Вопрос 2. Особенности режима и применения мер поощрения и взыскания в воспитательных колониях

11. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д. ю. н., профессора В. И. Селиверстова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2017. — 328 с.

12. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 // Российская газета. — 2012. — 13 дек.

14. Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 23. — Ст. 3357.

15. Цыбулевская, О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. — Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — 220 с.

Сведения об авторе

Грушин Федор Владимирович: Академия ФСИН России (г. Рязань), кандидат юридических наук, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: fedor062@yandex.ru

Information about the author

УДК 343.82

А. Н. Кимачев

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ В ПРАВИЛАХ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

Статья посвящена исследованию некоторых аспектов правового регулирования организации исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, осуществляемого Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы.

В частности, анализируются место и роль внутреннего распорядка в правовом регулировании уголовно-исполнительного института режима реализации уголовного наказания в виде лишения свободы; субъекты и территории, в отношении которых распространяется юрисдикция рассматриваемого нормативно-правового акта; проблема размещения описания внутреннего устройства воспитательных колоний в документе, находящемся в свободном доступе; определенные узкие места, связанные с приемом осужденных в учреждение, реализацией основных прав и обязанностей воспитанников, наименование Перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать; а также эффективность правового регулирования внутреннего распорядка воспитательных колоний посредством отдельного от иных исправительных учреждений нормативно-правового акта.

Обращается внимание на некоторую пассивность нормотворческой деятельности в направлении своевременной коррекции одного из центральных документов по вопросам организации исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения

© Кимачев А. Н., 2017

свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, на фоне достаточно динамично развивающихся общественных отношений.

Ключевые слова: лишение свободы; воспитательная колония; несовершеннолетние осужденные; внутренний распорядок; правила внутреннего распорядка; режим; совершенствование уголовно-исполнительного законодательства.

A. N. Kimachev

SPECIFIC ISSUES OF THE REGIME OF EDUCATIONAL COLONIES

IN THE INTERNAL RULES

В соответствии с ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на сегодняшний день в исправительных учреждениях (ИУ) действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В свою очередь, и, собственно, на основании вышеназванных положений УИК РФ приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 были утверждены Правила внутреннего распорядка воспита-

тельных колоний уголовно-

исполнительной системы (далее — ПВР ВК или Правила) , пришедшие на смену одноименному документу , положившему, по сути, начало самостоятельному направлению в новейшей истории правового регулирования внутреннего уклада жизнедеятельности учреждений, предназначенных для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

До этого соответствующие вопросы деятельности воспитательных колоний (ВК) в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы,

охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей регламентировали и конкретизировали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений . Они распространяли свое действие на все виды исправительных учреждений, предусмотренных УИК РФ, регулируя при этом вопросы, связанные с организацией деятельности ВК посредством отдельных положений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вне зависимости от объемов правового регулирования, осуществляемых тем или иным из указанных выше документов в отношении вопросов внутреннего распорядка ВК, роль Правил внутреннего распорядка в организации функционирования этих учреждений действительно велика и вряд ли нуждается в специальном представлении. По сути, настоящий нормативный правовой акт призван определять частные процедуры реализации общих положений исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, предусмотренных различного рода документами, образующими в целом уголовно-исполнительное законодательство.

Учитывая, что только лишь раздел IV «Исполнение наказания в виде лишения свободы» УИК РФ (без учета иных законов и подзаконных правовых актов) насчитывает около семидесяти самостоятельных норм права, создающих юридические основания для организации уголовно-исполнительных правоотношений в рамках так называемого правового поля, представляется вполне объективным предполагать еще более внушительные объемы процедур, подлежащих регламентации положениями ПВР ВК. При этом следует отметить, что Правила регламентируют внутренний распорядок работы ВК, практически не учитывая современные тенденции в развитии этих учреждений.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках реализации ее второго этапа уголовно-исполнительной системой

России изучаются перспективы создания условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке — в воспитательных колониях.

Такой подход к оптимизации деятельности ныне действующих ВК представляется несколько менее масштабным по сравнению с идеями их преобразования в воспитательные центры для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, утратившими не так давно свою актуальность .

Однако, на наш взгляд, вряд ли появились достаточные основания утверждать об отказе УИС от проекта реорганизации ВК в учреждения смешанного типа, предназначенные для содержания под стражей и в период отбывания наказания, как несовершеннолетних, так и взрослых лиц, в несколько ином формате, чем предусмотрено действующим законодательством.

По мнению В. А. Уткина, представляется перспективным реорганизация ВК (или их части) в арестные дома для отбывания наказания осужденными в возрасте от 16 до 18 лет (или даже до 21 года). Другой вариант, поддерживаемый ученым — организовать арестные дома в качестве структурных подразделений ВК. И наконец, третий вариант — превратить режимные условия исполнения ареста в начальный и обязательный этап отбывания лишения свободы (не менее шести месяцев) всеми осужденными несовершеннолетними .

В свою очередь, процесс нормотворчества, осуществляемый на всех его уровнях, должен являться в идеале отображением потребностей общественного развития, создавая предпосылки для дальнейшего совершенствования пенитенциарного ведомства. Не случайно за время проведения активного реформирования УИС только в период действия нынешнего УИК РФ было принято более восьмидесяти федеральных законов, изменяющих его редакцию. Не будет преувеличением сказать, что по меньшей

мере треть из них напрямую касались вопросов организации деятельности ВК.

Вопрос об эффективности определенной части этих новелл рассматривался нами несколько раньше в качестве предмета иных исследований . Как бы там ни было, по всей видимости, действующие Правила обязаны передавать суть каждого легитимно созданного нормативного правового акта, имеющего отношение к внутреннему распорядку деятельности учреждений, осуществляющих исполнение лишения свободы в отношении подростков, вне зависимости от степени фактической реализации предусмотренных им положений.

Между тем, на фоне достаточно динамично развивающихся общественных отношений в сфере реализации лишения свободы, в том числе имеющих своими субъектами лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, обращает на себя внимание определенная инертность нормативных правовых актов, осуществляющих регулирование вопросов внутреннего распорядка в ВК.

Действительно, за неполные двадцать лет, прошедших с момента введения в действие основных положений современного УИК РФ, состоялось всего-навсего 5 редакций ПВР ВК. Первые две из них были вызваны преобразованиями, связанными с изменением ведомственной подчиненности отечественной УИС: в 2002 г. — в связи с передачей ее из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, а в 2006 г. — Федеральной службы исполнения наказаний.

Третья редакция ПВР ВК урегулировала изъятие у осужденных вещей, имеющихся у осужденных сверх установленной нормы, и конкретизировала диапазон их личного времени . Годом позже Правилами были уточнены процедуры возврата переданных на хранение денег, ценностей, вещей, предметов и продуктов питания лицам, прибывшим на свидание с осужденным, по его окончанию . Последние изменения, состоявшиеся более трех лет назад, по сути всего лишь про-

дублировали подзаконным нормативно-правовым актом решение федерального закона об отказе УИС от практики функционирования самодеятельных организаций осужденных .

Таким образом, вопрос о достаточности немногих состоявшихся изменений одного из центральных документов по вопросам организации исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, представляется нам излишним. В связи с чем хотелось бы остановиться на некоторых предложениях, заслуживающих, с нашей точки зрения, определенного внимания.

Во-первых, нам представляется целесообразным п. 1 Правил после слов «воспитательных колоний» дополнить словами «конкретизируя вопросы их деятельности» (здесь и далее курсив мой — А. К.). Настоящее дополнение действующей редакции Правил вытекает из смысла теоретических исследований внутреннего распорядка исправительных учреждений, способствует достаточному определению его места и роли в правовом регулировании уголовно-исполнительного института режима реализации уголовного наказания в виде лишения свободы.

Во-вторых, существующее на сегодняшний день определение субъектами общественных отношений сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы по поводу внутреннего распорядка ВК (п. 2 Правил) вступает в противоречие с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , обладающим, судя по всему, большей юридической силой (курсив мой — А. К.) Ст. 24 указанного закона относит к работникам УИС «лиц, имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания… федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также. иных организаций, входящих в уголовно-

исполнительную систему».

В свою очередь, употребленный в действующей редакции Правил термин «посещающих» (в отношении так называемых третьих лиц) не в полной мере охватывает круг субъектов и территории, в отношении которых распространяется юрисдикция рассматриваемого нормативно-правового акта.

В этой части с учетом обоих замечаний редакция п. 2 Правил могла бы быть следующей: «Правила применяются во всех воспитательных колониях, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, и обязательны для работников уголовно-исполнительной системы, осужденных и иных лиц, посещающих данные учреждения, находящихся на их территориях, а также на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования».

Кроме того, действующие редакции УИК РФ, ПВР ВК, иных нормативно-правовых актов, образующихся в сфере реализации уголовного наказания в виде лишения свободы, принятых и утвержденных для открытого доступа широкой общественности (без грифа ограниченного распространения), не содержат описания внутреннего устройства ВК, в том числе ориентировочно определяемого Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (например, по поводу «снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении»), что в целом противоречит принципам, заложенным Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Ч. 1 ст. 13 названного документа обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывать нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, установленные Правительством Российской Федерации. Соответствующие положе-

ния, дающие достаточно подробные представления об устройстве охраняемых территорий ВК и прилегающих к ним участков местности, на которых установлены режимные требования, и объектах инфраструктуры, расположенных в их пределах, целесообразно предусмотреть в разделе I «Общие положения» Правил.

Похожей точки зрения о возможности свободного размещения подобной информации в открытых источниках придерживаются и другие авторы, с той лишь разницей, что речь в их работах идет о Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС . Между прочим, рассматриваемые условия абсолютно прозрачно оговариваются в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений Республики Беларусь .

Еще одним направлением регулирования ПВР ВК, имеющим определенные «узкие места», следует назвать раздел II «Прием осужденных в воспитательную колонию». Здесь действующая редакция Правил, на наш взгляд:

— не содержит определенных полномочий сотрудников отдела режима при приеме осужденных в воспитательную колонию, в связи с чем их обязательное присутствие в ходе данного мероприятия представляется нецелесообразным;

— не предусматривает возможность частных случаев этапирования осужденных в ВК в выходные и праздничные дни, а также нерабочее время;

— не содержит достаточной определенности пределов процедур, осуществляемых администрацией ВК в целях профилактики проникновения в учреждения вещей, предметов и продуктов питания, которые осужденным запрещено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Такое положение вещей порождает недовольство со стороны спецконтингента и одновременно отрицательно влияет на вопросы обеспечения безопасности всех лиц, находящихся в границах режимных территорий, а порой и вне таковых. В определенной степени нивелировать

ситуацию может позволить дополнение п. 5 Правил после слов «полному обыску» словами «позволяющему провести осмотр тела обыскиваемых лиц, естественных полостей тела обыскиваемых лиц, находящихся на обыскиваемых лицах медицинских повязок, протезов, одежды и обуви, без причинения вреда их жизни и здоровью» (в аналогичной редакции нуждается п. 126 Правил, регламентирующий производство досмотра в отношении лиц, прибывающих на свидания к осужденным; при этом важно предусмотреть возможность досмотра всех таких лиц без исключения);

— не содержит достаточной определенности пределов процедур, осуществляемых администрацией ВК в целях профилактики заболеваемости в среде осужденных, тем самым порождая, с одной стороны, недовольство спецконтингента, и одновременно отрицательно влияя на вопросы обеспечения охраны здоровья лишенных свободы детей. В качестве выхода из сложившейся ситуации представляется своевременным дополнение п. 7 Правил после слов «комплексную санитарную обработку» словами «включающую в себя мытье в бане, смену постельного и нательного белья, дезинфекцию, дезинсекцию личной одежды и постельных принадлежностей (подушек, матрацев, одеял) в дезинфекционной камере, короткую стрижку волосистой части головы, подразумевающую остаточную длину волоса для лиц мужского пола — не более 5 мм, для лиц женского пола — не более 100 мм, бритье подбородка, усов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельного внимания заслуживает Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Его значение для организации деятельности ВК трудно переоценить.

Однако действующая редакция приложения № 1 к Правилам содержит документ, наименование которого не позволяет разместить в нем все многообразие вещей, предметов и продуктов пита-

ния, не желательных для хранения, получения и приобретения осужденными, но образующихся в современном мире объективно благодаря научно-техническому прогрессу и динамично развивающимся общественным отношениям.

Наряду с этим установленные процедуры нормотворчества вполне справедливо исключают возможности оперативного обеспечения юридического сопровождения тех или иных вещей, предметов и продуктов питания при их появлении в орбите интересов УИС.

По этому поводу полагаем приемлемым прежде всего приложения № 1 и 2 к Правилам исключить. Кроме того, представляется важным утвердить наименование Приложения № 1 к Правилам в следующей редакции: «Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным разрешено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать», обеспечив его соответствующим названию наполнением.

В заключение хотелось бы критически подойти к проекту создания отдельных правил внутреннего распорядка ВК, реализованному в июле 2002 г. в приказе Минюста России № 210. Сама по себе идея регулирования внутреннего распорядка отличных друг от друга по многим параметрам ИУ нормативными правовыми актами, учитывающими индивидуальные особенности каждого из них и от того имеющими, пожалуй, только схожие наименования, на первый взгляд представляется весьма перспективной. Однако отсутствие определенной унификации в подходах ПВР ВК и ПВР исправительных учреждений по целому ряду вопросов, обусловленное во многом авторством различных структурных подразделений ФСИН России, постепенно (по мере появления новых редакций) приводит к нарушению согласованности основных начал и принципов, по сути разрушающих системность регулирования ряда ключевых направлений внутреннего распорядка при исполнении лишения свободы.

Литература

1. Караваев, И. В. Актуальные вопросы правового регулирования режима в следственных изоляторах // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2015. — № 2. — С. 12-15.

3. Кимачев, А. Н. Проблемы института лишения свободы в отношении лиц, достигших совершеннолетнего возраста, в воспитательных колониях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации : сб. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. — Т. 3: Доклады участников круглых столов. — С. 88-95.

4. О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 40. — Ст. 5581.

5. О внесении изменений в приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311: приказ Минюста России от 09.11.2009 № 388 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 50.

6. О внесении изменений в приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311: приказ Минюста РФ от 15.12.2010 № 393 // Российская газета. — 2011. — 28 января.

7. О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста России от 23.08.2012 № 165 (ред. от 08.05.2014) // Российская газета. — 2012. — 26 сентября.

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 50.

— Ст. 7362.

10. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010. № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43.

— Ст. 5544.

11. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311 (ред. от 23.08.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 44.

12. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста России от 29.07.2002 № 210 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — № 36.

13. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ МВД РФ от 30.05.1997 № 330 (с изм. от 29.07.2002) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1997. — № 14.

15. Прокудин, В. В., Степаненко, В. И. Внутренний распорядок как важнейший элемент режима в исправительных учреждениях России и Республики Беларусь // Международный пенитенциарный журнал. — 2015. — № 3. — С. 74-80.

Сведения об авторе

Кимачев Андрей Николаевич: Академия ФСИН России (г. Рязань), доцент кафедры организации режима и надзора в УИС, кандидат юридических наук. E-mail: kimachevandrei@mail.ru

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 343.812

Е. А. Каданева

ЗНАЧЕНИЕ ТЮРЬМЫ КАК ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматривается место тюрьмы в структуре исправительных учреждений. Определяется ряд специфических задач, выполняемых тюрьмой, свойственных именно этому исправительному учреждению.

Рассматривается целесообразность существования тюрем для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Выявляется двойственность функций одного исправительного учреждения в виде тюрьмы, которая обоснована особенностями классификации осужденных к лишению свободы по российскому законодательству.

Также исследуется вопрос о переводе осужденного из исправительной колонии в тюрьму как правовое последствие признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Выявляется конкуренция норм о переводе осужденного, признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в штрафной изолятор, помещение камерного типа, одиночную камеру, единое помещение камерного типа и затем — в строгие условия отбывания наказания, с одной стороны, и перевод данного осужденного в тюрьму — с другой.

Ключевые слова: тюрьма; лишение свободы; осужденный; злостный нарушитель порядка отбывания наказания.

Отбывание наказания в воспитательных колониях

Воспитательные колонии предназначены для отбывания в них наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы. В системе мест лишения свободы воспитательные колонии имеют особое значение. Задача их — возвращение несовершеннолетних, совершивших преступления, на путь правопослушания, уважения установленного в обществе правопорядка, интересов других граждан, общества и государства.

В рассматриваемых колониях в процессе исполнения лишения свободы главное внимание должно быть сосредоточено на воспитании осужденных. Это находит отражение в штатной численности персонала воспитательной колонии, которая составляет 48% от среднегодовой численности осужденных, тогда как в исправительных колониях она равна всего 17%.

Тем не менее, из арсенала воспитательных средств не исключена кара как средство воздействия на лиц, осужденных за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на лиц, не поддающихся исправлению в процессе исполнения наказания.

В воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом России.

В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные: а) поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; б) переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

В строгих условиях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные:

  • за совершение умышленных преступлений в период отбывания лишения свободы;
  • ранее отбывавшие лишение свободы;
  • признанные злостными нарушителями установленного порядка и по этой причине переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания.

Из строгих условий в обычные условия отбывания наказания осужденные переводятся по истечении шести месяцев при отсутствии у них взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе.

Из обычных в облегченные условия отбывания наказания при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе переводятся осужденные: а) лица мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные несовершеннолетние женщины по отбытии трех месяцев; б) лица мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, — по отбытии шести месяцев.

В льготные условия из облегченных условий переводятся осужденные для подготовки к освобождению.

В случае допущения нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, отбывающими лишение свободы в льготных условиях воспитательной колонии общего режима, дающих администрации колонии право признать осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии. Перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные производится по представлению совета воспитателей отряда.

Наглядное различие условий отбывания наказания в воспитательных колониях можно представить в виде таблицы.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время.

К несовершеннолетним за хорошее поведение, добросовестное отношение к обучению и труду, активное участие в самодеятельных организациях осужденных и воспитательных мероприятиях могут применяться те же меры поощрения, что и к остальным осужденным к лишению свободы. Они предусмотрены ст. 113 УИК РФ.

Вместе с тем ст. 134-135 УИК РФ предусматривают возможность применения в качестве поощрения к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, дополнительных мер поощрения, отражающих чисто молодежные потребности.

К ним относятся такие меры, как:

  • предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в гражданской одежде в сопровождении сотрудников данной колонии на срок до восьми часов;
  • предоставление права выхода за пределы колонии в гражданской одежде в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников на срок до восьми часов;
  • досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Меры взыскания, применяемые к несовершеннолетним за нарушение порядка отбывания наказания, значительно мягче по сравнению с теми, которые применяются к совершеннолетним лицам, лишенным свободы.

К ним относятся:

  • выговор;
  • дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда;
  • лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;
  • водворение в дисциплинарный изолятор до семи суток с выводом на учебу.

Лицу, находящемуся в дисциплинарном изоляторе, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение.

Находящиеся в дисциплинарном изоляторе имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. В порядке поощрения или по медицинским показаниям осужденный может быть досрочно освобожден начальником колонии или лицом, его заменяющим, из дисциплинарного изолятора.

Особое внимание УИК РФ придает организации учебно-воспитательного процесса осужденных несовершеннолетних. Этот процесс преследует цель добиться исправления осужденных и подготовить их к самостоятельной жизни путем формирования у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получения начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышения образовательного и культурного уровня.

Первоочередная задача административного и педагогического состава колонии — сформировать убеждение у осужденных в жизненной необходимости достижения данной цели. Без решения этой психолого-педагогической задачи деятельность по исполнению уголовного наказания может оказаться неэффективной.

В целях повышения качества эффективности воспитательного воздействия на осужденного и оказания помощи администрации воспитательной колонии при отрядах колонии могут создаваться родительские комитеты из числа родителей, лиц, их замещающих, и других близких родственников осужденных, которые действуют под непосредственным руководством начальника колонии.

В положительном решении задач воспитательных колоний заинтересованы не только родственники, но и общество, и государство. В связи с этим ст. 142 УИК РФ предписывает создавать при воспитательной колонии попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, и граждан, целью которого является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы лиц.

К сожалению, несмотря на то, что показатели преступности в Российской Федерации на порядок ниже, нежели чем в Африканских, Азиатских, а также некоторых Европейских стран, эти цифры всё равно носят катастрофический характер. При этом статистические показатели крайне высоки и по преступности среди несовершеннолетних лиц, и по показателям за период с января по август 2018 года уже выявлено более 26.000 подростков, совершивших преступления различной степени тяжести. И до конца года эти показатели лишь увеличатся, так как «пиковые нагрузки», приходящиеся на каникулы, предновогодние и новогодние праздники и выходные, ещё впереди. В силу тяжести предусмотренных режимов содержания взрослых преступников в исправительных учреждениях помещать в них лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в принципе, невозможно. Именно поэтому исполнительной системой нашей страны для целей исправления и последующей адаптации в обществе подростков-преступников предусмотрены специализированные учреждения (колонии) воспитательного типа, которые на порядок мягче, нежели условия в исправительных колониях и тюрьмах для взрослых. В настоящей статье речь как раз и пойдёт об особенностях содержания несовершеннолетних лиц в воспитательных колониях, а также о том, чем они примечательны и о том, какое питание получают подростки, попавшие в данную сложную ситуацию.

Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Общие положения

Вопрос о причинах, которые толкают подростков совершить те или иные преступления, так и остаётся всё в том же риторическом виде. Но даже если ребёнок (а 14-летних лиц ещё можно назвать детьми) руководствовался какими-то примитивными и низменными мотивами, применять к нему те же исправительные методы, что применяются к дееспособным взрослым людям, просто неприемлемо, бессмысленно, и более того – бесчеловечны. Поэтому рассматриваемый вид пенитенциарного учреждения – воспитательные колонии – в первую очередь преследует цель не наказать малолетнего преступника, а привить ему приемлемые ценности, принятые в социальном законопослушном обществе, и искоренить желания повторить нарушение законодательства, в том числе, в принципе, пояснить, что такое закон и почему его нельзя нарушать, если родители или иные опекуны не смогли сделать это заблаговременно. Итак, стоит напомнить, что в действующем уголовном законодательстве предусмотрено несение соответствующей ответственности всем, кто достиг 14-ти летнего возраста по отдельным тяжким преступлениям, для остальных деяний с 16-ти лет. Соответственно, в воспитательные колонии помещаются лица в возрасте от 14 до 18 лет и в зависимости от совершённого деяния распределяются в один из 4 различных режимов содержания, о чём и пойдёт речь далее.

Режимы

На основании статьи 132 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ в воспитательных колониях имеется четыре режима отбывания наказания: обычный, облегчённый, льготный и строгий. Распределение малолетних преступников по данным условиям зависит от фактической тяжести совершённых ими деяний, что в свою очередь напрямую влияет на срок лишения свободы. А особенности каждого из четырёх режимов поясняются в статье 133 УИК РФ следующим образом:

«Обычные»

Заключённые к лишению свободы проживают в общежитиях и получают дополнительное право на:

  • ежемесячные расходы (с лицевых счетов) на средства первой необходимости и элементарные продукты питания в установленных внутренних магазинах в сумме до 10.800 рублей;
  • восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года.

«Облегчённые»

В соответствии с положениями статьи 132 УИК РФ в облегчённые условия переводятся заключённые, у которых отсутствуют какие-либо взыскания и которые должным образом проявили усердие в учёбе и труде и при наличии следующих обстоятельств:

  • подростки мужского пола, впервые осуждённые к лишению свободы, и подростки женского пола (без ограничения) после нахождения в обычных условиях в течение 3-х месяцев;
  • по истечении 6-ти месяцев для представителей мужского пола, имеющих «за спиной» опыт в виде лишения свободы.

Для данной категории заключённых предоставляется право на ежемесячные траты в сумме 11.400 рублей, а также на 12 коротких и 4 длительных свидания, в том числе с дозволения администрации длительные свидания могут осуществляться и за пределами территории учреждения.

«Льготные»

Предусмотрены для подготовки лиц, в скором времени получающих освобождение, если они уже содержатся в облегчённых условиях. Характеризуются данные льготы прежде всего отсутствием ограничений по ежемесячному бюджету и отсутствием ограничения на количество краткосрочных свиданий (длительные ограничены шестью), что крайне весомо даже в подобных лояльных учреждениях. Кроме того, с дозволения и с постановления администрации данным заключённым может быть предоставлено право на проживание в общежитии за пределами колонии, но с соответствующим надзором, который не предусматривает фактическую охрану, а это в свою очередь ведёт к получению разрешения на ношение гражданской одежды и свободной трате личных денежных средств.

«Строгие»

В данные условия помещаются или переводятся лица, повторно допустившие нарушение уголовного законодательства, или лица, которые были признаны злостными нарушителями внутреннего распорядка воспитательного учреждения. Стоит отметить, что при отсутствии нареканий в течение 6-ти месяцев заключённый может быть переведён в обычные условия. Основные права, указанные выше, получают соответствующие режиму ограничения следующего содержания:

  • проживание не в общежитии, а в изолированном помещении;
  • ежемесячные расходы снижены до 9600 рублей;
  • снижение краткосрочных свиданий до 6 штук, а длительных до 3 шт. в год.

Особенности и трудности

Стоит отметить, что в соответствии со статьёй 139 УИК РФ лицо, на момент достижения совершеннолетия в полной мере не отбывшее предусмотренный срок лишения свободы, может остаться в стенах воспитательной колонии, но максимально до достижения им 19-ти лет (ранее было до 21 года). В остальном, сразу по достижении 18-ти лет заключённый направляется во взрослое исправительное учреждение, характерное для совершённого им преступления. Данный принцип основан на основополагающей функции, которая была упомянута в начале статьи, и направлен на закрепление полученных результатов по воспитанию и социальной адаптации уже взрослого человека.

Снижение максимально допустимого возраста с 21 до 19 лет многими юристами было воспринято в штыки. Обуславливается это тем, что вместе с возрастом была снижена и мотивация малолетних преступников, так как в случаях, когда подросток в 16 лет осуждён, например, на пять лет лишения свободы, то он практически в любом случае попадёт во взрослую тюрьму к реальным «уголовникам». А это обстоятельство может поставить крест на желании несовершеннолетнего исправиться и адаптироваться в обществе, так как, по сути, он будет вынужден адаптироваться под новые условия содержания во взрослой колонии, что также может нивелировать все попытки перевоспитать его и привить соответствующие ценности. Поэтому так часто и возникает вопрос о целесообразности упомянутых выше изменениях.

Второй вопрос, который часто задают себе родственники воспитанников рассматриваемых учреждений, так как далеко не всегда малолетние преступники – это дети-сироты или те, кто стал «условной сиротой» при живых родителях, заключается в желании узнать, чем же кормят в воспитательных колониях и достаточно ли это для нормальной жизнедеятельности и здорового роста несовершеннолетнего. Даже без последних изменений, датируемых 2016 годом и направленных на полный пересмотр рациона для заключённых в исправительных учреждениях, рассматриваемая категория несовершеннолетних лиц всегда питалась в достаточной мере и, по мнению многих, их рацион был намного лучше, нежели в детских домах. А с момента вступления в силу Приказа ФСИН №696 от 2 сентября 2016 года система питания во всех пенитенциарных учреждениях получила существенные улучшения, что при условии соблюдения данных нововведений должно раз и навсегда снять с повестки вопрос о недоедании у малолетних заключённых.

В заключении стоит отметить, что, несмотря на условия, прописанные в вышеприведённых нормативно-правовых актах, реальное положение дел некоторым образом отличается от прописанного. К сожалению, коррупция среди администраторского звена – достаточно распространённое явление, и на практике ежегодно выявляются десятки различных нарушений различной степени тяжести, что приводит к нивелированию всех попыток перевоспитать несовершеннолетних преступников и дать им соответствующую дорогу в дальнейшую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *