Сущность и виды мер административного пресечения

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административ­но-предупредительные, достаточно многообразны и осуществ­ляются различными субъектами системы исполнительной вла­сти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

требованием прекратить противоправное деяние;

административным задержанием лица, совершившего адми­нистративное правонарушение;

принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

временным отстранением от работы инфекционных больных;

запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требова­ниям;

запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;

непосредственным физическим воздействием;

применением специальных средств (резиновых палок, сле­зоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих ра­боту транспорта, связи, предприятий и учреждений;

применением и использованием оружия и др.

Если целью предупредительных мер, как уже отмечалось, являет­ся предупреждение возможных правонарушений, то целью мер обеспе­чения производства — пресечение административного правонаруше­ния, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонаруше­нии и исполнения принятого по делу постановления.

Например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставлено право применять следующие меры администра­тивного пресечения:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения про­тивоправных действий;

производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учрежде­ний и организаций;

запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строи­тельных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюда­ются требования по обеспечению общественной безопасности;

давать обязательные для исполнения предписания гражда­нам и должностным лицам об устранении нарушений установ­ленных правил содержания мест хранения и использования ог­нестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых мате­риалов;

запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содер­жания, хранения и использования оружия, а также боеприпа­сов к нему и взрывчатых материалов;

аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Из рассмотренных полномочий государственных са­нитарных врачей при осуществлении государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора многие обусловлены необ­ходимостью применения в тех или иных случаях мер админист­ративного пресечения. Их осуществление допустимо в соответствии с положениями Федерального закона «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения». Должност­ные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа предусмотренных этим законом мер в качестве мер административного пре­сечения могут:

давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных наруше­ний санитарных правил;

запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического за­ключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

приостанавливать впредь до проведения необходимых меро­приятий и устранения имеющихся нарушений санитарных пра­вил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — пре­кращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;

приостанавливать или запрещать в случаях нарушений сани­тарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков; эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

запрещать в случаях нарушений санитарных правил произ­водство, хранение, транспортировку и реализацию продоволь­ственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, пить­евой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

запрещать ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам;

запрещать ввоз на территорию РФ не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдель­ных видов продукции, товаров и грузов и др.

В условиях чрезвычайного положения в соответствии с Фе­деральным конституционным законом «О чрезвычайном поло­жении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пре­сечения:

приостанавливать деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют уст­ранению обстоятельств, послуживших основанием для введе­ния чрезвычайного положения;

выдворять в установленном порядке лиц, нарушающих ре­жим чрезвычайного положения и не проживающих на терри­тории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пре­делы;

вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемиче-ские, ветеринарные и другие мероприятия;

отстранять от работы на период действия чрезвычайного по­ложения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;

отстранять от работы на период действия чрезвычайного по­ложения руководителей негосударственных организаций в свя­зи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими не­которых мер, предусмотренных Федеральным конституцион­ным законом «О чрезвычайном положении».

Можно привести еще множество примеров применения должными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркоти­ков, надзорных органов, других органов исполнительной вла­сти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организа­циям, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Законность — есть соблюдение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Эти основные требования и составляют сущность законности. Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением.

Законность государственного управления характеризуется:

1. Общеобязательность законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона.

2. Единство законности обеспечивающей единое понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации. Единство охватывает всё государство, все структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной мере касается всех, обязательно для каждого в государстве, на всей территории и при реализации любых решений.

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми — законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним как к людям.

4. Недопустимость правового безкультурия населения. С одной стороны внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой само наличие определенного уровня правовой культуры составляется предпосылку законности.

5. При любом управленческом решении, закон должен быть рядом со справедливостью, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона. Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности или другой негативной реакции со стороны государства.

6. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.

7. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права. Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях. Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти проводится работа: совершенствование органов исполнительной власти, установление пределов личной ответственности, определение компетенции, повышение правовой культуры. Вместе с тем действует особая система государственных органов, на которые возложена обязанность осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность деятельности и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор — это суженный контроль.

34. Государственный контроль в управлении. Виды контроля в государственном управлении.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

1) контроль, осуществляемый Президентом РФ; 2) контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти; 3) контроль органов судебной власти за деятельностью органов исполнительной власти; 4) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти. Рассмотрим эти виды контроля. Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах: — непосредственный контроль Президента РФ; — президентский контроль через его структуры.

Контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти. Контрольные полномочия палат Федерального собрания небольшие по объему и принадлежат в основном Государственной думе. Ее контрольные полномочия заключаются в том, что она: — дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; — решает вопрос о доверии к Правительству РФ; — назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ; — контролирует деятельность Правительства по разработке федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ). Контроль же за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению Совета Федерации и Государственной думы, для чего они образуют Счетную палату как орган финансового контроля (ст. 101 Конституции РФ).

Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Этот вид контроля осуществляется органами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Субъектами контроля являются Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституционный суд РФ, является судебным органом конституционного контроля и разрешает вопросы исключительно права. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, обеих палат Федерального собрания, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации.

Общий контроль осуществляют Правительство РФ, правительства и главы администраций субъектов Федерации. Правительство РФ руководит работой подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе приостанавливать или отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции РФ, законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Осуществляя контроль за деятельностью исполнительных органов субъектов Федерации, Правительство РФ правомочно лишь вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов этих органов в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека.

Меры административного пресечения. Наиболее ощутимое средство для обеспечения общественного порядка и безопасности. Цель применения- пресечь противоправные действия, не допустить продолжение правонарушения. В большинстве случаев такие меры принимаются в опасной рисковой ситуации, поэтому речь идет о силовых мерах оперативного характера. Поэтому они создают наибольшее количество сложностей с точки зрения соблюдения прав и свобод. Основание- совершение административного правонарушения, совершение объективно противоправного деяния, совершение некоторых иных нарушений, в том числе дисциплинарного или уголовно-правового характера. Могут применяться к более широкому кругу лиц, включая малолетних, лиц, обладающих иммунитетами, недееспособных. Группы мер пресечения:

  • Общие меры. Выдача предписания. В рамках проверочных мероприятий, орган по контролю и надзору предписывает устранить выявленные нарушения. Полномочиями на выдаче предписания обладают фактически все контрольно-надзорные органы. Аннулирование разрешений, либо приостановление работ. Изъятие незаконно посылаемых предметов и .д.

  • Специальные меры пресечения. Применение физической силы. Полномочиями обладают особые правоохранительные органы (полиция, гос наркоконтроль). Спец средства- демократизаторы, наручники, электрошокеры, дымовые шашки, свето-звуковые гранаты, болончтки со слезоточивым парализуемым газом. Средства для остановки ТС. Защитные средства (маски, щиты, бронежилеты). Средства для преодоления преград (тараны). Служебные собаки. Применение оружия. Особого характера требования : законом о полиции; другими специальными закона. Существует совокупность оснований и условий для их применения.

Иные меры специального характера.

— Специальные меры медицинского характера. Принудительное освидетельствование, принудительное лечение

  • Меры пресечения процессуального характера по КоАПу. Глава 27 закрепляет комплекс пресекаьтельных мер. Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях. Не только цель пресечь, могут быть и смежные цели. Установление личности правонарушителя, сбор доказательств, обеспечение исполнения назначенного названия. Процессуальное задержание, процессуальное доставление, изъятие вещей и документов, привОд, арест вещей и товаров, задержание ТС, временный запрет деятельности.

Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия.

Порядок применения:

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.( Можно не предупреждать если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия)

О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. А также сотрудник обязательно составляет рапорт.

Случаи применения физической силы: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; 2) для пресечения преступления или административного правонарушения; 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; 10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; 11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Виды средств: 1) палки специальные 2) специальные газовые средства 3) средства ограничения подвижности — При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;4) специальные окрашивающие и маркирующие средства 5) электрошоковые устройства Ограничения по применению специальных средств существуют в отношении женщин с видимыми признаками беременности, при митингах, демонстрациях и т п. Не допускается специальное нанесение человеку ударов в область жизненно важных органов, остановка транспортных средств предназначенных для перевозки граждан и т д.

Применение огнестрельного оружия

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

Существует запрет на применение огнестрельного оружия в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов, «очевидных» несовершеннолетних.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *