Тема 4. Человек.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме. Некоторые исследователи считают, что социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

Этническиеобщности ― это большие группы людей, объединенные общностью культуры языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации. Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают своё единство и отличие от других подобных общностей.

Характерные черты этнических общностей:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней

  • предполагается общее происхождение членов общности

  • члены общности обладают языковым и культурным единством

  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими

Типы этнических общностей:

  • Род

  • Племя

  • Народность

  • Нация

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникаетрод— группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Род― это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являласьобщинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности, как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое

  • совместной трудовой деятельностью
  • кровнородственным происхождением
  • общим языком
  • общими религиозными и мифологическими верованиями
  • обычаями и чертами быта

Несколько родов могли объединяться в кланы― родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения. Несколько кланов могли составлять племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи . Кроме того для племени характерно:

  • проживание на определенной территории
  • общий язык или диалект
  • свои обычаи и культ
  • совместная хозяйственная деятельность
  • зачатки внутренней организации (племенной совет)

Племя― это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Появление племениобъясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания(территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными людьми.

Народность― это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Народностиначинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация― это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Считается, что нация ― высшая форма социально-этнической общности, так как именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни.

Основные черты нации:

  • общность экономической жизни
  • единый язык
  • общая территория
  • некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры

Можно сказать, что нация— это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

  • общая историческая память

  • развитое национальное самосознание

Историческаяпамять― это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере науки, политики, искусства, а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории. Однако поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальноесамосознание― это чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими. Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями других культур.

Межэтнические(межнациональные)отношения― это отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

  • взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни

  • межличностные отношения людей различной этнической принадлежности

Тенденции развития межэтнических отношений:

  • В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций.

  • Растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав (антиглобализм).

В социологии используется понятиеэтническиеменьшинства, которое включает в себя не только и не столько количественные данные.

Черты этнического меньшинства:

  • представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп

  • члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»

  • обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Нация, в отличие от племени, характеризуется

  1. единой экономикой и налоговой системой
  2. общей культурой
  3. общей историей
  4. совместными институтами

Ответ. 1.

Что из перечисленного ниже относится к признакам этноса? Запишите цифры, под которыми указаны правильные ответы.

  1. развитая промышленность
  2. совместная история
  3. высокий уровень культуры
  4. единая территория
  5. коллективное самосознание
  6. компьютеризация

Ответ. 245.

Поделиться ссылкой

Этническая принадлежность, что это такое

Это, прежде всего, самоидентификация группы людей или одного человека с одним определённым народом по ряду признаков. То есть, с детских лет ребёнок уже знает язык, к какой нации он относится, учится отличать представителя своего народа от представителей другого по определённым признакам. Знакомится с родной культурой: песнями стихами, традициями, национальной кухней, историей, местом жительства и так далее.

Образование этносов

Каждый этнос не существует в изоляции. Он находится в тесной взаимосвязи с другими этническими группами. От неё многое зависит. Нарушение принципов мирного существования, умаление достоинства соседних народов, ущемление их прав нередко приводили к кровопролитным войнам с большими жертвами.

Каждый этнос формировался длительное время, под воздействием определённых исторических процессов, в результате взаимодействия различных народов, которые отличались друг от друга не только по этническим, но и антропологическим признакам. Как мы говорили выше, этническая принадлежность это совокупность определённых признаков, которые сформировались на протяжение огромного временного промежутка под действием определённых исторических событий.

Народности и государства

По подсчётам учёных в мире существует 200 государств и около 5000 народов и народностей. Это может означать одно, что подавляющее количество государств многонациональные. Если, к примеру, рассмотрим Россию, то увидим, что на её территории проживает около 130 национальностей, небольших народностей и этногрупп. Самая высокая этническая принадлежность у русских, составляющих 90 миллионов человек, самая маленькая – это коряки, всего 1000 человек.

Есть такое понятие, как этническая структура, означающая проживание группы людей за пределами своей страны или не имеющих своего государства, но при этом сохранившей все этнические признаки. Она носит название группы, при условии проживания на территории компактно. Если она рассеяна по всей стране, то такая общность называется диаспорой.

Отсюда можно сделать вывод, что этническая группа – это малочисленная народность, находящаяся в составе более большого этноса (народа), как правило, она насчитывает от нескольких сотен человек, которые сохранили свой диалект, национальные признаки: уклад жизни, традиции, территорию проживания. Примером может служить северный народ ороки, который живёт на полуострове Таймыр. По мнению некоторых учёных, разновидность этнической группы, отличительной особенностью которой являются цвет кожи, черты лица, телосложение, принято считать расой.

Современное общество

В современном мире некоторые социологические понятия этнических принадлежностей, расовых групп претерпели значительные изменения. Это происходит в результате миграционных процессов, смешения рас и этносов. Примером могут служить миллионы американцев смешанного происхождения, у которых характерные черты для определённых рас размыты или практически стёрты.

Интересным примером может служить Израиль. Впервые попавших сюда людей удивляют евреи различные по цвету кожи, с характерным антропологическим признаками, которые они заимствовали в тех местах, где проживали до переезда в Израиль. Это разрушает некогда популярное утверждение, что евреи представляют собой отдельную биологическую расу.

Этническая принадлежность, установление по ДНК

Хотите узнать, откуда вы родом, где проживали ваши предки, к какому этносу относились? В настоящее время это возможно. В современных лабораториях исследуется ДНК человека, который позволяет установить его генетическую историю. Вычисляется процентное соотношение в геноме человека четырёх основных групп: европеоидной, монголоидной, негроидной африканской, негроидной австралийской. Расовые особенности наследуются. Поэтому это легко проследить по ДНК. Для чего это нужно? Просто ради интереса, чтобы узнать откуда наши далёкие предки.

Поскольку многие различия между людьми — национальные, расовые, половые — являются естественными, постольку общественные объединения по этим признакам можно рассматривать с естественнонаучной точки зрения. Одной из таких наук является этнология с основным для нее понятием этноса. Этнос в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет собой объединение людей, главным образом, по национальному (т. е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку.

Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л. Н. Гумилев. Если судить по книжным развалам, он едва ли не единственный из серьезных ученых, работы которого широко издаются в нашей стране. Этнология, по Гумилеву, естественная наука. Если 3. Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энергией, то Гумилев объясняет социальное развитие с помощью энергии Солнца.

Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя последний, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; при этом они дадут жесткое излучение по своему пути, а оно, как известно, вызывает мутации.

Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. «Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.

По Гумилеву, пассионарный толчок приводит к появлению некоторого числа энергичных (пассионарных) личностей, а они, индуцируя пассионарность, формируют этнос, ведя всех людей за собой.

Этногенез включает следующие этапы: 1) подъем — динамичная (завоевательная) фаза; 2) «перегрев», надлом — акматическая фаза; 3) переход в нормальное состояние — инерционная фаза; 4) об-скурация — фаза затухающих колебаний. Основной лозунг фазы подъема — «интересы этноса важнее всего». Главное для индивидуума — долг перед обществом. Часты войны; ведется интенсивное преобразование природы, которая страдает все же в меньшей степени. В акматической (от франц. акмэ — «вершина») фазе этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз. В инерционной фазе главным становится лозунг «будь самим собой», процветает индивидуализм; льется кровь, но культура развивается, и в ней каждый проявляет свою индивидуальность; растранжириваются богатства и слава, накопленные предками; природа приходит в стабильное состояние в пассионарных странах, но разрушается в странах захваченных. Лозунг фазы обскурации — «будь, как все», «мы устали от великих». Возрастная болезнь — убийство лучших по личным качествам. Каждый думает о себе. Продолжается рост культуры и накопление материальных ценностей. Этнос достигает гомеостаза. Природа или консервируется или деградирует (в этом случае этнос гибнет). При исключительном упадке пассионарности природа восстанавливается. В конце развития этноса — футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под слиянием собственного разложения или нашествия других более молодых и энергичных этносов. Последние стадии — мемориальная (остается только память как совокупность того, что было познано) и реликтовая (память исчезает). Концепции Гумилева объясняет сказания о героях в фольклоре всех народов как воспоминания о светлой поре возникновения и мощи этноса.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Это интересно: что такое архаизмы?

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Это интересно: что такое аллитерация, примеры в художественной литературе.

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов. Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык, однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *