Субъекты возбуждения уголовного дела

Понятие повода к возбуждению уголовного дела включает данные, поступившие в правоохранительные органы из различных источников, о планируемом или уже совершенном правонарушении уголовного характера. Эти сведения закон приравнивает к юридическим фактам, которые обязывают следователя, дознавателя и прокурора в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством, рассмотреть эти факты и определить их достаточность для возбуждения уголовного дела по признакам преступления.

Право на возбуждение уголовного дела имеют: руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Прокурор после внесения изменений в УПК Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ лишен права возбуждать уголовные дела, а также давать согласие на их возбуждение (за одним исключением — такое согласие прокурора необходимо, когда речь идет о возбуждении дознавателем уголовного дела частного или частно-публичного обвинения, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы).

Следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции исходя из правил о подследственности, содержащихся в ст. 151 УПК.

В тех случаях, когда органом дознания обнаружены признаки преступления, для пресечения или предупреждения которого необходимо безотлагательное производство следственных действий, он обязан возбудить уголовное дело о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции следователя (ст. 157 УПК).

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК функции органов дознания по возбуждению уголовного дела могут выполнять:

  • 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, которые могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных на данных судах;
  • 2) руководители удаленных геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз — они могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз;
  • 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — они возбуждают уголовные дела о любых преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дела частного обвинения, по общему правилу, возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим, его законным представителем либо его близкими родственниками. Следовательно, по делам частного обвинения субъектом возбуждения уголовных дел может являться потерпевший, который, в отличие от иных субъектов, вправе, но не обязан возбуждать их.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в УПК установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу: 1) наличие повода для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК); 2) наличие основания для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК); 3) отсутствие обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК).

Поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, извещающее государство в липе его уполномоченных органов о том, что совершено деяние, признаваемое преступным и влекущее необходимость принять данными органами все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры.

Часть 1 ст. 140 УПК относит к поводам: 1) заявление о преступлении; 2) явку с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК.

Заявление о преступлении является самым распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. Оно может быть как письменным, так и устным. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя). Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела обусловливает прямую, непосредственную связь между заявителем и лицами (органами), уполномоченными на возбуждение уголовного дела.

В УПК закреплена возможность сделать устное заявление о преступлении без личной явки заявителя. Для этого заявитель может воспользоваться любыми средствами связи. Однако, если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление будет рассматриваться как сообщение, полученное из иных источников, и оформляться рапортом об обнаружении признаков преступления.

Часть 7 ст. 141 УПК указывает, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. В этой связи возникает вопрос: какие заявления следует признавать анонимными? УПК не дает ответа на этот вопрос. Ведомственные правовые акты анонимными признают письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление) (п. 41.1 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию но ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221).

В соответствии с Регламентом от 12.12.2011 № 1221 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным приказом МВД России от 01.03.2012 № 140, анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся сведения о признаках совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства докладываются руководителю и в соответствии с его резолюцией передаются в дежурную часть для регистрации в КУСП.

О принятом решении по анонимному обращению, поступившему из государственных органов и органов местного самоуправления, при необходимости информируется направившее его должностное лицо.

Если анонимные сообщения о преступлении поступили в следственный орган Следственного комитета РФ и указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или иной государственный орган в соответствии с компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, но которому должен быть направлен ответ, ставит личную подпись и дату.

Согласно ч. 4 ст. 141 УПК, если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В соответствии же со ст. 155 УПК, если заявление о преступлении было занесено в протокол следственного действия, дознаватель или следователь выносит постановление о выделении протокола из уголовного дела и направлении его (следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору) для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении либо о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд.

Заявлением о явке с повинной признается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные начать производство по уголовному делу.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

В отличие от ст. 111 УПК РСФСР 1960 г., согласно которой необходимо было лично явиться и сделать устное заявление, оформляемое протоколом, ст. 142 УПК допускает возможность составления письменного заявления и отправления его дознавателю, в орган дознания или следователю, например, по почте либо через другое лицо.

Следует иметь в виду, что заявить о явке с повинной в смысле ст. 142 УПК можно только по отношению к преступлению, не известному правоохранительным органам из иных источников. Обязательным признаком явки с повинной является ее добровольность. Также явка с повинной предполагает признание вины, т.е. лицо считает себя виновным.

Сообщение о преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, и оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Иными сообщениями в смысле ст. 143 УПК следует признавать: сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации; сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности; сообщения должностных лиц Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений и т.д.; выделенные дознавателем или следователем в отдельное производство и направленные прокурору или руководителю следственного органа материалы уголовного дела; сведения, содержащие указание на наличие признаков преступления, полученные в ходе осуществления органами дознания административной деятельности (обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение паспортного режима, обеспечение охраны общественного порядка и т.д.).

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, является разновидностью сообщений о преступлении, полученных из иных источников. Однако законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило, в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства можно только с согласия руководителя следственного органа.

Материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (предусмотренных ст. 198-199.2 УК).

Анализируя уголовно-процессуальную норму, согласно которой единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов, Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин отмечает в своем блоге: «Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых преступлений, которое было передано узкоспециализированном) ведомству, и данном случае налоговому органу… Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность данной деятельности в отсутствие функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности органов внутренних дел, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях».

Для возбуждения уголовного дела недостаточно лишь одного повода. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что наряду с наличием одного из вышеперечисленных поводов необходимо также основание для возбуждения уголовного дела — им является наличие достаточных данных, указывающих па признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Дознавателю, органу дознания, следователю необходимо установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а не на факт преступления. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела нет необходимости устанавливать факт преступления (это осуществляется в ходе предварительного расследования), необходимо лишь, чтобы имеющиеся данные указывали на признаки преступления (в дальнейшем же может быть установлено, например, что общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности).

Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный, вероятностный характер, в отличие от решения об отказе возбудить уголовное дело, когда положенные в его основу данные должны быть установлены достоверно (в значении «истинно»).

  • См.: ст. 306 УК. Также УК устанавливает уголовную ответственность за заведомо .южное сообщение об акте терроризма (ст. 207).
  • См.: п. 28 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета РФ от 11.10.2012 № 72.
  • Бастрыкин Л. И. Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности // Следственный комитет Российской Федерации : официальный сайт. URL: sledcom.ru/blog/detail. phpVID-85628 (дата обращения: 15.05.2013

Виды поводов

Согласно нормам российского законодательства, поводами для возбуждения уголовного дела служат следующие сведения:

  • заявление о планируемом или уже совершенном правонарушении уголовного характера;
  • явка правонарушителя с повинной;
  • сообщение о готовящемся уголовном правонарушении из других источников;
  • сообщение о совершенном преступлении, которое получено сотрудниками правоохранительных органов из иных источников.

Последние два вида чаще всего рассматриваются вместе как один повод для возбуждения уголовного дела по УПК РФ.

Заявление о преступлении

Наиболее распространенным поводом для возбуждения уголовного дела является заявление. Оно может быть в письменной или устной форме. Заявление представляет собой сообщение о планируемом или совершенном преступлении. Оно является поданным, если информация о правонарушении уголовного характера сообщена следователю, дознавателю либо прокурору.

Если заявление выражено в виде устного сообщения, сотрудники органов правопорядка обязаны незамедлительно взять объяснения у заявителя и оформить сообщение надлежащим образом. Заявителем может выступать потерпевший, очевидец или другое лицо, у которого есть информация о правонарушении.

В некоторых случаях такая форма считается единственно подходящим видом поводов для возбуждения уголовного дела. К таким случаям относятся уголовные правонарушения частного характера, по которым уголовное дело может возбуждаться только по заявлению от потерпевшего или его представителя по доверенности либо в силу закона.

Явка правонарушителя с повинной

Следующий повод к возбуждению уголовного дела – добровольная явка правонарушителя в правоохранительные органы с целью сообщения о планируемом им или совершенном преступлении. Заявление должно быть обращено к следователю, дознавателю или прокурору. Сообщение преступником указанных сведений лицу, которое не имеет отношения к органам правоохранительной сферы, поводом не считается.

Обязательные признаки такого типа повода к возбуждению уголовного дела – добровольность, а также содержание в сообщении точных данных о совершенных этим лицом криминальных действиях. В связи с этим признание гражданина в осуществлении им противоправных действий на допросе не считается добровольной явкой.

Сообщение о готовящемся или совершенном уголовном правонарушении из других источников

Следующим значением поводов и оснований для возбуждения уголовного дела являются сведения из посторонних источников, которые получены сотрудниками органов дознания или следствия либо прокурором во время осуществления ими своих непосредственных обязанностей.

Эти сведения могут исходить от юридических или физических лиц. Кроме того, к этой группе относятся сообщения, которые не адресованы напрямую правоохранительным органам (например, сообщения в репортажах средств массовой информации, сведения в иных источниках и тому подобное).

Особенность таких сведений состоит в том, что хоть они и не были переданы (или адресованы) сотрудникам органов следствия или дознания, последние обязаны осуществить проверку поводов для возбуждения уголовного дела.

При получении вышеуказанных сведений сотрудник, который их получил (если речь идет о проведении административно-процессуальных действий, то ответственный за эти действия), обязан составить рапорт о том, что им обнаружены признаки преступления. Данный рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.

Основание

Элементы возбуждения уголовного дела: поводы, основания, субъекты и процедура. Основания в нем играют одну из ключевых ролей. Согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, основания – присутствие достаточных сведений, которые указывают на признаки уголовного правонарушения. Прямого определения в кодексе нет, но анализ норм позволяет его составить.

После проверки имеющегося повода к возбуждению уголовного дела дознаватель, следователь или прокурор проверяют эти сведения. Так как понятие достаточности сведений является оценочным, уполномоченные лица сами решают, хватит ли полученных данных для того, чтобы дело было заведено надлежащим образом.

При получении сведений и отнесении их к группе поводов к возбуждению уголовного дела по УПК, при принятии решения об их достаточности в качестве основания для заведения дела учитываются следующие факторы:

  • круг сведений и обстоятельств, знаниями о которых должен располагать дознаватель или следователь в каждом конкретном случае;
  • вероятность того, что эти сведения подтверждают совершение уголовного правонарушения.

Понятие основания включает в себя сведения о фактическом происшествии и данные о присущих ему признаках уголовно-правового характера. В большинстве случаев сюда входят сведения об объекте посягательства и объективной стороне правонарушения. Данные о самом субъекте и его мотивах (субъективной стороне) встречаются намного реже.

В отличие от понятия повода для возбуждения уголовного дела, основанием являются полученные из различных источников достаточные сведения о наличии признаков совершенного или планируемого уголовного правонарушения. А также об отсутствии ключевых обстоятельств, которые исключают производство по делу об уголовном правонарушении.

Достаточность сведений, указывающих на наличие признаков правонарушения, полученных при проверке повода к возбуждению уголовного дела, необходимо рассматривать с точки зрения характера данных и их объема. С точки зрения характера достаточными признаются сведения, свидетельствующие о каком-то конкретном действии либо бездействии, за которое налагаются уголовные санкции.

С точки зрения объема анализируется то, достаточно ли выявленных фактов для построения весомой теории о вероятности осуществления преступных деяний, которые можно квалифицировать по какой-либо статье Уголовного кодекса.

Если следователем или дознавателем принято решение об их достаточности, они делают предположительный вывод о квалификации совершенного или задуманного преступления, который отражается в соответствующем постановлении. При осуществлении дальнейших процессуальных действий указанные в постановлении факты могут быть изменены на основании найденных доказательств или иных фактов. Поэтому построенная следователем или дознавателем версия может отличаться от реально произошедшего события.

Стадии возбуждения дела: их значение и понятие

Возбуждение дела об уголовном правонарушении включает в себя три понятия, рассматриваемых с разных правовых позиций:

  1. В области теории права возбуждение дела является уголовно-процессуальным институтом, который представляет собой совокупность норм уголовно-правового характера, которые регламентируют правоотношения, возникающие в процессе приема, регистрации, исследования и разрешения сообщений об уголовных правонарушениях.
  2. В области правоприменения возбуждение дела — это решение, которое выносится соответствующим должностным лицом в виде постановления, которое завершает рассмотрение заявления о совершенном или планируемом преступлении. Также возбуждение дела – это юридический факт, означающий начало расследования уголовного правонарушения.
  3. В области судебного права возбуждение дела является начальной стадией судопроизводства уголовного типа, которая характеризуется самостоятельностью поставленных задач, процессуальными методами и средствами, решениями и сроками.

Признаки стадии возбуждения дела

  1. У нее есть временные рамки (согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, с момента поступления сообщения о преступлении до момента возбуждения дела должно пройти не более семидесяти двух часов). В случаях, определенных третьей частью 144 статьи УПК РФ, решением прокурора, начальника отдела следствия или руководителя органа дознания срок может продлиться до 240 часов.
  2. На этой стадии осуществляется деятельность по рассмотрению заявления о преступном деянии и принятию необходимого решения, которое обусловлено задачами, поставленными на этой стадии.
  3. Основная цель стадии – установление условий (процессуальных), которые необходимы для принятия обоснованного и законного решения о возбуждении дела уголовного типа. Таким образом, на стадии возбуждения дела необходимо установить, законен ли повод и достаточно ли оснований для заведения дела, либо имеется процессуальный повод для отказа в возбуждении уголовного дела.
  4. Задачи начальной стадии заключаются в приеме, регистрации, разрешении заявлений о преступлении наряду с поиском и закреплением найденных следов совершенного деяния, а также принятием мер, которые будут способствовать предотвращению и пресечению совершенного или планируемого преступления.
  5. Особенностью стадии является круг составляющих ее субъектов. В этот круг входят заявитель (сделавший официальное сообщение) и сотрудники правоохранительных органов (следователь, дознаватель, прокурор), которые обязаны принять заявление и проверить указанные в нем факты.
  6. При осуществлении действий на стадии заведения дела правоотношения возникают, развиваются и заканчиваются исключительно между вышеуказанными субъектами. Привлечение иных лиц на этой стадии недопустимо.
  7. Стадия заведения дела отличается применяемыми на ней средствами: получение сведений о заявителе; проверка документов; уточнение некоторых данных из сообщения об уголовном правонарушении; затребование у СМИ сведений, материалов или документов, которые подтверждают сообщение о правонарушении; истребование сведений о предоставившем эти данные лице. В некоторых случаях законом допускается использовать такое средство, как исследование места преступления, освидетельствование или назначение экспертизы судебного типа. Эти средства являются допустимыми, когда необходимо безотлагательно проверить поступившее сообщение.
  8. Юридический факт, который вызывает возникновение правоотношений на стадии заведения дела — это законный повод. Юридический факт, завершающий правоотношения — составление постановления с указанием в нем выводов уполномоченного лица о том, что необходимо провести проверку факта осуществления преступных действий (проверка осуществляется в форме следствия или дознания с использованием соответствующих процессуальных методов и средств). Если проверка не дала положительных результатов, завершающим юридическим фактом будет постановление об отказе в заведении дела.

Стадия заведения дела характеризуется тем, что на ней только фиксируется факт того, что были обнаружены признаки преступления. О составе преступления на этой стадии речи не идет. На этапе заведения дела имеются только отрывочные факты и некоторые элементы состава правонарушения (объект и объективная сторона). Все остальные элементы устанавливаются только на предварительном этапе расследования, когда обвинение предъявляется конкретному человеку с дальнейшей передачей дела в судебный орган.

Стадия заведения дела отличается тем, что осуществление каких-либо действий по производству следственных действий невозможно без согласования постановления, завершающего стадию, с прокурором.

Порядок заведения уголовного дела

Неотъемлемыми элементами этапа расследования до вынесения постановления являются поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела. Проверка поводов и поиск основания будут бесполезными, если не соблюден порядок заведения дела.

146 статьей УПК определены элементы, которые должны быть в постановлении (место и дата составления, ФИО и должность сотрудника, рассматриваемый повод, основание для расследования, квалификация преступления).

Составленное постановление и материалы дела подлежат немедленной передаче прокурору для согласования. После проверки прокурор дает свое согласие на заведение дела либо отказывает в нем из-за недоработок в расследовании. Для устранения указанных неточностей должностному лицу дается не белее пяти суток.

Дела по обвинениям частно-публичного характера

Особенностью возбуждения дел такого типа является то, что поводом может быть исключительно заявление потерпевшего лица. Исключения могут быть только в отношении граждан, которые не в состоянии осуществить самостоятельную защиту своих прав.

Состояние беззащитности может быть выражено в беспомощности в силу закона или по медицинским показаниям, либо из-за нахождения в зависимости от подозреваемого. В этом случае дело об уголовном правонарушении может возбудить прокурор или с его согласия следователь (дознаватель).

При состоянии беспомощности заявление от потерпевшего не требуется, а расследование проводится по общим правилам.

Дела по обвинениям частного характера

Особенностью возбуждения дел такого типа является то, что поводом для возбуждения уголовного дела является исключительно заявление, адресованное мировому судье, от потерпевшего гражданина или его представителя.

Если в силу объективных причин (состояния беспомощности) потерпевший не может защитить свои законные интересы, дело возбуждается прокурором. Прокурор в этом случае передает дело для осуществления предварительного этапа расследования.

Особенностью таких дел является невозможность заключения мирового соглашения в силу 318 статьи УПК. Если проверенные на предварительном этапе поводы и основания находят свое подтверждение, мировой судья берет дело в свое производство.

Возбуждение дела об уголовных правонарушениях проходит несколько этапов, прежде чем будет проводиться работа с подозреваемым. Допущение нарушений на одном из этапов приведет к невозможности привлечения виновного к ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *