Закон

Человечество — это сложный механизм, который функционирует благодаря внутренним отношениям между отдельными лицами. Но основная проблема состоит в том, что подобного рода взаимодействие очень часто осуществляется хаотично и требует упорядочивания. Изначально люди существовали в небольших группах. Отношения в таких формациях регулировались посредством моральных норм. С развитием государств появилась проблема контроля человеческого взаимодействия, потому что любая страна — это сверхмощная социальная конструкция. Поэтому моральные нормы не могут обеспечить контроль общественных отношений в столь громоздком механизме. В процессе поисков наиболее эффективного способа координирования, были испробованы различные категория.

Одними из них является насилие и религия. Но в практической отрасли данные категории не показали себя столь эффективно, как право. Последняя конструкция была разработана на основе переработанных моральных норм, которые, в свою очередь, санкционированы государством. Помимо того, право имеет множество форм проявления, одной из которых является закон. Он наделен массой характерных признаков и иных особенностей. Стоит также отметить, что законодательство играет достаточно большую роль в процессе привлечения тех или иных лиц к уголовной ответственности. Поэтому в данной статье мы рассмотрим основные задачи не только общих нормативно-правовых актов, но еще и уголовного закона.

Что такое закон?

Функции закона – это крайне важный вопрос, однако не всем людям понятен факт того, что собой вообще представляет данная юридическая категория. Ранее мы уже указали на тот факт, что право – это основной регулятор общественных отношений, представляющий собой совокупность норм, санкционированных государством. В свою очередь, законом называется форма проявления права. Но такое понятие является широким по своей сути. В более узком смысле закон можно представить как нормативно-правовой акт, принимаемый в установленном порядке специальными органами законодательной власти. Содержание закона полностью состоит из юридических норм, которые влияют на те или иные виды общественных отношений. Помимо того, представленные НПА дает возможность применять методы, способы государственного принуждения и ответственности. Следует помнить, что на сегодняшний день в мире существуют определенные семьи правовых систем. Одной из них является континентальная. Особенность в том, что в этой семье закон является ключевым источником права. В свою очередь, правовую систему Российской Федерации можно отнести к континентальному типу, что обуславливает достаточно большую значимость законов в этом государстве.

Признаки закона

Учитывая большую роль упомянутых НПА в жизни современного общества и некоторых государств, можно вывести наиболее типичные признаки закона, которые характеризуют его. К ним можно отнести следующие, а именно:

  1. Закон – это прежде всего документ, обладающий юридической силой. То есть его нормы оказывают прямое влияние на те или иные отношения путем их координирования.
  2. Упомянутые НПА – это во всех без исключения случаях продукт нормотворческой деятельности, определенного государственного органа власти. Как правило, законы издаются парламентами. Помимо того, их создание представляет собой достаточно сложную процедуру, состоящую из целой системы отдельных шагов.
  3. Законами регулируются наиболее распространенные, иными словами, типичные отношения, возникающие внутри общества.
  4. В континентальной семье права закон представляет собой не только основной источник юридических норм, о чем уже было упомянуто, но еще и высший по своей юридической силе после конституции нормативный акт.
  5. Законы создают определенный базис для правовой деятельности нормотворческих, правоохранительных, судебных и иных подобных органов. Помимо того, данные НПА входят в структуру правового поля государства.

Следует отметить, что законодательная система любого государства, как правило, состоит из целого ряда нормативных актов, которые, в свою очередь, регулируют отдельные виды общественных отношений. К числу подобных относится уголовный закон. В Российской Федерации именно он является центральным актом, которым регламентируются общественные отношения в сфере социально-опасных деяний. Помимо того, представленные признаки обуславливают функции закона в обществе, о чем пойдет речь далее в статье.

Каковы функции закона?

Существует множество распространенных мнений о том, каковы задачи высших нормативных актов в юридической системе государства. Ученые по данному поводу ведут постоянные споры. Но все же, какие функции выполняет закон? Существует мнение о том, что задачи представленных НПА являются смежными с функциональными направлениями права в целом. Данный вывод имеет рациональное зерно, ведь закон – это прежде всего источник и форма выражения юриспруденции. Поэтому можно выделить следующие функции закона: специально юридические и социальные. В первом случае мы говорим о следующих видах, например:

  • Регулятивная функция выражает саму природу права, которое создано для координации общественных отношений. Иными словами, законы помогают более качественно определять наиболее правильное поведение людей.
  • Охранительная функция позволяет нормам законодательных актов непосредственно защищать наиболее значимые социальные отношения. Более детально это направления действия проявляется в специальных юридических отраслях. Одной из подобных является уголовная.
  • Закон строится прежде всего на идеологии. Впоследствии он несет её в массы. На основе этого можно выделить идеологическую функцию законов.

Функции социальной направленности

Специальные направления действия представленных в статье актов не являются первостепенными. Они, как правило, возникают уже в процессе действия их норм. Более важными являются социальные функции закона, к числу которых относятся следующие, а именно: экономическая, экологическая, политическая и коммуникативная. Все они в той или иной степени регулируют наиболее важные и значимые для общества отношения в основных сферах его действия. Таким образом, представленные функции закона наглядно показывают его первостепенное значение для человечества. Следует отметить, что в большей части современных государств данные направления являются неизменными, хотя роль этих НПА совершенно разная. Некоторые законы, в свою очередь, обладают своими характерными особенностями. Например, основной уголовный нормативный акт регулирует сферу отношений, возникающих на основе социально-опасных деяний, которые реализуют некоторые люди. Он, в свою очередь, входит в систему одноименного законодательства, которое обеспечивает юридическую ответственность за совершения подобного рода действий.

Особенности уголовного законодательства

На сегодняшний день существует множество систем высших нормативных актов, которые создаются с целью регулирования однородных общественных отношений. Уголовное законодательство, в свою очередь, представляет собой целую систему НПА, созданных с целью координирования социальных взаимосвязей в сфере совершения наиболее опасных деяний, то есть преступлений. Данная структура является ничем иным как прямым проявлением уголовного права в целом. В разных странах существует множество подходов к выражению данного законодательства. Одни государства издают множество различных нормативных актов, другие – воплощают все отраслевые принципы и задачи в кодифицированных НПА. Что касается Российской Федерации, то в данной стране существует единый уголовный закон, УК РФ. Он, как и иные подобные НПА, имеет свои функции, структуру и место в юридической системе.

Общее понятие об Уголовном кодексе

Следует помнить, что УК РФ – это прежде всего исключительный нормативный акт, регулирующий одноименную правовую отрасль. Это значит, функции закона в праве уголовного характера имеют массу особенностей, о чем пойдет речь далее. Прежде всего следует упомянуть тот факт, что акт, обеспечивает юридическую охрану общественных отношений от наиболее пагубных, преступных деяний, которые могут совершаться людьми. В нормах уголовного закона также предусмотрены меры и формы наказаний за те или иные преступления. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был создан в 1996 году.

Структура уголовного закона РФ

Функции закона в праве уголовного характера во многом обуславливаются структурой этого нормативного акта. В данном случае большую роль играет принадлежность России к континентальной семье права. На основе этого фактора практически все существующие отрасли структурно делятся на общую и особенную части. Первый элемент уголовного закона содержит в себе нормы, регламентирующие наиболее общие принципы одноименной отрасли. То есть, в данной части можно ознакомиться с категориями преступников, понятием вины, соучастия, незаконченности деяний, возможностью освобождения лица от уголовной ответственности и т. п. Особенная часть в данном случае подразумевает собой конкретный перечень общественно опасных деяний, за которые предусмотрены санкции. Следует отметить, что преступными, считаются только те деяния, которые внесены во вторую часть закона. Любые иные правонарушения будут вызывать ответственность не уголовного, а иного характера.

Функции уголовного закона

Как и в случае с иными юридическими отраслями, уголовная имеет определенные направления своего действия. Они, в свою очередь, реализуются в уголовном законе. Как показывает практика, практически все функции этих НПА направлены на охрану общественных интересов. Это распространенный принцип многих уголовных законов не только на территории РФ, но и других стран. Конечно, существуют некоторые отличия, однако можно выделить наиболее классическую группу функций, которыми наделены все без исключения НПА упомянутой отрасли. Таким образом, уголовный закон выполняет функции следующие:

1. Главная функция закона уголовной направленности — охранительная. Она выражается в том, что нормы этого акта, обеспечивают защиту общественных отношений. В данном случае, уголовно-правовые нормативные акты охраняют все сферы жизнедеятельности человека от преступных посягательств. При этом защита возможна благодаря существованию режима ответственности за совершенные деяния. Она, как правило, представляет собой систему крайне неудовлетворительных мер личного и имущественного характера, которые применяются к виновным в совершении преступлений лицам.

2. Функции закона уголовного характера имеют в своей структуре профилактическое направление. Подобного рода задачи выражаются в том, что соответствующая юридическая отрасль, создает определенного характера препятствия в процессе совершения преступлений. Это характеризуется наличием уголовно-правовых запретов существующих для конкретных деяний. Главное направление профилактической функции основывается на том, чтобы заставить преступника переосмыслить факт своего деяния и отказаться от реализации уголовно-наказуемого умысла. Следует отметить, что в системе этого направления действия, существует два вида профилактики. Первое направлено на весь социум. То есть, уголовный закон не допускает осуществления преступлений любыми лицами. В случае специальной профилактики, действие нормативного акта направлено, прежде всего, на лиц, которые уже совершили уголовно-наказуемые деяния, с целью не допустить повторного совершения преступлений.

3. Основная функция закона в обществе воспитательная, особенно если мы говорим об уголовно-правовой сфере, ведь благодаря существованию этого направления нормативные акты строят определенную идеологию, которая, в свою очередь, развивает убеждение о наивысшей ценности порядка и законности. Помимо того, уголовный закон внушает социуму страх юридической ответственности, которая незамедлительно настает за совершаемые преступления.

Соотношение правосознания и воспитательной функции

Задачи, функции уголовного закона, представленные в данной статье, в большинстве случаев зависят от социальных факторов, а не только юридической системы. Возьмем, к примеру, воспитательное направление действия. Данная функция уголовного права корректно работает лишь в том случае, если правосознание социума находится на высоком уровне. То есть, каждый в отдельности человек должен понимать, что такое преступление, и какие последствия за его совершение могут возникнуть. Если общество попросту не воспринимает уголовное право в таком формате, то это значит, что оно еще не сформировало качественную юридическую идеологию. В Российской Федерации большая часть населения в целом понимает суть уголовной отрасли. Люди знают свои права и не пытаются нарушить правомочия других лиц, за исключением некоторых случаев.

Итак, в статье мы рассмотрели функции закона в обществе, а также его роль для юридической системы любого государства. Большинство структур, состоящих из подобных НПА, требуют значительной доработки, которая невозможна, без теоретического осмысления проблематики. Мы также представили функции уголовного закона РФ, которые отличаются характерными особенностями и сферой применения.

Карательная функция права

Карательная функция права. Под ней мы понимаем основанное на законах и иных правовых актах относительно обособленное направление однородного, позитивного, структурно-организованного и принудительного воздействия права на сознание, волю и поведение правонарушителей, которое в рамках регулятивных и охранительных правоотношений нацелено на восстановление социальной справедливости в виде воздаяния за содеянное и применение к ним судами, правоохранительными и другими компетентными органами конкретных мер наказания.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной функции обусловлена необходимостью повышения качества и эффективности юридической защиты прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, применения к правонарушителям адекватных санкций в соответствии с принципами законности, виновности, равенства, справедливости и гуманизма. До настоящего времени в общей теории права (и отраслевых юридических науках) не сложилось более или менее четкого представления об этой функции права, слабо изучена ее природа, основные свойства, структура, содержание, формы реализации, место и роль в правовой системе общества. Отдельные аспекты данной проблемы затрагиваются учеными при исследовании правонарушений и юридической ответственности, применении наказаний, других мер государственного и иного принуждения. Однако это не позволяет представить цельную «картину» рассматриваемой нами функции. В общей теории права нет ни одной крупной научной работы, посвященной карательной функции права.

Анализ отечественных теоретических и эмпирических источников показывает, что карательную функцию следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной, постоянной и основной функции права, а не в качестве подфункции охранительной функции права.

Президент РФ В.В. Путин в своих посланиях Федеральному Собранию РФ неоднократно обращал внимание на многие аспекты данной проблемы. Еще в 2001 г. он говорил: «Мы практически стоим у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать ту норму, которая кажется ему наиболее приемлемой. Как результат, наряду с «теневой экономикой» у нас уже формируется своего рода «теневая юстиция». … И корень этих проблем — как в неэффективных инструментах правоприменения, так и в самой структуре нашего законодательства». См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // Рос. газ. 2005. 26 апр.

В последующих посланиях к важнейшим государственным задачам он относит «укрепление правопорядка», разработку и внедрение принципиально новых подходов в борьбе с преступностью, «повышение эффективности правосудия», «совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры», когда «мотивация сотрудников этих органов, прежде всего, должна быть связана с качеством защиты прав и свобод граждан», «авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения». См.: Российская. газета. 2005. 26 апреля.: 2006. 11 мая.

Данные статистических отчетов о работе судов и правоохранительных органов показывают, насколько существенной является роль карательной функции права в современных условиях развития российского общества. Так, в 2006 г., например, только в социальной сфере было выявлено 1 млн. 207 тыс. 673 нарушения законов (+12,5 % к 2005 г.), а количество выявленных незаконных правовых актов возросло на 52,5 %. В целях устранения нарушений законов социального характера внесено 136 тыс. 683 представления, принесено 100 тыс. 801 протест, в суды направлены 408 тыс. 220 заявлений. По инициативе прокуроров 79 тыс. 383 виновных лиц наказаны в административном порядке (+13,2 %), 51 тыс. 816 человек привлечены к дисциплинарной ответственности (+27,5 %), вынесено 53 тыс. 922 предостережения о недопустимости нарушений законов (+16,7 %), возбуждено 7 тыс. 423 уголовных дела (+40,7 %). См.: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2006 г.): Информ.-аналит. докл. / Под общ. ред. Н. Э. Звечаровского. М., 2007. С. 20-21.

В 2006 г. судами общей юрисдикции рассмотрено по первой инстанции более 1 млн. 225 тыс. уголовных дел в отношении 1 млн. 398 тыс. лиц, более 5 млн. дел об административных правонарушениях, а также 2 млн. 232 тыс. материалов, в том числе в порядке судебного контроля исполнения судебных решений. По сравнению с 2005 г. количество рассмотренных уголовных дел, а также осужденных по приговорам судов первой инстанции лиц (910 тыс.) увеличилось на 2,2 %. Судами рассмотрено на 16,7 % больше дел об административных правонарушениях.См.: Статистическая справка о работе судов общей юрисдикции за 2006 г. // http://www.cdep.ru/material.asp?material_id=199.

Не вдаваясь подробно в аналитические исследования статистических данных, отметим, что в 2000 г. в России было совершено 2 млн. 952 тыс. 367 преступлений, а в 2006 г. — 3 млн. 855 тыс. 373, т. е. на 1/4 больше. Особую озабоченность вызывает тот факт, что количество зарегистрированных экономических преступлений с каждым годом возрастает в среднем на 15 %, что неизбежно влечет рост причиненного материального ущерба (до 127,5 млрд. рублей в 2006 г.). См.: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры (2006 г.). С. 70, 91.

Поэтому неслучайно в своем обращении к Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. В. В. Путин говорил о необходимости в кратчайшие сроки ужесточить ответственность за экономические преступления, экстремистские действия, нерациональное использование природных богатств, а также увеличении экологических штрафов и т. д. См.: Российская. газета. 2007. 27 апреля.

Карательная функция, как и любая функция права, имеет сложное строение. Поэтому теоретически и практически важно и целесообразно выделять генетическую, логическую, пространственную, временную, психологическую. К элементам содержания карательной функции права относятся: 1) ее субъекты (правонарушители, потерпевшие, компетентные физические, должностные лица и органы, свидетели и др.).2) объекты; 3) цели и задачи; 4) поводы;5) юридические предпосылки (условия);6) фактические основания; 7) карательные и иные юридические действия и операции; 8) общесоциальные, технические и специально-юридические средства (техника); 9)приемы, способы и методы использования указанных средств (тактика); 10) общесоциальные и юридические результаты.

Карательная функция обладает следующими характерными чертами:

1) она всегда основана на законах и иных правовых актах, в которых закреплены юридические санкции; 2) представляет относительно обособленное направление однородного, структурно-организованного воздействия права на сознание и поведение правонарушителей; 3) осуществляется с помощью принудительных приемов, средств, способов, методов и т. п. в рамках регулятивных и охранительных правоотношений; 4) нацелена на восстановление социальной справедливости в виде воздаяния за содеянное; 5) выражается в применении к правонарушителям конкретных мер наказания судами, правоохранительными и другими компетентными органами, физическими и должностными лицами; 6) обусловлена экономическими, политическими, социальными, национальными и другими факторами, требующими правовой защиты на конкретно-историческом этапе развития общества; 7) в карательной функции права также конкретизируются отдельные свойства и элементы содержания и формы права, связанные с решением задач по охране индивидуальных и общественных потребностей и интересов; 8) прогрессивный, позитивный характер этой функции направлен на обеспечение правопорядка во всех сферах жизнедеятельности общества.

Карательная функция права реализуется в рамках регулятивных и охранительных правоотношений в определенной процедурно-процессуальной форме и внешне выражается и закрепляется в устных и документальных актах.

В работе приводятся различные классификации функций права. Систему функций права нельзя рассматривать как законченное, закостенелое образование. Новые исследования и условия жизни постоянно вызывают выделение новых функций (постоянных и временных, основных и неосновных, латентных и т. д.). Очевидно и их более мелкое дробление. В целом же существует несомненная тенденция увеличения численности функций права, усложнение их внутренней структуры за счет образования, как новых функций, так и подфункций.

Основные функции права

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.


Виды права.

Виды права – то же, что и отрасли права – это элементы, составляющие комплекс всех правовых норм, каждый из которых регулирует какую-то конкретную группу отношений в обществе. Виды права, в свою очередь, делятся на институты права. Например, конституция как норма права и конституционный суд являются институтами конституционного права.

В системе права все отрасли делятся на материальное право (непосредственное воздействие на общественные отношения и прямое их регулирование) и процессуальное право (порядок и процедура осуществления прав и обязанностей объектов права). То есть, материальное право, грубо говоря, — конкретное и практическое, а процессуальное – общее и теоретическое.

Виды материального права:

  1. Конституционное право – регулирование отношений личности и государства, организация государства и его конституционные характеристики.
  2. Административное право – регулирование отношений государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.
  3. Гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.
  4. Предпринимательское право – правовые нормы организации и ведения предпринимательской деятельности.
  5. Трудовое право – отношения в сфере наемного труда и рынка труда.
  6. Финансовое право – отношения в сфере налогообложения, государственных денежных средств и ценных бумаг.
  7. Уголовное право – общественные отношения, связанные с правонарушениями преступного характера, и наказание (уголовная ответственность).
  8. Экологическое право – взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  9. Семейное право – регулирует семейные отношения и, связанные с ними, имущественные отношения.
  10. Право социального обеспечения – распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Виды процессуального права:

  1. Гражданское процессуальное право.
  2. Уголовно-процессуальное право.
  3. Арбитражный процесс (характерно только для России).

Таковы основные отрасли права. Кроме них эксперты выделяют еще несколько, более конкретных, так называемых, комплексных отраслей:

  • коммерческое право;
  • банковское право;
  • транспортное право;
  • аграрное право;
  • жилищное право;
  • авторское право;
  • наследственное право;
  • земельное право;
  • таможенное право;
  • муниципальное право;
  • налоговое право;
  • уголовно-исполнительное право.

Есть еще одна отрасль права, стоящая особняком – международное право. Это совсем другая правовая система, так как все предыдущие виды относятся к внутренней политике, а эта – к внешней.

Международное право – это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием иностранных субъектов и объектов права, учитывающая иностранные нормативно-правовые акты и правовые особенности. Виды международного права:

  • международное публичное право;
  • международное частное право;
  • наднациональное право (собственно межгосударственные отношения).

Понятие «общество». Общество как система

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

В широком понимании общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы взаимодействия и все возможные формы объединения людей.

В более узком понимании общество можно определить как:

  • географическую или государственную принадлежность (французское общество, российское общество);
  • объединение людей по интересам, целям или профессиональным признакам (общество шахматистов, общество юристов, общество инвалидов);
  • исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, индустриальное общество, капиталистическое общество);
  • социальное окружение (светское общество, высшее общество, дурное общество);
  • человечество (общество людей или «человеческое общество»).

Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Глубоко научным является представление об обществе как о сложноорганизованной динамичной саморазвивающейся открытой системе. Следует помнить, что система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой что-либо целое, система состоит из подсистем, которые включают в себя отдельные элементы.

Элементы общества
Общности — большие группы людей, образованные по социально значимому признаку, возникающие естественно:

  • классы
  • этносы
  • демографические общности (по полу, возрасту)
  • территориальные общности
  • конфессиональные общности
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей:

  • Семья и брак
  • Государство
  • Производство и распределение
  • Религия
  • Образование
  • Бизнес

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определённых функций.

Функции общества:

  • Экономическая (производство распределение продуктов труда/деятельности)
  • Социальная (Воспроизводство и социализация человека)
  • Политическая (создание общих правил поведения и управление деятельностью)
  • Духовная (создание культуры, удовлетворение духовных потребностей)

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *