Уполномоченный экономический оператор

Кто такой уполномоченный экономический оператор (УЭО), определено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Согласно ст. 430 указанного документа, УЭО — это предприятие, зарегистрированное в установленном порядке в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане или России, и включенное в специальный реестр таможенного органа. Данный статус предоставляет организации возможность пользоваться упрощенным порядком оформления грузов при пересечении границ государств, входящих в ЕАЭС. УЭО соблюдает стандарты ВТО и придерживается принципов безопасного перемещения товаров.

Подтверждением включения организации в реестр уполномоченных экономических операторов является свидетельство установленного образца.

Перечень уполномоченных экономических операторов размещается на сайтах таможенных органов, в частности в России — на официальной интернет-странице Федеральной таможенной службы http://customs.ru/, а также общий реестр — на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/.

В реестре УЭО отражаются следующие данные: номер и статус свидетельства, дата его выдачи, наименование организации, адрес, контактные данные, адрес сайта в сети Интернет, электронной почты, ОГРН, ИНН, КПП, ОКПО, виды упрощений, место проведения таможенных операций.

Как возникла текущая ситуация?

Если допустить в сферу таможенного дела профессионалов, которые хотя и не имеют прямого отношения к перемещению товаров через границу, но при этом хорошо знают все аспекты этого дела и профессионально выполняют существующие требования, то это позволяет значительно ускорить улаживание формальностей и свести к минимуму расходы для участников деятельности внешнеэкономической направленности. Такой подход позволяет существенно снизить риск установленных законодательством предписаний и, соответственно, привлечения сотрудников к ответственности. Статус уполномоченного экономического оператора был введен при создании Таможенного союза в 2013 году. Что он собой представляет?

Какой смысл заключен в понятии уполномоченного экономического оператора? Это обозначение используется для определения категории лиц, которые пользуются доверием со стороны таможенных органов. И за это им предоставлена возможность использовать упрощенные процедуры. Следует отметить, что подобный льготный режим существовал и до 2013 года. Но когда был введен институт уполномоченного экономического оператора, то в качестве основы использовалось международное право. И эта наработка реализовывалась для того, чтобы способствовать развитию полноценной системы взаимодействия между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности, что проявляется в ослаблении административного давления, ускорении и упрощении процедур прохождения контроля.

Общая информация

На получение желаемого статуса уполномоченного экономического оператора может претендовать юридическое лицо, которое было зарегистрировано согласно законодательству РФ и осуществляет ввоз/вывоз товаров в/из РФ. Для этого оно должно быть внесено в соответствующий реестр. Пребывание в нем предоставляет целый спектр различных преимуществ. Например – статус «уполномоченный грузополучатель», который позволяет выдавать доверенность компании на получение перевозимых объектов. Но самое большое – это минимизация финансовых и временных затрат. На данный момент все эти вопросы регулирует федеральный закон № 311 от 21.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ». В нем содержится перечень требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, желающее попасть в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России. Кроме этого, необходимо соблюдать общие условия, а также не идти в разрез с другой документацией, обеспечивающей нормативно-правовое регулирование. Если предъявленные требования выполнены, то для юридического лица нет преград для включения его в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России, чтобы затем использовать специальные упрощения.

Какой промежуточный вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Институт уполномоченного экономического оператора создавался в таможенном союзе для облегчения взаимодействия между рядом стран (Беларусь, Россия, Казахстан) на поприще хозяйственного сектора. Дополнительно к нему присоединились (или выявили подобное желание) еще ряд стран (из бывшего Советского Союза). Юридические лица, которые хотят получить соответствующий статус, должны отвечать установленному перечню общих требований, а также дополнительных моментов для каждого отдельного государства.

Приобретение такой позиции с лихвой окупается получаемыми упрощениями таможенных процедур и рядом послаблений. Но при этом необходимо отметить, что процедура получения данного статуса предполагает проведение серьезной подготовительной работы и требует внимания, скрупулезности и финансовых затрат. К тому же, как показала практика, срок включения в реестр в реальности может растягиваться до девяти месяцев (и это без учета сбора и подготовки необходимого пакета документов). А теперь давайте рассмотрим отдельные специфические моменты.

О сертификатах

Всего существует три типа свидетельств:

  1. Первый тип. Он подходит для тех, кто заинтересован в выпуске продукции до подачи таможенной декларации, не имеет собственных площадей для хранения, не предоставления обеспечения уплаты платежей во время транзита и при осуществлении дополнительной проверки. В данном случае уполномоченный экономический оператор получает право на приоритетное участие в пилотных экспериментах и проверках, что проводятся соответствующими государственными органами и проведение операций в первоочередном порядке. Кроме этого, предусмотрены следующие упрощения: осуществление грузовых операций с товарами/замена транспортного средства международной перевозки без разрешения таможенного органа и не установление маршрутов перевозки товаров.
  2. Второй тип. Этот вариант подходит для тех, кто желает снизить издержки, связанные с идентификацией и хранением товаров. Достигается это благодаря тому, что все операции проводятся на собственных площадках оператора. Среди специальных упрощений, в первую очередь, необходимо упомянуть о временном хранении собственных товаров и грузов других субъектов (в случаях, если это предусмотрено законодательством). Можно доставлять их и совершать операции, связанные с декларированием и выпуском.
  3. Третий тип. Объединяет в себе два рассмотренных ранее пункта.

Изменения

Несмотря на то, что рассматриваемый институт был создан каких-то пять лет назад, он уже раз был существенно подкорректирован. Произошло это в 2017 году. Тогда были внесены существенные корректировки в деятельность юридических лиц со статусом уполномоченного экономического оператора. На данный момент такой привилегией пользуется порядка 200 компаний. Так что изменения производились не на пустом месте, а с учетом замечаний и пожеланий. Ведь сам этот статус создавался именно для того, чтобы облегчить внешнеэкономическую работу компаний. Поэтому, без учета их замечаний и пожеланий эффективная работа института не предоставляется возможной. Но не следует забывать, что речь идет не только о правах, но и обязанностях. Только меняясь и достигая компромиссов, можно выстроить взаимовыгодную систему, выгодную и государству, и рядовым гражданам. Вряд ли изменения 2017 года – это последнее, что ждет институт уполномоченных экономических операторов. По мере популяризации этого инструмента и более широкой деятельности возникнет все больше дельных предложений, позволяющих превратить его в настоящий ограненный алмаз.

Вот и рассмотрено, что собой представляет институт уполномоченных экономических операторов. Следует отметить, что пока он не приобрел широкого распространения и ним пользуется только около двух сотен компаний. Но, есть все причины ожидать, что в будущем ситуация станет значительно лучше. Отдельно еще раз хочется напомнить, что когда речь идет о таких компромиссах, то предусматривается не только предоставление прав, но и взятие на себя определенных обязанностей.

Государство заинтересовано в том, чтобы получать больше денежных средств. И одновременно – в облегчении ведения бизнеса. Поскольку эти цели предполагают противоречивые подходы, то приходится искать компромисс. Но и всем подряд давать послабления – это не вариант. Увы, что уж и говорить, но если использовать такой подход – сложно представить, сколько злоупотреблений появится тогда на этом поприще. Ведь даже в существующей ситуации можно отметить большое количество злоупотреблений: регулярно в средствах массовой информации можно прочитать о поимке контрабанды и других подобных вещах. Так что, если подобным личностям дать спуск, то они могут быстренько завалить страну низкокачественными и опасными товарами.

Для чего нужен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО)?

Уполномоченный экономический оператор пользуется специальными упрощениями при осуществлении внешнеэкономической деятельности. На какие таможенные операции и контроль распространяются привилегии, зависит от типа свидетельства УЭО.

До подачи декларации можно заявить к выпуску грузы, которые используются при ликвидации ЧС, быстропортящиеся, животные, экспресс-грузы, гуманитарная помощь, почтовые отправления, военные грузы, используемые в миротворческих целях, а также товары для реализации инвестпроектов.

При использовании специальных таможенных упрощений минимизируются временные и финансовые затраты на прохождение таможни, оптимизируется логистическая цепочка. Лицо со статусом УЭО пользуется доверием среди таможенников, что очень важно, когда юрлицо работает на территориях России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана.

Преимущества и недостатки статуса УЭО

Организация со статусом уполномоченного экономического оператора имеет ряд привилегий:

  • возможность временно хранить ввозимые грузы на своих открытых площадках и складах без необходимости их включения в перечень собственников складов временного хранения (СВХ). На практике это означает, что груз можно сразу направить на склад УЭО, и сэкономить благодаря отсутствию необходимости пользоваться услугами СВХ на период растаможки;
  • возможность декларировать некоторые категории грузов в таможенных органах по выбору;
  • возможность применять периодическое таможенное декларирование и отсрочить уплату ввозных пошлин и иных таможенных платежей на срок до 40 дней.

Также законом предусмотрено заключение соглашения между УЭО и таможней, в котором определяется порядок сотрудничества, обмена информацией и других вопросов практического значения.

Помимо плюсов, статус уполномоченного экономического оператора имеет минусы:

  • Юрлицо может вести деятельность в качестве УЭО только на территории той страны, где оно зарегистрировано. На практике это означает, что белорусская компания работает только в Белоруссии, российская — в России и т.п.
  • УЭО не вправе работать с подакцизными товарами, которые необходимо маркировать;
  • Статус УЭО не имеет силы, когда предстоит ввезти товары из оффшорных зон либо оплата за них прошла через оффшор.

Также препятствием для получения заветного статуса является высокий порог обеспечения. Она составляет 1 млн. евро, а для компаний-экспортеров и производителей продукции — 150 тыс. евро.

Соглашение заключается с каждой таможней, с которой планирует сотрудничать в дальнейшем организация. И этот таможенный орган прописывается в свидетельстве.

Права и обязанности УЭО

Одним из основных прав субъекта со статусом УЭО является право совершать таможенные операции в первоочередном порядке, благодаря чему сокращается время простоя на таможне, а значит, оборачиваемость средств.

Как правило, за УЭО на таможне закрепляются определенные должностные лица, предусматриваются отдельные полосы для автомобилей, которые перевозят товары.

Следующее право — заявлять выпуск перевозимых грузов до их декларирования. Это касается товаров для реализации в принимающей стране, для переработки на таможенной территории, в случае свободной таможенной зоны и свободного склада. Также разрешается временный ввоз без уплаты пошлин, в том числе антидемпинговых и компенсационных.

Перечень обязанностей УЭО определен ст. 442 ТК ЕАЭС. Он включает следующее:

  • Внедрение программы для ведения учета товаров в целях дальнейшего сравнения сведений, которые предоставляются на таможне и свидетельствуют о совершении хозяйственных операций. К программе должен быть обеспечен доступ таможенникам, в том числе с возможностью удаленного просмотра;
  • Своевременная уплата ввозных и иных пошлин, налогов, пеней, процентов и прочих обязательств перед бюджетом;
  • Направление на таможню информации в течение двух недель об изменениях данных, которые включены в реестр УЭО.

Владельцам свидетельств первого, третьего типов предстоит строго соблюдать требования к пломбам, накладываемым ими на грузовые отсеки автомобилей.

УЭО, имеющие свидетельства второго или третьего типов, должны предоставлять свободный доступ таможенникам к помещениям и открытым площадкам, используемым в качестве СВХ.

Ответственность уполномоченного экономического оператора

УЭО несет ответственность в соответствии с КоАП РФ и Уголовным Кодексом РФ в зависимости от вида правонарушений. В основном речь идет о противоправных деяниях в сфере таможенного дела. Помимо этого, предусмотрены такие меры наказания за тот или иной проступок, как приостановление или прекращение действия свидетельства. Так, поводом для приостановки деятельности УЭО являются:

  • Возбуждение административного производства в отношении УЭО за нарушения в области таможенного дела;
  • Возбуждение уголовного дела в отношении акционеров УЭО, которые являются владельцами не менее чем 10% акций компании;
  • Несвоевременное внесение изменений в сведения об УЭО;
  • Нахождение юрлица на стадии прекращения деятельности;
  • Нарушение условий соглашения между УЭО и таможней.

Более суровое наказание для УЭО – исключение из специального реестра. Такое возможно в следующих ситуациях:

  • Реорганизация компании (кроме преобразования);
  • Наличие вступившего в силу постановления о привлечении организации к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства;
  • Наличие вступившего в силу приговора в отношении акционера УЭО с 10 и более процентами акций, учредителя или участника общества, главбуха;
  • Применение упрощений для товаров, купленных у оффшорной компании, или оплата за товары через оффшоры;

УЭО можно не исключать из реестра при административном правонарушении юрлица, если сумма штрафов за год не превышает 1% от общей суммы уплаченных ввозных пошлин и налогов за год (для участников ВЭД).

Типы УЭО

Всего существует три типа свидетельств, подтверждающих наличие юридического лица в перечне УЭО:

  • Первый тип дает возможность в первоочередном порядке декларировать товар и выпускать его, проводить осмотр или досмотр, а также не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате пошлины, налогов в случаях, когда это предусмотрено ст.ст. 121, 122, 143 ТК ЕАЭС. Кроме этого, можно выпускать некоторые товары до их декларирования, не устанавливать маршрут транспортировки груза, участвовать в пилотных проектах, которые предполагают сокращение времени таможенных операций.
  • Документ второго типа позволяет использовать помещения, открытые площадки УЭО, чтобы хранить там временно грузы других УЭО и участников ВЭД, проводить на таких местах таможенный контроль. Осмотр или досмотр сотрудниками таможни также проводится в первоочередном порядке. Не требуется доказывать возможность уплатить пошлины и налоги, если такие действия необходимы согласно п. 1 ст. 59, ст.ст. 121, 122 ТК ЕАЭС. Выпуск ряда товаров также может осуществляться до представления декларации.
  • Свидетельство третьего типа позволяет пользоваться всеми привилегиями, доступными владельцам документов первого и второго типов.

Свидетельство бессрочное, выдается на неопределенный период. Специальные упрощения доступны УЭО через 10 дней после включения юрлица в реестр.

Как стать уполномоченным экономическим оператором?

Условия включения в реестр УЭО определены ст. 433 ТК ЕАЭС. Они актуальны и в 2019 году. Требования зависят от типа свидетельства. Так, будущие владельцы документа первого типа обязаны соответствовать следующим параметрам:

  • Своевременная уплата платежей всех уровней;
  • Соблюдение законодательства при осуществлении деятельности, соответственно, отсутствие фактов возбуждения административного производства в течение года;
  • Непривлечение к ответственности, предусмотренной УК РФ, главбуха, руководителя, учредителя, акционера с 10 и более процентами акций;
  • Внедрение учетной программы для товаров;
  • Ведение не менее трех лет ВЭД, в области таможенного дела, в качестве собственника склада временного хранения или двухлетний стаж в качестве таможенного перевозчика.

При этом в течение указанного срока ежегодно участник ВЭД должен подать не менее 10 деклараций суммарной стоимостью перемещаемых товаров не менее 500 тыс. евро. Перевозчики ежегодно для получения статуса УЭО должны подавать минимум 250 деклараций, таможенные представители – 200 или декларации на товары суммарной стоимостью не менее 500 тыс. евро.

Чтобы получить свидетельство второго типа, юрлицо должно соответствовать вышеуказанным условиям, а также обладать финансовой устойчивостью, иметь в собственности или на праве оперативного управления помещения, открытые площадки, которые подходят по нормам для временного хранения грузов.

Если согласно специальной формуле компании невозможно присвоить статус «финансово устойчивое предприятие», то достаточно 150 тыс. евро в качестве суммы обеспечения.

Для получения свидетельства третьего типа компания должна пару лет находиться в реестре УЭО со статусом первого или третьего типа.

Другие условия

К таковым относятся:

  1. Отсутствие правонарушений. Организация должна подтвердить, что нет фактов неоднократного (то есть, два и больше раз) привлечения лица к административной ответственности в течении 1-го года до дня совершения обращения в таможню при условии, что сумма штрафов составила полмиллиона рублей и более.
  2. Отсутствие судимости за преступления. Для получения статуса уполномоченного экономического оператора руководитель юридического лица, а также сотрудники, занимающиеся таможенными операциями, не должны иметь грешков в сфере хозяйственной деятельности.
  3. Продолжительность осуществления внешнеторговой деятельности. В этом случае минимальный срок – не менее года. Предоставленные данные должны подтверждаться копиями используемых таможенных документов.
  4. Отсутствие задолженности. При обращении с просьбой о предоставлении статуса, необходимо позаботиться о том, чтобы не было на счету неисполненных обязанностей по уплате таможенных платежей, налогов, процентов и пеней.
  5. Наличие системы учета. Она необходима для того, чтобы сопоставлять сведения, полученные таможенными органами с теми, что есть у других государств. Отчетность можно предоставлять в электронном виде (с предоставлением данных на бумажном носителе или ЭЦП). В случае, если данные будут не предоставлены (или поданы не своевременно), то за это налагается ответственность. Исключения делают только для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения.
  6. Наличие помещений, в которых осуществляется хранение товаров. При необходимости уполномоченный экономический оператор должен обеспечить в хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде или собственности зданий — складов, открытых площадок и иных мест, в которых временно можно сберегать иностранные товары. Допустимым является хранение товаров, что находятся под таможенным контролем и иных при условии их раздельного размещения.

Вот такие условия включения в реестр. Уполномоченный экономический оператор должен соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Это, конечно, не просто, но при должном обороте с лихвой окупается. Если дать причины сомневаться в честности, то следует ждать проверки уполномоченного экономического оператора с возможным отзывом лицензии.

Какие преимущества дает статус?

Сама суть создания этого института заключалась в том, чтобы создать определенную категорию лиц, которые пользуются доверием таможенных органов и могут рассчитывать на определенные послабления при ведении деятельности. В первую очередь следует упомянуть о возможности хранения и осуществления таможенного оформления груза на площадях оператора. То есть, иностранные товары можно отпускать и использовать еще до того, как для них подана декларация. Такой подход позволяет не терять время из-за задержек на границе, что увеличивает устойчивость и успешность деятельности предприятия.

Также отсутствуют ограничения для отдельных категорий груза по местам их декларирования. Включение в реестр уполномоченных экономических операторов позволяет использовать по-другому и ряд обычных инструментов. Одним из наиболее показательных примеров можно считать предварительное декларирование. Например, подача неполной информации. К тому же, таможенные органы при предварительном декларировании могут уведомлять о желании провести осмотр. Возможность выпуска груза до подачи документации с уплатой всех необходимых платежей, по сути, означает получение беспроцентной отсрочки на период до 40 дней. Также оператору доступны бюрократические упрощения. Например, можно указывать только 1 классификационный код ТН ВЭД для груза, что пересекает границу в разобранном или не собранном виде (например – некомплект или незавершенный, или транспортируемый несколькими партиями). Привилегии уполномоченного экономического оператора только этим не ограничены. Так, дополнительно доступна возможность установления между ним и таможенным органом соглашения, которое определяет порядок взаимодействия, передачи пломб, регламент информационного обмена и иные вопросы.

Как же выглядит процесс включения в реестр?

Итак, этот статус весьма привлекателен. И для тех, кто ведет активную внешнеэкономическую деятельность, его получение является довольно важным. Как выглядит процесс получения этого статуса? Что необходимо сделать, чтобы стать уполномоченным экономическим оператором? Условия включения в реестр поверхностно были рассмотрены ранее, сейчас же им будет уделено большее внимание.

Итак, первоначально интерес представляет административный регламент по ведению реестра № 1877, утвержденный 14 сентября 2001 года приказом Федеральной таможенной службы. В нем определена последовательность действий, порядок и сроки рассмотрения заявлений, поступающих от юридических лиц. В нем есть информация не только о включении в реестр, но и об изменении данных, а также исключении компаний. Что же необходимо в первом случае? Для включения юрлица в реестр проводится проверка необходимой документации и предусмотренных регламентом сведений.

Кроме этого, следует осуществить еще и выездную таможенную ревизию в месте нахождения организации-заявителя. В случаях, если вся необходимая документация предоставлена в полном объеме, соответствует выдвигаемым требованиям, и заявитель создал все нужные условия, то согласно пункту № 7 регламента срок не должен превышать девяносто дней с момента начала рассмотрения вопроса о предоставлении статуса.

Но здесь не все так просто. Здесь необходимо учитывать один важный момент: таможенная служба должна направить запросы к министерству внутренних дел и налоговой об отсутствии правонарушений. А это увеличивает срок рассмотрения заявления еще примерно на один месяц. И это при условии, что нет никаких претензий! Но, если возникает необходимость запросить недостающую документацию (или дополнительные бумаги у государственных органов/третьих лиц), то максимальный срок может вырасти до семи месяцев (это без того времени, что тратиться на почтовую доставку).

Возникновение проблем

При встрече с бюрократией не очень часто удается пройти все с первой попытки. Поэтому, не лишним будет рассмотреть самые распространенные проблемы и то, как их следует устранять. Итак, допустим, что юрлицо не находится за формальным адресом месторасположения. Или, как альтернатива, при выездной проверке было установлено, что не выполнено одно (несколько) выдвинутых условий для присвоения статуса. В случаях, если заявитель может исправить возникшие проблемы, то орган таможни уведомляет о выявленных ним неудовлетворительных фактах, с которыми следует разобраться. На это предоставляется тридцать дней. Если по истечению этого срока проблемы не устранены (и не проинформирован таможенный орган об этом), то составляется акт, в котором указывается, что юридическое лицо не соответствует выдвигаемым условиям. И оно же не может претендовать на то, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора. В таких случаях таможенный орган останавливается на решении об отказе. Оно доводится до сведения руководителя организации (или ее представителя, занимающегося вопросами взаимодействия) не позднее чем через 14 рабочих дней.

Этапы получения статуса УЭО

Чтобы попасть в реестр УЭО, в ФТС подается заявление по форме с приложением ряда документов:

  • Копия устава;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Справка из налоговой об отсутствии долгов;
  • Справки об отсутствии судимости на акционеров, учредителей, директора, главбуха;
  • Подтверждающие документы о наличии внедренной системы учета товаров;
  • Свидетельства о праве собственности, долгосрочные договора аренды на помещения и земельные участки под склад временного хранения и т.д.

В течение пяти дней таможенники выносят решение рассмотреть заявление или отказать. Последнее возможно при предоставлении заявления неустановленного образца, отсутствии обязательных данных.

Заявление может рассматриваться максимум 4 месяца (120 дней).

Заявление о включении в реестр УЭО (образец)

Институт УЭО упрощает порядок прохождения таможни для участников внешнеэкономической деятельности и способствует расширению внешнеторговых связей между странами-участниками ЕАЭС. Чтобы в попасть в реестр УЭО, нужно грамотно заполнить заявление. И удобнее сделать это по образцу. Пример заполненного заявления находится по ссылке — Образец заявления.

#ФОРМА#Оказываем любую помощь участникам ВЭД#
Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность Ставки за таможенные сборы в 2020 в удобной таблице Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2020 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *