Сущность и основные элементы процентной политики

Процент — плата за пользование ссужаемой стоимостью; отношения, возникающие только на базе кредита. Субъекты — кредитор и заемщик, выступающие как получатель и плательщик процента. Процент не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует. Особенности процента по сравнению с отношениями по поводу кредита:

  • — кредит предполагает выдачу средств заемщику и возврат их обратно кредитору, то уплата процентов характеризует движение в одну сторону, в сторону кредитора.
  • — право владения суммой процента переходит от заемщика к кредитору, при кредите право собственности не уступается, кредит передается заемщику во временное пользование, по истечении определённого срока осуществляется возврат к своей исходной точке.
  • — для кредита характерно авансирование средств, уплата процента означает завершение кругооборота стоимости.
  • — кредит на своей завершающей стадии — возвращение стоимости, то процент — движение приращения к ссуде.

Различают следующие формы процента: депозитный (плата банков за хранение денежных средств на счетах по депозитным операциям клиентам), ссудный (плата, получаемая кредитором (банком) от заемщика за пользование последним ссудой.), учетный (ставка, по которой ЦБ выдает ссуду коммерческим банкам), дисконтный (тот риск, что был связан с выдачей ссуды).

Функции процента:

  • 1. перераспределительная — перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования, между собственниками в пользу тех или других.
  • 2. регулирующая — уравновешивает соотношение спроса и предложения кредита, рациональное сочетание собственных и заемных средств
  • 3. сохранение ссудного фонда

Депозитный процент — плата банков (кредитных учреждений) за хранение денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей на счетах, депозитариях, хранилищах.

Процент выражает отношение двух участников кредитной сделки и содержание его меняется в зависимости от рассматриваемой стороны. Ссудный процент характеризует проценты, уплачиваемые за привлечение кредита, и проценты, полученные за его предоставление. В качестве кредиторов при депозитной операции выступают клиенты банка (кредитного учреждения) — предприятия, организации, учреждения, другие банки, население, а в качестве кредитополучателя (заемщика) — банк (кредитное учреждение).

Размер процента по депозитным операциям складывается под воздействием множества факторов: вида депозита, срока привлечения ресурсов; состояния спроса на кредит; условий рынка кредитных ресурсов ( наличие, предложения, размер процента по кредитам банка, ставки рефинансирования, учетного процента); степени надежности клиента; уровня ставок налогов на доходы банка; характера клиента (предприятия, предприниматели, граждане и др); уровня инфляции; размера привлекаемых ресурсов, затрат банка и других факторов.

Ссудный процент — плата за временное пользование ссужаемой стоимости. Его виды:

  • 1. По формам кредита: банковский процент, процент по государственному кредиту, коммерческий процент, процент по лизингу, потребительский процент и т.д.
  • 2. По видам кредитора: банковский процент, процент по государственному кредиту, коммерческий процент, 5 по лизингу, потребительский процент и т.д.
  • 3. По видам кредитора: процент коммерческих банков, процент центрального банка, процент специализированных финансово-кредитных учреждений, процент организаций ломбардов и др.
  • 4. По срокам кредитования: процент по краткосрочным ссудам, процент по среднесрочным ссудам, процент по долгосрочным ссудам

Для ссудных процентов во всех его видах характерно следующее. Платеж выступает главным образом в виде денежного платежа. Уровень ссудного процента определяется как макроэкономическими факторами (соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, инфляцией, процентной политикой центрального банка, налогообложения и др.), так и микроэкономическими факторами и зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств. Порядок начисления и взимания процентов определяется договором сторон. Источник уплаты процента различается в зависимости от характера операции.

В любых условиях национальная процентная политика должна благоприятствовать росту экономики; сдерживать инфляцию; обеспечивать стабильность национальной валюты; обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

Процентная политика коммерческого банка реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна:

  • — благоприятствовать росту экономики;
  • — сдерживать инфляцию;
  • — обеспечивать стабильность национальной валюты;
  • — обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка. На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам). Ставки рынка ценных бумаг — это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке. Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам. Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

  • * процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;
  • * размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;
  • * величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

  • * официальную учетную ставку ЦБ РФ;
  • * конъюнктуру рынка;
  • * издержки привлечения средств;
  • * степень риска проекта;
  • * финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Разница между процентным доходом и расходом банка, между процентами полученными и уплаченными есть процентная маржа. Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок. Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций. Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции Отметим, что сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям позволяет оценить реальную доходность / рентабельность направлений деятельности банка.

Объектом процентной политики коммерческого банка является определенная система процентных ставок, причем процентная политика подразумевает управление процентными отношениями во всех формах и разновидностях, как в области привлечения ресурсов, так и в сфере их размещения. По форме процентная политика выступает в виде принимаемых решений, а по содержанию такие решения базируются на принятой стратегии развития банка и охватывают методы воздействия на сферу процентных отношений.

Применение системного подхода позволяет представить процентную политику как систему, включающую в себя выработку научно обоснованной организационной структуры и порядок организации процесса ее практической реализации, определение целевых ориентиров и постановку задач. Для определения порядка организации процесса управления процентной политикой необходимо выделить элементы процентной политики в соответствии с видами банковских операций.

К данным элементам можно отнести банковские операции, генерирующие процентные доходы или расходы. Относительно отнесения доходов и расходов к процентным в экономической литературе нет единого мнения. Отдельные авторы относят к процентным все доходы и расходы, имеющие процентное выражение, отождествляя метод начисления с экономическим содержанием процентных отношений (относя к процентным доходам также процентные доходы по акциям и другим ценным бумагам). Другие авторы в качестве процентных рассматривают только доходы от кредитования и расходы по депозитам.

Объективной основой возникновения и реализации процентных отношений являются кредитные отношения, т.е. возвратное движение стоимости. Поэтому к процентным можно отнести доходы и расходы по кредитным, депозитным, лизинговым операциям, операциям с такими ценными бумагами, как облигации, векселя, сертификаты. При этом дивиденды по акциям нельзя отнести к категории процентных, т.к. акции являются бессрочными ценными бумагами, т.е. в данном случае нет возвратного механизма движения стоимости.

Основные принципы построения процентной политики:

  • 1. Тесная связь с коммерциализацией деятельности банков;
  • 2. Одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;
  • 3. Установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе.

Процентный риск относится к тем видам риска, которых банк не может избежать в своей деятельности. Более того, ответственность за измерение, анализ и управление им полностью лежит на менеджменте кредитной организации. Негативное воздействие процентного риска на финансовое состояние кредитной организации, его доходы и капитальную базу обусловливает потребность особого внимания менеджмента к данной проблеме. Система управления процентным риском в коммерческом банке строится на выявлении его источников, оценки степени риска, принятии мер по его минимизации и контроле за организацией процесса управления данным видом риска.

Процентный риск представляет собой опасность возникновения потерь из-за неблагоприятного изменения процентных ставок на денежном рынке. Этот риск обусловлен внутренними и внешними факторами, которые определяют содержание основных элементов системы управления этим риском.

Основными способами оценки процентного риска являются: оценка уровня и динамики процентной маржи, коэффициента спреда, ГЭП-анализ, оценка на основе дюрации, методов имитационного моделирования и способа «взвешивания». Целесообразность применения каждого способа определяется выявленными источниками (факторами риска), приоритетными направлениями деятельности банка, состоянием его информационной базы и квалификацией банковских работников.

Основы процентной политики. Процентная политика банка

процентный риск политика банк

Процентная политика — органическая часть кредитно-денежной политики государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении через увеличение или уменьшение кредитных ресурсов путем изменения ставки рефинансирования Центрального банка. Увеличение ставки рефинансирования, т.е. ставки, по которой коммерческие банки могут получить кредиты Центрального банка, делает этот кредит более дорогим, а следовательно, и менее доступным. В свою очередь, и коммерческие банки повышают свои процентные ставки для клиентуры, т.е. для потенциальных получателей кредитов. Спрос на кредиты снижается. Уменьшение суммы выдаваемых и получаемых кредитов означает, что на эту же сумму снижается денежная масса. Все это имеет следствием сокращение совокупного спроса, «охлаждение» экономической конъюнктуры и ограничение инфляции.

Уменьшение ставки рефинансирования расширяет границы, при которых коммерческим банкам выгодно брать кредиты у Центрального банка. Коммерческие банки при получении дополнительных кредитных ресурсов вынуждены и сами снижать ставки по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. А это делает экономически привлекательными такие инвестиционные проекты, которые ранее не были выгодными. Тем самым производство товаров и услуг получает дополнительные ресурсы. Но, с другой стороны, расширение денежной массы через рост кредитных ресурсов может привести к возникновению инфляции.

Процентная политика банков реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна: благоприятствовать росту экономики, сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты, обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

В настоящее время важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике является то, что Банк России не оказывает

непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Банка России на уровень процентных ставок главным образом осуществляется посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования

Банка России для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.

Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Процентные ставки по кредитам, устанавливаемые ими, реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка и уровнем кредитных рисков, а также планируемой нормой прибыли.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка.

Одна из главных целей банковского менеджмента в области процентной политики — это контроль за процентной маржой — маржой между процентным доходом от активов, приносящих прибыль, и процентными расходами по обязательствам. Кроме маржи, обращается внимание на «спрэд», который является разницей между взвешенной средней ставкой, полученной по активам, и взвешенной средней ставкой, выплаченной по обязательствам. Оба эти показателя должны отражаться в отчете о доходах банка. При планировании они определяются методами прогнозирования. Наконец, в процессе управления процентным риском учитывается «гэп» (разрыв), что означает расхождение или несбалансированность активов и пассивов с фиксированной ставкой в данный период.

Управление процентной маржой требует тщательного и постоянного анализа изменений на рынке банковских операций, в целом в экономике, в процентных ставках. В условиях инфляции прогнозировать процентную ставку довольно сложно. Поэтому управление рисками в банке должно быть направлено на балансирование портфеля активов по срокам. Но выполнить это оказывается трудно, если банк имеет на балансе активы и пассивы с фиксированной и плавающей ставками. В этом случае оценка перспектив изменения процентных ставок банку просто необходима.

Балансирование портфеля активов и пассивов по срокам позволяет банку установить процентный «спрэд», т.е. нейтрализовать процентный риск. Однако иногда банки предпочитают риск неопределенного «спрэда», если несбалансированное соотношение сроков обещает большие доходы. Обычно это бывает тогда, когда экономисты не могут предсказать движение процентной ставки.

Среди факторов, влияющих на процентную маржу, можно указать изменение в портфеле активов, включая соотношение кредитов и инвестиций, структуру сроков, риски, соотношение активов с фиксированной и плавающей ставками; изменение в структуре обязательств; изменение процентной ставки; изменение в цене активов (с фиксированными и плавающими ставками).

Степень процентного риска, влияющего на процентную маржу и «спрэд», зависит от размеров разрыва и его направления., скорости и длительности изменения процентной ставки. Чтобы полнее использовать возможности управления «гэпом», банки стремятся:

— поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, секторам хозяйства портфель активов. При этом предпочтение отдается ликвидным кредитам и ценным бумагам;

— разработать оперативные планы управления активами и пассивами с учетом текущего состояния и прогнозов изменения тенденций движения ставок;

— не связывать каждое изменение на правления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы К внешним факторам относятся:

— состояние финансового рынка;

— уровень инфляции;

— спрос на банковские услуги;

— уровень банковской конкуренции;

— политика Банка России и Министерства финансов РФ;

— региональная специфика;

— состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся:

— спектр оказываемых банком услуг;

— квалификация и опыт персонала;

— состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок.

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка ценных бумаг — это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

— процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

— размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;

— величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

— официальную учетную ставку ЦБ РФ;

— конъюнктуру рынка;

— издержки привлечения средств;

— степень риска проекта;

— финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Одним из направлений процентной политики коммерческого банка является расчет и анализ стоимости всех ресурсов и депозитных операций.

Для этого необходимо:

— установить приемлемый процент по вкладам (депозитам);

— изучить динамику процентной ставки по привлеченным ресурсам;

— рассчитать реальную стоимость ресурсов в условиях инфляции;

— проанализировать изменения процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем объеме расходов банка.

Процентные ставки по вкладам устанавливают кредитные организации по соглашению с клиентами с учетом требований Гражданского кодекса Р]. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по депозитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» или договором с клиентом. Положением ЦБ РФ о порядке исчисления процентов установлено, что доход по вкладу выплачивается вкладчику в денежной форме в виде процентов, которые начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. При закрытии счетов клиентов банка проценты начисляются до дня фактического закрытия счета.

При начислении процентов в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства. Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента. Дело в том, что при исчислении его одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода.

Начисление процентов ведется по одному их способов:

— простые проценты;

— сложные проценты;

— с фиксированной процентной ставкой;

— с плавающей процентной ставкой.

Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:

— содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;

— регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;

— обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;

— поддерживать ликвидность баланса;

— минимизировать процентный риск.

Существуют различные варианты банковской процентной политики:

— действуют низкие процентные ставки (ожидается их рост). В этом случае банк стремится увеличить срок заемных средств, сократить кредиты с фиксированной ставкой, сократить сроки портфеля инвестиций, продать часть ценных бумаг, получить займы, закрыть кредитные линии;

— процентные ставки растут (в будущем ожидается достижение ими максимальной величины). В таком случае банк стремится начать сокращение сроков заемных средств, удлинить сроки инвестиций, подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой, доли вложений в ценные бумаги, рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированным процентом;

— высокие процентные ставки (ожидается их снижение в ближайшем будущем). В этих условиях банк сокращает срок заемных средств, увеличивает долю кредитов с фиксированной ставкой, сроки и размер портфеля инвестиций (с фиксированной ставкой).

Кроме того, он может также планировать будущую продажу активов и обратить внимание на новые кредитные линии для клиентов;

— падение процентных ставок (в ближайшее время они станут минимальными). При этом бак удлиняет сроки заемных средств, сокращает сроки инвестиций, увеличивает доли кредитов с переменной ставкой, начинает сокращение инвестиций в ценные бумаги, выборочно продает активы (с фиксированной ставкой или доходом), увеличивает задолженность (с фиксированной ставкой).

При реализации любого из приведенных вариантов процентной политики важно иметь в виду, что главной задачей банка является увеличение чистой процентной маржи в рамках установленных политикой банка параметров риска. Процентные ставки и степень риска, присущие активам и пассивам, представляют собой переменные величины, определяемые внешним воздействием. Как правило, отдельный банк не может повлиять на это воздействие и точно его предсказать. Поэтому управление активами и пассивами — непрерывный процесс, требующий максимального напряжения в работе банка.

Большую роль в процентной политике играет и умение банка определить цену кредита, т.е. величину процентной ставки. Детали определения этой цены должны быть расшифрованы в кредитном договоре.

В процессе определения процентной ставки для банка важны такие факторы, как риск кредита, агрессивность (рост или упрочение своих позиций); конкуренция — по каким кредитам банк хочет конкурировать с другими банками; ориентация банка на развитие отношений с клиентом или на выгоду от сделки; прибыльность — кредитная маржа может быть существенно сокращена, если клиентура приносит банку значительный объем дохода; цена приобретения банковских ресурсов; установленные центральным банком (союзами банков) верхние пределы цены кредита, гибкость цены при кредитовании — банк может предложить клиенту различные виды процентной ставки.

Об изменении процентных ставок Сбербанка России по кредитам и вкладам

Последовательно проводя работу по совершенствованию своей кредитной политики с целью обеспечения большей доступности кредитов для максимального числа потенциальных заемщиков, Сбербанк России принял решение снизить с 1 августа 2000 года процентные ставки по кредитам физических лиц в рублях:

  • на неотложные нужды — с 28% до 22% годовых;
  • на приобретение объектов недвижимости — с 28% до 23% годовых;
  • под залог приобретаемых дорогостоящих товаров отечественного производства — с 27% до 21% годовых;
  • экспресс-выдача под заклад ценных бумаг — 26% до 19% годовых.

По новому виду кредита, предоставляемому на оплату обучения в высших и средних специальных образовательных учреждениях «Образовательный кредит», процентная ставка составляет 21% годовых.

С 1 августа 2000 года открытие новых счетов по рублевым вкладам физических лиц, а также пролонгация ранее открытых вкладов будет производиться под следующие процентные ставки:

Пролонгация вкладов, срочных депозитов в рублях, а также вкладов «Фиксированный процент» (в настоящее время не открываются), с 1 августа 2000 года производится под процентную ставку 2% годовых.

С 1 сентября 2000 года устанавливаются процентные ставки по вкладам «Пенсионный», открытым до 31 июля 2000 года включительно, в размере 8% годовых, а также по номерным вкладам (в настоящее время не открываются) в размере 2% годовых.

С 1 августа 2000 года изменены процентные ставки по сберегательным сертификатам Сбербанка России. По сертификатам образца 1997 года в зависимости от номинала и срока хранения они составляют от 10 до 15% годовых, по сертификатам образца 1994 года от 4,4 до 7% годовых.

Процентные ставки по остальным видам вкладов в рублях не изменяются.

Процентные ставки по вкладам в иностранной валюте не изменяются. Так, в настоящее время процентные ставки по основным видам валютных вкладов составляют:

Пресс-служба Сбербанка России

28 июля 2000 года

Сбербанк России оптимизирует существующую филиальную сеть

В рамках работы по реализации задач, поставленных в Концепции развития Сбербанка России до 2005 года, принято решение о совершенствовании существующей филиальной сети банка. Таким образом, дальнейшее развитие получит практика объединения территориальных банков Сбербанка России, основанная на переходе от действующего административно-территориального деления к формированию объединенных банков по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. В основе данного процесса заложены принципы постепенности проводимых преобразований в сочетании с наибольшим учетом интересов всех клиентов Банка как физических, так и юридических лиц.

Предполагается, что в контексте реорганизации филиальной сети число территориальных банков Сбербанка России с нынешних 69 уменьшится до 18. При этом сохранится централизованная система управления территориальными банками и единая система управления рисками.

Объединение территориальных банков позволит усилить их инвестиционный потенциал, обеспечить соответствие между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, повысить качество обслуживания клиентов, а также создаст новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, сокращения административных расходов.

Результатом формирования объединенных территориальных банков станет расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Будут обеспечены условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов.

Трансформация филиальной сети Банка будет осуществляться таким образом, чтобы была сохранена структура финансовых связей с регионами и не подвергся изменению существующий порядок уплаты налогов в федеральный и местные бюджеты. Сбербанк России и далее будет подтверждать свой статус одного из основных плательщиков в доход государства и регионов «живыми деньгами».

Ожидается, что работа по реорганизации филиальной сети начнется во втором полугодии текущего года. Ранее Сбербанк России уже сократил число территориальных банков, в частности, объединив Ленинградский областной и Санкт-Петербургский банки, Сахалинский и Приморский банки, Ульяновский и Самарский банки, Мордовский и Нижегородский банки.

Формирование объединенных территориальных банков будет осуществляться по следующей схеме: в существующем виде остается Алтайский банк Сбербанка России. Воронежский, Белгородский, Липецкий, Тамбовский, Орловский и Курский банки объединятся в Центрально-Черноземный банк Сбербанка России. Екатеринбургский, Челябинский, Башкирский и Курганский банки войдут в состав Уральского банка Сбербанка России.

Иркутский, Читинский и Бурятский банки объединятся в Байкальский банк Сбербанка России. Красноярский, Хакасский банки и Тыва банк объединятся в Восточно-Сибирский банк Сбербанка России. Магаданский банк и Саха (Якутия) банк составят Северо-Восточный банк Сбербанка России. Московский областной, Тульский, Брянский, Рязанский, Тверской, Калужский и Смоленский банки объединятся в Среднерусский банк Сбербанка России. Нижегородский банк, Банк Татарстан, Владимирский, Кировский, Чувашский банки, Банк Марий Эл и Мордовский банк объединятся в Волго-Вятский банк Сбербанка России.

Новосибирский, Кемеровский и Томский банки войдут в состав Сибирского банка Сбербанка России. Пермский банк, Коми банк и Удмуртский банк объединятся в Западно-Уральский банк Сбербанка России. Ростовский, Краснодарский и Адыгейский банки составят Юго-Западный банк Сбербанка России. Самарский, Волгоградский, Саратовский, Оренбургский, Ульяновский, Пензенский и Астраханский банки объединятся в Поволжский банк Сбербанка России. Санкт-Петербургский, Калининградский, Мурманский, Карельский, Новгородский и Псковский банки объединятся в Северо-Западный банк Сбербанка России.

Ставропольский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Дагестанский и Ингушский банки объединятся в Северо-Кавказский банк Сбербанка России. Тюменский и Омский банки войдут в состав Западно-Сибирского банка Сбербанка России. Хабаровский, Приморский и Амурский банки объединятся в Дальневосточный банк Сбербанка России. Ярославский, Архангельский, Вологодский, Ивановский и Костромской банки составят Северный банк Сбербанка России.

Управление и координация деятельности объединенных территориальных банков, а также работа в г. Москве будет осуществляться Центральным аппаратом Сбербанка России.

Пресс-служба Сбербанка России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *