Структура административного права. Предмет, метод и источники административного права.

Система АП – это внутренняя структура АП, состоящая из взаимосвязанных элементов (норм, институтов, отраслей и подотраслей). Стоит различать систему АП и систему законодательства. Система АП как законодательства – совокупность действующих НПА. Система АП состоит из общей и особенной части.

К общей относятся: 1) предмет и метод правового регулирования; 2) источники АП; 3) субъекты АП; 4) гос.служба; 5) ФОИВ, органы исп. власти СРФ; 6) Президент РФ; 7) административная ответственностью, административное наказание, административные принуждение; 8) понятие законности, выраженной в контрольно-надзорной деятельности; 9) административный процесс, подразделяющийся на административное производство (порядок реализации полномочий гос.органов) и административную юстицию (разрешение суд. Споров только в судах).

К особенной относятся 3 категории гос. управления: 1) в соц.-культурной сфере; 2) в финансово-экономической сфере; 3) в политической сфере.

Источники административного права России: понятие и классификация.

Источники АП – это внешние конкретные формы его выражения, то есть НПА, содержащие нормы АП. Содержанием источников АП являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Все источники АП делятся на: 1)Федеральные источники АП (принимаются фед.органами гос.власти действующие на территории всей страны); 2)Источники субъектов РФ (принимаются органами гос.власти субъеков РФ и действующие только на территории этого субъекта).

К источникам АП относятся: -Конституция РФ (Важнейший источник, потому что в ней определены задачи, основы, масштаб и пределы первоначальной законодательной регламентации управленческих отношений. Например, формирование системы и структуры гос.управления, создание системы гос.службы, образование органов исп.власти и др); -ФКЗ и ФЗ; -указы Президента РФ; -Постановления Правительства РФ;- акты ФОИВ (министерств, агенств, служб) международные источники АП.

На уровне субъектов источниками АП являются: -законодательные и иные НА представительных и исполнительных органов (Конституции (уставы) субъектов); -правовые акты органов МСУ, их администраций и исполнительных органов, принимаемые в пределах представленных им полномочий (муниципальные правовые акты).

Административное право, как наука и учебная дисциплина.

Наука АП– система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере адм. права.Функции науки АП: теоретическая, воспитательная, прогнозтическая. Внимание науки сосредоточено на создании научных понятий и категорий, разработке научных основ административного права как учебной дисциплины. Наука вносит вклад в развитие принципов, концепций, прогнозов и т.д. Наука изучает историю АП, что позволяет просмотреть этапы развития АП, его специфику на ом или ином этапе.Источниками являются: результаты комплексных исследований, законы и иные НПА, индивидуально определенные акты управления.Предметом административно-правовой наукиявляется исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Административное правокак учебная дисциплина – систематизированная часть знаний науки АП об отрасли АП. Она изучается в высших юридических учебных заведениях.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Система (структура) административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

• представляет собой объективное правовое явление;

• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

• включает определенные элементы;

• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно-правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса; и т.д.

Предмет административного права составляют общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;

• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права.

Метод административного права составляет совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

• нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Понятие административного права

У административного права, как и любой другой самостоятельной отрасли права Российской Федерации, имеется внутреннее строение, то есть оно включает в свою структуру относительно самостоятельные группы правовых норм, тесно связанные друг с другом. Система административного права достаточно сложна и по сравнению с остальными отраслями недостаточно развита. Это связано со сложностью самого предмета административного права. Поскольку деятельность административно-публичных органов, которые регулируются административно-правовыми нормами, реализуется во всех без исключения сферах функционирования страны и общества (политическая, экономическая, социально-культурная, правоохранительная). Существуют конкретные особенности административно-правового воздействия на появляющиеся в каждой из указанных сфер общественные взаимоотношения. Данные особенности закреплены нормами административного права, а потому оказывают воздействие и на строение норм, и на всю систему.

Определение 1

Под системой административного права подразумевается внутреннее строение данной отрасли права, разделение ее на относительно самостоятельные группы правовых норм, на которое влияет специфика предмета административно-правового регулирования.

Структура административного права

В настоящем административном законодательстве Российской Федерации система административного права явно не просматривается. Это происходит, так как нормы административного права не сосредоточены, как, к примеру, нормы гражданского либо уголовного права в едином кодифицированном нормативно-правовом акте, а раскиданы по разным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и множеству подзаконных нормативно-правовых актов.

Вывод 1

Административное право как отрасль права можно построить только теоретически, логически разделив большой массив действующих административно-правовых норм на конкретные части, связанные между собой.

Административно-правовая наука в системе административного права традиционно состоит из общей и особенной части, которые также подразделяются на административно-правовые институты либо другие системные образования. Вот какой подход мы использовали к содержанию общей и особенной частей административного права.

Общая часть административного права

Сюда входят правовые нормы, которые определяют наиболее общие, основополагающие начала правового регулирования в административно-правовой области (административно-распорядительная и административно-охранительная деятельность Российской Федерации).

Структура общей части административного права теоретически включает следующие группировки административно-правовых норм:

  1. Нормы, устанавливающие общие правовые начала (принципы) формирования административной (административно-распорядительной и административно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной ветви власти и органов местного управления). Эти нормы до сегодняшнего дня не систематизированы. Федерального закона, определяющего правовые начала административной деятельности органов исполнительной ветви власти и находящихся в их системе учреждений, на сегодняшний момент нет. Систему федеральных органов исполнительной ветви власти определяют указы Президента Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти регламентируется в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997-го года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Что касается особенностей правового статуса остальных федеральных органов исполнительной ветви власти, то они определены в положениях о соответствующих органах, которые утверждаются Президентом Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации. Единственный закон, который можно отнести к общим, выступает Федеральный закон от 06 октября 1999-го, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и определяющем правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон, устанавливающий принципы построения как административной деятельности органов местного управления, так и включенных в их систему учреждений, – это Федеральный закон от 06 октября 2003-го года, посвященный общим началам организации местного управления в России.

  1. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса физ. лиц, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в административно-правовой отрасли. Данные нормы также не систематизируются и, кроме Конституции Российской Федерации, есть в Федеральных законах: от 02 мая 2006-го г., посвященном порядку рассмотрения обращений граждан России; от 29 декабря 2012-го года, посвященном образованию в России; от 27 мая 2003-го года, посвященном системе государственной службы России; от 28 марта 1998-го года, посвященном воинской обязанности и военной службе; от 21 декабря 1994-го года, посвященном пожарной безопасности; от 30 марта 1999-го года, посвященном санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и пр.
  2. Нормы, устанавливающие основы административно-правового статуса организаций, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой отрасли. Эти нормы тоже раскиданы по различным законам и подзаконным нормативно-правовым актам вне какой-то системы. В число этих актов входят, в частности, Федеральный закон от 04 мая 2011-го года, посвященный лицензированию отдельных видов деятельности, от 21 июля 1997-го года, посвященный промышленной безопасности опасных производственных объектов, от 10 декабря 1995-го года, посвященный безопасности дорожного движения и пр.
  3. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса должностных лиц публичной администрации, куда также относятся государственные и муниципальные служащие. Нормы, определяющие правовые начала административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих, по большому счету, систематизированы. Главные из них включены в Федеральные законы, посвященные системе государственной службы России); от 27 июля 2004-го года (посвящен государственной гражданской службе России); от 02 марта 2007-го года (посвящен муниципальной службе в России). Нормы, устанавливающие правовые начала административно-правового статуса остальных должностных лиц публичной администрации до сегодняшнего дня не систематизированы.
  4. Нормы, устанавливающие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Эти нормы определяют основания и порядок издания/принятия административно публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридических действий, заключения административных договоров/соглашений. Они включены в разные нормативно-правовые акты, к примеру, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», КоАП, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996-го года касаемо порядка опубликования и вступления в силу актов Президента России, Правительства России и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной ветви власти. К несчастью, до сегодняшнего дня не подготовлен и не принят общий федеральный закон, устанавливающий основания и порядок издания/принятия, введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной ветви власти.
  5. Нормы, устанавливающие административно-правовые методы деятельности административно публичных органов, включая основания и порядок применения к физ. и юр. лицам мер административного ограничения и принуждения. Эти нормы раскиданы по разным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, определяющим, в частности, вопросы госконтроля и надзора, обеспечения общественной и госбезопасности, охраны общественного порядка. Исключением является только КоАП, систематизирующий нормы, устанавливающие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных нарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
  6. Нормы, определяющие административный процесс, включая нормы-принципы административного производства, нормы, устанавливающие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Данные нормы на сегодняшний день есть в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, которые определяют принципы административного производства по вопросам об административных правовых нарушениях, а также административные процедуры разрешения некоторых категорий административных дел. В число данных нормативно-правовых актов входит, к примеру, КоАП, Федеральные законы от 26 июля 2006-го года, посвященные защите конкуренции; порядку рассмотрения обращений российских граждан; разнообразные административные регламенты федеральных органов исполнительной ветви власти.<

Замечание 1

Как мы отметили выше, все приведенные группы административно-правовых норм, входящие в общую часть административного права, выделяются условно, так как в настоящем законодательстве они обычно не обособляются и содержатся в разных нормативно-правовых актах, при этом часто совместно с нормами особенной части административного права.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Особенная часть административного права

Сюда включены правовые нормы, которые регулируют особенности деятельности административно-публичных органов, а также порядок публичного взаимодействия физических лиц и/или организаций (административно-публичный порядок) в разнообразных сферах функционирования страны и общества. На данные особенности влияет специфика регулируемых общественных взаимоотношений.

Структура особенной части административного права зависимо от сферы деятельности страны и общества, регулируемой нормами административного права, включает группы этих норм, которые образуют соответствующие подотрасли административного права:

  • нормы, которые регулируют деятельность административно-публичных органов и административно публичный порядок в экономической сфере (промышленность, торговля, с/х, транспорт и связь, строительство, ЖКХ, природопользование). Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-экономическое право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в финансовой сфере (бюджет, налогообложение, денежное обращение, валютные операции, финансовые рынки, соцстрах, банковские операции). Совокупность данных норм административного права обобщенно можно назвать «административно-финансовое право»:
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в социальной и культурной сферах (труд и социальная защита населения, здравоохранение, образование, наука, культура, физкультура и спорт, туризм, молодежная политика). Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-социальное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обороны и функционирования вооруженных сил, других войск и воинских образований. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «военно-административное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обеспечения госбезопасности, то есть защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны от внутренних и внешних угроз. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «право государственной безопасности»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, работы судебной власти и других правоохранительных органов. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-охранительное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере иностранных дел, то есть в сфере внешних отношений России с иностранными территориями, международными и иностранными компаниями. Совокупность данных норм административного права обобщенно можно назвать «административно-иностранное право».

Перечисленные группы норм административного права, которые составляют особенную часть административного права обычно сосредоточены в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, определяющих общественные взаимоотношения в соответствующей сфере деятельности страны и общества.

В структуре указанных подотраслей особенной части административного права присутствуют соответствующие административно правовые институты.

Пример 1

К примеру, структура административно-экономического права включает такие институты, как административно промышленное, административно торговое, административно транспортное, административно сельскохозяйственное, административно градостроительное право, административное право связи. Структура административно охранительного права включает такие институты, как полицейское, административно исполнительное, административно юстиционное право.

Четко построенная система административного права, по нашему мнению, может быть выстроена только на базе соответствующей системы административного законодательства Российской Федерации, которая на сегодняшний день отсутствует. В систему отечественного административного законодательства, как нам кажется, должны входить следующие уровни нормативно-правового регулирования:

  • административный кодекс России, включающий наиболее общие административно-правовые нормы, регулирующие, в частности, принципы построения и функционирования системы административных органов, включая органы исполнительной власти, классические правовые формы и методики их функционирования, основы административно правового статуса индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Мы не разделяем присутствующее в науке административного права скептическое отношение к возможности подготовки, а также принятия административного кодекса Российской Федерации. В виду многообразия регулируемых этим правом отношений вполне вероятно подготовить и принять федеральный кодифицированный закон, устанавливающий правовые принципы организации и функционирования исполнительной власти, общие формы и методики их деятельности, принципы административно-правового статуса физ. и юр. лиц;
  • федеральные законы, включая кодифицированные и подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются на основании административного кодекса Российской Федерации и включающие специальные административно-правовые нормы, определяющие принципы построения и работы определенных институтов общей части административного права (законы о госслужбе, административных процедурах, административной ответственности и т.д.);
  • федеральные законы, включая кодифицированные и подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основании административного кодекса Российской Федерации и прочих общеадминистративных федеральных законов, которые содержат специальные административно-правовые нормы, устанавливающие особенности функционирования административно публичных органов и административно публичного порядка в отдельных областях функционирования страны и общества (законодательные основы о государственной промышленной политике, законодательные основы о финансах, сельскохозяйственный, природоохранительный, транспортный, образовательный кодекс, законодательные основы об охране здоровья граждан, законодательные основы о культуре, полицейский кодекс и т.д.).

На основании приведенных выше федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, составляющих остов федерального административного законодательства, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах собственного ведения принимать/издавать законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы деятельности организуемых ими административно публичных органов и административно публичный порядок на собственной территории.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Административное право как наука и отрасль российской правовой системы

Любая самостоятельная отрасль права и законодательства, традиционно рассматривается в нескольких значениях, ввиду многозначности и многоаспектности собственного отраслевого содержания, а также тех научных наработок, которые созданы в процессе изучение и анализа соответствующего юридического массива.

Административное право, обладая давней историей своего становления и развития и традиционно выделяясь в качестве самостоятельной отрасли права в отечественной правовой системе не является исключением и может одновременно рассматриваться в качестве науки и отрасли права.

Так, административное право как наука, будучи самостоятельной областью юридической науки может быть определено следующим образом:

Определение 1

Административное право – это совокупность государственно-властных идей, представлений административного содержания применительно к нормативно-правовым актам, регламентирующим отношения в области государственного управления, взгляды относительно социальной обусловленности соответствующего управления, его тенденциях и закономерностях, необходимости реформирования отдельных сфер административного законодательства, а также научно-обоснованные суждения о принципах, истории и перспективах развития административного права.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие и система административного права 420 руб.
  • Реферат Понятие и система административного права 230 руб.
  • Контрольная работа Понятие и система административного права 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В свою очередь, административное право как отрасль права, в современной юридической науке принято определять следующим образом:

Определение 2

Административное право – одна из ключевых отраслей современного отечественного права, нормы которого, руководствуясь целью обеспечения выполнения задач и осуществления государственных функций, направлены на урегулирование общественных отношений управленческого характера, складывающихся в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных органов государственной власти и их должностных лиц.

К числу признаков, традиционно характеризующих и раскрывающих понятие любой отрасли, в юридической доктрине традиционно относятся предмет и методы правового регулирования соответствующей отрасли. Применительно к административному праву предмет и метод будут рассмотрены ниже.

Предмет и методы административного права

Как было отмечено ранее, предмет и метод правового регулирования в соответствии с точкой зрения, разделяемой большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки, выступают ключевыми признаками любой отрасли права, характеризующими ее содержание и обуславливающими самостоятельность соответствующей отрасли в национальной правовой системе.

В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что предметом современного административного права признается совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в связи и по поводу практической государственно-властной деятельности в области осуществления функций исполнительной власти.

Основными методами административного права выступают:

  1. Предписание – такой способ правового регулирования, содержание которого выражено в установлении определенного порядка действий, в соответствующих условиях и надлежащим образом, закрепленном конкретной административно-правовой нормой. Основным последствием нарушения требований административно-правового предписания выступает недостижение тех юридически значимых последствий, на которые ориентирована сама норма права.
  2. Запрет, как административно-правовой метод предполагает запрещение совершения определенных действий под угрозой применения соответствующих видов юридической ответственности. Как правило – дисциплинарной или административной. Так, например, нормами действующего административного законодательства запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение теми должностными лицами, чьи действия обжалуются соответствующим гражданином. Виновные в нарушении соответствующего запрета должностные лица, работающие с обращениями граждан, подлежат дисциплинарной ответственности;
  3. Дозволение – метод административного права, предполагающий возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

При этом относительно последнего метода в административно-правовой доктрине выработано две формы его реализации:

  • «Жесткий» вариант дозволения – существование возможности выбора варианта поведения, при невозможности отказаться от соответствующего выбора. Данный метод как правило применяется при регулировании профессионального поведения должностных лиц;
  • «Мягкий» вариант дозволения, выражающийся в предоставлении субъекту административно-правовых отношений возможности действовать или не действовать по собственному усмотрению. Наиболее часто встречается в процессе правового регулирования субъективных прав граждан, участвующих в соответствующих правоотношениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *