органа государства в количестве не менее пятидесяти процентов от всех занятых мест.

Итак, договоров было три. В чем же их суть?

Первый документ был подписан представителями со стороны Российской Федерации и республик, входящих в ее состав. К последним относились такие территории:

В подписании следующего договора с представителями РФ участвовали полномочные представители от краев, областей и двух крупных городов (Санкт-Петербурга и Москвы). Помимо последних, соглашение приняли:

  • Курская область.
  • Мурманская.
  • Липецкая область.
  • Магаданская.
  • Алтайский край.
  • Амурская область.
  • Волгоградская.
  • Ивановская область.
  • Московская.
  • Пензенская область.
  • Самарская.
  • Краснодарский край.
  • Вологодская область.
  • Архангельская.
  • Иркутская область.
  • Нижегородская.
  • Пермская область.
  • Саратовская.
  • Приморский край.
  • Астраханская область.
  • Воронежская.
  • Калининградская область.
  • Новосибирская.
  • Псковская область.
  • Сахалинская.
  • Красноярский край.
  • Белгородская область.
  • Калужская.
  • Камчатская область.
  • Омская.
  • Ростовская область.
  • Свердловская.
  • Ставропольский край.
  • Брянская область.
  • Кемеровская.
  • Кировская область.
  • Оренбургская.
  • Рязанская область.
  • Смоленская.
  • Хабаровский край.
  • Владимирская область.
  • Костромская.
  • Курганская область.
  • Орловская.
  • Ленинградская область.
  • Читинская.
  • Тамбовская область.
  • Тюменская.
  • Челябинская область.
  • Тверская.
  • Ярославская область.
  • Тульская.
  • Ульяновская.
  • Томская область.

Третий договор был составлен между Российской Федерацией и автономными областями и округами, которые входили в ее состав. К ним относились:

  1. Еврейская автономная область.
  2. Агинский Бурятский автономный округ.
  3. Коми-Пермяцкий автономный округ.
  4. Корякский.
  5. Ненецкий автономный округ.
  6. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.
  7. Усть-Ордынский Бурятский.
  8. Ханты-Мансийский автономный округ.
  9. Чукотский.
  10. Эвенкийский автономный округ.
  11. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *