Виды реабилитации инвалидов

После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально

Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2019 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.

Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.

Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2019 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.

Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;
  • вернуться к общественной деятельности, труду;
  • решить личностные и семейные проблемы.

Взаимодействие со специалистом может происходить в формате групповых занятий или индивидуальных консультаций. Эта деятельность также учитывается при подведении итогов отчетного периода. Для лиц с психическими расстройствами проводят групповые занятия и консультации о правилах поведения в сложных ситуациях. Занятие завершает проигрывание сценок с закреплением навыка.

Социально-средовая реабилитация помогает инвалиду и его семье преодолеть изоляцию, влиться в общество. Специалисты контролируют обеспечение техническими средствами, учат их правильному использованию, дают рекомендации по адаптации жилья под изменившиеся нужды, предоставляют информацию о возможности посещения реабилитационных центров. Эти меры особенно актуальны в отношении пожилых и одиноко проживающих людей.

Методы социально-педагогической реабилитации направлены на то, чтобы помочь инвалиду справиться с ограничениями путем педагогической коррекции. Для этого используют диагностику состояния, специальное коррекционное обучение, воздействие на поведенческие нарушения. При длительном «ведении» инвалида педагоги оказывают постоянную поддержку. Эту помощь граждане получают на базе территориальных отделений социальной реабилитации инвалидов (ОСРИ).

Физкультурно-оздоровительная сфера

Этот вид восстановительной деятельности направлен на улучшение качества жизни инвалида. Благодаря регулярным упражнениям возможно восстановление мышечной силы, снижение спастических проявлений при болезнях нервной системы, облегчение болевого синдрома, формирование позитивного мышления.

Совместные занятия помогают найти друзей и предотвратить развитие социальной изоляции

Инвалиды могут заниматься в домашних условиях, на специально созданных уличных площадках, в физкультурно-оздоровительных центрах. В зависимости от профиля заболевания применяют специальные или общие тренажеры, индивидуальные и групповые занятия с инструктором.

Восстановление инвалидов направлено на компенсацию утраченных функций, выработку навыков жизни с определенными ограничениями, помощь в трудоустройстве, решение психологических проблем, информирование о правах и возможностях. Помогать в восстановлении утраченных функций могут только лица и организации, отвечающие квалификационным требованиям.

Определение понятия «Реабилитация». Виды реабилитации.

Стр 1 из 9

ОТВЕТЫ ЭКЗАМЕН ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Определение понятия «Реабилитация». Виды реабилитации.

Реабилитация — это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Виды: медицинская, социально-бытовая, психологическая, физическая, профессиональная, диспансерное наблюдение.

Методы физической реабилитации.

К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации. Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим — аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др. Так же используют в сочетании с д.р. методами реабилитации.

4. Категория лиц, нуждающаяся в реабилитации. Медицинские карты реабилитационный учреждений.

Инвалид-индивидуальная программа реабилитации-разработка федеральным учреждением медико-социальной экспертизы комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и др. реабилитационных мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных или утраченных ф-ций организма, восстановление компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Медицинская карта (Приказ МинздравСоцРазвития РФ «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008 г. №379-н.

Понятия «инвалид», «инвалидность», «недееспособность», «ограничение жизнедеятельности». Основные физические недостатки. Структура и причины инвалидности.

Инвалид- лицо с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека какими либо отклонениями. Недееспосо́бность — неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Ограничение жизнедеятельности — это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в пределах, которые считают нормальными для человека данного возраста.

Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов. Проблемы семей имеющих инвалидов.

1. Социально-медицинские:

— проведение амбулаторного лечения;

— проведение медицинских экспертиз;

— устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;

— медикаментозно-лечебное обеспечение;

— здоровье;

— социальный патронаж;

— дефицит узких специалистов (невропатологи, психологи, дефектологи).

2. Социально-психологические:

— самореализация;

— психические расстройства;

— депрессивное состояние;

— не востребованность обществом;

— комплекс неполноценности;

— страхи;

— замкнутость;

— адаптация к окружающему миру;

— потребность в общении.

3. Социально-педагогические:

— обучение;

— изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;

— ограниченный круг общения;

— проблема межличностных отношении;

— формирование самооценки;

— чувство внутреннего дискомфорта.

4. Социально-правовые:

— правовая неграмотность;

— получение льгот, пенсий;

— оформление инвалидности;

— плохая законодательная база;

— не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

5. Социально-экономические:

— материальное обеспечение;

— низкий уровень жизни.

6. Социально-бытовые:

— жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);

— недоступность архитектурной среды;

— телефонной связи;

— доставка продуктов, медикаментов;

— организация досуга;

— нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;

— нехватка технических средств.

7. Трудоустройство.

8. Социального обслуживания.

Светолечение. Показания, противопоказания к применению.

Светолечение-применение с лечебно-профилактической целью лучистой энергии света.

Показания:Под воздействием света в коже активизируются обменные процессы, усиливается выработка коллагена, эластина, разрушаются меланин и билирубин. Поэтому светолечение очень широко применяется в косметологии и дерматологии. Возрастные изменения кожи (морщины, старческие пятна, дряблость);пигментация кожи (темные и светлые пятна);шрамы и рубцы;нежелательный волосяной покров на теле;купероз (расширенные сосуды) и другие сосудистые заболевания (гемангиомы, невусы, эритемы, телеангиэктазии);псориаз, нейродермит, экзема;желтуха новорожденных.Кроме того, фототерапия клинически эффективна для лечения: аффективных расстройств (сезонных и несезонных депрессий),синдрома позднего засыпания,рассинхронизации биологических часов, связанной с резкой сменой часовых поясов.Обезболивающий и рассасывающий эффект инфракрасных лучей применяетсяпри подострых и хронических воспалительных процессах,невралгических и мышечных болях,для усиления обменных процессов в организме: лечение и ускорение заживления ран и трофических язв у больных сахарным диабетом.Ультрафиолетовое излучение используется при ультрафиолетовой недостаточности, общем ослаблении организма и снижении иммунитета.:некоторых форм артритов;заболеваний периферической нервной системы (невралгии, невриты, радикулиты);мышечных патологий (миозиты);болезней органов дыхания (бронхиты, плевриты);гинекологических заболеваний.Светотерапия активно применяется для леченияразличных форм туберкулеза (суставов, костей, лимфатических желез),перитонита туберкулезной этиологии,фиброзного туберкулеза легких.различнымиаллергиями,бронхиальнойастмой,артритами аллергического происхождения.

Противопоказания: Применение световых лучей, а именно, ультрафиолетовых, противопоказано при:активной форме туберкулеза;злокачественныхновообразованиях;сердечной и почечной недостаточности;гипертонической болезни II и III степени;беременности;резкомистощении;нарушении функции щитовидной железы (тиреотоксикоз);приеме некоторых лекарственных средств (антибиотики, фотосенсибилизирующие или дерматотоксичные препараты);повышенной чувствительности к свету.

Оказание неотложной помощи при электротравмах.

Прекратит воздействие тока на пострадавшего человека;привести пациента в сознание, начать искусственное дыхание рот в рот и закрытый массаж сердцалегкий массаж (поглаживание)укутать больного, дать сладкий чай внутрь,в/м раствор кофеина 20% — 1мл или 20% раствор камфоры – 2-3мл.

Помощь при ожоге:обработатьспиртом,наложить сухую асептическую повязку,Обеспечить госпитализацию

Режимы двигательной активности. Рекомендации пациентам согласно режиму двигательной активности.

I. Постельный

А) постельный строгий с соблюдением режима покоя

Б) режим постельный облегченный (расширенный) с постепенным расширением двигательной активности (повороты, переход в положение сидя в постели)

— пребывание в постели чаще в положении лежа на спине или полусидя

— прием пищи, туалет с помощью мед.персонала

— допустимое учащение пульса после занятий 12 уд/мин.

II. Полупостельный (палатный)

— допускается переход в положение сидя на кровати с опущенными ногами 2-4 р/день по 10-30 минут

— спустя несколько дней разрешен переход в положение стоя и ходьба по палате с последующим отдыхом

— самостоятельно осуществляют изменение положения в кровати, туалет, прием пищи

— допустимое учащение пульса после занятий ЛФК на 18-20 уд/мин.

III. Свободный (общий)

— разрешается свободная ходьба по отделению и лестнице, а также прогулки на воздухе по 15-30 мин с отдыхом

— допустимое учащение пульса после занятий ЛФК на 32 уд/мин.

Рекомендации пациентам для усиления отхождения мокроты при хроническом бронхите.

Дренирующие дыхательные упражнения – это сочетание динамических дыхательных упражнений с определенным положением тела, что способствует оттоку отделяемого из бронхов с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Постуральный дренаж – это дренаж положением тела, когда пациент принимает такое положение, при котором зона поражения легких находится выше места бифуркации трахеи.

Для дренирования нижних отделов легких пациенту необходимо лечь на живот или спину на наклонную плоскость, установленной под углом 30º-45º к полу, ножной конец выше головного.

Из дыхательных упражнений выполняется глубокое диафрагмальное дыхание. На верхние отделы живота можно положить мешочек с песком весом 1-3 кг. Сам пациент в соответствии с фазами дыхания надавливает руками на нижние отделы грудной клетки.

Дренирование средней доли легкого проводится в положении полулежа на левом боку с наклоненной к груди головой. Для дренирования верхних отделов эффективны положения сидя, особенно на низкой скамейке. В этих положениях выполняются круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Дренирование верхних отделов легких также проводится в положении пациента лежа на спине с приподнятым изголовьем. Подушка поочередно подкладывается то под правый, то под левый бок.

Дренирующие гимнастические упражнения-частая смена исходного положения, приемы постурального дренажа.

Для дренирования нижних долей используются напряжение мышц брюшного пресса, сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах при одновременном надавливании на живот, упражнение «ножницы», «велосипед».

Для дренирования верхних долей пациент из исходного положения сидя на стуле делает наклоны туловища с одновременным его поворотом при этом одна рука поднята вверх.

Рекомендации пациентам по проведению артикуляционной гимнастики, упражнений для мимических мышц при неврите лицевого нерва

2). Специальными упражнениями являются упражнения для мимических мышц: рта, щек, бровей, глаз в пределах симметрии лица, то есть во время лечебной гимнастики стараемся не допускать перекоса лица в здоровую сторону. Для этого мышцы на здоровой стороне интуитивно придерживаем рукой, контролируя, чтобы они работали не в полную силу (другими словами, мышцы здоровой стороны лица «играют в поддавки»), а на больной стороне подтягиваем мышцы, добиваясь нормального полноценного симметричного движения. То есть помогаем руками «поправлять» лицо.

3). Обязательно включаем упражнения для артикуляционного аппарата с произношением звуков и слов. Пять гласных звуков (а, о, у, и, ы) сочетаем с различными согласными звуками, но из них обязательными являются б-п, в-ф, м, так как именно эти звуки помогают максимально задействовать мышцы лица. Важно не просто произносить звуки, а тренировать артикуляционный аппарат, поэтому добиваемся выразительной постановки губ для каждого звука.

Затем при улучшении состояния подключаем чтение детских сказок перед зеркалом, чтобы контролировать симметрию лица во время чтения и выразительную постановку губ при произношении звуков

Рекомендации пациентам по применению ЛФК и массажа после перенесенного инсульта, находящимся в домашних условиях.

Основные задачи ЛФК после инсульта:

профилактика осложнений длительной иммобилизации (пролежней, застойной пневмонии, прогрессирования застойной сердечной недостаточности, тромбоэмболических осложнений, атрофии мышечной массы);

улучшение мышечного тонуса и силы в группах мышц, которые находятся в состоянии пареза или паралича со сниженным тонусом;

снижение мышечного патологического тонуса в группах мышц, которые находятся в состоянии спастического пареза или паралича (с повышенным мышечным тонусом);

улучшение микроциркуляции и обменных процессов во всех тканях организма, что непременно сопровождает инсульт, особенно при длительном постельном режиме;

профилактика мышечных контрактур;

возобновление двигательной активности;

восстановление речевых функций организма;

налаживание работы внутренних органов;

восстановление тонких движений кистями рук (письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах).

Приступать к выполнению массажа рекомендуется как можно раньше, при хорошем самочувствии — буквально на второй день. Так при ишемическом инсульте без осложнений и при отсутствии противопоказаний массаж назначают на 2-4 сутки, а при геморрагическом на 6-8 сутки. Продолжительность первых процедур варьируется от 5 до 10 минут, постепенно продлеваясь с 10 до 30 минут. Увеличение интенсивности воздействия строго индивидуально и зависит от состояния больного. Курс состоит из 20-30 процедур, которые проводятся ежедневно. После 1,5-2 месячного перерыва лечение массажем повторяется.

Каждый массажный приём повторяется 3-4 раза. С 1 по 3 сеанс массаж выполняют только в области плеча и бедра, не переворачивая больного на живот. С 4-5 процедуры, учитывая состояние больного, добавляют область груди, предплечья, кисти, голени и стопы. В 6-8 раз охватывают спину и поясничную область, укладывая больного на здоровый бок.

Массаж, лёжа на животе, можно выполнять при отсутствии противопоказаний, связанных с заболеваниями сердца, в более поздний срок.

В период строгого постельного режима массаж может выполнять только высококвалифицированный массажист, желательно под наблюдением врача. Дома, ухаживающему за больным выполнять массаж можно только в период, когда состояние больного значительно улучшится.

С целью повышения эффективности от выполненного массажа и лечебной гимнастики желательно предварительное согревание парализованных конечностей. Для этих целей можно использовать солевую грелку, парафиновые и озокеритовые аппликации, тёплое одеяло.

Начинают массаж с передней поверхности поражённой ноги, ибо при гемипарезах (параличах) нижние конечности затрагиваются меньше, чем верхние. Далее массируют большую грудную мышцу. Затем переходят на плечо, предплечье, кисть, пальцы.

Выполняя массажные движения на задней поверхности ноги — прежде массируют бедро, после — голень, стопу.

Все движения на спине осуществляются по ходу лимфотока.

Используемые приемы: различные виды поверхностного поглаживания, лёгкие растирания, непрерывная вибрация (потряхивание, сотрясение).

Так для группы спастических мышц используют приёмы лёгкого поглаживания и, несколько позднее, растирания. Для некоторых мышц допустима лёгкая вибрация.

Рекомендации пациентам по применению ЛФК при пояснично-крестцовом радикулите.

При пояснично-крестцовом радикулите в каждом отдельном случае подбираются облегченные исходные положения. Например, в положении лежа на спине под колени подкладывается валик, а в положении лежа на животе — подушка под живот. Для разгрузки позвоночного столба, как правил, применяется исходное положение стоя в упоре на коленях. Перед тем, как приступить к занятием лечебной гимнастикой при радикулите, надо лечь на наклонную плоскость (угол наклона 20-45 градусов) с упором в подмышечной области. Благодаря такой процедуре (продолжительность от 3-5 до 30 мин.) происходит вытяжение позвоночного столба, а также расширение межпозвонковых пространств и уменьшение сдавления нервных корешков. Продолжительность процедуры — от 3-5 до 30 минут. Помимо этого, можно делать вытяжение в бассейне, а также заниматься плаванием. Для вытяжения, как правило, применяются упражнения типа смешанных висов у гимнастической стенки, которые представляют собой качательные движения на вытянутых руках. Выполнять такие упражнения следует с большой осторожностью.

Рекомендации пациентам по применению ЛФК при остеохондрозе позвоночника.

Комплекс ЛФК при остеохондрозе шейного отдела позвоночника (неострые формы течения):

Разминка

Расслабление шейного отдела позвоночника

Скручивание шейного отдела позвоночника

Махи руками назад

Комплекс ЛФК при остеохондрозе грудного отдела позвоночника:

Разминка

Скручивание грудного отдела позвоночника в стороны

Скручивание грудного отдела позвоночника вперед

Упражнение «Лодка»

Комплекс ЛГ (лечебная гимнастика) при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника:

Разминка

Опрокидывание таза

Вращение тазом

Упражнение «Кошка-Корова»

Все упражнения данных комплексов ЛФК при остеохондрозе необходимо выполнять регулярно, систематически,

Рекомендации пациентам по проведению упражнений для глаз при переутомлении.

1. Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.

2. Закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через веки в течение 1–3 секунд. Повторите 3-4 раза.

3. Медленно переводите взгляд с пола на потолок, вправо и влево и обратно, не меняя положения головы. Повторите 8–12 раз.

4. В течение 3–5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего закройте один глаз на 3–5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, потом закройте другой глаз. Повторите 6–8 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро моргните (не зажмуриваясь). Закройте глаза и расслабьте веки, сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза.

6. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Это упражнение способствует улучшению кровообращения.

7. Крепко зажмурьте на 3–5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

8. Перемещайте взгляд в разных направлениях: по кругу – по часовой стрелке и против, вправо –

влево, вверх – вниз, восьмеркой. Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, как удобнее.

Если глаза открыты, то при движении старайтесь смотреть на окружающие предметы. Упражнение укрепляет мышцы глаз .

9. Тремя пальцами каждой руки легко нажмитена верхние веки, через 1-2 секунды снимитепальцы с век. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

10. Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (например, точка

на стекле), а затем переводите взглядна удаленный объект. Повторите 10 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии

Требования, предъявляемые к массажисту: психологический и технический аспекты.

Хороший массажист обязан знать основы анатомии и физиологии человека. Он должен уметь визуально отличать патологическое состояние тканей от нормального.

Массажисту необходимо владеть методикой проведения массажных приемов, знать конкретное физиологическое воздействие каждого из них, показания и противопоказания для их проведения.

Массажист должен иметь представление о клинических проявлениях болезни, чтобы наблюдать реакцию больного.

О том, что массажист должен быть опрятным, наверное, можно и не говорить.

Большое значение имеет психологический контакт между массажистом и пациентом.

Массажист, как и любой медицинский работник, должен быть вежливым, терпеливым, благожелательным, располагать к доверию. Однако очень важно не допускать фамильярности, поддерживая свой авторитет. Очень важно, чтобы массажист мог развеять пессимистическое настроение больного, внушить ему веру в выздоровление.

ОТВЕТЫ ЭКЗАМЕН ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Определение понятия «Реабилитация». Виды реабилитации.

Реабилитация — это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Виды: медицинская, социально-бытовая, психологическая, физическая, профессиональная, диспансерное наблюдение.

11.05.016

По медицинскому направлению:

  • физиотерапия (ультразвук, магнитотерапия, лекарственный электрофорез, лазеротерапия, микрополяризация, электролечение;
  • лечебная физкультура с применением надувных предметов, тренажера Гросса, лечебных костюмов, «Фаэтон»;
  • медицинский массаж;
  • медикаментозная терапия;
  • обследование и лечение в кабинете офтальмолога (проверка остроты зрения, рефракции и других зрительных функций; подбор очков; фотомагнитотерапия, лазеростимуляция сетчатки, лечение амблиопии: макулостимуляция, КЭМ-стимуляция, лечебные компьютерные программы и другое; цветоимпульсная терапия; ортоптическое лечение: синоптофор; диплотическое лечение: занятия с лечебными очками по различным методикам (по Волкову, Аветисову, Давшевскому).

Так же в реабилитации детей применяется следующие медицинское оборудование:

лечебно-диагностический аппарат «Стабилометрия» (позволяет исследовать функции организма, связанные с поддержанием равновесия, управлять восстановительным лечением и фиксировать динамику), комплексы функционального биоуправления по электрофизиологическим параметрам и микрополяризации зон головного и спинного мозга «Реамед М» (для коррекции нарушений двигательных функций), «Реамед А» (для коррекции нарушения зрения), тренажер для динамической коррекции функций опорно-двигательного аппарата ИННОВОЛК (позволяет развивать двигательные способности нижних конечностей).

Обследования и консультации проводят специалисты: педиатр, невролог, офтальмолог, психиатр, ортопед, физиотерапевт, врач ЛФК.
По психолого-педагогическому направлению:

  • занятия в сенсорной комнате;
  • коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, в том числе в компьютерном классе, проводятся занятия по логоритмике, используются методы арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия и куклотерапии, в т.ч.с использованием компьютерного логопедического комплекса «Речевой калейдоскоп», дисплея для слабовидящих «Visio book», устройство «Говорящая книга» (тифлофлешплеер);
  • занятия по бытовой реабилитации, в т.ч. с использованием оборудования Adapt Ability;
  • занятия по творческой реабилитации (работа с глиной, как метод педагогической коррекции: развитие творческих способностей, мышления, воображения, мелкой моторики).

Свои услуги предлагают специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя по труду.
По социокультурному направлению:

  • организуются различные праздничные и развлекательные мероприятия, посещения театров, музеев, художественных выставок;
  • работают творческие кружки по интересам для детей («Чудо оригами», «В гостях у сказки», «Школа веселых наук»)

Оказывается, консультативная помощь родителям по социально-правовым вопросам: права и льготы семей, воспитывающих ребенка-инвалида, образование детей, получение технических средств реабилитации и др.

Для родителей проводится «Школа для родителей» — обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченным возможностями, специальными знаниям и умениям для реабилитации детей в домашних условиях.

Для детей среднего и старшего школьного возраста с сохранным интеллектом проводится «Школа правовых знаний» — правовое просвещение детей и подростков с целью ознакомления детей и подростков с правами, закрепленными в российской и международном законодательстве; обучение приемам отстаивания своих прав; информирование детей о тех учреждениях, в которых они могут получить социально-правовую помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *