В каких случаях оформляется свободное посещение ВУЗа

Основания для перехода на индивидуальный график посещения

Причины для свободного посещения занятий в университете регулируются уставом учебного заведения. Как правило, для получения такого разрешения должны быть очень серьёзные основания:

  • болезнь;
  • рождение и уход за ребёнком;
  • другие обстоятельства.

Очень редко свободное посещение даётся работающему по специальности студенту. Даже в перечисленных случаях студенту не гарантировано право не посещать занятия. Большую роль здесь играет отношение к индивидуальному графику посещения деканата. В большинстве случаев Вам всё-таки предложат или перевестись на заочное отделение, или взять академический отпуск. В крайнем случае, будут считать каждый пропуск и в итоге могут отчислить за непосещение.

Порядок получения права на индивидуальное посещение занятий

Начинать оформление свободного посещения в вузе лучше всего с консультации в деканате или у проректора по учебной части. Порядок получение индивидуален в каждом учебном заведении и регулируется его уставом. Обычно необходимо пройти следующие этапы:

  • получение разрешения в деканате;
  • сбор подписей всех преподавателей, подтверждающих тот факт, что они не против Вашего индивидуального плана посещений занятий;
  • подача собранных документов в ректорат;
  • получение разрешения на индивидуальное посещение от ректора.

Также необходимо предоставить справки о состоянии здоровья, рождении ребёнка, оформлении на работу – в зависимости от причины, по которой Вы не можете посещать университет.

Свободное посещение может распространяться не на все предметы, а лабораторные и практические занятия, скорее всего, придётся посещать в обязательном порядке. Решение о предоставлении свободного посещения зависит и от отношения к Вам преподавателя. Если у Вас не налажен хороший контакт с лекторами, то попытки, скорее всего, будут тщетны.

Плюсы и минусы свободного посещения занятий

На самом деле, в свободном посещении университета скрыто больше отрицательных моментов, чем положительных. Отсутствие на лекциях и практиках никак не отразится на Вашей успеваемости только в том случае, если Вы и так знаете предмет. Даже самостоятельное изучение материала не даст такого эффекта, как занятие с преподавателем.

Как показывает опыт, студенты оформляют свободное посещение в том случае, если у них действительно нет времени ходить в университет, а значит, нет времени и на самостоятельную подготовку. Уделяя больше времени работе (или ребёнку), Вы получите неуспеваемость на учёбе.

И наоборот: погрузившись в учёбу, запустите работу. Да и преподаватели зачастую негативно относятся к студентам, не посещающим их занятия, какие причины бы за этим ни стояли. На сессии с Вас гарантированно будут спрашивать по всей строгости, и зачёта «автоматом» уж точно не получить. Но всегда можно восстановится в случае отчисления.

Три года назад, разочаровавшись в системе современного высшего образования, я устроился работать программистом на полный рабочий день. В то же время, мне не хватило смелости или наглости совсем забросить университет, поэтому формально я продолжал числиться студентом дневного отделения. Три недели назад я с отличием защитил диплом магиcтра, и марафон бессмысленности под названием «украинское высшее образование» для меня закончился. При этом, в отличии от большинства своих сокурсников, я уже имею достойный опыт работы, приличную зарплату, и массу предложений от работодателей.

В этом посте я хочу поделиться советами о том, как совмещать учёбу в вузе на дневном отделении с работой на полный рабочий день. Философский вопрос о необходимости этого совмещения, равно как и дискуссию о проблемах современного образования, давайте отложим на другой раз.

Оформите «свободное посещение»

В первую очередь, в деканате своего вуза узнайте, можно ли оформить т.н. «свободное посещение». В моём случае, это была бумажка, которую в начале каждого семестра нужно было подписать у всех преподавателей, и их подпись говорила о том, что они согласны с тем, что я буду посещать лекции «по свободному графику» (заметьте, про практические занятия ни слова). По факту, смысла от этой бумажки было мало, а практическая польза ровно одна (о ней чуть дальше). Но наличие подобного документа у вас в случае каких-либо разногласий с кафедрой или деканатом может сыграть вам на руку («видите, вы же сами тут подпись поставили»). Это бюрократия, детка.

Если вдруг в вашем вузе ничего подобного нет — не страшно. Будет чуть сложнее, но вполне осуществимо.

Лично поговорите с каждым преподавателем

Упомянутая практическая польза от документа о свободном посещении в том, что это очень удобный повод подойти к преподавателю и начать разговор о вашем отсутствии на парах (есть разница между «я не буду ходить на ваши пары» и «подпишите, пожалуйста, вот тут»). А провести этот разговор очень важно для успешной сдачи предмета в конце семестра.

Самый важный момент этого разговора, как и любого дальнейшего разговора с преподавателями (а по хорошему, с кем угодно :)) — будьте вежливыми. Нет, не так — БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ!!! Многие студенты, начиная работать, чувствуют себя хозяевами жизни, открывают дверь в аудиторию с ноги и с преподавателями говорят сквозь зубы. Не прокатит. Если вы всё ещё хотите получить диплом о В/О, любой преподаватель может вам в этом хорошенько навредить, и если не помешать окончательно, то попортить достаточно нервов.

Объясните преподавателю, что так уж сложилось, что вам необходимо работать, и у вас, может быть, не получится присутствовать на всех лекциях, хотя вы и постараетесь. Если эта часть была воспринята более-менее благосклонно, можно закинуть удочку про то, что и с практическими занятиями не всё так гладко, как хотелось бы, и, возможно, часть из них тоже придётся пропустить, и т.п. Главная цель этого диалога — выяснить, как с наименьшими затратами получить положительную оценку по окончанию курса. Некоторые преподаватели предлагают сделать реферат/доклад/контрольную работу/whatever вместо посещения лекций — соглашайтесь, это в любом случае займёт меньше времени и сил, чем каждый раз отпрашиваться с работы. Некоторые могут согласиться на то, что вы пропустите лекции, но потребуют обязательного присутствия на практике — соглашайтесь, даже если у вас не получиться ходить на все практики, преподаватель, по крайней мере, будет помнить, что вы ему про что-то такое говорили. Бывают клинические случаи, которые требуют посещения всех лекций, проверяют конспект и так далее — если такой зверь у вас один, то можно и перетерпеть, но чаще всего вежливыми (это важно) уговорами можно добиться некоторых послаблений.

Зачем вообще это нужно — говорить с каждым преподавателями в начале семестра? Это такой трюк против формата их мышления. Если преподаватель видит одни сплошные «энки» в журнале напротив какой-то фамилии, он автоматически заносит этого человека в разряд двоечников и разгильдяев, с которыми будет много мороки. Естественно, когда этот человек покажется на глаза во время сессии, к нему сразу будут настроены агрессивно.

У меня была ситуация, когда я забыл поговорить в начале семестра с новой преподавательницей по английскому, и пришёл первый раз на её пару только перед зачётной неделей. В начале пары я выслушал 15-минутную лекцию о том, что она меня не знает и знать не хочет, о том, что я должен идти к завкафедрой объяснять кто я и что делал весь семестр, и прочую ерунду. Я мужественно остался сидеть на задней парте. За 15 минут до конца пары, когда все остальные студенты группы уже сдали всё, что хотели, и ушли, я ещё раз попросился сдать перевод текста. Она, ворча, согласилась. За 15 минут я перевёл ей 4 текста, на которые у других студентов моей группы уходило в 3 раза больше времени. Мгновенно подобревшая преподавательница назначила мне сдачу теста на следующий день, после которого я получил свои 97 из 100 и мы расстались друзьями.

Что произошло, я думаю, понятно, — хорошим переводом я быстро перевёл себя в её голове из категории «разгилдяи, ничего не знают, на пары не ходят» в категорию «предмет знает, всё остальное не важно». Если бы я начал с ней скандалить, мне бы не дали возможности сделать это так просто. Поэтому, я считаю, вежливость и терпение — две очень важные вещи при общении с преподавателями, и особенно в решении конфликтных ситуаций.

Найдите «правильного» дипломного руководителя

Написание диплома (бакалавра, магистра, специалиста — не важно) — процесс долгий, утомительный и связанный с большими временными затратами. Если мы ориентируемся на то, чтобы тратить на это как можно меньше времени, нам просто необходима помощь научрука. И я не говорю про то, что он за вас будет писать диплом, нет. Но, например, промежуточные версии диплома можно отправлять своему руководителю по электронной почте, вместо того, чтобы бегать каждый раз с флешкой в универ. Так что не лишним будет убедиться, что преподаватель умеет и готов её использовать (к сожалению, таких в наших вузах пока далеко не 100%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *