Временное отстранение от должности

Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК) как мера принуждения заключается в отстранении на определенное время от занимаемой должности подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу вопреки конституционному праву гражданина выбирать род своей деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). При необходимости отстранить подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство.

Необходимость временного отстранения от должности подозреваемого (обвиняемого) возникает тогда, когда собранные в уголовном деле материалы указывают на вероятность использования им своего должностного положения для воспрепятствования нормальному ходу производства по уголовному делу или продолжения преступной деятельности. Это может выражаться, например, в уничтожении документов, влиянии па свидетелей-подчиненных с целью дачи ими ложных показаний и т.п.

В зависимости от должностного положения подозреваемого (обвиняемого) порядок отстранения его от должности является следующим.

Дознаватель, следователь выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства об отстранении от должности, где излагаются сущность подозрения или обвинения и основания, вызывающие необходимость применения данной меры. Затем постановление согласовывается с руководителем следственного органа (дознавателем — с прокурором) и, при получении согласия, направляется в районный суд по месту предварительного следствия или дознания. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства в суд судья рассматривает его и принимает решение о временном отстранении лица от должности либо об отказе в этом. Копия постановления судьи о временном отстранении от должности вручается подозреваемому (обвиняемому) и направляется по месту его работы (службы) для исполнения.

Постановление судьи об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) может быть обжаловано им или его защитником в вышестоящий суд в течение 10 суток.

Если необходимость в отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) отпадает, то постановлением дознавателя или следователя эта мера отменяется.

В отношении высшего должностного лица субъекта РФ действует более сложный порядок отстранения его от должности. Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица, чему предшествует подготовка органом расследования и надзирающим прокурором материалов, обосновывающих необходимость в применении меры принуждения, предусмотренной ст. 114 УПК. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении от должности руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ либо об отказе в этом.

Отстраненный от должности подозреваемый (обвиняемый) имеет право на ежемесячное государственное пособие, размер которого в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК должен соответствовать прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом но Российской Федерации.

Наложение ареста на имущество и ценные бумаги

Наложение ареста на имущество и ценные бумаги заключается в запрете судом собственнику или владельцу имущества распоряжаться, пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его па хранение (ст. 115, 116 УПК).

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, предусматривает исключительно судебную процедуру лишения граждан имущества (ст. 35). Установленный ст. 115 УПК судебный порядок наложения ареста на имущество соответствует конституционным положениям о защите имущества собственника.

Основаниями наложения ареста на имущество являются:

  • • предъявление гражданского иска (гражданский иск заявляется физическим или юридическим лицом в связи с причинением ему преступлением физического, имущественного, морального вреда);
  • • возможность иных имущественных взысканий по уголовному делу (к ним могут быть отнесены процессуальные (судебные) издержки, денежное взыскание, которому участники процесса подвергаются судом за ненадлежащее выполнение процессуальных обязанностей, штраф в качестве возможного уголовного наказания);
  • • наличие у подозреваемого, обвиняемого или других лиц, имущества, указанного в ч. 1 ст. 1041 УК. Данная норма содержит перечень имущества, подлежащего конфискации. В частности, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения определенных п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК преступлений, равно как и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества и др.

Арестованное имущество подлежит по приговору суда обращению в доход государства либо возврату законному владельцу, а данная мера принуждения служит мерой, обеспечивающей исполнение приговора в этой части.

Арест налагается на имущество подозреваемого (обвиняемого), лиц, несущих по закону материальную ответственность за их преступные действия (владельцы источника повышенной опасности, родители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющих доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда), иных лиц, при наличии достаточных доказательств того, что находящееся у них имущество получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Не подлежит аресту имущество, на которое в соответствии с ГП К (ст. 446) не может быть обращено взыскание. К такому имуществу, в частности, относятся жилое помещение, земельные участки, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, продукты питания и деньги, обеспечивающие прожиточный минимум.

Порядок наложения ареста на имущество состоит из ряда последовательно осуществляемых процессуальных действий:

  • — составление дознавателем, следователем постановления о возбуждении перед судом ходатайства об аресте имущества;
  • — получение следователем согласия руководителя следственного органа (дознавателем — согласия прокурора);
  • — рассмотрение судьей ходатайства и принятие по нему соответствующего решения;
  • — исполнение постановления дознавателем, следователем.

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество указывается, по возможности, какое именно имущество подлежит аресту, где и у кого оно находится. Получив письменное согласие руководителя следственного органа (дознавателем — согласие прокурора), следователь (дознаватель) направляет постановление и прилагаемые к нему материалы в суд. Ходатайство о наложении ареста на имущество рассматривается судьей в судебном заседании по правилам ст. 165 УПК. Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о наложении ареста на имущество либо об отказе в этом с указанием мотивов отказа.

На основании постановления судьи дознаватель, следователь производит наложение ареста на имущество (в том числе и с возможной передачей его на храпение), о чем составляет протокол наложения ареста на имущество, в котором описывается подлежащее аресту имущество с отражением индивидуальных признаков предметов, вещей, ценностей. Для оказания помощи при описи арестованного имущества может привлекаться специалист (ч. 5 ст. 115 УПК). Протокол предъявляется для ознакомления участникам данного процессуального действия, а копия вручается лицу, на имущество которого наложен арест.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано на хранение собственнику или владельцу этого имущества либо иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за сохранность имущества, о чем делается соответствующая запись в протоколе (ч. 6 ст. 115 УПК).

При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому (обвиняемому) денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по этому счету прекращаются в пределах арестованных денежных средств и иных ценностей.

Дознаватель, следователь может отменить арест имущества, когда в применении данной меры принуждения отпадает необходимость (причиненный преступлением материальный вред возмещен добровольно, уголовное дело прекращено).

Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги в сфере уголовного судопроизводства закреплены в ст. 116 УПК. Они сводятся к следующему:

  • • арест на ценные бумаги либо их сертификаты налагается для обеспечения возможной конфискации имущества и возмещения причиненного преступлением вреда;
  • • арест ценных бумаг либо их сертификатов производится по месту нахождения данного имущества или по месту учета нрав их владельца;
  • • ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя, аресту не подлежат;
  • • специальные правила фиксации в протоколе о наложении ареста на ценные бумаги их индивидуальных свойств, признаков, сведений о лицах, участвовавших в операциях с ценными бумагами, сформулированы в ч. 3 ст. 116 УПК.

Денежное взыскание

Денежное взыскание в размере до 2500 руб. может быть наложено в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства возложенных на них законом процессуальных обязанностей, а также за нарушение порядка в судебном заседании (ст. 117, 118 УПК).

Применение меры процессуального принуждения в виде денежного взыскания прямо предусмотрено УПК за следующие нарушения:

  • — неявку без уважительных причин свидетеля, потерпевшего по вызову дознавателя, следователя или в суд (ст. 188);
  • — нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или судебного пристава (ст. 258);
  • — неявку в суд без уважительной причины присяжного заседателя (ст. 333).

За невыполнение принятых на себя обязательств личным поручителем (ст. 103 УПК) при избрании меры пресечения в виде личного поручительства, а также невыполнение родителями, опекунами, попечителями, другими заслуживающими доверия лицами обязательств по присмотру за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) предусматривается денежное взыскание в размере до 10 тыс. руб.

Решение о наложении денежного взыскания принимает судья на основании представленных ему материалов (протокол о нарушении, объяснение нарушителя и др.), подтверждающих факт допущенного нарушения или невыполнения процессуальных обязанностей. В судебное заседание вызываются должностное лицо, составившее протокол, и участник процесса, в отношении которого составлен протокол о нарушении им своих обязанностей. В течение пяти суток с момента поступления в суд материалов дела судья должен вынести постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении.

Если соответствующее нарушение допущено в ходе судебного заседания, то денежное взыскание применяется судом в том судебном заседании, где это нарушение имело место.

Копия постановления судьи о наложении денежного взыскания направляется заинтересованным участникам процесса, дознавателю, следователю для приобщения к уголовному делу, а также судебному приставу для исполнения судебного решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако тема настоящей статьи – ограничение данных прав, в частности временное отстранение от должности в период предварительного расследования по уголовным делам. Практика применения норм Конституции РФ, уголовно-процессуального права (например, ст. 114 УПК РФ) и других законов позволила выработать критерии обоснованности, законности и справедливости, которые позволяют гарантировать как достижение целей уголовного преследования, так и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан.
Основания к рассмотрению
Временное отстранение от должности допускается только на основании судебного решения. Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничива­ющего конституционные права, свободы человека и гражданина, является со­от­вет­ст­ву­ющее ходатайство:
– следователя, следователя-криминалиста, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 165 УПК РФ);
– дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя поданное в суд с согласия прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК РФ). Основания для временного отстранения от должности делятся на материально-правовые и формально-правовые.
Формально-правовые основания: временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. 162, 223 УПК РФ).
Материально-правовые основания для временного отстранения от должности – это совокупность доказательств, которые, во-первых, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление; во-вторых, по делу имеются сведения, указыва­ющие на необходимость временного отстранения его от должности.
Порядок возбуждения ходатайства. При необходимости временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности, следователь и дознаватель возбуждают перед судом со­от­вет­ст­ву­ющее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.
Место рассмотрения ходатайства. Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования. Исключением является временное отстранение от должности обвиняемого, являющегося высшим должностным лицом субъекта РФ (президента, губернатора, мэра).
Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, в п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.
Подготовка к рассмотрению ходатайства. Судья, рассматрива­ющий ходатайство, обязан лично убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо такое отстранение.
Сроки рассмотрения ходатайства. Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд (ч. 2 ст. 165 УПК РФ).
Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства. Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрение ходатайства о временном отстранении от должности, очевидно только то, что оно разрешается судьей районного суда единолично. В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности (ч. 2 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ), рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может проходить в рамках судебного заседания. В таком заседании обязаны принять участие:
– со стороны обвинения: прокурор и лицо, возбудившее ходатайство;
– со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.
Такой подход к определению пределов судебного контроля с участием заинтересованного лица за действиями органов уголовного преследования согласуется с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Порядок разрешения ходатайства. По общему правилу такое ходатайство подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.
Перечень документов, прилагаемых к ходатайству. В обязательном порядке органами предварительного расследования прилагаются копии:
1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости – постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);
2) документы, подтверждающие статус подозреваемого, обвиняемого (постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания подозреваемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
3)  процессуальных документов, обосновыва­ющих необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.
Материалы, представляемые органами предварительного рас­сле­до­ва­ния в качестве материально-правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, преду­смот­ренным ст. 75 УПК РФ.
Результаты рассмотрения
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК РФ). Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.
Постановление о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности составляется в пяти экземплярах, из которых первый подшивается в судебно-контрольное производство, второй – в уголовное дело, третий направляется прокурору, осуществляющему надзор за производством предварительного расследования, четвертый – по месту работы подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 114 УПК РФ), пятый вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.
Следует помнить, что временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).
Рассмотрим следующие примеры.
П. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных п. а ч. 4 ст. 290 УК РФ и др.
Постановлением областного суда П. временно отстранен от должности старшего инспектора отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД и ему назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти МРОТ за период с 29 июля 2008 г. по 29 декабря 2008 г. в сумме 57 500 руб.
В кассационном представлении государственный обвинитель, полагая, что при выплате пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям, и взыскать в пользу П. за 5 месяцев 2500 руб., просил об отмене постановления суда в связи с тем, что суд неправильно установил размер указанных денежных средств.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, проверив материалы судебного производства и обсудив доводы кассационного представления, оставила постановление суда без изменения, а кассационное представление – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти МРОТ.
Эти требования закона судом при рассмотрении ходатайства П. не нарушены.
Минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. до 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) составлял 2300 рублей. Поэтому суд правильно исчислил сумму, подлежащую выплате П. за период с 28 июля 2008 г. по 28 декабря 2008 г. (2300х5х5=57 500).
В кассационном представлении был приведен довод о том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» при определении размера ежемесячного государственного пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям. Однако этот довод не следует из содержания нормы, согласно которой базовая сумма в 100 рублей применяется при исчислении налогов, сборов, штрафов, иных платежей, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам.
Ежемесячное государственное пособие подозреваемому или обвиняемому, к которому применена мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, к таким платежам не относится. Основания, размер и порядок выплаты этого пособия установлены уголовно-процес­суальным законом.
При этом суммы, выплаченные в качестве такого пособия, в соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ являются процессуальными издержками и возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства, и при постановлении приговора или иного судебного решения суд должен в соответствии со ст. 132 УПК РФ решить вопрос о взыскании процессуальных издержек (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 84-О09-11. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2009 год).
По приговору Челябинского областного суда от 5 июня 2008 года Воробьев оправдан, за ним признано право на реабилитацию. Оправданный обратился в суд с просьбой о возмещении материального ущерба – заработка за время вынужденного прогула в период его работы в ООО «Софт».
В судебном заседании выяснилось, что с данной работы Воробьев уволился по собственному желанию, опасаясь, что в отношении него будет постановлен обвинительный приговор, его лишат свободы.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления оправданного, указал, что на момент принятия решений, ограничивающих свободу привлеченного к уголовной ответственности лица, Воробьев не работал, заработной платы не получал, соответственно, нет и оснований считать, что ему причинен материальный ущерб в виде невыплаченного заработка (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.06.2009 № 48-009-50)

Никита Колоколов,
д. ю. н., судья Верховного Суда РФ (в отставке), профессор кафедры cудебной власти и организации судебной деятельности Государственного университета – «Высшая школа экономики»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *