Срок налоговой давности

ИА ГАРАНТ

При какой минимальной сумме задолженности физических и юридических лиц налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормами НК РФ минимальные суммы задолженности налогоплательщиков для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании установлены только для случаев:

  • взыскания налога с лицевых счетов организаций — если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

  • взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — если взыскиваемая сумма превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее или равной 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Установленные минимальные суммы не зависят от порядка судебного взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).

В иных случаях право налогового органа на взыскание задолженности в судебном порядке не зависит от суммы налоговой задолженности.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что нормы налогового законодательства не регулируют случаи, когда налоговый орган может обратиться именно с заявлением о выдаче судебного приказа. Порядок обращения с таким заявлением регулируется нормами арбитражного процессуального законодательства, гражданского процессуального законодательства и административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.

Вместе с тем сообщаем, что право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявление) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения установлено пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее — задолженности):

а) в случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, когда взыскание задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей может быть произведено исключительно в судебном порядке. Заявление должно быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);

б) в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности:

  • за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств с налогоплательщика. Заявление в этом случае может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);

  • за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ);

в) в случае взыскания задолженности с налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки в иных ситуациях налоговые органы не вправе (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09).

При этом ограничение по сумме взыскиваемой задолженности для взыскания ее в судебном порядке установлены НК РФ только в двух случаях:

1) взыскания налога с лицевых счетов организаций;

В этом случае налоговый орган обращается в суд с соответствующим заявлением, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Если недоимка меньше указанной суммы или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке.

Речь идет о казенных, бюджетных и автономных учреждениях, органах государственной власти (местного самоуправления), других организациях госсектора, а также иных организациях, которым открыты лицевые счета.

Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых санкций осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с учетом положений главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
В иных случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, ограничения по сумме задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, не установлены.

Не установлены ограничения по сумме налоговой задолженности и в случае обращения налогового органа в суд в связи с пропуском срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности (ст.ст. 46 и 47 НК РФ).
2) взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Заявление о взыскании задолженности (налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества физического лица в общем случае подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Дополнительно смотрите письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@, в котором приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.

Заметим, что взыскание задолженности в судебном порядке (в зависимости от оснований или суммы заявленных требований) возможно в порядке приказного производства либо по правилам искового производства (п. 3 ст. 48 НК РФ, письма ФНС России от 20.09.2017 N СА-4-7/18776@, от 20.01.2017 N СА-4-7/873@).

При этом нормами НК РФ минимальные суммы задолженности для обращения налогового органа в суд не ставятся в зависимость от судебного порядка их взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 62 под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать:

  • 500 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ);

  • 400 тысяч рублей и 100 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (п.п. 1-3 ст. 229.2 АПК РФ).

Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя;

— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

Такой механизм действительно существует. ФНС России разработала для нижестоящих налоговых органов порядок действий, направленных на снижение существующей задолженности налогоплательщиков-физлиц, а также на предотвращение ее дальнейшего роста. Свои рекомендации нижестоящим налоговым органам ФНС России изложила в письмах от 21.10.2015 № ГД‑4-8/18402@ «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц» и № ГД‑4-8/18401@ «Об урегулировании задолженности физических лиц» (далее — письма).

Все изложенные рекомендации не противоречат нормам существующего законодательства и не выходят за рамки предоставленных налоговым органам полномочий, но на практике ранее не применялись.

К наиболее значимым рекомендациям можно отнести следующие:

  • налоговые органы вправе информировать налогоплательщика посредством телефонной связи о наличии у него непогашенной задолженности по налоговым платежам, а также о его правах и обязанностях в соответствии с налоговым законодательством. Причем в данном случае речь идет о том, что налоговые органы сами будут звонить должнику (в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени), если общая сумма задолженности в бюджетную систему РФ составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — более 50 000 руб. Номер телефона физического лица налоговый орган может получить из любых доступных источников;

  • налоговые органы также вправе информировать работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В списке сотрудников будут указаны лишь фамилия и инициалы (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, информация о наличии задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактные данные налогового органа;

  • налоговые органы могут направлять полученные в судебном порядке исполнительные документы о взыскании денежных средств (исполнительный лист, судебный приказ) в организацию, компанию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (в случае если задолженность не превышает 25 000 руб.).

Также ФНС России уделила особое внимание необходимости контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного ФССП России на основании направленных налоговым органом исполнительных документов для взыскания налоговой задолженности.

Например, если сумма задолженности превышает 3000 руб., налоговому органу одновременно с вступившими в законную силу судебными актами необходимо направить в службу судебных приставов ходатайство о наложении ареста на имущество должника. А если сумма задолженности превышает 10 000 руб. — заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Когда сумма задолженности гражданина-должника более 50 000 руб. по имущественным налогам или более 250 000 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговый орган по согласованию со службой судебных приставов организует проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках открытых исполнительных производств.

Также в указанных письмах налоговым органам рекомендовано совместно со службой судебных приставов и Госавтоинспекцией МВД России участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т. д.).

Обо всех проведенных мероприятиях налоговые органы будут ежеквартально отчитываться в ФНС России.

Что касается механизма взыскания налоговым органом задолженности по налоговым платежам из заработной платы должника через его работодателя, то тут следует отметить, что право взыскателя (в данном случае налогового органа) обратиться к работодателю должника предусмотрено ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Как это должно работать на практике?

Взыскать задолженность по налоговым платежам за счет имущества физических лиц, не исполнивших добровольно обязанность по уплате налога (сбора, пеней, штрафа), возможно лишь на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Этот механизм прописан в ст. 48 НК РФ.

Иными словами, налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании сумм неоплаченных налоговых платежей в суд общей юрисдикции, который по результатам рассмотрения дела вынесет судебный акт и после его вступления в законную силу выдаст исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Получив исполнительный документ, налоговый орган самостоятельно, минуя службу судебных приставов, если размер взыскания денежных средств не превышает в сумме 25 000 руб., направит его в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Такое право закреплено положениями ч. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Неисполнение работодателем требований исполнительного документа, полученного от налогового органа, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб. и на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Что делать работодателю, получившему исполнительный документ от налогового органа?

Во-первых, работодатель должен проверить, соответствует ли исполнительный документ требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В частности, обратить внимание на сведения о должнике, взыскателе и размере взыскиваемой суммы (не более 25 000 руб.). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет работодателю заявление с указанием реквизитов для перевода денежных средств и сведений о взыскателе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Если какие-либо сведения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе будут отсутствовать, то работодатель вправе не исполнять данный документ, а направить его взыскателю, пояснив причины неисполнения.

Если с исполнительным документом все в порядке, то в соответствии с положениями ст. 98 Закона об исполнительном производстве работодатель обязан в трехдневный срок со дня выплаты удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Особое внимание работодателю необходимо обратить на положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве и ст. 138 ТК РФ, в соответствии с которыми размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может составлять более 50% заработной платы и иных доходов. Удержание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (то есть денежные средства могут удерживаться в пределах максимально возможного размера несколько раз до погашения всей суммы, подлежащей взысканию).

Также работодателю необходимо учесть положения ст. 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (например, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, получением увечья и т. д.).

Получать согласие работника на взыскание из заработной платы сумм по исполнительному документу не требуется, однако работника стоит уведомить о получении исполнительного документа.

Если работник не согласен с требованиями, которые на него возлагаются судебным актом и исполнительным документом (например, в расчете допущена ошибка), ему необходимо обратиться в налоговый орган, направивший работодателю исполнительный документ, причем лучше всего оформить обращение в письменной форме в виде жалобы на действия налогового органа и на втором экземпляре жалобы получить отметку налогового органа о подаче документа (либо направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Если налоговый орган не произведет перерасчет и не отзовет исполнительный документ, налогоплательщику необходимо обращаться в суд.

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Ответственность за задолженность ограничена сроком

В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Пример.

Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019.

Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018.

В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Недоимка навсегда или до уплаты

В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017).

Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014). Иное противоречило бы, например, абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно (п. 3 ст. 2 ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *