Юридический процесс и юридическая процедура Текст научной статьи по специальности «Право»

Человек по своей природе является исключительно социальным существом. То есть он не может жить вне группы себе подобных. Именно социальная форма взаимодействия подразумевает собой эволюцию человечества в последние года. Ведь консолидация знаний приводит к развитию новых отношений и выходящим отсюда факторам. Однако достаточно много вопросов возникает по факту непосредственного регулирования общественных отношений, особенно с учетом темпа современного прогресса человеческой жизни.

Ведь возникающие сферы деятельности очень часто не регулируются никакими нормативными актами. Отсюда следует, что право должно быть главным регулятором, иначе люди будут находиться в состоянии анархии. Тем не менее сама юридическая отрасль, конечно, является важным фактором для общества. Но еще более значимой категорией вполне можно назвать процесс реализации права в реальности. Дело в том, что юридические нормы – это, по сути, буквы на бумаге. Их реальное применение возможно лишь после осуществления определенного ряда действий. Они, в свою очередь, были названы теоретиками как юридический процесс, о котором пойдет речь далее в статье.

Право и его связь с процессом

Любой процесс зависит от какой-либо материальной категории. В юридической отрасли таковой является право. Оно представляет собой совокупность санкционированных государством норм, которые регулируют отдельные сферы человеческой жизни. Подобные нормы имеют общеобязательный характер, формальное выражение, то есть на страницах нормативных актов, а также защищаются законом. Иными словами, за нарушения правил, прописанных в них, человека можно привлечь к ответственности. Но возникает логический вопрос, как связан юридический процесс непосредственно с правом? Ранее автором уже указывалось, процессуальная деятельность – это совокупность действий, целью которых является применение правил, прописанных в статьях отдельных нормативных актов. Таким образом, юридический процесс необходим для того, чтобы право фактически исполняло свою ключевую функцию. Первая категория, в свою очередь, будет более детально проанализирована далее в статье.

Понятие юридического процесса

Представленное в статье понятие характеризуется рядом достаточно специфических особенностей. Но если говорить максимально кратко, то юридический процесс – это совершение каких-либо действий последовательного характера. Как правило, такая деятельность характеризуется комплексностью. То есть во время её непосредственного осуществления реализуется множество разнородных процессов. Примером тому является, например, расследование уголовного дела, что, в свою очередь, также является юридической процессуальной деятельностью.

Признаки процесса

Следует отметить тот факт, что практически любая существующая на сегодняшний день категория в рамках юриспруденции характеризуется своими особенными признаками. Процесс в данном случае не является исключением из правил. Для него характерны следующие особенности, которые по истине являются уникальными. К ним можно отнести следующие:

  • представленная деятельность всегда будет реализоваться лишь для достижения определенной цели;
  • её правомочный состав проявляется в наличии властных отношений между его субъектами;
  • как правило, регулируется императивный метод юридического регулирования;
  • начало, действие и окончание процесса всегда отражаются в документах, которые имеют исключительно официальный характер;
  • круг лиц, которые могут реализовать процесс и его отдельные стадии, закреплен на законодательном уровне.

Как мы видим, юридическая деятельность имеет относительную динамику, а также ряд собственных признаков. Это, в свою очередь, позволяет нам говорить о том, что правовой процесс является совершенно самостоятельно юридической категорией.

Виды юридического процесса

Представленный в статье объект как правовая категория имеет достаточно сложную структуру. Однако существует множество видов юридических процессов, которые отличаются теми или иными особенностями. Их классификация проводится по совершенно разным критериям. Безусловно, главное разделение на виды производится на основе той отрасли, нормы которой фактически реализуются. В данном случае мы говорим о следующих процессах:

  • гражданский;
  • административный;
  • уголовный;
  • хозяйственный и т.п.

Конечно, существуют и иные виды юридического процесса, которые выделяются на основе других факторов. Например, нужно отметить тот факт, что некоторые типы процессуальной деятельности существуют непосредственно в самих отраслях. Из конституционного права можно выделить следующие категории, например:

  • избирательный процесс;
  • референдум;
  • бюджетный и законодательный процессы;
  • судопроизводство конституционного характера;

Иные виды процессуальной деятельности

Все представленные виды юридического процесса, безусловно, раскрывают его главную суть и задачи. Однако необходимо также выделить ряд иных классификаций, которые также имеют большое значение. К примеру, многие люди знают, что в любом государстве существует судебная, исполнительная и законодательная ветви власти. На основе этого критерия выделяют отдельные юридические процессы, которые используются с целью применения права в указанных сферах власти государства.

Большое значение имеет содержание того или иного процесса. Этот критерий порождает следующие виды:

  • юрисдикционный;
  • правотворческий;
  • регулятивный.

Какие вопросы регулируются юридическим процессом?

Существует множество аспектов, которые затрагиваются в момент реализации той или иной деятельности. Как правило, данные аспекты являются целями. Они показывают истинное назначение всей деятельности. Ученые-теоретики на сегодняшний день выделяют следующие цели юридического процесса, а именно:

  • реализует действие конкретных правовых норм;
  • позволяет компетентным государственным органам выносить решения по тем или иным вопросам;
  • решает исход дел, которые возникают в связи с положениями материальных норм, что впоследствии выражается в конечных документах определенной юридической силы;
  • реализует регулятивную функцию права.

Таким образом, представленная в статье категория является достаточно важным атрибутом юридической системы любого государства.

Субъекты процесса

Основой любой деятельности есть люди. Юридический процесс в этом смысле не является исключением. Он также осуществляется посредством деятельности людей. Субъекты юридического процесса достаточно разнообразные. К их числу можно отнести целый ряд лиц, учитывая положения действующего законодательства. При этом стоит отметить, что конкретное количество субъектов, как правило, обуславливается конкретным видом процессуальной деятельности. Хотя можно выделить наиболее общий перечень лиц. Таким образом, к субъектам относятся следующие:

  1. Физические лица – это, грубо говоря, люди. Однако многие ученые ошибочно включают в эту категория исключительно граждан РФ, что не совсем правильно. Физическим лицом является любой человек, который задействован в процессуальной деятельности. Таковым может быть не только гражданин государства, но еще и иностранец, лицо без гражданства и т.п. Правовой статус людей имеет массу характерных особенностей, что также влияет на всю процессуальную деятельность.
  2. Юридические лица являются более сложной категорией. Это, по сути, конкретные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они функционируют на основе статута, договора и т.п. В структуре юридических лиц, как правило, реализует трудовую деятельность множество работников, то есть обыкновенных людей. Поэтому предприятия — это исходный элемент от человека. Потому что именно он создает их.

Представленные субъекты являются основой реализации процессуальной деятельности того или иного характера.

Процессуальные стадии

Как мы уже убедились, процесс – это система определенных действий. Но она является структурированной и последовательной. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что существуют определенные стадии юридического процесса. Но их главной особенностью является отраслевая специализация. Иными словами, в зависимости от конкретной деятельности процессуального характера будут изменяться и стадии. Например, в судопроизводстве, как правило, выделяют следующие этапы: возбуждение производства, подготовительные действия по делу, разбирательство в суде, пересмотр в апелляции, кассации и принудительное исполнение решений. В свою очередь, мы можем увидеть совершенно иные этапы юридического процесса, если говорить о нормотворческой деятельности. Тут все стадии будут направлены, во-первых, на детальную проверку конкретного акта, во-вторых, на законность процесса его принятия.

Общие стадии административных процессов

Административная деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный цикличный характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.

Важной особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

Стадия — это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения (промежуточные, окончательные), совершаются разные действия.

Для обеспечения объективного, целесообразного, законного использования властных полномочий во многих процессах предусмотрена «эстафета субъектов власти». Особенно ярко это видно на примере юрисдикционных действий: один субъект власти составляет протокол, другой выносит постановление, третий принимает решение по жалобе. Хочется также отметить, что на последующей стадии проводится «ревизия» поступивших материалов, проверка их качества. А в результате устраняются недостатки или дела возвращаются на более ранние стадии.

Анализ административных процессов позволяет сделать вывод, что в них имеются как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного акта, исполнение правового акта.

Первая стадия называется по-разному (служебное расследование, регистрация вынужденных переселенцев, проверка поступивших жалоб и т. д.), но во всех случаях — это время сбора необходимой информации, фиксирования ее на материальных носителях (составление документов), анализа и т. д. Очевидно, что без такой предварительной работы не может быть принят эффективный, законный акт.

Первая стадия процесса — анализ ситуации, необходимый для подготовки решения (об утверждении, награждении, наложении взыскания, приеме, выделении и т. д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготовки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Около половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Последние часто выступают «переводчиками» законов и актов вышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве и т. д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

В ходе анализа ситуации выясняются фактическое положение дел, проблемы, возможные варианты их решения. При составлении проекта избирается один из возможных способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.

Вторая стадия — принятие решения — тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса. Большинство же правовых актов издается единолично, а значит, главное на этой стадии — изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его окончательное редактирование, подписание административного акта, присвоение акту порядкового номера и т. д.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц — начало стадии исполнения. Это делается путем персонального ознакомления (устно, путем высылки, вручения копий, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).

Решение — это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные предметы, процессы и отношения. Администрация занимается выполнением этой задачи на третьей стадии цикла.

Исполнение — очень трудное и кропотливое дело. Именно здесь в полной мере проявляются деловые и иные качества руководителя, его умение налаживать дружную совместную работу многих людей, доводить дело до конца.

Целесообразное и законное использование властных полномочий предполагает такую схему их реализации:

  1. изучение, анализ фактической ситуации;
  2. принятие обоснованного акта;
  3. исполнение решения.

Такая последовательность действий субъектов власти регулируется многочисленными процессуальными нормами.

Трехстадийный цикл является типовым. А реальные административные производства имеют свои особенности. Могут быть выделены в особую стадию первичные действия, подготавливающие процесс, например стадия первичной обработки жалобы, стадия подготовки к приему, призыву. В юрисдикционных производствах для повышения гарантий законности введены стадии пересмотра актов по жалобам, протестам.

В производствах по исполнению актов правосудия основной акт администрацией не принимается, а значит, и не анализируется необходимая информация. В таких случаях государственная администрация только исполняет приговор, решение суда. Поэтому в чисто исполнительном производстве существует иная система стадий.

В зависимости от сложности (а об этом, в частности, можно судить по числу установленных законодательством стадий) производства можно поделить на ускоренные, обычные и усложненные.

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы — совокупность действий, преследующих какую-то внутристадийную промежуточную цель. Этап — в определенной степени обособленная часть стадии. Например, во второй стадии производства по делам об административных правонарушениях — рассмотрении дела — есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, анализ имеющихся данных, принятие постановления, доведение постановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, организаций.

Таким образом, каждый процесс, его производство имеют четырехуровневую структуру: действия—этапы—стадии—производство (процесс) в целом.

Значение процесса для практической юриспруденции

Стоит отметить, что процессуальная деятельность является проявлением деятельности юристов-практиков. Именно благодаря существованию представленной в статье категории люди, занимающиеся фактической реализацией норм НПА, имеют множество способов заработать. Поэтому значение юридического процесса неоценимо, если учесть его необходимость в практической отрасли.

Итак, в статье автор рассмотрел такую категорию, как юридический процесс. Юридическая практика в данном случае является исходным элементом от упомянутой деятельности. Поэтому правовой процесс необходимо постоянно модернизировать и разрабатывать его теоретические концепции.

Понятие и признаки юридического процесса

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Юридический процесс присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления правовых предписаний. Следовательно он призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Для характеристики юридического процесса первостепенное значение имеет категория правовой формы деятельности. Форма — это правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов.

Соответственно этому, следует выделять такие признаки юридического процесса, как:

Во-первых, — это такая организационная форма деятельности, которая всегда связана с разбирательством (рассмотрением) юридического дела: правонарушения, спора о праве, жалобы. Юридическая значимость таких жизненных обстоятельств состоит в том, что они предусмотрены законом и непременно вызывают, необходимость соответствующей юридической квалификации. Так ст. 8 УК РФ, определяет, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Во-вторых, — это форма деятельности, осуществляется исключительно уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и иными субъектами. Конкретный состав, объем полномочий участников правовой формы деятельности четко фиксируются соответствующим законом, в котором точно закреплено, кто может быть субъектом этой деятельности, что он должен делать и каким образом осуществлять свои служебные функции. Например, ст. 118 Конституции РФ определяет, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, никакой другой орган государства осуществлять какие-либо судебные функции не правомочен.

В-третьих, юридический процесс всегда выражается в совершении непосредственно операций с нормами права (материальными и процессуальными). Само совершение операций с нормами права выражается в интеллектуальной деятельности по выбору и анализу нормативного предписания, установлению его смысла с единственной целью — найти тождество между предписанием нормы права и делом, подлежащим рассмотрению. Важно отметить, что операции, которые в юрисдикционной форме деятельности совершаются с нормами процессуального права, должны быть отработаны как профессиональный навык, а сама степень их совершения соответственно определяет уровень квалификации должностных лиц, их профессиональное мастерство.

В-четвертых, результаты юридического процесса всегда закрепляются в соответствующих процессуальных документах, имеющих официальный характер и установленную законом форму. Официальный характер процессуальных документов выражается не только в том, что они оформляются — уполномоченными на то субъектами, но и в том, что природа этих документов, их структура и реквизиты закреплены в законе. Процессуальные документы выполняют самые различные функции. Наиболее существенное их значение состоит в том, что они выполняют роль своеобразных юридических фактов, определяющих все движение разбирательства юридического дела с момента его поступления в производство до окончательного установления юридических последствий. Например, постановление Государственной Думы о принятии проекта закона в первом чтении, что позволяет перейти ко второму чтению.

В-пятых, правовая форма деятельности, и, прежде всего, ее юрисдикционная разновидность, в силу своей особой социальной остроты нуждаются в установлении и обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее существенным является то, что юрисдикционная форма деятельности урегулирована системой процессуального законодательства. Содержащиеся в процессуальном законодательстве нормы права регулируют все процессуальные действия всех участников процесса независимо от их правового положения. Но все же основная функция процессуальных норм состоит в том, чтобы создать атмосферу наибольшего благоприятствования непосредственно заинтересованным участникам: истцу, потерпевшему, ответчику и т. д. В отношении участников-организаторов, процесса, т. е. субъектов, выполняющих свои служебные функции, назначение норм процессуального права состоит в обеспечении оптимальности действий и эффективности получения юридических результатов. Отсюда понятна и общая природа, а также назначение процессуального права: оно производно от материального и обслуживает потребность эффективной реализации последнего. Таким образом, правовой форме деятельности свойственна, как правило, четкая и всесторонняя регламентация.

В-шестых, правовая форма деятельности непосредственно связана с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники. Для получения достоверных выводов по рассматриваемому делу и для обоснования принимаемого решения в юрисдикционной деятельности всегда приходится устанавливать соответствующие данные и обстоятельства дела, т. е. искать и доказывать истину. Самым эффективным способом добывания истины по делу располагает такая отрасль юридической практики, как криминалистика со всеми своими частями: методикой, техникой и тактикой. Следует заметить, что соблюдение требований криминалистики является совершенно обязательным, поскольку они закрепляются в официальных нормативных актах и всякое отступление от них, как правило, влечет неблагоприятные последствия для участников юридического процесса.

Административные процессы

В научной и учебной литературе говорится об административном процессе как властной деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в рамках административно-процессуальной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел (принятие инструкции, призыв на военную службу, наложение штрафа и др.).

Такой подход базировался главным образом на том, что административный процесс регулируется административным правом. Но подобное мнение спорно. Дело в том, что деятельность публичной администрации очень разнообразна. Она принимает нормативные акты, причем объем административного правотворчества значительно превосходит объем законотворчества. Нормативных административных актов издается намного больше, чем принимается законов.

Публичная администрация, как и суды, занимается юрисдикционной деятельностью: решает споры, применяет меры принуждения и, в частности, привлекает к административной ответственности.

Но, кроме того, публичная администрация очень много внимания уделяет оперативно-распорядительной, правонаделительной работе. Она выдает лицензии, принимает на службу, распределяет бюджетные и иные материальные средства и т. д.

Такие разные виды деятельности не могут находиться в рамках одного процесса. Единая административно-процессуальная форма не может удовлетворить потребности и правотворчества, и правонаделения, и юрисдикции. Кстати, правосудие, судопроизводство, хотя оно и намного меньше по объему деятельности и является только юрисдикцией, — это несколько процессов: уголовный, гражданский, арбитражный, конституционный.

Могут возразить, что правосудие регулируется несколькими отраслями права. Но конституционное право, будучи единой правовой отраслью, регулирует и законодательный, и избирательный, и конституционно-юрисдикционный процессы. И это вполне обоснованно, потому что речь идет о разных способах осуществления власти.

Точно так же и административное право регулирует разные способы осуществления административной деятельности, разные процессы: административно-правотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) и административно-юрисдикционный.

И подобно тому, как существует группа судебных процессов, группа конституционных процессов, складывается и активно развивается группа административных процессов.

Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.

Во-первых, это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.

Во-вторых, властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.

В-третьих, важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.

В-четвертых, властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами.

В-пятых, административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.

Административные процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Административно-правотворческий процесс — деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Все названные процессы можно объединить единым названием: «административно-процессуальная деятельность». Понятия «административная деятельность» и «административно-процессуальная деятельность» соотносятся как целое и часть. Не вся административная деятельность является административно-процессуальной. Во-первых, по объективной причине: не вся деятельность государственной администрации может быть ограничена процессуальной формой. Во-вторых, по субъективной причине: недостаток внимания, понимания роли административно-процессуальной формы.

Как и судопроизводство, административные процессы главным образом различаются тем, какие дела решаются властью. Специфика дел влияет на специфику административно-процессуальной формы в целом либо на ее отдельные элементы (совершаемые действия, участники процесса, доказательства, документы и др.).

Если в рамках любого процесса решаются дела, которые обладают большой спецификой, то появляется необходимость в особых процессуальных правилах. По этим критериям (специфика дел, специфика норм) в рамках процесса выделяют их специфические части — производства. Так, в гражданском процессе существует особое производство — производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Государственной администрации даже в рамках отдельного административного процесса приходится решать многие категории неодинаковых дел. Урегулировать процедуры их разрешения общими процессуальными правилами можно лишь отчасти. Поэтому существуют специфические виды деятельности, процессуальные правила решения отдельных категорий дел, совокупность которых и есть производство. Например, немало общего в правилах рассмотрения жалоб и правилах назначения административных наказаний, но оба вида деятельности нуждаются и в специальных правилах.

Административное производство как часть определенного административного процесса — это особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.

В административно-правотворческом процессе можно выделить производства по принятию:

  • актов Правительством РФ;
  • актов центральными федеральными органами исполнительной власти;
  • указов и других актов главами исполнительной власти субъектов РФ и др.

В административно-правонаделительном (оперативно-распорядительном) процессе существуют такие производства:

  • по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы, прием на государственные должности);
  • по приватизации государственного и муниципального имущества;
  • по применению мер поощрения;
  • по распределению ресурсов (квартир, денежных средств, земельных участков, продовольствия и т. д.);
  • по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управление);
  • по регистрации (транспортных средств, иностранных граждан, граждан РФ, сделок с недвижимостью и т. д.);
  • по аттестации качества продукции и услуг;
  • надзорные и др.

В административно-юрисдикционном процессе обособились производства:

  • по жалобам граждан;
  • по делам об административных правонарушениях;
  • дисциплинарное (по привлечению служащих, студентов и других субъектов к дисциплинарной и материальной ответственности);
  • исполнительное (исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершение определенных действий в пользу других граждан, организаций);
  • по применению мер административного пресечения (принудительного лечения, задержания граждан, задержания транспортных средств и др.).

Степень процессуализации различных производств неодинакова. В одних случаях производства имеют достаточно развитую, в основном унифицированную процессуальную форму (например, по жалобам граждан). В других случаях соответствующая властная деятельность урегулирована неполно. Иными словами, некоторые производства только складываются, их процессуальная форма еще не совершенна.

Каждое производство связано с определенными институтами административного права. А соответствующие процессуальные нормы «привязаны», обслуживают соответствующий институт и являются его частью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *